Файл: Недоказанные теории прародина славян и вероятные концепции их появления на ВосточноЕвропейской равнине.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
XIX Республиканский конкурс молодых исследователей
«Ступень в науку»
Секция: История. История России
Тема: «Недоказанные теории: прародина славян и вероятные концепции их появления на Восточно-Европейской равнине»
Автор работы:
Шаповалов Владимир Викторович 10 класс
Место выполнения работы:
МБОУ СОШ № 11
Научный руководитель:
Дедегкаева Зарема Аршавировна,
учитель истории, обществознания
высшей квалификационной категории,
Почётный работник общего
образования РФ.
Владикавказ, 2021-2022
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………………….1
Основная часть………………………………………………………………………………………...3
Глава I: Славяне до образования государства Русь……………………………………………...3
Глава II: Теории возможного происхождения и прародины славян…………………………….8
Заключение…………………………………………………………………………………………....11
Список литературы…………………………………………………………………………………...12
Введение
Славяне – крупнейшая в Европе на сегодняшний день группа народов численность которых составляет 300-350 миллионов человек. На данный момент они расселяются на территории Восточной Европы, Балканского полуострова и Азия, но многочисленные, миллионные славянские диаспоры имеются и в Америке, но начался их поход с Восточно-Европейской равнины и сегодня попробую объяснить, как именно они туда попали.
Я считаю тему, выбранную мною актуальной потому, что она включает в себя вопросы ответы, на которые, разделяют историков на несколько значительно отличающихся друг от друга позиций, что позволяет сказать о том, что на эти вопросы до сих пор не дано конкретного, общепризнанного ответа, следуя из чего можно сказать, что тема остаётся и останется актуальной до тех пор, пока в ней имеются пропуски, которые вносят недосказанность в результаты дискуссий о происхождении Руси и древнерусской государственности.
Целью моей работы является изучить и попытаться установить какие факторы могут помочь нам понять и найти наиболее убедительную из нескольких возможных доктрин о концепциях происхождения и прародины славян и возникновения государства Русь.
Задачами моего проекта является анализ литературных материалов и высказываний историков, которые могли бы помочь нам понять, на чём основаны и из чего состоят те или иные концепции, претендующие на титул единственно верных учений, а также попытаться выяснить стоит ли нам доверять трудам и исследованиям немецких академиков, утверждавших о том, что не славяне образовали древнерусское государство, а скандинавы – жители одноимённого европейского полуострова принесли её славянам из вне.
Объект исследования моей работы проявляется в виде процесса возникновения славянской общности на территории Восточно-Европейской равнины.
Предметом исследования исходя из вышесказанного будет являться период возникновения предков славян на территории равнины путём миграции из вне или появления его из коренного населения жившем на равнине.
Для своей работы в качестве методов исследования я склонился к группе множества теоретических видов познания так как на мой взгляд они позволяют наиболее точно отобразить тему исторической работы, её суть и построить наиболее информативное умозаключение нежели это позволят сделать методы исследования свойственные философии эмпиризма, а также доподлинно определять объективную составляющую работы при помощи теоретических сведений об объекте и предмете изучения.
Среди теоретических методов познания я избрал для своей работы анализ, который используется для избирательного выбора необходимой для решения задач и выполнения цели работы, а также сравнение необходимое для получения объективных сведений о суждениях, входящих в состав объекта работы.
Эта работа относится к совокупности теоретических исследований, значимость которой я считаю ценной для рассуждений о том где и как началась история ранних славян, которые основали своё древнерусское государство, потому что происхождение народа, являющегося основателем восточнославянского этноса, является неотъемлемой графой в разделе российской истории ранних времён.
Практическая значимость моего индивидуального проекта заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для получения содержательной информации о мнениях и концепциях ученых и историков в целях повышения уровня грамотности обучающихся изучающих историю России.
В своей работе я использовал литературу, которая способна охарактеризовать ранних славян, их быт и деятельность, показать отношение отечественных и иностранных историков у которых возникали споры непосредственно, касающиеся концепции образования славянского этноса.
При выполнении работы были использованы такие литературные материалы как: «Древняя российская история от начала российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года» автора Михаила Васильевича Ломоносова, доклад Герхарда Фридриха Миллера «История народа и имени российского», «Стратегикон» Маврикия Юстиниана, «Война с готами» Прокопия Кесарийского и другие.
Глава I: Славяне до образования государства Русь
Распад индоевропейской общности приходится на 4-е тысячелетие до нашей эры.1Это событие ознаменовало собой прекращение существования праиндоевропейского языка. Впоследствии это привело к возникновению множества различных языков, таких как: праитальянский, пракельтский, прагерманский, протогреческий и другие. Среди потомков праиндоевропейского языка имеется и прабалтославянский язык на котором говорили предки как славян, так и латышей с литовцами. Именно он считается предком прабалтийского и праславянского языка.
