Файл: 1. Русский романтизм история, основные течения, периодизация Романтизм.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Обыкновенная история»
Уже в первом романе «Обыкновенная история» (1847) замысел всей трилогии получил оригинальное воплощение. Конфликт между дядей и племянником призван был отразить весьма характерные явления русской общественной жизни 1840 х годов, нравы и быт той эпохи. Вся праздная, мечтательная и аффектационная сторона старых нравов с обычными порывами юности – к высокому, великому, изящному, к эффектам, с жаждою высказать это в трескучей прозе, всего более в стихах.
«Обломов»
Роман «Обломов» - центральная часть романной трилогии. Система образов романа организована по классическому принципу антитезы. Возлежащему на диване «барину» и прожектеру мечтателю Илье Ильичу Обломову автор устраивает своеобразные «очные ставки». Словно на театральных подмостках, последовательно сменяют друг друга персонажи, призванные продемонстрировать Обломову преимущества альтернативного – деятельного – образа жизни. Характеристика намеренно однопланова и тяготеет к нарицательности типа, принятой в поэтике «натуральной школы». Подчеркнуты безликость, бесхарактерность антагонистов Обломова.
«Обрыв»
Обрыв» неизменно осознавался Гончаровым в качестве заключительной части романной трилогии. Действительно, в «Обрыве» без труда обнаружим знакомые по другим романам типы «мечтателя» и «практика» (Райский – Тушин); патриархальный уклад Малиновки живо напоминает идиллию Обломовки, любовная коллизия «Райский – Вера» (а также «Райский – Софья Беловодова») смоделирована по образцу той же ситуации «Пигмалион – Галатея», что и коллизия «Обломов – Ольга» (только в роли Пигмалиона на сей раз выступает собственно мужской персонаж). Роман «Обрыв» является заключительным в трилогии Гончарова. Автор показал читателям о людском разрыве того времени в идейном плане, мировоззрении, что между ними существует некий обрыв, который нельзя преодолеть никак. Можно и иначе трактовать символику романа, который олицетворяет конец крепостнического общества, но ещё и не начало нового времени демократии. Нельзя резко убрать старое и на пустом месте возвести новое, между людьми не должен существовать «обрыв», и никто не должен в него с головой бросаться.
37.А. Пушкин и Е. Баратынский
«Никто более Баратынского не имеет чувства в своих мыслях и вкуса в своих чувствах», - писал А.С.Пушкин в 1827 году, размышляя о поэте, который вызывал в нем своей поэзией восхищение и располагал к дружескому
, духовному единению. Когда в 1831 году умер А.А.Дельвиг, с которым А.С.Пушкина и Е.А.Баратынского связывали более чем дружеские. почти родственные, трогательные отношения. Пушкин познакомился с Баратынским в конце 1818 – начале 1819 года в Петербурге.
Отношения двух поэтов – Пушкина и Баратынского определялись ощущением своей принадлежности к единому дружескому литературному кругу, и похожей, сходной, объединяющей судьбой поэтов-изгнанников. Во второй половине 1826 – начале 1831 годов они наиболее интенсивно общались, главным образом, на литературной почве – сотрудничали в «Московском телеграфе». Была издана книга, соединившая под одной обложкой две поэмы – «Бал» Баратынского и «Граф Нулин» Пушкина (Две повести в стихах. Спб., 1828 г.). Задумывали совместный журнал в Москве после отстранения Дельвига от редактирования «Литературной газеты» в декабре 1830 г.
В стихотворении «Осень», которое Е.А.Баратынский писал в конце 1836 – начале февраля 1837 года и дорабатывал в 1841 году, он размышлял о том, зачем дается жизнь, ради чего поэт постигает ее духовное значение. Строки э стихотворения были связаны с пониманием собственного предназначения и, вероятно, осмыслением трагической судьбы А.С.Пушкина. О его смерти Баратынский узнал, когда сочинял последние строфы стихотворения «Осень». После гибели поэта Баратынский выразил самые нежные к нему чувства в письме к П.А.Вяземскому. В этих его словах – истинное прозрение человека и поэта. Это скорбные и вместе с тем очень личные переживания: «Мы лишились таланта первостепенного, может быть еще не достигшего своего полного развития, который совершил бы непредвиденное, если б разрешились сети, расставленные ему обстоятельствами, если б в последней, отчаянной его схватке с ними судьба преклонила весы свои в его пользу. Не могу выразить, что я чувствую; знаю только, что я потрясен глубоко и со слезами, ропотом, недоумением беспрестанно себя спрашиваю, зачем это так, а не иначе? Естественно ли, чтобы великий человек, в зрелых летах, погиб на поединке, как неосторожный мальчик? Сколько тут вины его собственной, чужой, несчастного предопределения? В какой внезапной неблагосклонности к возникающему голосу России провидение отвело око свое от поэта, давно составлявшего ее славу и еще бывшего (что бы ни говорили злоба и зависть) ее великою надеждой?».
