Файл: М. В. Ломоносова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Экономический факультет Экономический факультет микроэкономика микроэкономика вводный курс вводный курс учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 313

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
наилучшего из альтернативных вариантов и выражается в форме от- вета на вопросы: «Как должно быть?» или «Что же лучше?» Утвержде- ние о том, что применение прогрессивного налогообложения доходов граждан является более справедливым, нежели применение одинако- вой ставки налога, равно как и обратное утверждение, — явные при- меры нормативного анализа. Являясь оценочными по содержанию, нормативные утверждения отражают субъективные суждения, опи- рающиеся не на экономические закономерности, а на ценностные нормы, которыми руководствуются люди в процессе нормативного анализа. Содержание нормативного утверждения, например, при- веденного выше, будет зависеть от того, какой смысл вкладывается в само понятие «справедливость». Кроме того, в отличие от позитивно- го, нормативное утверждение носит характер предписания, а не пред- сказания. Поэтому оно не может быть подтверждено или опровергнуто фактами реальной действительности. Но нормативный анализ весьма полезен как инструмент экономической политики, где задача сводится к выбору наилучшего способа достижения цели согласно принятым критериям.
Между позитивным и нормативным анализом существует тесная связь. Позитивный анализ, выявляя закономерности, помогает опре- делить оптимальный выбор способа реализации нормативных целей.
Нормативный анализ, связанный с выработкой рекомендаций, часто становится причиной выбора предмета для позитивного анализа.
1.6. Рыночная система: принципы организации
и механизм функционирования
Способы координации деятельности
В условиях ограниченности ресурсов для любой экономики важ- нейшей проблемой является выработка способа распределения этих ресурсов между альтернативными направлениями их использования с целью более полного удовлетворения общественных потребностей.
Рассматриваемая под таким углом зрения экономическая система представляет собой механизм, созданный для решения проблемы ред- кости ресурсов. Суть его заключается в поиске ответов на вопросы:
«Что, сколько, для кого и как производить?» Реализуя себя в таком ка- честве, любая экономическая система сталкивается с необходимостью координации деятельности. Возникает потребность в особом способе согласования решений, принимаемых экономическими субъектами.
Существуют два способа координации экономической деятельности: иерархический и стихийный.
Иерархический способ координации
деятельности представляет собой такой порядок согласования, при котором принятие решений эконо-
42
Раздел I. Основы микроэкономического анализа

мическими субъектами регламентируется уполномоченными лица- ми, органами или установленными правилами. В общине решения о распределении ресурсов и благ принимаются вождем или советом старейшин с учетом сложившихся обычаев и опыта. Решение о рас- пределении бюджета семьи принимается ее главой. На предприятии решения принимаются директором, который руководствуется уста- новленными правилами.
Стихийный способ координации
деятельности представляет собой такой порядок согласования, при котором принятие решений эко- номическими субъектами не регламентируется, а осуществляется на основе их субъективных предпочтений и с учетом располагаемых ими возможностей. В общине структура и объем потребления отдельной семьи предопределены установленным порядком распределения. Ве- дущее самостоятельную экономическую деятельность домохозяйство принимает решения о приобретении тех или иных благ, руководству- ясь только собственными предпочтениями и бюджетными возможно- стями. Это указывает на то, что, несмотря на множественность отли- чительных черт, суть различий между этими способами координации заключается в принципе осуществления хозяйствующими субъектами экономического выбора. Иерархический способ координации пред- усматривает регулируемый выбор, при котором решения отдельных эко- номических субъектов кем-то и чем-то регламентируются и поэтому во многом предопределены. Стихийный способ координации опирается на самостоятельный выбор, при котором принятие решений экономи- ческими субъектами осуществляется исключительно самостоятельно и не зависит от посторонних лиц.
На практике может использоваться смешанный способ коорди- нации деятельности, включающий элементы как регулирования, так и стихийности.
Типы экономических систем
Типология экономических систем может производиться на основе разных критериев. Если в качестве критерия применить способ коор- динации деятельности, можно выделить четыре типа экономических систем: традиционную, плановую, рыночную и смешанную.
Традиционная экономическая система
, которую часто называют патриархальной, основывается на иерархическом способе координации
деятельности
, отражающем особенности религиозных и социокуль- турных представлений данной хозяйственной ячейки. Целевая функция такой системы редко выходит за рамки удовлетворения ограниченных
экономических потребностей
, а распределение ресурсов осуществля- ется на основе регламентации, где регуляторами выступают обычаи
и опыт
. Основополагающими принципами такой системы являются
Глава 1. Предмет и методология микроэкономического анализа 43

