Файл: М. В. Ломоносова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Экономический факультет Экономический факультет микроэкономика микроэкономика вводный курс вводный курс учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Q
P
Q
D
ȼ
D
Ⱥ
D
ɋ
200 150 50
D
A
(200 >
P
> 150)
D
A
+
D
B
(150 >
P
> 50)
D
A
+
D
B
+
D
C
(50 >
P
> 0)
50 150 200
P
P
P
Q
4 15
Q
Q
Q
50 69
Рис. 2.4. Получение рыночной кривой спроса путем горизонтального
суммирования индивидуальных кривых спроса
Нестандартные функции спроса
Спрос на подавляющее количество благ подчиняется действию за- кона спроса. Но есть исключения. Одно из них впервые было описа- но английским экономистом Р. Гиффеном. Он обратил внимание на необычную реакцию покупателей на рост цены картофеля в Ирландии в 1845 г., который произошел из-за резкого падения его урожая, — повышение цены картофеля сопровождалось увеличением спроса на него. Линия спроса принимала положительный наклон. Такое нео- бычное поведение покупателей не означает отмены закона спроса. Для того, чтобы понять причину этого явления, надо отметить два важных момента: 1) картофель — продукт питания относительно недорогой;
2) расходы на этот недорогой продукт питания составляют большую долю расходов в семьях с невысокими доходами. Эти две особенности картофеля как товара и являются причинами нестандартной реакции индивидуального спроса на рост его цены у группы населения с невы- сокими доходами. В условиях подорожания картофеля, у небогатых семей после покупки обычного приобретаемого количества картофеля оставалось совсем мало денег для покупки других, более дорогих про- дуктов, например, мяса, рыбы, которых и раньше покупалось мало, и они не составляли основу рациона питания. И семьи принимали решение вместо покупки совсем незначительного количества доро- гих продуктов питания, для того чтобы прокормить себя, потратить оставшиеся деньги на покупку еще большего количества хоть и по- дорожавшего, но относительно более дешевого картофеля. Такое по- ведение потребителей отображается в графической модели спроса на рис. 2.5а, в той части функции спроса, которая показана сплошной линией с положительным наклоном. Положительный наклон кривой
Глава 2. Теория ценообразования: спрос, предложение и рыночное равновесие 73
спроса с эффектом Гиффена может быть только в определенном цено- вом интервале. Если рост цены картофеля продолжится и достигнет, допустим, уровня цены курятины, то покупатель скорее предпочтет приобретать курятину, чем картофель. И дальнейший рост цены кар- тофеля будет сопровождаться сокращением объема его покупок, а это означает, что функция спроса приобретет на определенном уровне цены стандартный отрицательный наклон, что показано на рис. 2.5а пунктирной линией.
Q
P
D
D
P
Q
P
*
P
*
а)
б)
Рис. 2.5. Функции спроса на товар Гиффена и престижный товар
В других странах также иногда наблюдается подобное поведение потребителей в отношении некоторых товаров, обладающих эффектом
Гиффена. В начале 90-х гг. в России, в условиях значительного роста цен и падения реальных доходов населения, отмечалось существенное увеличение потребления хлеба. Дорожало все, хлеб в том числе, но хлеб оставался относительно недорогим продуктом питания и высту- пил в качестве товара Гиффена в тот период для нашего населения.
Товары с эффектом Гиффена есть и в других странах, например, рис в азиатских странах.
