Файл: М. В. Ломоносова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Экономический факультет Экономический факультет микроэкономика микроэкономика вводный курс вводный курс учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 319

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тем найма дополнительных работников, и в результате объем выпуска возрастет. Перед нами короткий период времени, так как изменения коснулись в нашем примере одного фактора — труда. Конечно, в допол- нительную смену большему количеству рабочих потребуется и больше сырья. Но главное — в коротком периоде можно изменить количество используемых факторов при увеличении выпуска продукции, но хотя бы один фактор производства должен использоваться в неизменном объеме, например, производственные площади. И, наконец, в долгом
периоде
времени все факторы и технология являются переменными — можно построить новый завод, закупить другое оборудование и научить работников вместо пушек делать масло (рис. 2.10).
Q
Q
1
Q
2
Q
3
Q
Q
Q*
S
ɦɝ
P
P
1
P
2
P
3
P
3
P
2
P*
P
1
S
SR
S
LR
P
P
Рис. 2.10. Предложение в мгновенном, коротком и долгом периодах времени
В мгновенном периоде времени график функции предложения бу- дет вертикальной линией (S
мгн.
), поскольку объем производства зафик- сирован. Функция предложения, характеризующаяся положительным наклоном (SSR — от англ. short run, короткий период), относится к ко- роткому периоду времени, так как именно здесь выпуск будет расти в ответ на соответствующее изменение цены.
И, наконец, в долгом периоде времени график предложения (SLR — от англ. long run, долгий период) будет располагаться горизонтально, так как объем выпуска от цены уже зависеть не будет, ибо у производителей появится возможность отреагировать на любые требования рынка.
2.3. Установление рыночного равновесия
Понятие рыночного равновесия
Равновесие на рынке достигается, когда по окончании рассматри- ваемого периода оказывается, что и продавцы, и покупатели полно-
82
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
стью удовлетворены: весь товар, который продавцы вынесли на рынок, рассчитывая на определенную цену, реализован; все покупатели, ко- торых устроила данная цена, получили возможность его приобрести.
В состоянии равновесия участники рыночного обмена не получают побудительных стимулов менять свое положение. Рыночное равновесие
достигается при условии равенства объемов рыночного спроса и рыночно-
го предложения для данной цены. Соответственно оно характеризует-
ся равновесным количеством (Qe
) и равновесной ценой (Pe), графически
рыночное равновесие представлено точкой пересечения линий рыночного
спроса и предложения.
Как показано на рис. 2.11.
Q
Q
e
P
P
e
S
S
S
D
Рис. 2.11. Рыночное равновесие
В реальности равновесие существует как ориентир, к которому можно приблизиться, но сохранить это состояние в течение длитель- ного времени невозможно. Дело в том, что условия, формирующие спрос и предложение, не постоянны, и точка равновесия меняет свое местоположение. Поэтому значительно больший интерес для теории представляет процесс достижения равновесия, а не то, как сохранить это состояние. Причины постоянного стремления рынка к равнове- сию и то, как это происходит, будут рассмотрены ниже.
Равновесная цена, сложившаяся на рынке, является важным сиг- налом для производителя. Она обеспечивает его информацией о том, нужен ли обществу данный товар. Если продавец остался доволен той ценой, по которой ему удалось продать товар, то он захочет увеличить объем выпуска. Если он не смог покрыть своих затрат и понес убыт- ки, значит, общество оценивает данный товар невысоко и его выпуск следует сократить.
Изменение ситуации на рынке приводит к смещению точки равно- весия. Так, увеличение спроса сдвигает линию спроса вправо и вверх, и образуется новое равновесие — с более высокой равновесной ценой и большим равновесным количеством продукции (рис. 2.12а).Причи- ной такого сдвига может быть изменение одного из факторов спроса.
Глава 2. Теория ценообразования: спрос, предложение и рыночное равновесие 83


Рост предложения смещает соответствующую линию вправо и вниз.