38. Поэмы М. Лермонтова
Поэма – один из главных жанров поэзии Лермонтова. Создавая свои первые лирические поэмы в 1828 году («Кавказский пленник», «Корсар» и др.), поэт испытывает огромное влияние творчества Байрона. Однако это влияние не стало слепым бездушным подражанием или данью моде. Свойственные романтизму вопросы, мучительно переживаемые Лермонтовым в течение всей жизни, снова и снова возникали в различных произведениях и в результате выплеснулись в самых ярких его поэмах – «Демоне» и «Мцыри».
Их сюжеты разрабатывались автором всю его творческую жизнь. В них отражена противоречивость его личности, его художественного мировосприятия, в котором мир не складывается в цельную картину, а изначально раздвоен и противоречив. Стремление воссоединить этические противоречия в своей душе приводит поэта к философским вопросам о смысле жизни, о Боге, о вере, о свободе и воле.
За 27 лет жизни Лермонтов написал 28 поэм. К этому жанру он обращался чаще сего. Большая часть создана в ранний период творчества Лермонтова. Тематически юношеские поэмы тяготеют к двум направлениям — кавказскому и декабристскому. Лермонтов пока еще заимствует отдельные фразы, сюжетные коллизии, заглавия. Юношеские поэмы открывают нам творческую лабораторию поэта, постигающего законы композиции, различные стилистические фигуры, приемы создания художественного образа.
В отличие от предшественников в романтических поэмах Лермонтова сюжет развивается предельно трагически, гибнет не один главный персонаж, но и все окружающие, как близкие по духу, так и враги ("Кавказский пленник" Пушкина и Лермонтова).
Романтический герой нагружается всеми возможными переживаниями и страданиями: несчастной любовью и гибелью возлюбленной, изменой друга, сиротством, национальным угнетением, религиозным преследованием, лишением свободы. Почти все романтические герои герои Лермонтова бегут из тюрьмы, монастыря, одинокого заточения и, конечно, погибают. Лучшей по художественному уровню среди ранних поэм считается "Измаил-бей", где историзм в духе декабристских традиций сочетается с реально-бытовыми и этнографическими подробностями.
К поэме "Мцыри" Лермонтов шел через ранние поэмы "Исповедь" (1830 г.) и " Боярин Орша" (1835 г.). В "Исповеди" определится форма предсмертного монолога, поэтическая строфа (впервые она встречается в переводе Жуковского "Шильонского узника" Байрона). Герой — " отшельник молодой, испанец родом и душой" — томится в неволе.
Из юношеских опытов вырастают два великих романтических образа, созданных поэтом, — это Мцыри и Демон.
Поэма "Мцыри" создана в 1839 г., т. е. тогда, когда в русской литературе больше десятка лет мощно развивается реалистическое направление (Грибоедов, Пушкин, Гоголь). Чтобы романтическое произведение в этот период стало событием и осталось бы таким навсегда, оно должно было быть написано совсем иначе.
Поэма — новаторское произведение-русского романтизма. Уже в эпиграфе, взятом из Библии — сказание об Ионафане, автор подготавливает к исключительной судьбе героя, вводя архетипический образ медовой тропы (он встречается в лирике Лермонтова — "Бульвар" — я в поэме "Боярин Орша" — в сцене осуждения Арсения, где о медовой тропе говорят судьи). В поэме "Мцыри" медовую тропу, т. е. запретную, но желанную, приводящую к гибели, если за персонажем нет защищающего его народа, как в
Легенде об Ионафане, выбирает сам герой. По ней он идет, чтобы «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». Но эта общая идея свободы, типичная для романтического мироощущения, погружена у Лермонтова в конкретное бытие героя -он стремится попасть на родину. Цена, которую Мцыри готов отдать " за несколько минут между крутых и темных скал".родной земли, необыкновенно высока: " рай и вечность" До такого уровня не поднимается ни один персонаж в русском романтизме. Именно эти строки были исключены цензурой.