Подобный нестандартный вид функции спроса можно отметить и у престижных товаров, потребляемых людьми с очень высокими доходами. Понятие престижного или демонстративного потребления ввел американский экономист и социолог Т. Веблен. В своей книге
«Теория праздного класса» он отмечал, что люди зачастую приоб- ретают дорогостоящие товары не по причине их замечательных по- требительских характеристик, а исключительно с целью произвести впечатление на окружающих, продемонстрировать свое высокое ста- тусное положение в обществе. Поэтому, если цена такого престижного товара начинает снижаться до уровня, при котором он будет доступен широким слоям потребителей, то этот товар становится неинтересен
74
Раздел I. Основы микроэкономического анализа

в качестве «статусного» и прежние покупатели массово уходят с рынка данного товара. При этом отток прежних покупателей больше, чем приток новых покупателей, поскольку цена его все еще высока и по- зволить его себе может лишь ограниченный круг населения. Это оз- начает, что снижение цены сопровождается сокращением величины спроса, и функция спроса, которая показана на рис. 2.5б сплошной линией, имеет положительный наклон. Понижаясь, цена достигает определенного уровня, сопоставимого с уровнем цен на товары сход- ного назначения. Ниже этого уровня цены функция спроса на бывший престижный товар приобретает стандартный отрицательный наклон, как показано на рис. 2.5б пунктирной линией.
2.2. Анализ рыночного предложения
Предложение и величина предложения
Рассмотрим рынок со стороны продавцов, которые формируют рыночное предложение. Функция предложения — это зависимость, существующая между ценой товара и максимальным его количеством, которое продавцы готовы (т. е. хотят и могут) поставить на данный рынок за определенный период времени. Прямая функция предложе- ния связывает количество товара, предлагаемое продавцами на рын- ке (величину предложения), с рыночной ценой. Аналитически такую функцию предложения можно представить в виде:
Qs = f
(P).
Обратная функция предложения определяет зависимость цены, по которой продавцы готовы поставлять свой товар на рынок, от коли- чества производимого ими товара:
P
S
= f(Q),
(индекс s — от англ. supply, предложение). Линейная функция пред- ложения принимает вид:
Qs = с + dP
,
где c — величина предложения при нулевой цене, а коэффициент d показы- вает, как изменится величина предложения при изменении цены на единицу
(d = ∆Q ⁄ ∆P).
Рассмотрим сначала экономический смысл коэффициента d.
Функция предложения отражает прямую зависимость между величи- ной предложения и ценой, т. е. d > 0. В основе построенной модели предложения лежит экономическая закономерность, заключающаяся в том, что увеличение цены на товар является стимулом к росту произ- водства, т. е. побуждает производителя увеличить выпуск при прочих
Глава 2. Теория ценообразования: спрос, предложение и рыночное равновесие 75

равных условиях. Это означает, что все возможности наращивания выпуска при конкретной цене на продукт исчерпываются значением величины предложения и заставить производителей увеличить объем производства может только повышение цены.
Предпосылка о полном использовании ресурсов при определенной цене на них и о возможности увеличения их располагаемого количе- ства при росте цены объясняет положительный наклон функции пред- ложения, т. е. прямую зависимость между количеством продукции на рынке и ценой на нее: чем выше цена, тем при прочих равных условиях
больше величина предложения.
В этом состоит закон предложения.
Вернемся теперь к функции предложения и рассмотрим коэффи- циент c. Он показывает величину предложения при нулевой цене. Та- кие ситуации возможны, и тогда график функции предложения будет выглядеть как на рис. 2.6.
S
P
P
1
P
2
P
3
Q
1
Q
2
Q
3
Qs = ƒ( P
, Pf, T, t, Pr, F, … )
const
c
Q
Q
P
P
3
P
2
P
1
P
0
=c/d
-
Q
1
Q
2
Q
3
Рис. 2.6. Условная функция предложения, с > 0
Но более типичным является изображение функции предложе- ния, представленное на рис. 2.7. На нем точка P
0
показывает мини- мальную (или резервную) цену, ориентируясь на которую произво- дители начнут поставлять свой товар на рынок. Ниже этого уровня цены производители не будут окупать свои затраты, поэтому ничего предлагать не будут. При таком подходе к функции предложения ко- эффициент c окажется меньше нуля. Точка, из которой будет выхо- дить линия предложения, определяется следующим образом: Q = 0,
P
=–c d (если c < 0, P > 0). Отрезок линии предложения в отрица- тельной области значений Q на графике показан пунктирной линией, поскольку фактически предложения в этой области нет. Линия пред- ложения ниже цены Р0 будет совпадать с осью ординат.