Точка равновесия в этом случае будет характеризоваться более низкой ценой и большим количеством продукции (рис. 2.12б). Если одновре- менно растут и спрос, и предложение, то увеличение объема выпуска может произойти и без изменения цены (рис. 2.12в). Окончательный
результат одновременного изменения спроса и предложения зависит от
того, как сильно изменится спрос и как сильно изменится предложение.
Так, например, если спрос увеличится в большей степени, чем предложение,
то равновесная цена вырастет. Если предложение увеличится в большей
степени, чем спрос, то равновесная цена понизится. Но в любом случае,
при одновременном увеличении спроса и предложения равновесный объем
возрастет.
P
P
1
P
2
Q
Q
1
Q
2
Q
2
Q
Q
Q
1
Q
Q
1
S
P
1
S
1
P
P
S
2
P*
D
E
1
E
2
E
1
E
2
S
1
S
2
D
1
D
2
P
2
D
2
D
1
E
1
E
2
Q
2
а)
б)
в)
Рис. 2.12. Изменения спроса и предложения
Аналогичные рассуждения можно провести и для других измене- ний: рост предложения — падение спроса, увеличение спроса — сни- жение предложения, одновременное падение и того, и другого. Такой последовательный анализ разных равновесных состояний без подроб- ного изучения процесса перехода называется сравнительной статикой.
Он часто используется, когда нужно охарактеризовать последствия того или иного события, влияющего на спрос и предложение.
Достижимость рыночного равновесия
Одна из важнейших проблем анализа рыночного равновесия — это его достижимость. В микроэкономической теории существуют два подхода к решению этой проблемы.
Один из подходов основан на рассмотрении последствий откло-
нения рыночной цены от ее равновесного значения.
Допустим, что про- давцы приняли в качестве ориентира цену P
1
, превышающую текущий равновесный уровень (P
1
> P
e
) (рис. 2.13). По этой цене они поставили
84
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
на рынок товар в количестве больше равновесного (Q
S
1
> Q
e
). Но по такой высокой цене потребители готовы приобрести товар в количе- стве Q
D
1
) — меньшем, чем рассчитывали производители. На рынке образуется избыток продукции. Между продавцами возникает кон- куренция, они начинают бороться за покупателя.
И в этой борьбе выигрывает тот, кто согласится уступить свой товар дешевле. Если снизить цену, то, с одной стороны, удастся реализовать излишек продукции, так как возрастет величина спроса, а с другой — у производителей уже не будет стимула производить прежнее коли- чество продукции. Конкуренция производителей приводит к снижению
цены товара, уменьшению величины предложения и росту величины спроса
до равновесного уровня.
Теперь обратимся к ситуации, когда продавцы, ориентируясь на невысокую цену P
2
, поставили на рынок продукцию (Q
S
2
) в меньшем количестве, чем готовы приобрести покупатели по соответствующей цене (Q
d
2
), как показано на рис. 2.13. В этом случае товара не хватит всем желающим его купить, возникнет дефицит, и теперь уже поку- патели начнут конкурировать друг с другом. В этом соревновании вы- играют те, кто будет готов приобрести данный товар по более высокой цене. Рост цены на товар, с одной стороны, уменьшит количество желающих его купить (величина спроса уменьшится), а с другой — станет стимулом для производителей наращивать выпуск (величина предложения возрастет). Таким образом, конкуренция покупателей при-
водит к росту цены товара, уменьшению величины спроса и увеличению
величины предложения до равновесного уровня.
Q
Q
e
S
P
P
e
D
P
1
P
2
Q
S
1
Q
S
2
Q
d
1
Q
d
2
ɢɡɛɵɬɨɤ
ɞɟɮɢɰɢɬ
Рис. 2.13. Равновесие по Вальрасу
На рис. 2.14 показано, что при цене выше равновесной P
1
обра- зуется излишек продукции: Q
1
S
>
Q
1
d
. При цене ниже равновесной P
2
Глава 2. Теория ценообразования: спрос, предложение и рыночное равновесие 85

возникает дефицит товара Q
2
d
> Q
2
S
.
