ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 373
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза
Д.Л. Калараша»
ПОРФОЛИО
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ 03.02
ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 03 КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
Студента
Гладковой Марии Дмитриевны
(ФИО)
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Группа ПНК-21
Курс 2
Место прохождения практики: МАОУ Лицей Ступени
Класс: 2 Д
Классный руководитель: Гайдамак Светлана Владимировна
Сроки практики: 01.02.2023-30.03.2023
Методист: Гоголева Ирина Ивановна
Хабаровск, 2023
содержание практики
Раздел 1. Проведение педагогических наблюдений и диагностики, интерпретирование полученных результатов
Задание 1.1 Представьте протокол ознакомительной беседы с классным руководителем.
1.Какие воспитательные цели и задачи самые важные для вас в этом учебном году?
В современном обществе уровень духовно – нравственного воспитания невысок, в своей работе делаю больший акцент на данное направление. Воспитание доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, вежливости, честности, правдивости, дружелюбия, взаимовыручки, привитие семейных ценностей, уважение к своей Родине, знание национальных традиций и т.д..
2.Если у вас концепция воспитательной деятельности? С учетом каких подходов она выстроена?
Я считаю, что в воспитательной деятельности важной ценностью является является ребёнок и его проблемы решаются во взаимодействии со взрослыми. Детство - это не подготовка ребенка ко взрослой жизни, а сама жизнь. С этой целью работаю поэтапно : изучаю ребёнка и семью, создаю условия для самореализации ребёнка; организую активную жизнь детей; создаю комфортные условия защищённости ребёнка в детских сообществах.
3.Как отражается в вашей воспитательной деятельности идеи Воспитания2020?
Свою работу строю с учетом данных рекомендаций.
4.Выделите основные направления вашей деятельности как классного руководителя.
В своей работе выделила бы следующие направления :
- работа с учениками;
-работа с родителями и общественностью;
-взаимодействие классного руководителя с учителями – предметниками;
-работа с учителями в рамках методобъединения;
-работа по оформлению документации.
5.Разработки каких ученых вы используете при организации воспитательной работы с классом и отдельными категориями учащихся?
Читаю тематические методические журналы по организации воспитательной работы. Недавно с удовольствием прочитала «18 форм воспитательной работы с детским коллективом класса» (автор Б.В. Куприянов), «Классные часы в начальной школе» (автор В.М. Лизинский «Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях» (автор Е.Н. Степанов) .
Для работы с родителями: «Педагогическое просвещение родителей» (автор И. Крупина), «Родительское собрание: методика подготовки и проведения» (автор Е.Н. Степанов), «Сюжетное стратегирование: классный руководитель – родители» (авторы Ю.С. Тюнников и М.А. Мазниченко) и т.д..
6.Какие электронные материалы, программы вы используете при организации воспитательной работы?
1. Открытый класс.
2. Электронный журнал «Начальная школа»
3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
4. Инфоурок.
5.«Якласс»
6. «Яндексучебник» и т.д.
7. В какой мере помогают вести воспитательную работу с детьми родители, коллеги, методическое объединение, администрация школы?
В полной: сообща находим ответы на проблемные вопросы и ситуации.
8. В каких профессиональных сетевых сообществах вы состоите как классный руководитель?
1. Экокласс
2. Педсовет и + сообщества п.6
Задание 1.2 Посетите уроки в вашем классе и представьте анализ 3 (трех) уроков с использованием приведенных ниже схем.
Схема 1. Анализ урока с точки зрения педагогического общения (С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина)
Дата: 22.02.2023г.