76
Раздел I. Основы микроэкономического анализа

Qs = ƒ( P
, Pf, T, t, Pr, F, … )
const
S
P
P
1
P
2
P
3
Q
Q
1
Q
2
Q
3
Qs = ƒ( P
, Pf, T, t, Pr, F, … )
const
Q
c
t
const
P
P
3
P
2
P
1
P
0
= c/d
-
Q
1
Q
2
Q
3
Рис. 2.7. Обычная функция предложения, с < 0
Изменение предложения и его факторы
Установив форму взаимозависимости величины предложения и цены, рассмотрим теперь, какие события в реальной экономике мо- гут ее изменить, т. е. чем определяются величины c и d. Как и в случае
с изменением спроса они определяются неценовыми факторами, только
влияющими на функцию предложения.
Основными факторами пред- ложения являются: количество продавцов, цены на ресурсы, налоги, технология, ожидания производителей, альтернативные возможности получения прибыли.
Исходным фактором предложения является количество продавцов.
Если при прочих равных условиях на рынке появится еще один про- давец, то предложение вырастет. Рост предложения отражается смеще- нием линии предложения вправо (при каждом уровне цены большее количество продавцов поставит на рынок большее количество товара) или вниз (каждое прежнее количество товара продавцы готовы постав- лять на рынок по более низкой цене). Таким образом, в случае умень- шения предложения его линия смещается влево (при каждой прежней цене величина предложения оказывается ниже), а при увеличении — вправо или вверх (каждое прежнее количество продукции продавцы готовы поставить на рынок только по более высокой цене), как это показано на рис. 2.8. Но более корректно использовать для описа- ния изменений предложения смещение вниз или вверх кривой пред- ложения, поскольку, по сути, она является кривой затрат. Поэтому, когда затраты на производство тех же объемов товара растут, кривая
Глава 2. Теория ценообразования: спрос, предложение и рыночное равновесие 77

смещается вверх, предложение сокращается, товара будут предлагать меньше при тех же ценах. И наоборот, когда затраты на производ- ство тех же объемов снижаются, кривая смещается вниз, предложение увеличивается. Особенно важно использовать такую характеристику смещения кривой предложения для анализа ситуаций в мгновенном и долгом периодах времени, речь о которых пойдет в п. «Влияние на предложение фактора времени» данной главы.
S
1
P
P
Q
Q
2
Q
1
Q
3
Qs = ƒ( P
, Pf, T, t, Pr, F, …)
const
S
2
S
3
Рис. 2.8. Изменение предложения
На приток или отток продавцов на рынок влияют факторы, которые можно объединить в несколько групп. В первую группу вой дут факто- ры предложения под названием «затраты на производство продукции».
Общая зависимость такова: при снижении затрат на единицу выпуска при прочих равных условиях у производителей растет прибыль, что по- вышает привлекательность функционирования бизнеса в данной сфере и увеличивает количество продавцов на соответствующем рынке. В эту группу входит то, что влияет на затраты предпринимателя.
Затраты на приобретение производственных ресурсов — основная часть затрат. Прежде всего это заработная плата работников, стоимость сырья, комплектующих деталей и пр. Изменения в налогообложении также оказывают значительное воздействие на динамику затрат. С ро- стом налогов затраты увеличиваются, а прибыль предпринимателей сокращается и предложение в отрасли падает. Снижение налогов, на- оборот, приводит к сокращению затрат и росту предложения продук- ции. Субсидии производителям фактически означают, что государство берет часть расходов на себя, с точки зрения предпринимателя затраты снижается, и, следовательно, предложение растет.
