Файл: Выполнение обязанностей классного руководителя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 376

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел 4. Определение целей и задач, планирование работы с родителями. Обеспечение взаимодействия с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания. Анализ результатов работы с родителями

Задание 4.1 Изучите опыт организации работы классного руководителя с родителями в современных условиях.

3.Беседа про организацию работы классного руководителя с родителями в современных условиях.

1. В какой мере родители, родительский комитет помогают вести воспитательную работу с детьми?

Сотрудничество учителя с родителями делает их союзниками и единомышленниками, положительно влияет на решение проблем воспитания. А ребёнок воспринимает их как единое целое.

2. Что лежит в основе вашего взаимодействия с родителями учеников?

В основе лежат коллективные формы: тематические родительские собрания (классные и общешкольные), собрания с обменом опытом воспитания, родительский лекторий; встречи с администрацией, учителями класса.

Групповые формы: взаимодействие с родительским комитетом; групповые консультации; практические занятия с родителями; тренинги; встречи с отцами.

Индивидуальные формы: беседа; разговор; консультация; выполнение индивидуальных поручений; совместный поиск решения проблемы; переписка.
3. Как можно организовать работу с родителями в формате онлайн? Алгоритм подготовки онлайн-встречи с родителями. В чем трудности организации работы с родителями в формате онлайн, на что необходимо обратить внимание?

Я работала с родителями в Zoom, Skype. Дистанционное общение с родителями предполагает более ответственный подход к передаваемой информации, чем при «живом» общении. При построении эффективного общения с родителями необходимо обратить  особое внимание на качество подачи материала на расстоянии. Стараюсь, чтобы  информация была сжатая, конкретная.

Алгоритм подготовки онлайн-встречи с родителями:

1. Выбрать тему встречи с учетом часто задаваемых родителями вопросов и текущей обстановки, а также определить цель и задачи встречи.

2. Для более эффективной подготовки материалов онлайн-встречи предварительно направить тему и определить сроки сбора вопросов по заданной теме от родителей, используя удобные и привычные каналы связи.


3. Составить план-сценарий онлайн-встречи, в том числе с учётом заданных родителями вопросов.

4. При подготовке и проведении онлайн-встречи использовать презентации, полезные ссылки, фото (изображения), видеоролики.

5. По возможности и при необходимости пригласить специалистов, интересных людей, в том числе из числа родителей, для участия в онлайн-встрече (например, в качестве эксперта для высказывания мнения и/или ответа на вопросы, актуальные для онлайн-встречи).

6. Предварительно напомнить родителям о дате и времени проведения онлайн-встречи, используя удобные и привычные каналы связи.

Трудности организации работы с родителями в формате онлайн:

  1. Родители могут быть изначально негативно настроены на подобную форму взаимодействия, поскольку им сложно воспринимать информацию с экрана монитора, общаться в чате и не иметь возможности вести открытый диалог.

  2. Многие участники мероприятия могут отнестись к нему несерьезно, поскольку для них интернет — это в первую очередь источник развлечения. Необходимо понимать, что некоторые родители могут отвлекаться на телефон или повседневные дела.

  3. Проблемы со связью — неприятная норма отечественной интернет-коммуникации, из-за которой родители могут упускать часть собрания и обсуждения некоторых вопросов.

  4. Участники встречи могут присутствовать на эфире с телефона или компьютера, а потому им особенно важно предварительно протестировать подключение к выбранной для собрания платформе.




  1. Какие проблемы в работе с родителями у вас встречаются? Какими способами они разрешаются?

Часто в учительской среде говорят: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». И это правда.

Основные проблемы:

  1. Родители отмахиваются от советов учителя.

  2. Избегают родительских собраний.

  3. Жалуются: «Я ничего не могу поделать».

К неудачам и трудностям ребенка родитель относится лично, пристрастно, поскольку он в какой-то степени воспринимает как показатель своей собственной успешности: если мой ребенок благополучен, значит, я хороший родитель. Родитель никогда не сможет относиться к своему ребенку так же объективно и беспристрастно, как это делает педагог. Поэтому и возникают трудности с некоторыми родителями.



Способы взаимодействия с родителями:

  1. Выразить сочувствия всегда уместно: «Да, это действительно непросто», «Конечно, вам было обидно» – такие фразы не занимают много времени, но помогают родителю почувствовать, что учитель его слышит и понимает.

  2. Также необходимо подчеркивать, что имеющиеся у ребенка трудности свойственны многим детям этого возраста, понятны и разрешимы.

  3. Для создания позитивного настроя можно подчеркивать позитивную мотивацию родителя, отмечать усилия, которые он прилагает для ребенка: «Замечательно, что вы стремитесь создать для ребенка эмоционально комфортную атмосферу», «Ваш авторитет для ребенка очень велик», «У вас с ребенком прекрасный контакт, он вам очень доверяет».