Данный анализ основан на том, что изначально количество товара, нужное покупателям, отличает- ся от количества товара, поставляемого продавцами по некоторой цене. Приспособление величин спроса и предложения, их постепенное сближение и является той движущей силой, которая в итоге при- водит рынок к равновесию. Здесь функции спроса и предложения рассматриваются как зависимость величины спроса и величины предложения от цены: Q
d
= f(P
); Q
s
= f(P
). И тогда условием равно- весия будет равенство величины спроса и величины предложения:
Q
d
= Q
S
.
Этот подход к решению вопроса о возможности установле- ния рыночного равновесия был предложен французским экономи- стом Л. Вальрасом.
Другой подход к анализу механизма установления рыночного равновесия основан на несовпадении объемов спроса и предложения.
Допустим, что в силу каких-то причин производители поставили на рынок товар в количестве меньше равновесного: Q
1
<
Q
e
(рис. 2.14).
Возникает разброс цен. Производители готовы реализовать такое ко- личество товара по цене P
1
S
,
а покупатели готовы его купить по более высокой цене P
1
d
(P
1
S
< Pe < P
1
d
). Эта более высокая цена является стимулом для производителей к наращиванию выпуска. С ростом величины предложения разброс цен сокращается. Этот процесс бу- дет происходить до тех пор, пока рыночная цена не достигнет своего равновесного значения.
S
P
P
e
D
P
d
1
P
d
2
P
S
1
P
S
2
Ɋɚɡɧɢɰɚɦɟɠɞɭ
ɰɟɧɚɦɢɫɩɪɨɫɚ
ɢɩɪɟɞɥɨɠɟɧɢɹ
Q
1
Q
2
Q
Q
e
Рис. 2.14. Равновесие по Маршаллу
Если на рынок поступает продукция в объеме, превышающем рав- новесное количество, то разброс цен (P
2
S
> P
e
> Р
2
d
) обеспечит сниже- ние объема предложения до такой величины, при которой равновесие будет достигнуто. Это равновесие по А. Маршаллу. С его точки зрения, движущей силой, приводящей рынок к равновесию, является отличие
86
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
цены, по которой покупатели готовы приобрести данный объем блага, от цены, по которой производители рассчитывали его продать, т. е. рас-
хождение цен покупателя и продавца.
На рис. 2.14 показано, что превы- шение цены спроса над ценой предложения при данном объеме товара оказывает давление на предложение, увеличивая его объем и прибли- жая его к равновесному значению. И наоборот, если цена спроса ниже цены предложения при данном объеме, то это оказывает давление в сто- рону сокращения объема предлагаемого товара до равновесного. Та- ким образом, Маршалл рассматривает функции спроса и предложения как зависимость цены от величины спроса или предложения: Pd = f(Q);
Ps = f(Q
). Условием равновесия по Маршаллу является равенство цены спроса и цены предложения: Pd = P
S
.
Предыдущий анализ установ- ления рыночного равновесия предполагал наличие предпосылок, ко- торые позволяли найти единственный уровень цены и объем продаж, устраивающий и продавцов, и покупателей. Помимо этого, предпола- галась устойчивость равновесия, поскольку имеются рыночные силы, которые в случае отклонения от равновесного состояния, в состоянии его восстановить. Однако ситуация может быть такой, что сложивши- еся условия не позволяют рынку прийти к равновесию. Например, затраты производителей так высоки, что они не могут предложить то- вар по ценам, которые удовлетворили бы покупателей. В результате рыночное равновесие не установится. Подобный случай означает, что есть технологическая возможность произвести некое благо, но если покупатели не готовы заплатит так дорого за эту технологию, это оз- начает экономическую неэффективность используемой технологии производства (см. рис. 2.15а). Возможна и другая ситуация, приводя- щая к невозможности достижения равновесия. Когда спрос невелик, а производство товара может быть осуществлено только в больших объемах (см. рис. 2.15б).
