Файл: Выполнение обязанностей классного руководителя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 378

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценка уровня реализации воспитательного аспекта урока: достаточно высокий: 16-18 баллов.
Задание 1.3 Подберите и опишите 5 диагностических методик, выявляющих уровень развития коллектива младших школьников.

1. Методика «Солнце, тучка, дождик».

Цель:выявить уровень комфортности детей в классе (дома, с друзьями).

Проведение: Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик (три варианта ответа). Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений (объявление инструкции). Учащимся нужно ответить на вопросы и написать то состояние, которое соответствует их настроению.



Обработка (получение количественных результатов): По окончанию опроса, составляется круговая диаграмма процентного соотношения всех результатов.



Интерпретация (получение качественного результата):

солнышко – все хорошо, ребенку комфортно, взаимоотношения в коллективе налажены;

облачко – ребенку не всегда комфортно, есть проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками;

тучка – ребенку некомфортно, взаимоотношения с товарищами по классу не налажены.

*Большая (меньшая) часть учащихся испытывает высокий (низкий) уровень комфорта в классном коллективе.

Вывод: при анализе полученных данных учитель легко делает вывод о самочувствии ребят в классном коллективе.

2. Методика «Аукцион».

Цель: выявить положительные и отрицательные черты классного коллектива.

Проведение: Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых написаны группы слов. Из этих слов ребята должный выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют их класс. Слова могут быть такие: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, весёлый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный и не активный. (Если ребята класса не до конца понимают значение каждого слова, учитель может объяснить им значение каждого прилагательного).

Обработка рез-тов.: за каждое подчёркнутое слово в первой колонке начисляется 1 балл, за каждое подчёркнутое слово во второй колонке баллы не начисляются.

(подсчёт баллов каждого ученика).

Интерпретация рез-тов.:


7-5 баллов свидетельствую о преобладании положительных качеств коллектива и комфортной атмосфере в классе.

4-3 балла свидетельствуют о небольших проблемах в коллективе и лучше скорректировать деятельность, для их устранения.

2-0 балла свидетельствуют о больших проблемах в коллективе и некомфортной атмосфере в классе.

Вывод: если учащиеся выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны и таких мнений большинство, то это говорит о том, что классному руководителю есть над чем работать с детским коллективом.
3. Методика изучения общительности в классе.

Цель: изучить уровень общительности каждого ученика классного коллектива.

Проведение: Учащимся раздаются листы, на которых написаны в столбик цифры от 1 до 20. Учитель зачитывает вопросы (по порядку нумерации, по очереди), на которые дети ,в своих листочках, отвечают знакам «+» если ответ утвердительный, или знаком «-» если ответ отрицательный. Отвечать детям предлагается быстро, не раздумывая.

Вопросы:

  • Много ли у вас друзей?

  • Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей?

  • Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

  • Верно ли, что вам приятнее проводить время за чтением книг и ни за каким-либо другим занятием, чем общаясь с людьми?

  • Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

  • Трудно ли вам включаться в новые компании?

  • Легко ли вам устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

  • Легко ли вы осваиваетесь в незнакомом коллективе?

  • Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

  • Раздражают ли вас окружающие люди, хочется ли вам побить одному?

  • Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

  • Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с, новым человеком?

  • Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

  • Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых или малознакомых вам людей?

  • Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?

  • Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

  • Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?

  • Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

  • Верно ли, что у вас много друзей?

  • Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?



Обработка рез-тов.: каждый положительный ответ + 1 балл. За отрицательный ответ, баллы не начисляются. (подсчёт баллов)

Интерпретация рез-тов.:

Если ученик набирает:

Меньше 10 баллов - уровень развития коммуникативных способностей низкий. Такие люди обычно замкнуты и необщительны, с трудом знакомятся с людьми и не стремятся к этому. Им не нравятся шумные компании, они предпочитают одиночество.

10-13 баллов – средний уровень общительности. Легко знакомятся с людьми при необходимости, не устают от общения, но при удобном случае проводят время за чтением книг или другими занятиями, не любят многословие и частое общение в компании, хотя иногда с удовольствием принимают участие в групповых играх и делах.

14 и более баллов – высокий уровень развития общительности (коммуникативных способностей). Легко сходятся с людьми, одна из радостей в жизни – общение. Имеют много друзей, не боятся выступать перед большой аудиторией. Такие люди не устают от общения.

