Файл: М. В. Ломоносова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Экономический факультет Экономический факультет микроэкономика микроэкономика вводный курс вводный курс учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 321
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ки и привезут в город количество Q
2
,
соответствующее цене, сложив- шейся на рынке неделю назад. Но покупатели согласятся приобрести такую гору огурцов только по цене P
2
, что сильно разочарует про- изводителей. Настолько, что в следующий раз они привезут только
Q
3
— значительно меньше. Это количество снова приведет к разрыву цен — покупатели будут готовы платить больше и т. д.
Траектория, по которой рынок по спирали «нащупывает» равнове- сие, похожа на паутину, которой данная модель обязана своим назва- нием. С ее помощью выявляется динамическая зависимость: величина
предложения в период t — это функция от цены, обеспечившей равенство
величины спроса величине предложения в предыдущий период,
(t – 1):
Q
t
S
= f(P
t
– 1
). Зная функции спроса и предложения и используя основ- ную формулу паутинообразной модели Q
t
S
= f(P
t
– 1
). , можно опре- делить величину спроса, предложения и цену в любой период t. Но такая операция очень трудоемка. Существует специальная формула, позволяющая определить рыночную цену конкретного периода:
P
P P
d
b
P
t
e
t
e
0
,
где P
t
— цена, сложившаяся на рынке, P
0
— цена, на которую ориентировались производители в первый период, P
e
— цена равновесия, d, b — коэффициенты из линейных функций спроса и предложения, d, b > 0.
Паутинообразная модель предоставляет аппарат, с помощью ко- торого можно описать проблему устойчивости рыночного равнове- сия. Рынок придет к точке равновесия, только если покупатели более чувствительны к изменениям цены, чем продавцы, и, следовательно, абсолютное значение изменения величины спроса будет больше, чем изменение величины предложения. Спираль «закручивается», когда тангенс угла наклона линии спроса оказывается больше тангенса угла
наклона линии предложения, если линия спроса является относительно пологой, а линия предложения — относительно крутой (для линейного случая b = |(∆Q
d
) ⁄ (∆P|) > d = (∆Q
S
) ⁄ ∆P, т. е. при некотором изменении цены величина спроса меняется на большую величину, чем величина предложения). Такой рынок содержит в себе внутренний механизм, возвращающий его к равновесию, а само равновесие окажется устой- чивым (рис. 2.20).
Если наклоны линий спроса и предложения равны, то колебания будут происходить вокруг точки равновесия, которое не будет достиг- нуто (рис. 2.21). И если линия предложения более полога по сравне- нию с линией спроса (b < d), то колебания будут отдалять рынок от точки равновесия (рис. 2.22).
Даже на этих простых графиках видно, что равновесие достигается не всегда, устойчивость его весьма условна и равновесие следует вос- принимать как ориентир, как состояние, к которому стремится рынок.
92
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
2
,
соответствующее цене, сложив- шейся на рынке неделю назад. Но покупатели согласятся приобрести такую гору огурцов только по цене P
2
, что сильно разочарует про- изводителей. Настолько, что в следующий раз они привезут только
Q
3
— значительно меньше. Это количество снова приведет к разрыву цен — покупатели будут готовы платить больше и т. д.
Траектория, по которой рынок по спирали «нащупывает» равнове- сие, похожа на паутину, которой данная модель обязана своим назва- нием. С ее помощью выявляется динамическая зависимость: величина
предложения в период t — это функция от цены, обеспечившей равенство
величины спроса величине предложения в предыдущий период,
(t – 1):
Q
t
S
= f(P
t
– 1
). Зная функции спроса и предложения и используя основ- ную формулу паутинообразной модели Q
t
S
= f(P
t
– 1
). , можно опре- делить величину спроса, предложения и цену в любой период t. Но такая операция очень трудоемка. Существует специальная формула, позволяющая определить рыночную цену конкретного периода:
P
P P
d
b
P
t
e
t
e
0
,
где P
t
— цена, сложившаяся на рынке, P
0
— цена, на которую ориентировались производители в первый период, P
e
— цена равновесия, d, b — коэффициенты из линейных функций спроса и предложения, d, b > 0.