Q
S
P
D
P
D
S
Q
Q
s min
Q
max
d
P
max
d
P
s min
а)
б)
Рис. 2.15. Отсутствие равновесия
Глава 2. Теория ценообразования: спрос, предложение и рыночное равновесие 87


Неединственность рыночного равновесия
В случаях, представленных на рис. 2.15, равновесие на рынке не установится, поскольку пересечение функций спроса и предложения оказывается в одном из отрицательных квадрантов, что на практике невозможно, поскольку отрицательные цены, как и отрицательные объемы товара сложно представить в реальности. Во всех предыдущих случаях рассматривались гладкие функции спроса и предложения. На практике же они зачастую имеют ступенчатый вид. Одни товары мо- жем приобретать в делимых количествах, например, колбасу можно взвесить с точностью до граммов — можно купить 1 кг, или 1,5 кг, или 0,875 кг. Если покупатель готов купить по одной и той же цене различное количество (но в определенных границах количеств), это означает, что функция спроса будет иметь горизонтальный отрезок на определенном интервале количеств соответствующий одному уровню цены и разрыв при переходе к другому уровню цены. Если функция предложения имеет аналогичный вид, то будет наблюдаться множе- ство равновесных количеств при единственной цене, как показано на рис. 2.16а. Если же при существовании горизонтального отрезка спро- са, функция предложения имеет вид плавно возрастающей функции, то общего отрезка, соответствующего совпадению планов покупателей и продавцов, не будет, на рынке образуется дефицит, как показано на рис. 2.16б.
Q
ɟ
Q
s
Q
S
P
D
P
D
S
Q
ʟ
ˈ
ʟ
ˈ
Ⱦɟɮ
Q
d
а)
б)
Рис. 2.16. Множественность равновесия и дефицит
Некоторые товары мы можем приобретать лишь целыми количе- ствами — невозможно купить полторы пары туфель или 2,5 телеви- зора. Когда товар покупается определенными целыми количества- ми, функция спроса приобретает ступенчатый вид с разрывом по горизонтали на каждой «ступени». Продавцы тоже могут предлагать
88
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
к продаже только целые количества таких благ, функция предложения тоже имеет разрывы по горизонтали при переходе от одного целого объема к другому. На рис. 2.17а представлено равновесие для случая целых количеств продаваемых товаров — одной равновесной цене соответствует два варианта равновесных количеств. Другой вариант ступенчатой функции спроса объясняется существованием некоторой нечувствительности к изменению цены. Покупатели часто не пом- нят точно цену, по которой обычно покупают товары. И в случае, если цена на какой-либо товар увеличится, могут не заметить этого и не отреагируют на изменение цены. Но на определенном этапе роста цены покупатель все же заметит, что цена выросла и, в соответствии с законом спроса, уменьшит количество покупаемого товара. Также и продавцы не сразу реагируют на рост цены, увеличивая количество предлагаемого товара: до определенного уровня роста цены может предлагаться неизменное количество товара. Равновесие при таких вариантах функций спроса и предложения будет на вертикальном от- резке, как это показано на рис. 2.17б. При таком варианте рыночного равновесия одному равновесному объему будет соответствовать раз- брос равновесных цен от Р
е1
до Р
е2
Q
ɟ1
Q
ɟ2
Q
ɟ
Q
S
P
D
P
D
S
Q
ʟ
ˈ
ʟ
ˈ
1
ʟ
ˈ
2
а)
б)
Рис. 2.17. Неединственность равновесия
Неединственность равновесия может наблюдаться и в случаях вза- имодействия функции спроса на товар Гиффена и стандартной функ- ции предложения. Если принять во внимание, что спрос на товар Гиф- фена на определенном отрезке цен имеет положительный наклон, а за пределами этого интервала приобретает стандартный отрицательный наклон, это дает две точки пересечения с функцией предложения, т. е. две точки равновесия, как показано на рис. 2.18. Две точки равновесия на рынке товара Гиффена означают, что существует две равновесных
Глава 2. Теория ценообразования: спрос, предложение и рыночное равновесие 89

цены и два соответствующих им равновесных объема. Аналогичная ситуация c двумя парами равновесных цен и соответствующими им равновесных объемов наблюдается и на рынке престижных товаров.
