Файл: М. В. Ломоносова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Экономический факультет Экономический факультет микроэкономика микроэкономика вводный курс вводный курс учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 317

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
покупатель может позволить себе купить большее количество этого товара — это и есть действие эффекта дохода. При этом, если цены других товаров не изменились, то подешевевший товар становится более привлекательным для покупателя, и он может сократить коли- чество покупаемых товаров, цена которых не снизилась, а за счет сэ- кономленных денег приобрести большее количество товара, который подешевел — таким образом действует эффект замещения.
Обратная зависимость между ценой на благо и приобретаемым ко- личеством наблюдается не только для отдельного индивида, но и в ры- ночных сделках в целом. Покупатели сокращают покупки, сталкиваясь с ростом цены на благо, и увеличивают их при снижении цены на него. Экономической теорией была разработана модель спроса, кото- рая позволила описать данное явление в более систематизированном и формальном виде. Функция спроса — это зависимость, существую-
щая между ценой товара и его максимальным количеством, которое по-
купатели готовы приобрести на некотором рынке за определенный период
времени.
В этом, на первый взгляд, замысловатом определении описы- ваются очень простые и интуитивно очевидные явления. Чтобы разо- браться в них, сначала нужно конкретизировать некоторые понятия.
Во-первых, когда мы говорим «некоторый рынок в определенный период времени», то имеем в виду рынок конкретного блага и объем покупок, сделанных в течение конкретного периода. Интересующий нас рынок должен быть определен во времени и пространстве — только тогда наше рассуждение будет иметь экономический смысл.
Во-вторых, выражение «покупатели готовы приобрести» означает, что их субъективное желание купить данный товар подкреплено матери- альной возможностью. Иными словами, покупатель, формирующий спрос на некоторое благо, хочет и может его купить. Небогатый ино- городний студент хотел бы снять квартиру и уехать из общежития, но реальные рыночные цены таковы, что тех средств, которые он в со- стоянии выделить на оплату жилья, хватает только на комнату в от- даленном районе. Поэтому такой студент будет участвовать в форми- ровании спроса на сдаваемые комнаты, а на рынке сдаваемых квартир он, как покупатель, не будет представлен. И, наоборот, тот же студент мог бы себе позволить каждый день ходить в «Макдоналдс», но он беспокоится о своем здоровье и предпочитает питаться дома. Гамбур- геры и картофель-фри он не станет есть, даже если их будут раздавать бесплатно. Таким образом, в случае с квартирой покупатель хочет, но не может приобрести данное благо, а в случае с «Макдоналдсом» — может, но не хочет.
Понятие «функция» связывает изменения одной величины (зна- чения функции) с изменениями другой (аргумента). Прямая функция спроса связывает количество товара с ценой на него. В этом случае количество товара будет зависимой переменной (значением функции),
66
Раздел I. Основы микроэкономического анализа

а цена на товар — независимой, т. е. аргументом. Если обозначить ко- личество товара Q (от англ. quantity), а цену — P (от англ. price), то аналитическое выражение функции спроса примет вид:
Qd
= f(P),
где Qd — количество товара, на которое предъявляется спрос (индекс d — от англ. demand, спрос).
Функция спроса может быть обратной, описывая зависимость цены, на которую согласны покупатели, от количества товара, кото- рое есть на рынке. В этом случае величина спроса будет аргументом, а цена — значением функции: P
D
= f
(Q).
Прежде чем мы приступим к более подробному анализу функ- ции спроса, необходимо ввести еще одно важное понятие. Величина
спроса
— это максимальное количество товара, которое потребители
готовы приобрести по конкретной цене.
Нужно четко различать спрос и величину спроса. Величина спроса — это некоторое значение пере- менной Q. А спрос — это вся функция, вся совокупность взаимосвя- занных значений цены товара P и его количества Q. В дальнейшем понятие «спрос» будет использоваться, когда речь зайдет о функции вида Qd = f(P), а понятие «величина спроса» будет применяться для обозначения некоторого конкретного количества товара Q, на которое предъявляется спрос при определенной цене.
На рис. 2.1 графическое изображение кривой спроса демонстрирует стандартную отрицательную зависимость между ценой и величиной спроса, при условии неизменности всех остальных факторов, влия- ющих на решение покупателя о количестве приобретаемого товара.
При изменении цены происходит перемещение по неизменной кривой спроса вверх (при росте цены), либо вниз (при понижении цены), как показано на рис. 2.1.
Функция спроса отражает зависимость между всеми возможными ценами на товар, которые откладываются на вертикальной оси, и ко- личеством товара, который покупатели готовы приобрести по каждой из цен на данном рынке за рассматриваемый период, величина кото- рого откладывается на горизонтальной оси.
Для упрощения моделирования рыночного взаимодействия часто используют линейный вид функции спроса
1
. Два свой ства функции спроса — отрицательный характер зависимости и линейность — по-
1
В процессе выявления основных закономерностей взаимодействия спроса и предложения при достижении рыночного равновесия линейные функции достаточ- но наглядно описывают происходящее и не искажают результатов. Допущение линей- ности используемых функций значительно упрощает математический аппарат, необ- ходимый для аналитического представления модели. По этой причине в дальнейших рассуждениях будут использоваться линейные функции и спроса, и предложения.
Глава 2. Теория ценообразования: спрос, предложение и рыночное равновесие 67