Паутинообразная модель предоставляет аппарат, с помощью ко- торого можно описать проблему устойчивости рыночного равнове- сия. Рынок придет к точке равновесия, только если покупатели более чувствительны к изменениям цены, чем продавцы, и, следовательно, абсолютное значение изменения величины спроса будет больше, чем изменение величины предложения. Спираль «закручивается», когда тангенс угла наклона линии спроса оказывается больше тангенса угла
наклона линии предложения, если линия спроса является относительно пологой, а линия предложения — относительно крутой (для линейного случая b = |(∆Q
d
) ⁄ (∆P|) > d = (∆Q
S
) ⁄ ∆P, т. е. при некотором изменении цены величина спроса меняется на большую величину, чем величина предложения). Такой рынок содержит в себе внутренний механизм, возвращающий его к равновесию, а само равновесие окажется устой- чивым (рис. 2.20).
Если наклоны линий спроса и предложения равны, то колебания будут происходить вокруг точки равновесия, которое не будет достиг- нуто (рис. 2.21). И если линия предложения более полога по сравне- нию с линией спроса (b < d), то колебания будут отдалять рынок от точки равновесия (рис. 2.22).
Даже на этих простых графиках видно, что равновесие достигается не всегда, устойчивость его весьма условна и равновесие следует вос- принимать как ориентир, как состояние, к которому стремится рынок.
92
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
Q
Q
3
S
P
P
2
D
P
1
P
0
Q
2
Q
1
P
3
P
e
P
P
e
t
Q
e
Рис. 2.20. Устойчивое равновесие
P
2
= P
0
Q
S
P
D
P
1
Q
2
Q
1
P
e
P
P
e
t
Q
e
Рис. 2.21. Неустойчивое равновесие. Равномерные колебания
вокруг точки равновесия
Q
Q
3
S
P
P
2
D
P
0
Q
2
Q
1
P
3
P
1
P
e
P
P
e
t
Q
e
P
4
Q
4
Рис. 2.22. Неустойчивое равновесие. Взрывные колебания
Глава 2. Теория ценообразования: спрос, предложение и рыночное равновесие 93
Излишек потребителя и производителя
Важной особенностью равновесного состояния является возник- новение выгод для участников рынка. Когда в процессе агрегирования предпочтений потребителей и возможностей производителей сформи- ровались рыночный спрос и предложение и образовалась общая для всех равновесная цена, оказалось, что разные потребители и произ- водители воспринимают ее не одинаково. Для кого-то эта цена в точ- ности соответствовала их готовности приобретать или продавать товар, а для кого-то из покупателей она оказалась слишком высокой, и они отказались от покупки. К то-то, наоборот, обрадовался возможности приобрести товар дешевле, чем рассчитывал. Так же и для произво- дителей: наиболее эффективные фирмы были готовы поставлять товар на рынок и по более низкой цене, а другим пришлось покинуть рынок.
Для описания отношения субъектов рынка к равновесной цене вводят- ся понятия «потребительский излишек» и «излишек производителя».
Потребительский излишек
(CS – consumer surplus) — это выгода, которую получает покупатель, приобретая товар по более низкой цене, чем он был готов заплатить. Когда на рынке устанавливается определенная равновесная цена, оказывается, что часть покупателей была готова приобретать данный товар по более высокой цене, но купила дешевле — по равновесной. Такая совокупная «экономия» всех покупателей данного товара и называется потребительским излиш- ком. На рис. 2.23 он показан площадью заштрихованного светлым треугольника.
Q
Q
e
S
P
P
e
D
CS
PS
Рис. 2.23. Излишки потребителя и производителя
Излишек производителя
(PS – producer surplus) — это выгода, ко- торую получают фирмы, сумевшие организовать более эффективное
94
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
производство и имеющие затраты на выпуск продукции ниже равно- весной цены. Часть производителей была готова поставлять свой товар на рынок по цене более низкой, чем та, по которой им в итоге удалось его продать. Эта совокупная дополнительная выгода формирует изли- шек производителя. На рис. 2.23 он показан площадью треугольника, заштрихованного темным.
Краткие выводы
1. Спрос — это зависимость, существующая между ценами на товар и коли- чеством товара, которое покупатели готовы купить по каждой из этих цен.
Величина спроса — это объем товара, который покупатели готовы купить по конкретной цене. Изменение величины спроса происходит в результате изменения цены и отражается движением вдоль заданной кривой спроса.
2. Изменение спроса происходит под воздействием неценовых факторов (из- менения цен на заменяющие и дополняющие товары, доходов, ожиданий и предпочтений потребителей) и отражаются сдвигом линии спроса.