Вывод: с помощью данной методики можно выявить уровень коммуникативных навыков каждого ученика, для дальнейшей работы с ними (включение в общие дела, например КТД - коллективное творческое дело и т.д.).
4. Методика оценки психологической атмосферы в классном коллективе (цветопись).

Цель: выявить уровень психологического комфорта, сплоченности детского (классного) коллектива.

Проведение: Учащимся раздаются карточки с таблицей. Учитель предлагает детям заполнить второй столбик таблицы с использованием цветных карандашей (фломастеров), при этом используя только 3 цвета: красный (не проявляется в классе), синий (проявляется, но слабо), зелёный (проявляется в классе).


Согласие и взаимопонимание




Увлеченность жизнью класса




Теплота взаимоотношений




Дружба среди ребят




Нет скуки





Обработка рез-тов.: по окончанию тестирования, создаётся диаграмма, с подсчётом всех «голосов».



Интерпретация рез-тов.:

Преобладание зелёного цвета - высокий уровень психологического комфорта или сплочённости учащихся.

Преобладание синего или красного
- низкий уровень психологического контроля или сплочённости учащихся (требуется работа педагога с классным коллективом).

Вывод: Исходя из результатов диагностики, учитель может (не точно) выявить примерный уровень психологического комфорта или сплочённости учащихся в детском коллективе, для дальнейшей работы с ним.
5. Методика «Наши отношения»

ЦЕЛЬ: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

ЗАДАЧИ: Уточнить представления ребят о своём классе.

ИНСТРУКЦИЯ: каждому члену коллектива предлагается самостоятельно отметить номера тех утверждений, с которыми он согласен.

Набор утверждений для изучения дружбы, сплоченности (или конфликтности):

1. Наш класс очень дружный и сплоченный.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет ссор, и конфликтным наш класс назвать нельзя.

4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш, класс назвать нельзя.

5. Наш класс недружный. Часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Набор утверждений для выявления состояния взаимопомощи (или ее отсутствия):

1. В нашем классе принято помогать без напоминания.

2. В нашем классе помощь оказывают только своим друзьям

3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

ОБРАБОТКА Выбираются суждения, которые отмечены большинством учащихся.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосфере в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как он себя ощущает в системе этих отношений.

ВЫВОД: методика хороша тем, что позволяет видеть не только общую картину взаимоотношений в классе, но и психологическое самочувствие ученика.
Задание 1.4 Проведите подобранные методики и представьте количественный и качественный анализ полученных результатов.
1.Методика «Солнце, тучка, дождик»

Цель:выявить уровень комфортности детей в классе.

Обработка: круговая диаграмма процентного соотношения всех результатов.



Интерпретация:

солнышко – все хорошо, ребенку комфортно, взаимоотношения в коллективе налажены;


тучка– ребенку не всегда комфортно, есть проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками;

дождик – ребенку некомфортно, взаимоотношения с товарищами по классу не налажены.
Исходя из результатов методики, можно сделать вывод, что в основном атмосфера класса комфортная, но всё же есть некоторые ученики, у которых есть дискомфорт при нахождении в данном коллективе. Было бы хорошо проработать данную проблему с детьми, которые пока не могут наладить взаимоотношения с одноклассниками. Для этого можно проводить больше мероприятий и игр на сплочение.

2.Методика «Аукцион»

Цель: выявить положительные и отрицательные черты классного коллектива.

Обработка: за каждое подчёркнутое слово в первой колонке начисляется 1 балл, за каждое подчёркнутое слово во второй колонке баллы не начисляются.



ФИ

Количество баллов

1

Воронина Арина

7 б.

2

Насонов Алексей

7 б.

3

Конох Артур

7 б.

4

Марчук Иван

7 б.

5

Карпунин Кирилл

7 б.

6

Черняков Артём

7 б.

7

Ким Роберт

7 б.

8

Коваленко Оскар

7 б.

9

Шутов Павел

7 б.

10

Сологуб Степан

7 б.

11

Коровкина Виталина

7 б.

12

Панахов Теймур

6 б.

13

Марченко Роман

6 б.

14

Садовникова Дара

6 б.

15

Алексеева Валерия

6 б.

16

Худайкулова Адель

6 б.

17

Чижова Эмилия

6 б.

18

Чупрынов Иван

5 б.

19

Халикова Милана

4 б.

20

Глушанин Даниил

4 б.

21

Савчук Арсений

4 б.

22

Корнева Мария

3 б.

23

Меркулов Юрий

3 б.

24

Дорожкин Арсений

2 б.