Первые упоминания об антах, склавинах и венедах – племенах, считающихся предками большинства славянских народов датируются «едва прежде царства Юстиниана Великого, однако же сам народ и язык простираются в глубокую древность».2Михаил Васильевич Ломоносов в своих трудах отождествляя могущество и величество древней Руси и Российской империи XVIII века и за полтора тысячелетия едва нашёл в нём приращение. Он показывает величие славян в VI веке «…и могущество сего народа [славенского] не токмо во Фракии, в Македонии, в Истрии и в Далмации было страшно, но и к разрушению Римской империи способствовало весьма много». Этим он объясняет древность российской истории – с первого столетия после рождества Христова за 500 лет невозможно было расплодиться до столь колоссального многолюдства.
Происхождение и древнейший период в истории славян являются важной и вместе с тем сложной проблемой. Дошедшие через многие века до нас письменные данные весьма фрагментарны и скудны. Ограниченный спектр источников представлен немногими сведениями античных деятелей и историков.
Самые первые упоминания о предках славян доходят до нас от древнеримских писателей и историков – Гая Плиния старшего, Публия Корнелия Тацита и Клавдия Птолемея.
Гай Плиний старший, автор «Естественной истории» - древнеримской энциклопедии, написанной в 27 томах и посвящённая лично римскому императору Титу и ставшей прототипом первых энциклопедий большинства стран западной Европы. В своих трудах он включил венедов в список одних из тех племён, которые населяли область на востоке от Вислы и соседствуют с некоторыми другими германскими племенами. 3
Публий Корнелий Тацит, древнеримский историк и один из трёх известнейших писателей античности, в своём произведении, описывающем обычаи и народы древней Германии, упоминает венетов (одна из форм искажения наименования «венеды») как народ, который немалое усвоил из обычаев бастарнов – германского племени мигрировавшего в основном на территорию современной Молдавии во времена, когда не существовало этнонима германцы.4В отрывке из этих трудов он отождествлял их с германцами, потому что они также строили жилища, носили крупные щиты, отличались быстроходной и обученной пехотой, а также разбойничьими шайками пересекают все леса и горы, что и преподносит автор как черту древнегерманского народа.5
Клавдий Птолемей, известный древнеримский деятелей эллинистического периода, занимавшийся научной деятельностью на территории древнеримского Египта. Учёный достиг успехов в сразу нескольких научных сферах, упоминал венедов как многочисленную племенную группу, проживающую на территории европейской Сарматии (позднеантичное название преимущественно восточноевропейского региона) и граничащего с феннами(финнами) на севере и сарматами на юге.6
Все три вышеперечисленных упоминания венедов – праславян, относятся к периоду I-II вв. и все они в совокупности дают мне основания рассуждать о глубокой древности российской истории, ведь деятели римской империи упоминали многолюдстве венедского народа, которого невозможно было бы достичь, считая даты самых ранних упоминания родоначальниками истории древних славян.
Последующие сведения о предках славян датируются примерно через 4 столетия после написания географических трудов Клавдием Птолемеем, они дают гораздо более содержательные представления о быте и обычаях ранних славян, но сведения о них достигли до иностранных писателей через слишком продолжительный промежуток времени, чтобы мы имели возможность иметь полное представление об историческом развитии славянского этноса на протяжении около четырёхсот лет.
В VI вв. византийский историк, секретарь полковника Велизария Прокопий Кесарийский охарактеризовал славян в своей книге «Война с готами», которая относится к периоду конфликтов Византийской империи и Королевства Вестготов (535-554), в ней он содержательно излагает сведения о внешности праславян, их быт, особенности языческого пантеона, а также описывает их вооружённые столкновения с римлянами.
«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Равным образом и во всем остальном, можно сказать, у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещания, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают и реки, и нимф, и всяких других демонов, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они по большей части меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцырей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, довольно варварский, и по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый… Образ жизни у них, как и у массагетов грубый, безо всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они неплохие люди и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы.»7
Иордан, готский историк VI в., родившийся в византийской провинции, Фракии. Точные годы жизни древнего учёного до сих пор доподлинно не известно. За время своей жизни работал на государственной службе нотарием, но известен по миру он благодаря написанию им исторических сочинений и исторических трактатов.
В одном из таких трактатов, посвящённых истории готов до полного и бесповоротного их падения в Италии были найдены упоминания о проживании многочисленной племенной группы венедов у истока реки Вистулы (Вислы), к северу от Альпийских гор, которые по своему расположении наподобие венца укрепляют Дакию. Также в этом же труде он излагает сведения об особенностях названий славян после античного периода и условий дающих им эти названия: «Хотя их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они всё же называются склавенами и антами.»