зволяют нам получить графическое изображение модели спроса на рис. 2.2. На первый взгляд такой вид функции спроса, имеющей точки пересечения с осями, кажется не реалистичным. Действительно, вряд ли мы встретим в магазине ценник, где указана цена «ноль». Также сложно представить ситуацию, чтобы назначали цену, по которой никто не будет покупать товар. Но если принять во внимание, что на практике мы сталкиваемся с разбросом цен на товар не от уров- ня «ноль», до «заоблачных значений», а на довольно незначительном интервале, то в рассматриваемом диапазоне цен отрезок нелинейной кривой спроса вполне допустимо рассматривать как линейный.
P
P
1
P
2
P
3
Q
Q
1
Q
2
Q
3
const
Qd
= ƒ(
P
, Pa, Pb, I, F, S, W… )
F, S, W
t
D
Рис. 2.1. Линия спроса. Изменение величины спроса
при изменении цены
D
P
P
1
P
2
P
3
Q
Q
Q
2
Q
3
Qd = ƒ( P, Pa, Pb, I, F, S, W… )
const
Į
a
1
Рис. 2.2. Графическое отображение линейной функции спроса
68
Раздел I. Основы микроэкономического анализа

Аналитически отрицательную линейную зависимость величины спроса от цены можно представить в виде:
Qd = a — bP,
где Qd — величина спроса на товар, P — цена товара, коэффициенты а и b
(a, b > 0) характеризуют положение графика функции на координатной пло- скости.
Математически величина коэффициента а — это расстояние по горизонтальной оси, на которое график удален от начала коорди- нат, а коэффициент b характеризует угол наклона графика (tg угла α на рис. 2.2). Оба эти коэффициента имеют важный экономический смысл. Коэффициент а показывает максимальное количество това- ра, которое потребители готовы приобрести по нулевой цене, т. е. со- гласны взять бесплатно (потребность в товаре). Таким образом, при
P
= 0 объем спроса Q = а. Коэффициент (–b) показывает, как из- менится величина спроса на товар при изменении цены на единицу
(на 1 руб.): –b = ∆Q/∆P. Отрицательная зависимость между величиной спроса и ценой отражается в противоположных направлениях проис- ходящих изменений. Если цена товара растет (∆P > 0), то величина спроса падает (∆Q < 0), и наоборот. Точка пересечения графика спроса с вертикальной осью показывает резервную цену, при которой величи- на спроса будет равна нулю, т. е. при такой высокой цене не найдется желающих приобретать данный товар: Q = 0, если P = a/b.
Отрицательная зависимость между ценой товара и объемом его по- купок имеет так мало исключений, что, по сути, становится законом.
Закон спроса
говорит о том, что при продаже блага на рынке его мак- симальный объем, который готовы приобрести покупатели, будет тем больше, чем ниже цена при прочих равных условиях.
Изменение спроса и его факторы
«Прочие равные условия», на которые обращается внимание в законе спроса, это другие (кроме цены данного товара и его ко- личества) факторы, характеризующие отношение потребителей к данному благу. Изменение этих факторов отражается в модели сме- щением графика на координатной плоскости, а также новой формой функциональной зависимости между величиной спроса и ценой — другими значениями коэффициентов a и b. В отличие от действия закона спроса, который утверждает, что изменение цены приводит к изменению величины спроса, и графически выражается переме- щением по неизменной линии спроса, изменение любой неценовой причины, влияющей на количество покупаемого товара, выразится в сдвиге линии спроса. В таких случаях говорят о том, что изменил-
ся спрос
. Если наблюдается действие «неценовых» факторов, то при неизменной цене происходит перемещение на новую линию спроса,
Глава 2. Теория ценообразования: спрос, предложение и рыночное равновесие 69