Учитель: Гайдамак Светлана Владимировна
Урок: Русский язык
Тема: «Третья работа мягкого знака»
№ | Критерии | Анализ |
1. | Краткая общая характеристика урока: цели, задачи, этапы урока, средства, методы и методические приемы, формы обучения на уроке. | Цель урока: создать условия для формирования у детей знания о функции мягкого знака. Задачи урока: Дидактическая: - Научить детей определять наличие женского рода у имён существительных с мягким знаком после шипящих; Развивающая: - Развивать у младших школьников самоконтроль; Воспитательная: - Воспитывать у учащихся уважительное отношение к учителю; Этапы урока: 1. Организационный; 2. Мотивационный; 3. Актуализации знаний; 4. ОНЗ; 5. Закрепления знаний и способов действий; 6. Подведения итогов; 7. Рефлексии; Средства: Учебно-наглядные пособия, карточки-задания. Методы: Объяснение, дискуссии, практический метод. Формы обучения: Индивидуальная |
2. | Стиль педагогического общения: в центре - педагог, в центре - ученики как индивидуальности, открытость или скрытность управленческой работы учителя. | В центре образовательного процесса - ученики, как индивидуальности, это прослеживается в том что учитель не просто ведет урок, а делает так чтобы дети были активными участниками. Скрытность управленческой работы учителя, это прослеживается в том что учитель открыто не организует деятельность учеников, а подталкивает их в самоорганизации на уроке. |
3. | Соответствие педагогического общения целям, этапам, формам и средствам, способам обучения: монологическое, диалогическое или групповое общение; общение как информирование, объяснение, оценка или выявление и доказательство чего-то; соотношение проблемности и информативности; четкость, конкретность, целенаправленность общения; вербальное и невербальное общение; различные виды речевой деятельности (письмо, чтение, аудирование, говорение). | Педагогическое общение соответствует целям, этапам, формам и средствам, учитель придерживался плана конспекта по теме. Способам обучения было переменно то монологическое (объяснение правил, и информирование по теме) то диалогическое общение (после изучения правила учитель закреплял с учениками, при помощи диалога, а также при выполнении заданий ). На уроке также можно было заметить общение такое как информирование (про букву «ь», и о его роли в словах), объяснение (правил написания с слов женского рода у имён существительных с мягким знаком после шипящих). Соотношение проблемности и информативности (все поставленные проблемы, были в течение урока подкреплены соответствующей информацией ). Чёткость, целенаправленность педагогического общения учителя с детьми (учитель не отходил от темы урока, и четко следовал поставленной целе). В основном наблюдалось вербальное общение, различность видов речевой деятельности на уроке- письмо, чтение, говорение. |
4. | Прямое и опосредованное воспитательное воздействие через общение. | Опосредованное воспитательное воздействие на учащихся. Педагог направлял свои усилия не на того ученика, на кого стремится повлиять, а на его окружение. |
5. | Культура речи учителя. Учитель как доброжелательный речевой партнер. | Речь педагога грамматически правильно построенная с ясным и отчетливым произнесением, в определенном темпе, громкости, и с положительным настроем. |
6. | Соотношение прагматичности, логичности и эмоциональности в речевом и в неречевом поведении учителя. | Культура речи учителя. Учитель как доброжелательный речевой партнер. Соотношение прагматичности, логичности и эмоциональности в речевом и неречевом поведении учителя. Был выполнен главный закон прагматичности – не браться за следующее действие, пока полностью не выполнено предыдущее. Присутствовало соотношение прагматичности, логичности и эмоциональности. Эмоциональность проявлялась в темпе речи учителя, паузах, динамике звучания голоса (варьирование его силы), выразительности. |
7. | Сравнительный хронометраж речи учащихся и учителя и ее обоснование. | Больше всего по хронометражу, наблюдалась речь педагога. Так как тема новая, у детей было меньше возможности высказаться, только на этапе актуализации и закрепления знаний и способов действий. |
8. | Внешняя комфортность общения учителя и учащихся на уроке (как учащиеся сидят, насколько свободно они себя чувствуют, насколько целесообразны их речевые и неречевые действия). | Внешнее проявление комфортности учащихся: сидят спокойно; не чувствуют скованности, целесообразны речевые высказывания. Начало урока характеризуется не только сообщением темы, плана урока, но и обсуждением организации учебной деятельности в ходе урока, отдельных этапов урока, совместным с учащимися формулированием целей и задач урока и способов их достижения, установлением контакта с учащимися и настрой на продуктивное общение. Благодаря этому учащиеся свободно себя чувствовали на уроке |
Схема 2. Анализ урока с целью изучения характера взаимоотношений учителя и учащихся.
Дата: 08.02.2023г.
Учитель: Гайдамак Светлана Владимировна
Урок: Математика
Тема: «Геометрические фигуры»
№ | Критерии | Анализ |
1. | Организация работы учеников на разных этапах урока. | Пути организации внимания на всех этапах урока учитель применял разные, например: обращение к учащимся с призывом быть внимательными. Учащиеся проявляли разные виды внимания, имевшие место на уроке, это проявлялось в постоянной форме активной деятельности, ученики с большим вниманием выполняли каждое задание. Учитель чередовал различные виды деятельности. Также следует отметить то, что и учитель временами переключал внимание учащихся при помощи логических связок, пауз, подчеркивания материала. Это способствовало тем, что учитель учитывал возрастные особенности и психологическое состояния каждого ученика. Распределение внимания учащихся требовалось в практической деятельности: записи примеров, решения заданий, при которых необходимо было также слушать пояснения учителя. Класс с данной задачей справлялся преимущественно успешно. Большую роль сыграла мотивация. |
