Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 973
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
638 изучаемому предмету [1]. Так, студенты, обучающиеся на кафедре, имеют возможность, за месяц до начала промежуточной аттестации познакомиться с тестовой базой и, ответив на вопросы тестовых заданий оценить свой уровень подготовки к экзамену.
Преподавателями кафедры составлены тестовые задания различной степени сложности, что позволяет учитывать индивидуальные способности студентов. Банк электронных тестовых заданий включает допускные тесты к экзаменам, а так же к итоговым занятиям по общей и частной микробиологии для студентов по темам «Морфология микроорганизмов», «Физиология микроорганизмов», «Инфекция и иммунитет», «Возбудители кишечных инфекций», «Медицинская вирусология» и др.
Использование современного программного обеспечения предоставляет возможность создания электронных учебно-методических пособий в формате
MS PowerPoint, iSpring Suite 7.1. Такие пособия подготовлены силами преподавателей по следующим темам «Морфология микроорганизмов»,
«Структура бактериальной клетки», «Ферментативная активность бактерий»,
«Физиология микробов», «Генетика микроорганизмов», «Дезинфекция»,
«Инфекция и иммунитет», «Факторы врожденного иммунитета», «Патогенные анаэробы», «Патогенные микобактерии». Мультимедийные учебные пособия содержат теоретический материал, методические указания к самостоятельной подготовке студента к практическому занятию по данной теме, ситуационные задачи, тестовые задания, богато иллюстрированы рисунками и фотографиями.
Размещение электронных пособий на едином образовательном портале университета поможет студентам осуществлять подготовку к занятиям дистанционно.
При проведении различных видов учебных занятий на кафедре широко используются видеофильмы по темам: «Изучение патогенности и вирулентности микроорганизмов», «Фагоцитоз», «Генетика бактерий», «Выделение чистых культур аэробов»,
«Выделение чистых культур анаэробов»,
«Иммуноферментный анализ» и др.
Для слушателей системы послевузовского дистанционного профессионального медицинского образования «Современные требования к организации бактериологической лаборатории» создан один из электронных учебных модулей «Инфекция. Иммунодиагностические реакции и их применение» со сроком освоения 54 академических часа. Методический материал данного модуля представлен на электронных носителях и содержат теоретический материал, таблицы, схемы, фотографии, фонды оценочных средств. Создание таких электронных учебных модулей позволит в дальнейшем осуществлять электронное обучение для врачей по специальности
«Бактериология» [2].
Таким образом, формирование электронной образовательной среды кафедры является условием качественно нового уровня традиционного очного и заочного образования за счет таких факторов как повышение качества учебно- методических материалов и оперативности доступа к ним, улучшение
639 организации учебного процесса, возможности реализовать смешанные
(комбинированные) и дистанционные формы обучения.
Список литературы
1.
Батешов,
Е.А.
Основы технологизации компьютерного тестирования: Учебное пособие.
−
Астана: ТОО «Полиграф-мир», 2011.
−
241 с.
2.
Приказ Министерства образования и науки от 01 июля 2013 г.
№ 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
3.
Пустовой, Н.В. Комплексный подход к развитию электронного и дистанционного обучения в техническом вузе / Н.В. Пустовой // Качество образования. – 2012. – № 9. – С. 20-23.
4.
Федеральный закон от 28.02.2012 № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об образовании” в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
[Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru/2012/03/02/elektronnoe-obuchenie- dok.html (дата обращения:4.04.16).
ВОЗМОЖНОСТИ ВИДЕОЛЕКЦИИ В ПОДГОТОВКЕ
КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА В КЛИНИКЕ ВНУТРЕННИХ
БОЛЕЗНЕЙ
Шатунов А.А., Молчанова Л.Н., Шарова В.Г., Замяткина О.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра внутренних болезней № 2
Кафедра психологии здоровья и коррекционной психологии
Введение. Перераспределение контактных часов учебного плана в пользу практических занятий диктует необходимость переноса лекционного материала на цифровые носители. Благодаря обучению преподавателей технологиям изготовления видеолекций в нашем вузе появилась возможность апробировать различные варианты представления материала.