Фактором, вызывающим самые радикальные перемены, является технология. Внедрение новой, более производительной технологии
78
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
может привести к значительному снижению затрат. Если изобретено нечто абсолютно новое (как в свое время конвейер, компьютер, ин- тернет), то такие технологические новшества могут вызвать необхо- димость масштабных структурных преобразований, что очень сильно изменит условия предложения на отдельных рынках.
Вторая группа факторов предложения объединяет все, что связа- но с ожиданиями производителей. Сюда входит и оценка перспектив собственного бизнеса и наличие альтернативных возможностей полу-
чения прибыли.
Если предприниматели увидят, что по сравнению с их сферой деятельности условия функционирования в других отраслях улучшились, они станут перепрофилировать производство. Это умень- шит предложение товаров, на которых они традиционно специализи- ровались, и увеличит выпуск благ, сулящих более высокую прибыль.
К факторам предложения часто относят цены на связанные то- вары — товары- субституты и товары- комплементы. Предполагается, что рост цен на товары- субституты увеличивает предложение данных товаров, а рост цен на товары- комплементы — снижает. Но здесь необ- ходимо отметить, что эти факторы воздействуют на предложение кос- венно — через изменение спроса.
Допустим, выросли цены на кофе, и это вынудило покупателей изменить структуру своего потребления и увеличить спрос на чай. На рынке чая рост спроса приведет к увеличению рыночной цены. В от- вет продавцы чая увеличат поставки, так как величина предложения товара — это функция от его цены. Таким образом, изменится величина
предложения,
а сама функция останется прежней. Число продавцов чая может возрасти, что приведет к сдвигу линии предложения. Но нельзя заранее утверждать, что это изменение непременно произойдет. Рост цены на товар- заменитель может и не привести к изменению пред- ложения, что не позволяет без дополнительных оговорок отнести цены на связанные товары к факторам предложения.
Цены на сопряженные товары как фактор предложения следует трактовать иначе. Под сопряженными товарами в отношении пред- ложения понимаются блага, которые производятся из тех же ресур-
сов
. Поэтому если фирма выпускает, например, несколько видов текстильных изделий, то при изменениях в предпочтениях покупа- телей количества изделий каждого вида будут меняться. И поскольку это может происходить без изменений в ценах, можно утверждать, что будет меняться предложение. Так в условиях массового перехода на дистанционные формы взаимодействия, вызванного пандемией коронавируса в 2020 г., отмечался пусть и незначительный, но рост спроса на «верхнюю» одежду (рубашки и пиджаки) и падение спроса на «нижнюю» (брюки и юбки). В ответ на такое изменение структуры спроса производители легко могут перестроиться, увеличив предложе- ние одного вида продукции за счет снижения выпуска другого вида.
Глава 2. Теория ценообразования: спрос, предложение и рыночное равновесие
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

79

Индивидуальное и рыночное предложение
Функция рыночного предложения может быть получена, как и функция рыночного спроса, путем горизонтального сложения функ- ций предложения отдельных продавцов. При этом функция рыноч- ного предложения оказывается более пологой по сравнению с инди- видуальными функциями (рис. 2.9). Слева на рисунке представлены графики трех индивидуальных функций предложения, а справа — функция рыночного предложения, полученная путем горизонтального суммирования индивидуальных функций предложения.