3. Закон спроса
: при прочих равных условиях по мере снижения цены ве- личина спроса будет расти. В графической модели спроса закон спроса отражается отрицательным наклоном линии спроса.
4. Различают индивидуальный спрос, отражающий, сколько один покупатель готов приобрести данного товара по различным ценам, и рыночный спрос, представляющий собой суммарный спрос множества индивидуальных по- купателей. Графически рыночный спрос получается путем горизонтального сложения индивидуальных линий спроса.
5. Предложение — это зависимость, существующая между ценами на товар и количеством товара, которое продавцы готовы поставить на рынок по каждой из этих цен. Величина предложения
— это количество товара или услуги, предлагаемое на продажу по определенной цене. Графически — это координата точки на графике функции предложения, в отличие от предло- жения, которое представляет собой множество точек на графике функции.
Изменение предложения отражается сдвигом линии предложения, тогда как изменение величины предложения — это перемещение из одной точки в другую по самой линии предложения.
6. Закон предложения: при прочих равных условиях рост цены на благо вы- зывает увеличение объема его предложения. Прямая зависимость между ценой и величиной предложения отражается положительным наклоном функции предложения.
7. Индивидуальное предложение — желание и возможность отдельного про- давца предложить определенное количество товара при разных уровнях цен. Рыночное предложение — суммарное предложение множества про- давцов; оно определяется путем горизонтального суммирования индиви- дуальных функций предложения.
8. В результате взаимодействия покупателей и продавцов на рынке происхо- дит процесс координации их желаний и возможностей, в результате которо- го рынок приходит в равновесное состояние. Рыночное равновесие
— такое
Глава 2. Теория ценообразования: спрос, предложение и рыночное равновесие 95
Краткие выводы
1. Спрос — это зависимость, существующая между ценами на товар и коли- чеством товара, которое покупатели готовы купить по каждой из этих цен.
Величина спроса — это объем товара, который покупатели готовы купить по конкретной цене. Изменение величины спроса происходит в результате изменения цены и отражается движением вдоль заданной кривой спроса.
2. Изменение спроса происходит под воздействием неценовых факторов (из- менения цен на заменяющие и дополняющие товары, доходов, ожиданий и предпочтений потребителей) и отражаются сдвигом линии спроса.
3. Закон спроса
: при прочих равных условиях по мере снижения цены ве- личина спроса будет расти. В графической модели спроса закон спроса отражается отрицательным наклоном линии спроса.
4. Различают индивидуальный спрос, отражающий, сколько один покупатель готов приобрести данного товара по различным ценам, и рыночный спрос, представляющий собой суммарный спрос множества индивидуальных по- купателей. Графически рыночный спрос получается путем горизонтального сложения индивидуальных линий спроса.
5. Предложение — это зависимость, существующая между ценами на товар и количеством товара, которое продавцы готовы поставить на рынок по каждой из этих цен. Величина предложения
— это количество товара или услуги, предлагаемое на продажу по определенной цене. Графически — это координата точки на графике функции предложения, в отличие от предло- жения, которое представляет собой множество точек на графике функции.
Изменение предложения отражается сдвигом линии предложения, тогда как изменение величины предложения — это перемещение из одной точки в другую по самой линии предложения.
6. Закон предложения: при прочих равных условиях рост цены на благо вы- зывает увеличение объема его предложения. Прямая зависимость между ценой и величиной предложения отражается положительным наклоном функции предложения.
7. Индивидуальное предложение — желание и возможность отдельного про- давца предложить определенное количество товара при разных уровнях цен. Рыночное предложение — суммарное предложение множества про- давцов; оно определяется путем горизонтального суммирования индиви- дуальных функций предложения.
8. В результате взаимодействия покупателей и продавцов на рынке происхо- дит процесс координации их желаний и возможностей, в результате которо- го рынок приходит в равновесное состояние. Рыночное равновесие
— такое
Глава 2. Теория ценообразования: спрос, предложение и рыночное равновесие 95
состояние рынка, когда количество товара, которое готов продать произво- дитель, равно количеству товара, которое готов приобрести покупатель при данной конкретной цене.
9. Следствием установления рыночного равновесия является возникновение излишков у потребителя и производителя. Излишек потребителя пред- ставляет собой выгоду, получаемую потребителями, у которых готовность платить превышает равновесную рыночную цену. Излишек производителя представляет собой дополнительный доход у тех производителей, затраты производства которых ниже равновесной рыночной цены.