2. | Умение учителя владеть классом, активизировать деятельность учащихся, организовать самостоятельную работу. | У учителя имеется навык владения классом, ученики ее слушают, чувствуется авторитет учителя, но без перегибов. Педагог умеет активизировать деятельность учащихся, в связи с многолетним опытом учитель умело владеет теоретическими знаниями в области возрастной психологии и может настроить детей на работу, по средством смены видов деятельности и форм работы. На данном уроке, учитель не организовывал самостоятельную работу учащихся. |
3. | Индивидуальный подход к учащимся на уроке. | Так как учитель в классе преподает второй год, он уже знает познавательные возможности практически всех учеников, как такового индивидуального подхода не наблюдается, но учитель, не обрывая педагогический процесс, делает скидку на то что у некоторых учеников разная скорость восприятия материала. |
4. | Уровень педагогических требований к работе учащихся, к их ответам, к развитию мышления и речи. | Допустимый уровень педагогических требований к учащимся, они всегда понятные, четкие, в меру строгие. Учитель требует от ребенка ориентируясь на возрастные рамки, и не спрашивает больше того, что подразумевает программа и сам урок. |
5. | Характер постановки вопросов ученикам. | Вопросы имеют побудительный характер, т.е. учитель не оставляет ни один вопрос без ответа, он может помочь ученикам сформулировать ответ. |
6. | Реакция на допускаемые учениками ошибки. | Реакция педагога на допускаемые учениками ошибки – спокойная, учитель не ругает ученика за ошибки, а старается выяснить что именно было не понятно, также ученики понимают, благодаря учителю, что ошибаются все, главное исправить ошибку самому. |
7. | Реплики оценочного характера, аргументация оценок. | Как таковых реплики оценочного характера, на данном уроке, учитель не говорил, кроме таких как «хорошо», «молодец», но это не является полноценными оценочными репликами. Присутствовала аргументация педагогом оценок, когда ученики выходили к доске и у некоторых были ошибки, учитель проговаривал почему он снизил оценку за работу. |
8. | Характер и тон дисциплинарных замечаний. | На данном уроке наблюдался твёрдый характер и требовательный тон дисциплинарным замечаниям. |
9. | Общая эмоциональная и интеллектуальная атмосфера на уроке. | Эмоциональная и интеллектуальная атмосфера была положительная на данном уроке, способствовала продуктивной работе педагога с учащимися. |
10. | Соблюдение норм педагогической этики. Культура общения. | Полное соблюдение норм педагогической этики учителем. Приемлемая культура общения педагога с младшими школьниками. |
11. | Стиль и темп работы учителя, и их влияние на деятельность учащихся (бодрость, решительность, вялость, безучастность и пр.). | Либеральный стиль и средний темп работы учителя, хорошо влияют на деятельность учащихся, которые испытывают бодрость и решительность на уроке, способствуя продуктивной работе младших школьников, при этом положительно влияя на них. |
12. | Как учитель стимулирует успехи учащихся и использует арсенал поощрений? | На протяжении всего урока, учитель стимулировал учеников оценкой за урок, а также устными поощрениями, такими как «молодец», «можешь постараться и сделать еще лучше», в целом арсенал поощрений у учителя небольшой и однообразный. |
13. | Речевое взаимодействие на уроке (культура речи, логическая стройность, эмоциональность и пр.). | Речь учителя построена грамотно, логически правильно, не содержит слов – паразитов. Основу общения учителя с детьми составляет сотрудничество и взаимопонимание. Отношение учеников к учителю, в свою очередь, дружелюбное, доверительное, заинтересованное. Эмоциональный климат на уроке благоприятный. Учителем учитывались возрастные особенности учащихся (характеристики психического и личностного развития), также учитывались возможности учащихся, их сильные и слабые стороны, а также межличностное взаимодействие учащихся друг с другом. |
14 | Вывод | Цели урока достигнуты в полном объеме. Об этом может свидетельствовать достаточно высокий уровень усвоения интерес к выполняемой работе, активность учеников проявление положительных эмоций в течении и в конце урока. В конце урока была проведена рефлексия. Всем активным ученикам выставлены оценки. Все остались довольны. Урок позволил учащимся развить свою культуру работы с терминами. На уроке математики является очень важным осознать значимость изучаемого материала. |
Схема 3. Анализ воспитательного аспекта урока (по Шмаковой Л.П.)
Дата: 01.02.2023г.
Учитель: Гайдамак Светлана Владимировна
Урок: Литература
Тема: «Сказка про рыбку»
№ | Критерии | Количество баллов | |
I. | Целеполагание
2. Актуальность, соответствие возрасту и интересам детей. | 1 балл 1 балл Общее кол-во: 2 балла | |
II. | Влияние личностных качеств педагога
| 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл Общее кол-во: 5 баллов | |
III. | Стиль взаимоотношений учителя и учащихся
| 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 0 баллов 1 балл Общее кол-во: 5 баллов | |
IV. | Содержание материала 1.Воспитательная ценность подобранного материала (соответствие материала воспитательной цели) | 2 балла Общее кол-во: 2 балла | |
V. | Воспитательные возможности урока 1. Реализация воспитательных возможностей, используемых форм, методов и технологий | 1 балл Общее кол-во: 1 балл | |
VI. | Внешние и внутренние условия
| 2 балла | |
2. Подготовленность к уроку классного помещения. | 1 балл Общее кол-во: 3 балла | ||
Итого: | 18 баллов | ||
| |