Файл: 1. Русский романтизм история, основные течения, периодизация Романтизм.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, в «Демоне» Лермонтов по-новому решает трагедию своего поколения, затерянного в «аравийской пустыне» безвременья, заблудившегося, по словам Чаадаева, в мире. Герой поэмы одинок, хотя подобных ему духов вокруг немало, но они не слышат, не понимают друг друга, не узнают. Для раскрытия внутреннего мира автор использует монолог. Признания Демона созвучны словам Арбенина и Печорина, все они измучены «вечной борьбой без торжества, без примиренья». Как характер романтический Демон в самом себе сочетает противоречивые черты, а его надежды и желания (хочу я с небом примириться, хочу любить, хочу молиться, хочу я веровать добру) осуществиться не могут.
На иной уровень поднимается Лермонтовым проблема, взаимоотношений с природой. Единство чувства и интеллекта, жизни природы и человеческого разума — основа идеального гармонического мира, но героев окружает иной мир, где преступленья, казни, «где не умеют без боязни ни ненавидеть, ни любить». Что остается человеку в таком мире? Для героини смерть, после нее за принесенные страдания рай, но Демону туда не попасть, а герою — вечное одиночество, вечное блуждание в мире без приюта. Вот такая человеческая трагедия стала основой философской поэмы Лермонтова.
39. Периодизация творчества А. Пушкина
В творчестве А.С. Пушкина, самого многогранного русского писателя, создателя русского литературного языка, выделяют семь периодов:
Лицейский период (1811-1817) обычно называют периодом поэтического ученичества. Юный Пушкин овладевает традициями предшественников. Многие его стихотворения, созданные скорее под впечатлением от лицейских уроков, нежели от осмысления жизненного опыта, в это время носят подражательный характер.В этот период написано более трёхсот стихотворений,"К другу стихотворцу", "К Наталье. Самое известное стихотворение этого периода - ода "Воспоминания в Царском Селе", написанная в 1815 году и прочитанная на лицейском экзамене в присутствии Г.Р. Державина.
Петербургский период (1817-1820) начинается в жизни Пушкина по окончании лицея в июне 1817 года. Ему присвоен чин коллежского секретаря и выдано назначение на службу в Коллегии иностранных дел. В столице поэт ведёт активную светскую и литературную жизнь, посещает театры, балы, становится участником литературных кружков "Арзамас" и "Зелёная лампа". Мировоззрение Пушкин пишет стихи гражданского содержания:"Вольность", "К Чаадаеву", "Деревня".
Южная ссылка (1820-1824). В июне 1820 года Пушкин прибыл в Екатеринослав (нынешний Днепропетровск), где пробыл 12 дней и где зародился замысел поэмы "Братья-разбойники" (поэма будет написана спустя год). Начальник Пушкина на юге генерал Инзов предоставил поэту отпуск, и в течение трёх месяцев Пушкин совершает путешествие по югу России, по Крыму и Кавказу. В Бахчисарае рождается замысел поэмы "Бахчисарайский фонтан".
Ссылка в Михайловское (1824-1826) была воспринята Пушкиным болезненно. Ссылка могла продлиться неопределённо долго, поэтому в лирике этого периода звучит тема одиночества, мотив изгнанничества.Одиночество поэта скрашивается только общением с няней Ариной Родионовной. Здесь, в Михайловском, он завершает работу над своим последним романтическим произведением - поэмой "Цыганы" и продолжает работать над романом "Евгений Онегин". В Михайловском Пушкин пишет свои лучшие стихи о любви:"Сожжённое письмо", "Талисман", "Всё в жертву памяти твоей..." ("Признание", "Я помню чудное мгновенье...".
Годы странствий (1826-1830). Встреча Пушкина с Николаем Первым состоялась 8 сентября 1826 года с глазу на глаз. В результате поэт, пообещав не действовать против власти, получил свободу и освобождение от общей цензуры. В этот период происходит ряд важных событий в жизни Пушкина:
-
путешествие на Кавказ, -
знакомство с будущей женой, 16-летней Натальей Николаевной Гончаровой, -
работа совместно с лицейским одноклассником Антоном Дельвигом в "Литературной газете".
В творчестве этого периода преобладает социально-философская и политическая тематика: "Во глубине сибирских руд...", "Анчар", "Арион". Сразу несколько произведений Пушкин посвящает теме Петра Первого: поэму "Полтава", повесть "Арап Петра Великого", стихотворение "Стансы".
Болдинская осень (сентябрь - декабрь 1830) - один из самых плодотворных периодов в творчестве Пушкина. Здесь поэт завершает работу над романом в стихах "Евгений Онегин", пишет пять повестей, составивших цикл "Повести Белкина", цикл "Маленькие трагедии", более тридцати стихотворений, среди которых - "Бесы", ""Прощание", и другие.
Последние годы (1831-1837). 18 февраля (2 марта) 1831 года состоялось венчание Пушкина и Гончаровой в Москве, в церкви у Никитских ворот. После свадьбы молодожёны поселились в доме на улице Арбат, 53, а в мае уехали на несколько месяцев в Царское Село. Осенью Пушкин получает разрешение на работу в государственных архивах для изучения материалов, связанных с эпохой Петра Первого и с историей восстания Пугачёва. В 1833 году Пушкин путешествует по России, посещая места, связанные с пугачёвским восстанием.
В последние годы Пушкин преимущественно пишет прозу: повести "Дубровский", "Египетские ночи", "Пиковая дама", роман "Капитанская дочка". Историческая тема представлена поэмой "Медный всадник", "Историей Пугачёва (пугачёвского бунта)".
В это же время написаны четыре сказки (всего Пушкин написал шесть сказок), "Сцены из рыцарских времён".