Q
4
ɟ
Q
e2
S
P
P
e1
D
P
e
2
Рис. 2.18. Неединственность равновесия на рынке товара Гиффена
Рассмотренные случаи недостижения равновесия или его нее- динственности не демонстрируют все возможные исходы рыночного взаимодействия. В конце главы предложены задания, позволяющие проанализировать возможность установления рыночного равновесия.
Паутинообразная модель
Колебания величин спроса и предложения как процесс постоян- ных изменений наглядно описываются паутинообразной моделью. Эта модель позволит увидеть процесс постепенного приближения рынка к состоянию равновесия. Паутинообразная модель очень условна, она работает только при соблюдении нескольких жестких ограничений.
Однако она очень хорошо иллюстрирует механизм работы рынка, по- казывает, как происходит взаимодействие продавцов и покупателей и почему, несмотря на противоположность целей этих субъектов рын- ка, им все-таки удается договориться о единой цене.
Первой предпосылкой модели является расхождение цен спро- са и предложения на рассматриваемый товар в некоторый период t и в предыдущий период (t – 1). Вторая предпосылка касается техно- логических особенностей производства продукции. Это должна быть такая отрасль, в которой невозможно пересмотреть решение об объеме
выпуска до конца производственного цикла.
Для примера можно взять земледелие. Если поле засажено картофелем, то пока он не вырастет и поле не будет убрано, данный продукт не может быть предложен рынку. Третья предпосылка связана с идеей о совершенстве инфор- мации.
90
Раздел I. Основы микроэкономического анализа

Действие модели удобно рассмотреть на условном примере рынка огурцов в небольшом городе, продукция на который поставляется из пригорода. Предположим, что рынок как торговая территория функ- ционирует в этом городе только по выходным. В таком случае первая предпосылка будет означать, что в течение «торговой сессии» про- давцы не могут изменить количество продукции, привезенной ими на продажу, — ни увеличить в ответ на высокую цену, ни уменьшить, если цена оказалась низкой. Реакция продавцов проявится к следующему выходному, когда они съездят домой и скорректируют количество огурцов, которое они готовы продать. То есть выходной (торговый день) — это мгновенный период, в течение которого предложение фиксировано, а календарная неделя будет долгим периодом, если мы предположим, что в пригородных хозяйствах огурцов сколько угодно.
Q
Q
3
S
P
P
2
D
P
1
P
0
Q
S
1
Q
2
Q
1
P
3
Рис. 2.19. Паутинообразная модель
На рис. 2.19 проиллюстрирован процесс достижения рыночного равновесия путем постепенного приближения к нему. Величина пред- ложения в период t определяется ценой, обеспечившей очищение рын- ка по максимальной цене, которую были готовы заплатить покупатели в период (t – 1). Цену за 1 кг огурцов отложим по вертикали, а коли- чество огурцов, обращающееся на рынке в течение выходного, — по горизонтали. Пусть в первый период времени на рынок было привезе- но Q
1
огурцов. Это количество привезли те продавцы, которые готовы продать их по цене P
0
. Но этого количества огурцов недостаточно, и покупатели готовы приобрести его по значительно более высокой цене P
1
. Продавцы (в соответствии с предпосылкой о совершенстве информации) осознают это сразу по приезде, и все огурцы будут про- даны по максимальной цене, которую готовы заплатить покупатели.
В следующий выходной (во второй период) продавцы, обрадованные несказанно высокой ценой на огурцы, значительно увеличат постав-
Глава 2. Теория ценообразования: спрос, предложение и рыночное равновесие 91