Вопросы для самоконтроля
1. Что может привести к изменению объема спроса?
2. Какие причины приводят к изменению спроса?
3. Как можно получить рыночную функцию спроса?
4. Как можно получить рыночную функцию предложения?
5. При каких условиях достигается рыночное равновесие
Задания для закрепления теоретического материала
1. Рост спроса на рынке со стандартными кривыми спроса и предложения приведет к:
а) росту цены и росту продаж;
б) росту цены и падению продаж;
в) снижению цены и росту продаж;
г) снижению цены и снижению продаж;
д) росту цены при неизменном объеме продаж;
е) нет правильного ответа.
2. Рост спроса на вентиляторы может быть обусловлен:
а) наступлением лета;
б) падением цен на вентиляторы;
в) увеличением числа людей, выезжающих к морю на отдых;
г) падением издержек производства вентиляторов;
д) ростом цен на кондиционеры;
е) верно а) и д).
3. Фермер собрал богатый урожай клубники и привез его весь на рынок на продажу. В этом случае кривая предложения указанного фермера будет иметь вид:
а) горизонтальной прямой в первой четверти рыночного множества;
б) вертикальной прямой в первой четверти рыночного множества;
в) параболы, проходящей через начало координат и лежащей в первой и второй четвертях рыночного множества;
г) убывающей гиперболы в первой четверти рыночного множества;
д) возрастающей кривой в первой четверти рыночного множества;
е) возрастающей гиперболы в первой четверти рыночного множества.
96
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
9. Следствием установления рыночного равновесия является возникновение излишков у потребителя и производителя. Излишек потребителя пред- ставляет собой выгоду, получаемую потребителями, у которых готовность платить превышает равновесную рыночную цену. Излишек производителя представляет собой дополнительный доход у тех производителей, затраты производства которых ниже равновесной рыночной цены.
Вопросы для самоконтроля
1. Что может привести к изменению объема спроса?
2. Какие причины приводят к изменению спроса?
3. Как можно получить рыночную функцию спроса?
4. Как можно получить рыночную функцию предложения?
5. При каких условиях достигается рыночное равновесие
Задания для закрепления теоретического материала
1. Рост спроса на рынке со стандартными кривыми спроса и предложения приведет к:
а) росту цены и росту продаж;
б) росту цены и падению продаж;
в) снижению цены и росту продаж;
г) снижению цены и снижению продаж;
д) росту цены при неизменном объеме продаж;
е) нет правильного ответа.
2. Рост спроса на вентиляторы может быть обусловлен:
а) наступлением лета;
б) падением цен на вентиляторы;
в) увеличением числа людей, выезжающих к морю на отдых;
г) падением издержек производства вентиляторов;
д) ростом цен на кондиционеры;
е) верно а) и д).
3. Фермер собрал богатый урожай клубники и привез его весь на рынок на продажу. В этом случае кривая предложения указанного фермера будет иметь вид:
а) горизонтальной прямой в первой четверти рыночного множества;
б) вертикальной прямой в первой четверти рыночного множества;
в) параболы, проходящей через начало координат и лежащей в первой и второй четвертях рыночного множества;
г) убывающей гиперболы в первой четверти рыночного множества;
д) возрастающей кривой в первой четверти рыночного множества;
е) возрастающей гиперболы в первой четверти рыночного множества.
96
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
4. На рис. 2.24 представлены данные об уровне резервных цен спроса и пред- ложения, равновесных цен и объема. Используя эти данные определите величину излишка потребителя и производителя, а также выведите функции спроса и предложения.
Q
S
P
7
D
12 3
4
Рис. 2.24.
5. Функции спроса и предложения имеют следующий вид:
Q
P
d
t
t
100 2
и
Q
P
s
t
t
20 1
, где t — дискретный период времени. В результате внеш- него шока цена отклонилась от равновесного уровня и в периоде времени
t = 0 составила 30. Определите отклонение от равновесного уровня в период времени t = 2. Как охарактеризовать тип равновесия на данном рынке?
Рекомендуемая литература
1. Фридмен М. Маршаллианская кривая спроса / Вехи экономической мысли.
Т. 1. Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1999.
2. Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эф- фект Веблена в теории покупательского спроса / Вехи экономической мыс- ли. Т. 1. Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1999.
Глава 2. Теория ценообразования: спрос, предложение и рыночное равновесие 97
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14