P
S
ȼ
S
Ⱥ
Q
S
ɋ
2 4
6
S
A
(4 >
P > 2)
S
A
+
S
B
(6 >
P > 4)
S
A
+
S
B
+
S
C
(
P > 6)
2 4
6
P
P
P
Q
Q
2 1
0,5
Q
2,5 1
4 6
6
Рис. 2.9. Индивидуальное и отраслевое предложение
Пусть предложение некоторого блага на рынке представлено тремя производителями: фирмами А, В и С. Функции предложения фирм описывается уравнениями q
s
A
= –1 + 0,5P; q
s
B
= –1 + 0,25P;
q
s
C
= –3 + 0,5P. В соответствии с заданными функциями фирма А мо- жет начинать работать раньше всех — как только цена достигает уровня выше 2. Фирма В начинает предлагать товар при цене выше 4, а фир- ма С — при цене выше 6. Поэтому на интервале цен от 2 до 4 будет предлагать товар только фирма А, при этом по цене 4 она предложит
1 единицу товара — и это будут координаты первой точки перегиба на линии рыночного предложения. На интервале цен от 4 до 6 товар будут предлагать уже две фирмы, и при цене 6 они вместе предложат
2,5 единицы товара — это вторая точка перегиба на линии рыноч- ного предложения. Выше цены 6 уже все рассматриваемые фирмы будут предлагать товар. Просуммировав индивидуальные функции, получим функцию рыночного предложения, которая будет выглядеть следующим образом на различных интервалах цен: Q
s
= — 1 + 0,5P при
4 > P > 2, Q
s
= — 2 + 0,75P при 6 > P > 4, Q
s
= –5 + 1,25P при P > 6.
На рис. 2.8 видно, что тангенс угла наклона двух из индивидуальных линий предложения равен 0,5. Это означает, что при росте цены на
80
Раздел I. Основы микроэкономического анализа

1 руб. величина предложения увеличивается на 0,5 штуки. У одной из линий индивидуального предложения тангенс угла наклона меньше: он равен 0,25. Это значит, что при росте цены на 1 руб. величина пред- ложения растет всего на 0,25 штуки. А тангенс угла наклона отраслевой линии предложения увеличивается по мере подключения новых фирм к рыночному предложению На первом интервале он соответствует углу наклона линии предложения первой пришедшей на рынок фирмы, ко- торый равен 0,5. Затем с приходом второй фирмы тангенс угла наклона линии предложения увеличивается и составляет уже 0,75. А когда на рынке действуют все три фирмы, тангенс угла наклона становится еще больше и достигает значения 1,25.
Влияние на предложение фактора времени
Рассматривая спрос, мы не подчеркивали значение временного фактора. Нам было важно лишь ограничить рынок определенными временными рамками. Принципиальной разницы между спросом, рассматриваемым, скажем, за день или за год, нет — отрицательная зависимость между объемом покупок и ценой будет соблюдаться.
Анализ функции предложения требует иного подхода: здесь опре- деление периода времени имеет принципиальное значение. Если по- требитель может сразу отреагировать на изменение ситуации — он купит или не купит товар, то производителю необходимо время для приспособления к изменившимся условиям. В экономическом ана- лизе период времени зависит от особенностей отрасли. В розничной торговле мгновенным периодом будет один день, а два дня — уже ко- ротким. В высшем образовании мгновенным периодом может считать- ся год, т. к. учебная программа определена, количество учебных часов и численность преподавателей остаются неизменными.
В микроэкономическом анализе выделят мгновенный, короткий и долгий периоды. Какой критерий лежит в основе отнесения периода времени к короткому или долгому? Всегда ли, например, день будет мгновенным периодом, месяц — коротким, а год — долгим? Ответ здесь не может быть однозначным. Дело в том, что период времени в эконо- мической теории определяется технологической возможностью менять
объем производства. Мгновенный период
— это время, за которое невоз- можно изменить количество занятых на предприятии факторов про- изводства и технологию. Следовательно, объем выпуска остается фик- сированным. Как бы ни менялась цена в мгновенном периоде — стала очень высокой и привлекательной для предпринимателя, или упала до очень низкого уровня, обеспечивающего лишь убытки, производитель не сможет изменить количество предлагаемого товара. В течение ко-
роткого периода
изменяется хотя бы один фактор. Так, например, при неизменном количестве станков на заводе вводится третья смена пу-
Глава 2. Теория ценообразования: спрос, предложение и рыночное равновесие 81