  4. Стать для родителя союзником, а не противником: «И для нас, и для вас важно, чтобы ребенок получил хорошее образование».

  5. Поставить родителя в позицию «эксперта». «Никто не знает вашего ребенка так хорошо, как вы».

  6. При обсуждении стратегии помощи ребенку важно давать конкретные и понятные рекомендации: «Вашему ребёнку очень важно научиться быть более самостоятельным. Давайте обсудим, в каких областях его жизни вы могли бы дать ему больше независимости и как именно эта независимость будет проявляться».

  7. После завершения разговора полезно получить от родителя обратную связь: «Что вы думаете по поводу того, что мы с вами обсуждали?», «Что из этого вы сможете применить?»




  1. Как вы организуете работу с родительским комитетом класса? Какие трудности у вас встречаются и какими способами они разрешаются?

В 1 классе на первом собрании выбирается родительский комитет, остальные родители делятся на 4 группы и работают по четвертям. В родительском комитете выбирается « Казначей» , « Председатель» и « Заместитель председателя», « АХЧ» « Организатор праздников и выходов». Родительский комитет предлагает родителям совместные дела родителей и детей: спортивные соревнования, праздники, туристические походы, огоньки, музеи ,выставки и оказывает помощь в подготовке и проведении данных мероприятий.
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов успешна, потому что дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
Сплоченность родительского коллектива, желание родителей быть участниками образовательного и воспитательного процесса учащихся во многом зависят от организации всей работы классным руководителем.


Трудностей нет.



  1. Какие платформы, мессенджеры используется в работе классного руководителя.

1. Открытый класс.

2. Электронный журнал «Начальная школа»

3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

4. Инфоурок.

5.«Якласс»

6. «Яндексучебник» и т.д.
Задание 4.2 В ходе беседы с классным руководителем изучите особенности индивидуальной работы с родителями. Представьте алгоритм индивидуальной работы классного руководителя с родителями.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют учитель и родители. Начинаю с анкетирования, анкета заполняется дома родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания учеников. Провожу индивидуальные беседы с родителями о характере ребёнка, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирую родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. По необходимости приглашаю на индивидуальные консультации и беседы - консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Принципы успешного кон­сультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Часто использую переписку с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или далеко живут.


 Алгоритм индивидуальной работы (беседы) с родителями учеников.


Организация индивидуальной встречи с родителями:


Приглашая родителей для беседы важно использовать правильные формулировки.

Не следует начинать разговор со следующих фраз:



заранее договориться о времени встречи;

помещение чтобы никто не мешал;


  • Я хотела (бы) с вами поговорить. Я думаю, ваш ребёнок мог бы учиться лучше. Давайте вместе подумаем, что можно сделать.

  • Мне хотелось бы с вами встретиться, обсудить трудности поведения вашего ребёнка посоветоваться, может быть, вместе придумаем, как ему помочь.

  • У вашего ребёнка совсем плохие дела.

  • Ваш ребёнок совсем перестал учиться, ничего не делает.

  • Вы задумайтесь, скоро экзамены, а ваш, ведь не сдаст.




Построение беседы с родителями:

  • поблагодарите родителя за то, что пришёл (не важно, работает или сидит дома и является только после пятого приглашения)

  • выразите надежду, что совместными усилиями удастся справиться с возникшими трудностями

  • расскажите о текущей ситуации ребёнка, отметьте все возможные позитивные моменты, которые только можно найти.

  • излагаем ситуацию: есть некоторые трудности и проблемы, которые мешают. Старайтесь сохранять дружеский, доверительный тон разговора, будьте готовы понять позицию собеседника. Поинтересуйтесь мнением собеседника, какой видится ситуация ему, и тут же спросите: «Как вы думаете, что можно сделать?» Обязательно выслушайте его до конца. Стараясь максимально приблизить собеседника к тому, в чём проблема и как её можно решить.




В разговоре уместны следующие высказывания:

- Я понимаю. Что трудно, придя с работы, проконтролировать ситуацию в полной мере. Наверное, что-то получается, что-то нет (полувопрос)

- Я сама мама и знаю, как это трудно, ведь идеальных ситуаций не бывает.

- Это же ваш ребёнок, никто не знает его лучше, чем вы.


В разговоре не стоит употреблять такие выражения, как:

- Конечно, если ребёнком не заниматься, так он и будет одни двойки получать.

- Меня не интересует, какие у вас проблемы на работе, значит, найдите возможности…

- Если вас не устраивает наша школа, ищите другую.


Для улучшения взаимоотношения взаимопонимания с родителями, позитивного общения постарайтесь:

- избегать безапелляционных высказываний;

- сохранять доверительный тон сотрудничества,

- не использовать обобщающих штампов;

- оценивать ситуацию по принципу «здесь и сейчас»

- не преувеличивать и не преуменьшать текущие трудности учащихся.