ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 378
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оценка уровня реализации воспитательного аспекта урока: достаточно высокий: 16-18 баллов.
Задание 1.3 Подберите и опишите 5 диагностических методик, выявляющих уровень развития коллектива младших школьников.
1. Методика «Солнце, тучка, дождик».
Цель:выявить уровень комфортности детей в классе (дома, с друзьями).
Проведение: Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик (три варианта ответа). Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений (объявление инструкции). Учащимся нужно ответить на вопросы и написать то состояние, которое соответствует их настроению.
Обработка (получение количественных результатов): По окончанию опроса, составляется круговая диаграмма процентного соотношения всех результатов.
Интерпретация (получение качественного результата):
солнышко – все хорошо, ребенку комфортно, взаимоотношения в коллективе налажены;
облачко – ребенку не всегда комфортно, есть проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками;
тучка – ребенку некомфортно, взаимоотношения с товарищами по классу не налажены.
*Большая (меньшая) часть учащихся испытывает высокий (низкий) уровень комфорта в классном коллективе.
Вывод: при анализе полученных данных учитель легко делает вывод о самочувствии ребят в классном коллективе.
2. Методика «Аукцион».
Цель: выявить положительные и отрицательные черты классного коллектива.
Проведение: Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых написаны группы слов. Из этих слов ребята должный выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют их класс. Слова могут быть такие: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, весёлый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный и не активный. (Если ребята класса не до конца понимают значение каждого слова, учитель может объяснить им значение каждого прилагательного).
Обработка рез-тов.: за каждое подчёркнутое слово в первой колонке начисляется 1 балл, за каждое подчёркнутое слово во второй колонке баллы не начисляются.
(подсчёт баллов каждого ученика).
Интерпретация рез-тов.:
7-5 баллов свидетельствую о преобладании положительных качеств коллектива и комфортной атмосфере в классе.
4-3 балла свидетельствуют о небольших проблемах в коллективе и лучше скорректировать деятельность, для их устранения.
2-0 балла свидетельствуют о больших проблемах в коллективе и некомфортной атмосфере в классе.
Вывод: если учащиеся выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны и таких мнений большинство, то это говорит о том, что классному руководителю есть над чем работать с детским коллективом.
3. Методика изучения общительности в классе.
Цель: изучить уровень общительности каждого ученика классного коллектива.
Проведение: Учащимся раздаются листы, на которых написаны в столбик цифры от 1 до 20. Учитель зачитывает вопросы (по порядку нумерации, по очереди), на которые дети ,в своих листочках, отвечают знакам «+» если ответ утвердительный, или знаком «-» если ответ отрицательный. Отвечать детям предлагается быстро, не раздумывая.
Вопросы:
-
Много ли у вас друзей? -
Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей? -
Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми? -
Верно ли, что вам приятнее проводить время за чтением книг и ни за каким-либо другим занятием, чем общаясь с людьми? -
Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту? -
Трудно ли вам включаться в новые компании? -
Легко ли вам устанавливать контакты с незнакомыми людьми? -
Легко ли вы осваиваетесь в незнакомом коллективе? -
Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком? -
Раздражают ли вас окружающие люди, хочется ли вам побить одному? -
Нравится ли вам постоянно находиться среди людей? -
Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с, новым человеком? -
Любите ли вы участвовать в коллективных играх? -
Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых или малознакомых вам людей? -
Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию? -
Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей? -
Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию? -
Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей? -
Верно ли, что у вас много друзей? -
Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
Обработка рез-тов.: каждый положительный ответ + 1 балл. За отрицательный ответ, баллы не начисляются. (подсчёт баллов)
Интерпретация рез-тов.:
Если ученик набирает:
Меньше 10 баллов - уровень развития коммуникативных способностей низкий. Такие люди обычно замкнуты и необщительны, с трудом знакомятся с людьми и не стремятся к этому. Им не нравятся шумные компании, они предпочитают одиночество.
10-13 баллов – средний уровень общительности. Легко знакомятся с людьми при необходимости, не устают от общения, но при удобном случае проводят время за чтением книг или другими занятиями, не любят многословие и частое общение в компании, хотя иногда с удовольствием принимают участие в групповых играх и делах.
14 и более баллов – высокий уровень развития общительности (коммуникативных способностей). Легко сходятся с людьми, одна из радостей в жизни – общение. Имеют много друзей, не боятся выступать перед большой аудиторией. Такие люди не устают от общения.
Вывод: с помощью данной методики можно выявить уровень коммуникативных навыков каждого ученика, для дальнейшей работы с ними (включение в общие дела, например КТД - коллективное творческое дело и т.д.).