Цель исследования. Определить эффективность усвоения учебного материала при использовании видео- и традиционных лекций.
Методы исследования. Метод сравнения результатов тестирования на практических занятиях по материалам традиционной и видиолекции.
Результаты. Исследование проведено в 3 этапа:
1этап. Определение оптимальной формы видеолекции.
Для решения этой задачи были записаны 3 варианта видеолекции на тему
«Принципы лечения в кардиологии» для 4 курса лечебного факультета с одинаковой информацией.
640
Вариант 1. На фоне слайдов стандартного оформления (классификации и т.д.) чтение текста.
Вариант 2. Чтение лекций в свободной манере с демонстрацией оригинальных слайдов с последующим монтажом и редактированием текста.
Вариант 3. Запись лекции on line с демонстрацией оригинальных слайдов без последующего редактирования и монтажа.
Указанные варианты были апробированы в группах студентов по 20-25 человек с последующим тестированием по материалам лекции. Оценки учитывались по общепринятой шкале.
Получены следующие результаты:
Вариант 1: неуд. – 10%, удовлет. – 60%, хорошо – 20%, отлично –10%.
Вариант 2: 15, 50, 15, 10%, соответственно.
Вариант 3: 7, 15, 45, 13%, соответственно.
Анализ изложенного позволил определиться с форматом видеолекции
(вариант 3).
2 этап. Определение эффективности видеолекции, выпущенной в виде электронного пособия с приложением контрольных вопросов и тестов [1].
Установлено, что студенты, изучающие материалы по видеолекции, показали более высокие результаты теста с разницей 0,1 балла. Необходимо учесть, что студенты получали видеолекцию как персональное задание для ответа на тестовые задания и контрольные вопросы видеолекции.
Более высокий уровень знаний объясняется «заданностью» материала и возможностью повторного просмотра лекции, рисунков, таблиц и т.д.
Нам представляется важным использование видеоматериалов в виде обязательного задания с последующим контролем. В противном случае нет гарантии, что видеолекцию будут смотреть.
С другой стороны, не каждый клинический материал может быть представлен в видеоформате в режиме on line.
3 этап. Выявление эффективности традиционных и видеолекций.
Для решения этой задачи использовались видеолекци по ЭКГ диагностике, записанные в режиме on line кустарным способом (2012 г) по 6 темам читаемого нами коммерческого курса. На курсы зачисляются желающие изучить ЭКГ студенты старших курсов КГМУ, ординаторы, фельдшеры скорой помощи в количестве до 120 человек в год. Курсы ведутся на кафедре более 20 лет и имеют соответствующий имидж.
Учащиеся мотивированы гарантированным результатом (свободное чтение ЭКГ в пределах знаний врача функциональной диагностики без категории).
Исключительно по материалам лекции проводятся практические занятия, на которых ЭКГ читаются без тематического подбора с выявлением и описанием изложенного на лекции фрагмента, с расширением описания по мере получения нового материала.
Лицам, пропустившим лекции, выдавался диск с видеозаписью, т.к. без прослушивания лекционного материала практическое занятие невозможно
(особенности методики). Проведено сравнение в 2 группах учащихся.
Результаты живой лекции были существенно выше, чем «цифровой». При
641 полной идентичности материала, вплоть до реплик с мест! Это кажется странным. Вероятно, срабатывает эффект «коллективного разума» или эмоциональный фон совместного творчества мотивированных учащихся, что повышает качество усвоения лекционного материала.
В настоящее время мы подготовили к публикации полный ЭКГ курс видеолекций в виде учебно-методических пособий, с включением контрольных вопросов, тестовых заданий и большого банка ЭКГ. К ЭКГ приложены эталоны описания патологии без детализации. Например: экстрасистолия, инфаркт, без патологии и т.д.
Предполагается провести четвертый этап исследования, на котором провести традиционные и очно-заочные циклы обучения (видеолекции + традиционные практические занятия) с последующим сравнением результатов.