40. «Шинель»: вещность в поэтике Н. Гоголя
Автор повести рассказывает нам историю нравственного падения "маленького человека". Правда, винит в этой деградации Гоголь не несчастного Башмачкина, а сильных мира сего, жестокое к человеку общественное устройство (вспомним генерала - "значительное лицо").
Сначала чиновник для письма Башмачкин живёт, подобно праведнику: смиряется с крайней бедностью, терпит издевательские насмешки более удачливых коллег, не замечает тягот, до самозабвения любит свою работу, сравнимую с функционированием пишущей машинки или принтера, внося в неё личное, художественное начало, переселяясь в идеальный мир красивых букв. Но вот его жизнь коренным образом меняется: с появлением мысли о возможности сшить новую шинель персонаж словно душу дьяволу продаёт.
Деформация личности Башмачкина проявляется в том, что за подлинную, высокую жизненную ценность он принимает вещь, составляющую лишь насущную необходимость. Герой заменяет вечные духовные потребности сиюминутными материальными. Действительно, ради вещи герой идет на настоящее самопожертвование. Идея шинели воспринимается им как любовь, возвышенное чувство, высокая мечта, идеал. В повести звучит пародия на романтизм с его устремленностью к идеалу, с этой же точки зрения можно рассматривать и фантастическую развязку – превращение героя в привидение. Обилие сниженных, бытовых деталей, само заглавие повести вступают в противоречие с поэтикой романтизма, что и рождает эффект авторской иронии.
Потеря шинели соответственно изображена как трагедия персонажа. Утрачивая шинель, Акакий Акакиевич утрачивает свой идеал, приходит к смерти, но и после смерти продолжает бороться за шинель – подобно тому, как романтический герой борется за идеал, оказывается охваченным идеей благородной мести.
"Вечная идея... шинели", завладевшая душой бедного Акакия Акакиевича.
41. Борис Годунов как трагический герой.
Личность Бориса Годунова была привлекательна для многих историков, писателей и поэтов. Ведь его достижения были стремительными, а кончина – трагичной. Он начал свою службу обыкновенным дворянином, а затем стал правителем огромной державы. Образ Годунова является поистине трагическим. Желающий добра народу, царь стремится поступить дальновидно, однако он ненавистен людям как притеснитель, преступным образом завладевший престолом. Образ Бориса Годунова в трагедии Пушкина нельзя назвать полностью положительным, ведь он продолжает политику дальнейшего закабаления бедных крестьян, и даже хочет полностью отменить Юрьев день - возможность каждого крепостного в один из дней переходить от власти одного помещика к другому. Тем самым Годунов хочет окончательно закрепить за помещиками власть над крепостными. И такая политика сначала способствует нарастанию недоверия, а затем и враждебному отношению к царю народа. Пушкин задумал "Бориса Годунова" как историко-политическую трагедию. Драма "Борис Годунов" противостояла романтической традиции. Как политическая трагедия она обращена была к современным вопросам: роли народа в истории и природы тиранической власти. В "Борисе Годунове" переплетаются две трагедии: трагедия власти и трагедия народа. В монологе "Достиг я высшей власти" Борис признается в преступлении. Он совершенно искренен в этой сцене, так как его никто не может слышать.
Еще Н.А.Полевой не без иронии заметил, что пушкинский Б.Г. все время уходит. Ремарка «уходит» повторяется с редким постоянством. В первой своей сцене, после коронации, Б.Г, выслушав присягу бояр, уходит поклониться «гробам почиющих властителей России». В пятнадцатой картине просит беседы у Патриарха и сразу уходит. Услышав страшное обвинение Юродивого, опять уходит. В последней своей сцене сообщает Басманову, что «нужно поговорить», и уходит. Почти во всех случаях ремарка «уходит» возникает в момент, когда должен начаться диалог, способный прояснить нечто существенное. Уход буквальный (со сцены, из действия) символизирует психическое состояние Б.Г, его постоянное желание погрузиться в себя, спрятаться от посторонних глаз. Это, однако, не только состояние, но и положение Бориса, который, по его же словам, «отложил пустое попеченье»: став царем, по существу ушел от государственных дел и своих царских обязанностей; тем самым обрек себя на человеческое одиночество и социальную изоляцию.
Б.Г. у Пушкина — носитель трагической вины. Его вина не в убийстве царевича Димитрия. Вина же Б.Г. (вина социальная и онтологическая) в том, что он принял на себя роль, оказавшуюся ему не по силам, взялся за царский гуж и его не выдюжил. Узнав, сколь тяжела шапка Мономаха, столкнувшись с неблагодарностью народа, посчитал лучшим отложить попеченье, полагая это занятие совершенно пустым. За ошибку Б.Г. судит себя сам, в полной мере осознавая, насколько «жалок тот, в ком совесть нечиста». Однако вины своей перед народом Б.Г. так и не понял, расценив как безумство, «когда народный плеск иль ярый вопль тревожит сердце наше». За эту вину, за бессердечие власти судит Б.Г. народ и осуждает его на гибель, отказав в поддержке «мнением народным». В конечном счете Б.Г. расплачивается за то, что все время «уходит». Наступает момент, когда начинают уходить от него — все приближенные, самые доверенные ему лица, подобно Басманову. Однако этот повсеместный уход царя от бояр и народа, народа от царя, всех от всех тем гибелен, что оставляет государство московское в состоянии анархии, делая его легкой добычей для интервентов. Образ Б.Г. вызвал разноречивые толкования в современной Пушкину критике. Н.А.Полевой считал, что характеру героя недостает развития — показано одно лишь состояние предсмертной агонии обреченного на муки совести царя-преступника.
42. Проблематика пьесы Н.Гоголя «Ревизор»