Мцыри лишается автором обязательной таинственности, нам известна его биография; нет гиперболизма в портрете. Взаимоотношения человека и природы также решаются автором на новом уровне: человек и природа — не соперники, природа — не фон для переживаний, они равноправные участники в огромном и общем космическом мире. Так же, как и человека, Лермонтов изображает природу в различных состояниях. Картины природы в этой поэме особенно ценил Белинский: " Вся природа несла ему (Лермонтову), свои дары,,, когда они писал поэму«. Человек побеждает природу — Мцыри убивает барса, но в этой схватке теряет силы. Природа, ставшая врагом, закрывает герою путь на родину. Только в предсмертные минуты Мцыри вновь наступает единение с природой Герой Лермонтова ощущает себя частью космического мира, си наблюдает разные уровни его — от пропастей ущелья до неба. Сравнение Мцыри с цветком прошло у Лермонтова заметную эволюцию от первых замыслов к поэме «Мцыри».
Романтическая поэма немыслима без любовного мотива. Он начинается встречей убежавшего юноши с грузинкой. Появившись в сюжете лишь раз, ее образ отзовется в другом очень распространенном романтическом образе русалки, ундины, гетевской Лорелеи. Смысл пребывания этих сверхъестественных красавиц всегда одинаков — они подчиняют героя. У Лермонтова, умирающий в бреду Мцыри видит рыбку, слышит ее успокаивающую песню. Набор характерных примет для грузинки и рыбки одинаков (золотая тень — золотая чешуя; голос сладко вольный — серебристый голосок, мрак очей так глубок — взор грустно нежен и глубок). Мцыри приходит в себя, он не подчиняется зову сказочной рыбки остаться с ней в воде, где " привольное житье и холод и покой". Герой Лермонтова не может изменить своему великому идеалу.
Творческая история поэмы " Демон" также начинается с юношеского периода. Тогда образ Демона рассматривается юным автором односторонне: " собранье зол — его стихия". Причиной выбора пути зла героем становится несчастная любовь, измена или смерть возлюбленной. Только во второй половине тридцатых годов образ романтического героя наполняется сложнейшим комплексом размышлений и страданий, а вся поэма приобретает философскую окраску.
В предшествующей литературе ни одну поэму мы не называли философской. Что же есть в лермонтовской поэме, что позволяет относить ее к этому жанру? Это проблема добра и зла, из которой сразу вырастает проблема смысла жизни. Решается эта проблема Лермонтовым на библейском материале, к которому до русского поэта обращались Мильтон, Томас Мур, А. де Виньи, Байрон, Гете и т. д. Каждый из предшественников акцентировал свое понимание вопроса. Лермонтов никого из них не повторяет. Его философская концепция, как и сюжет поэмы, оригинальны и связаны с его творчеством, с присущим ему духом отрицания чуждых идейно-художественных норм.
При всех романтических условностях образ главного героя и современниками и потомками воспринимался как образ не сверхъестественного заоблачного персонажа, а реально страдающего человека. Как автор, как его лучшие современники тридцатых годов, лермонтовский герой стремится к познанию Истины. Именно так определена автором самая характерная черта Демона: познанья жадный. Только обладающий истиной может, по Лермонтову, чувствовать себя свободным, и в поэме выстраивается " цепочка": познание — истина — свобода, а герой утверждает: " Я царь познанья и свободы". За стремление к истине герой изгнан из рая и становится Демоном, злым духом. Он наказан бесплодностью чувств: " И все, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел". Исцелением героя, в соответствии с романтической концепцией, может стать любовь. Но возлюбленная Демона должна отличаться от всех прочих не только необыкновенной красотой. Ее идеальный образ Лермонтов передает в редакции поэмы под названием " редакция Лопухиной" или Берлинская (где она впервые была опубликована). Тамара получает особенный дар «жадной страсти», т. е. способности сопереживания-сострадания (ср. с пушкинской трактовкой «Блажен, кто знает сладострастье...»).
У Демона на пути к любви возникают препятствия. В монастырь к Тамаре он проникает, научившись сострадать, а не презирать. Лермонтов "создает соответствующий образ камня, прожженного слезой, «слезою адскою, как пламень, нечеловеческой слезой». Но следующего испытания — забвения прошлого — Демон пройти не может и не хочет. Ценой бездумного отношения к прошлому счастье для него невозможно. Такое решение характерно было для мыслящего поколения тридцатых годов. О том же независимо от Лермонтова писал Герцен: " Мы живем на рубеже двух миров — оттого особая тяжесть, затруднительность жизни для мыслящих людей. Старые убеждения, все прошедшее миросозерцание потрясены — но они дороги сердцу. Новые убеждения, многообъемлющие и великие, не успели еще принести плода... Множество людей осталось без прошедших убеждений и без настоящих. Другие механически спутали долю того и другого и погрузились в печальные сумерки. Люди внешние предаются в таком случае ежедневной суете; люди созерцательные — страданию: во что бы то ни стало, ищут примирения, потому что с внутренним раздором, без краеугольного камня нравственному бытию человек не может жить«.