4. Методика оценки психологической атмосферы в классном коллективе (цветопись).
Цель: выявить уровень психологического комфорта, сплоченности детского (классного) коллектива.
Проведение: Учащимся раздаются карточки с таблицей. Учитель предлагает детям заполнить второй столбик таблицы с использованием цветных карандашей (фломастеров), при этом используя только 3 цвета: красный (не проявляется в классе), синий (проявляется, но слабо), зелёный (проявляется в классе).
Согласие и взаимопонимание | |
Увлеченность жизнью класса | |
Теплота взаимоотношений | |
Дружба среди ребят | |
Нет скуки | |
Обработка рез-тов.: по окончанию тестирования, создаётся диаграмма, с подсчётом всех «голосов».
Интерпретация рез-тов.:
Преобладание зелёного цвета - высокий уровень психологического комфорта или сплочённости учащихся.
Преобладание синего или красного
- низкий уровень психологического контроля или сплочённости учащихся (требуется работа педагога с классным коллективом).
Вывод: Исходя из результатов диагностики, учитель может (не точно) выявить примерный уровень психологического комфорта или сплочённости учащихся в детском коллективе, для дальнейшей работы с ним.
5. Методика «Наши отношения»
ЦЕЛЬ: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
ЗАДАЧИ: Уточнить представления ребят о своём классе.
ИНСТРУКЦИЯ: каждому члену коллектива предлагается самостоятельно отметить номера тех утверждений, с которыми он согласен.
Набор утверждений для изучения дружбы, сплоченности (или конфликтности):
1. Наш класс очень дружный и сплоченный.
2. Наш класс дружный.
3. В нашем классе нет ссор, и конфликтным наш класс назвать нельзя.
4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш, класс назвать нельзя.
5. Наш класс недружный. Часто возникают ссоры.
6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
Набор утверждений для выявления состояния взаимопомощи (или ее отсутствия):
1. В нашем классе принято помогать без напоминания.
2. В нашем классе помощь оказывают только своим друзьям
3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
5. В нашем классе не принято помогать друг другу.
6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.
ОБРАБОТКА Выбираются суждения, которые отмечены большинством учащихся.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосфере в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как он себя ощущает в системе этих отношений.
ВЫВОД: методика хороша тем, что позволяет видеть не только общую картину взаимоотношений в классе, но и психологическое самочувствие ученика.
Задание 1.4 Проведите подобранные методики и представьте количественный и качественный анализ полученных результатов.
1.Методика «Солнце, тучка, дождик»
Цель:выявить уровень комфортности детей в классе.
Обработка: круговая диаграмма процентного соотношения всех результатов.
Интерпретация:
солнышко – все хорошо, ребенку комфортно, взаимоотношения в коллективе налажены;
тучка– ребенку не всегда комфортно, есть проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками;
дождик – ребенку некомфортно, взаимоотношения с товарищами по классу не налажены.
Исходя из результатов методики, можно сделать вывод, что в основном атмосфера класса комфортная, но всё же есть некоторые ученики, у которых есть дискомфорт при нахождении в данном коллективе. Было бы хорошо проработать данную проблему с детьми, которые пока не могут наладить взаимоотношения с одноклассниками. Для этого можно проводить больше мероприятий и игр на сплочение.
2.Методика «Аукцион»
Цель: выявить положительные и отрицательные черты классного коллектива.
Обработка: за каждое подчёркнутое слово в первой колонке начисляется 1 балл, за каждое подчёркнутое слово во второй колонке баллы не начисляются.
№ | ФИ | Количество баллов |
1 | Воронина Арина | 7 б. |
2 | Насонов Алексей | 7 б. |
3 | Конох Артур | 7 б. |
4 | Марчук Иван | 7 б. |
5 | Карпунин Кирилл | 7 б. |
6 | Черняков Артём | 7 б. |
7 | Ким Роберт | 7 б. |
8 | Коваленко Оскар | 7 б. |
9 | Шутов Павел | 7 б. |
10 | Сологуб Степан | 7 б. |
11 | Коровкина Виталина | 7 б. |
12 | Панахов Теймур | 6 б. |
13 | Марченко Роман | 6 б. |
14 | Садовникова Дара | 6 б. |
15 | Алексеева Валерия | 6 б. |
16 | Худайкулова Адель | 6 б. |
17 | Чижова Эмилия | 6 б. |
18 | Чупрынов Иван | 5 б. |
19 | Халикова Милана | 4 б. |
20 | Глушанин Даниил | 4 б. |
21 | Савчук Арсений | 4 б. |
22 | Корнева Мария | 3 б. |
23 | Меркулов Юрий | 3 б. |
24 | Дорожкин Арсений | 2 б. |