как показано на рис. 2.3, и в таких случаях говорят, что формируется новая функция спроса.
Так увеличение спроса на рис. 2.3 представлено перемещением ли- нии спроса из положения D
2
в положение D
3
. Смещение линии вправо показывает, что при каждой прежней цене величина спроса оказы- вается больше. Если трактовать данный сдвиг как смещение вверх, он будет означать, что каждое прежнее количество блага потребители готовы покупать по более высокой цене.
D
1
P
Q
Q
1
Q
2
Q
3
Qd
= ƒ(
P,
Pa, Pb, I, F, S, W… )
const
D
2
D
3
Рис. 2.3. Изменение спроса под воздействием неценовых факторов
И наоборот, если график сдвигается влево (вниз), то имеет место уменьшение спроса, так как в этом случае при каждой прежней цене ве- личина спроса оказывается ниже, чем раньше; либо за каждое прежнее количество товара потребители согласны заплатить более низкую цену.
Факторы спроса — это такие явления экономической жизни, из- менения в которых влияют на спрос. В результате форма его функции изменяется и, следовательно, изменяется положение линии спроса на плоскости. Они получили название «неценовых факторов спроса».
Важнейшими среди них являются: цены на заменяющие и дополня- ющие товары, доходы потребителей, вкусы потребителей, ожидания потребителей, количество потребителей (при прочих равных услови- ях), сезон (при прочих равных условиях).
Важным фактором спроса являются цены на связанные товары.
Это блага, потребление которых имеет какое-то отношение к товару, спрос на который рассматривается. Характер связи бывает разным — товар может заменять, а может дополнять в потреблении данный то- вар. Товары- заменители (субституты) удовлетворяют одну и ту же потребность и могут заменять друг друга в потреблении. Примеров
70
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
товаров- заменителей множество: розы можно заменить гвоздиками, воду — квасом, поездку на метро — пешей прогулкой. Для отдельного потребителя характер связи между товарами и сила этой связи — дело глубоко личное, но на рынке все эти субъективные предпочтения ус- редняются и приобретают характер устойчивой зависимости. Общая закономерность такова: если цена на товар- заменитель растет, спрос
на данный товар повышается,
так как многие потребители предпочтут отказаться от покупки подорожавшего товара и заменят его аналогич- ным. К примеру, зимой спрос на апельсины и бананы может увели- читься, поскольку цена на свежие яблоки возрастает.
Дополняющие товары
(товары- комплементы) потребляются вме-
сте
с данным товаром: автомобили и бензин, смартфон и сим-карта, принтер и краска к нему. Если цена на дополняющий товар возрастает,
спрос на данный товар падает.
Важнейшим фактором спроса является доход потребителей. В об- щем случае увеличение дохода потребителей приводит к росту спроса на товар. Но такая зависимость наблюдается не во всех случаях. Мо- жет сложиться ситуация, когда повышение доходов как отдельного человека, так и населения в целом приведет к снижению спроса на какое-либо благо. Так, в 2000-е гг. экономический рост в России и по- вышение реального дохода населения страны привели к увеличению спроса на новые иномарки и сокращению доли отечественных ма- шин на российских дорогах. Сильное воздействие на спрос оказывают
вкусы и предпочтения потребителей
. Наиболее ярким примером здесь может служить мода. Если вкусы потребителей меняются в пользу какого-то товара, спрос на него возрастает. Немаловажным фактором спроса являются ожидания покупателей. Предположения, касающиеся будущей динамики цены, могут побудить потребителей ускорить или отложить покупку.
Иногда в качестве самостоятельного фактора спроса выделяют коли-
чество покупателей
. Однако здесь следует иметь в виду, что и изменения цен на сопряженные товары, и колебания как доходов, так и ожиданий, может приводить к изменению количества покупателей данного товара, которые решат предпочесть его другим или, наоборот, отказаться от его покупки в пользу благ, привлекательность которых выросла в результате произошедших изменений. Поэтому изменение количества покупателей можно признать фактором спроса только при прочих равных условиях.
Например, спрос на товары, предлагаемые районным супермаркетом, вырастет, если рядом будет построен новый жилой дом.
Сезонные изменения
спроса в ряде случаев можно рассматривать в рамках других факторов спроса, но иногда и в качестве самосто- ятельного фактора. Так, например, в конце осени в средней полосе нашей страны резко возрастает спрос на зимние автомобильные по- крышки, а в начале весны — на летние.
Глава 2. Теория ценообразования: спрос, предложение и рыночное равновесие
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14