Следует отметить, что в клинике видеолекции желательно записывать в
«живой» аудитории и только по темам не связанным с обследованием больного на практических занятиях. Клинические дисциплины невозможно изучить заочно без присутствия рядом наставника, в отличие от непрерывного медицинского образования для дипломированных специалистов [2] имеющих соответствующую базу.
На наш взгляд, подмена традиционного медицинского (очного!) образования виртуальными моделями недопустима и неизбежно приведет к снижению качества подготовки врача [3].
Выводы:
1. Внедрение перспективных цифровых технологий в подготовку практического врача неизбежно.
2. Необходимо дальнейшее изучение возможностей эффективного внедрения видеолекции в практическую подготовку врача.
3. Наибольший эффект видеолекций достигается при их записи в режиме on line с использованием оригинального иллюстративного материала.
4. Перспективно выпускать видеолекции в виде учебно-методического пособия.
5. Эффективность видеолекции возрастает при наличии жесткого контроля их использования.
Список литературы
1.
Шатунов, А.А. Принципы лечения в кардиологии [Электронный ресурс]: Мультимедийное учебное пособие / А.А. Шатунов – текстовое
(символьное) электронное издание (170 МБ). – Курск, 2017. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2.
Шатунов, А.А. Влияние инновационных методов на качество подготовки врача / А.А. Шатунов, В.Г. Шарова, О.В. Замяткина [и др.] // Россия и Европа: связь культуры и экономики: материалы XVII Международной научно-практической конференции (Прага, Чешская республика, 28 февраля
2017 г.). – Прага, 2017. – С. 268-270.
642 3.
Шарова, В.Г. Формирование профессиональных компетенций у студентов на основе внедрения различных форм самостоятельной работы и ее индивидуализации / В.Г. Шарова, А.А. Шатунов, О.В. Замяткина,
А.В. Харченко // Problems and prospects of professional education development in the 21
st century: materials of the VI international scientific conference (Прага,
10-11 апреля 2016 г.). – Прага, 2016. – С. 53-56.
ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Шевченко Е.Ф.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Медико-фармацевтический колледж
В настоящее время здоровье подрастающего поколения является одной из проблем современного общества. Одним из назначений государственного стандарта образования является защита обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья.
Пропаганда здорового образа – основа не только занятий на уроках физической культуры, анатомии, биологии, но и на уроках словесности, а также во внеурочное время. На сегодняшний день накоплено большое количество информации по сохранению и укреплению здоровья человека, поэтому, исходя из требований современности, учитель-словесник должен использовать такую информацию на своих уроках и во внеурочное время как можно чаще [5].
На уроках словесности и во внеурочное время применяются следующие приемы и методы работы по пропаганде и сохранению здорового образа жизни:
1.
Самый доступный и эффективный вид искусства, несущий в себе идеи здорового образа жизни
−
литература. Анализ произведений художественной литературы: «Записки юного врача» М.А. Булгакова, «Палата
№ 6» А.П. Чехова, учит обучающихся формировать ответственность за свое здоровье и бережное отношение к нему.
2. На уроках русского языка и литературы учащихся должны понять, что только здоровый образ жизни делает существование человека полноценным. А доказать это можно примерами из биографий писателей и поэтов. Например, из биографий классиков мы узнаем о том, что А.С. Пушкин принимал ванны со льдом; устроил тир в Михайловском погребе и тренировался в стрельбе из пистолета, выпуская до ста зарядов в утро; обожал верховую езду и много ходил
[3], а Лев Николаевич Толстой был страстным охотником, занимался с гирями, учился кататься на велосипеде, играл в шахматы, обожал гулять по сугробам [4];
М.Ю. Лермонтов часто ездил на минеральные воды, так как он был болезненным ребенком, катался на лошадях, овладел искусством фехтования и мн.др. [2].
Все это говорит о том, что здоровый образ жизни, спортивная закалка, физическая культура и спорт в жизни писателей и поэтов занимали значительное место [2, 3, 4].