71

Индивидуальный и рыночный спрос
До сих пор мы говорили о рыночном спросе, не проводя различия между спросом, предъявляемым отдельным покупателем, и рыноч- ным спросом, который формируется в результате одновременных действий множества независимых покупателей. Однако это различие существенно.
Предположим, что рыночный спрос на яблоки представлен тремя домохозяйками: Александрой, Верой и Светланой. Александра начнет приобретать яблоки, когда цена на них окажется ниже 200 руб. за 1 кг; снижение цены на каждые 10 руб. будет приводить к увеличению ее покупок на 0,2 кг в неделю, а максимальное количество яблок, которое она будет в состоянии употребить, равно 4 кг в неделю. Такая инфор- мация позволяет нам вывести линейную функцию спроса Александры на яблоки: qA = 4 – 0,02P. Теперь предположим, что функцию спроса на яблоки для Веры можно представить в виде: qB = 15 – 0,1P, а для
Светланы соответственно qC = 50 – P. Величина рыночного спроса представляет собой сумму потенциальных покупок всех субъектов рынков при соответствующей цене. Так, при Р = 0 рыночный спрос
Qd = qA + qB + qC
= 4 + 15 + 50 = 69 кг. То есть можно предположить, что рыночный спрос образуется путем суммирования индивидуальных
функций спроса.
Но здесь возникает одна сложность: мы не вправе без дополнительного анализа сложить функции индивидуальных спро- сов. Дело в том, что покупательницы начнут приобретать яблоки не одновременно — у них разные материальные возможности и субъек- тивные представления об их полезности. Александра купит яблоки, когда цена на них окажется ниже 200 руб. за 1 кг, Вера — когда цена будет ниже 150 руб., а Светлана дождется, когда цена опустится до
50 руб. за 1 кг. Значит, при рыночной цене на яблоки в диапазоне от
200 до 150 руб. за 1 кг Александра будет единственным покупателем на рынке, и функция рыночного спроса будет совпадать с ее функ- цией спроса. При цене в диапазоне от 150 до 50 руб. рыночный спрос будет образовываться функциями Александры и Веры, а в диапазоне от 0 до 50 руб. функциями всех трех потребителей. Таким образом, при 150 ≤ P ≤ 200 спрос Qd = qA = 4 – 0,02P; при 50 ≤ P ≤ 150 спрос
Qd = qA + qB
= 4 – 0,02P + 15 – 0,1P = 19 – 0,12P; и только при
0 ≤ P ≤ 50 спрос Qd = qA + qB + qC = 69 – 1,12Р.
Линия спроса этой функции, представленная на рис. 2.4, дважды меняет угол своего наклона. Если увеличить количество потребите- лей до бесконечности, угол наклона будет меняться в каждой точ- ке и линия рыночного спроса окажется кривой, выпуклой к началу
координат.
72
Раздел I. Основы микроэкономического анализа