предсказуемость мотивации поведения и низкая склонность к пере- менам, что придает системе высокую устойчивость. Ориентированная на удовлетворение нужд, традиционная экономика характеризуется
неразвитостью обмена и консерватизмом в отношении нововведений
Типичная для ранних стадий развития общества традиционная эко- номика и в настоящее время остается важным сектором хозяйственной системы, сохраняя себя в форме домашних хозяйств, на долю которых даже в развитых странах приходится до 30% ВВП.
Плановая экономическая система
также опирается на иерархический
способ координации деятельности
. Однако она имеет принципиаль- ные отличия от традиционной (патриархальной) экономики. Регу- лирование деятельности в такой системе осуществляется на основе научно разрабатываемого плана, который принимает форму закона.
Целевая функция
в плановой системе ориентирована на достижение
установленных долговременных приоритетов
посредством основанной на научном предвидении сознательной оптимизации распределения ресурсов, где регулятором выступает планирующий орган. Координация деятельности на основе плана, по сути, означает коллективное приня-
тие решений
. Поэтому сложность ее реализации связана с трудностями не только распределения ресурсов, но и выявления и упорядочивания
(ранжирования) предпочтений (целей) участников. Простейшей фор- мой плановой экономической системы является командная экономика, где государство через свои органы осуществляет все функции по раз- работке планов и контролю за их реализацией. Так как при этом фор- мируется устойчивая группа принимающих непосредственное участие в составлении планов органов и лиц, а их интересы обособляются, то главными препятствиями для оптимизации распределения ресурсов становятся бюрократизм и абсолютизация субъективно определяемых
целей
Рыночная экономическая система
опирается на стихийный способ
координации деятельности
. Поведение отдельных экономических субъек тов в рыночной экономике мотивируется личными эгоисти- ческими интересами, целевая функция которых состоит в максимиза-
ции чистой выгоды
. Осуществляя самостоятельный выбор, субъекты не согласуют собственных действий, и координация их деятельности
(принятие решений) совершается посредством взаимодействий между ними через механизм обмена ресурсами и благами, в котором регулято-
ром выступает рыночная цена.
Так как каждый экономический субъ- ект принимает решения независимо от других и без учета принятых ими решений, то главной проблемой согласования деятельности че- рез рыночный механизм является стихийное колебание предпочтений
участников рынка.
Отражением содержательной стороны рыночной экономической системы может служить суверенитет потребителя, формально выра-
44
Раздел I. Основы микроэкономического анализа

жающий независимость потребителей в отношении осуществляемо- го ими выбора, который зависит исключительно от их предпочтений и располагаемых ресурсов. В действительности независимый выбор потребителей означает, что в рамках стихийного способа координации деятельности, где определяющую роль играют субъективные предпо- чтения хозяйствующих субъектов, потребитель играет ведущую роль.
Обладая суверенитетом, т. е. возможностью принятия независимых решений относительно использования имеющихся у него ресурсов, он получает власть над производством, предопределяя посредством принимаемых решений направление его развития. Таким образом
суверенитет потребителя
— это власть потребителей над производ- ством, которая состоит в подчинении производства целям потреби- телей и реализуется ими посредством независимо осуществляемого потребительского выбора. Из этого следует, что в рыночной эконо- мике производство может быть успешным только в том случае, если структура производимых благ и рыночных цен отвечает запросам по- требителей. Поэтому положение о суверенитете потребителя занимает одно из центральных мест в теории рыночной экономики, определяя во многом цели и задачи микроэкономического анализа.
Действенность положения о суверенитете потребителя многими экономистами подвергается сомнению. Его считают устаревшим и не отвечающим современным реалиям, где вкусы и предпочтения формируются производителями (пересмотренная последователь- ность), и навязываются потребителям при помощи рекламы. Тем не менее в течение многих десятилетий влияние производства на по- ведение потребителей хотя и признавалось, но не рассматривалось в качестве решающего фактора. Действовал постулат: в конечном счете никто не может заставить покупателя приобретать то, что не отвечает его пожеланиям. Однако внедрение современных цифровых техноло- гий способно принципиально изменить оценку. Благодаря сбору боль- ших массивов данных о предпочтениях потребителей, производители получают реальную возможность для непосредственного влияния на формирование потребительских вкусов и поведения, что ставит под вопрос существование самой свободы выбора, без которой принцип потребительского суверенитета утрачивает смысл.
Смешанная экономическая система
представляет собой способ ор- ганизации экономики, где хозяйственная деятельность опирается на
рыночный механизм при активной регулирующей роли государства
. Дан- ный тип экономики является типичным для современных развитых хо- зяйственных систем, которые включают частнопредпринимательский и государственный секторы. В смешанной экономике сохраняются условия для осуществления экономическими субъектами самостоя- тельного выбора, однако принятие решений находится под корректи-
рующим воздействием со стороны государства
. Содержательная сторо-
Глава 1. Предмет и методология микроэкономического анализа 45

на данного типа экономической системы заключается в том, чтобы, используя регулирующие возможности государства (налоги, бюджет, законодательство), сгладить влияние присущих рыночному механизму недостатков. Целевая функция смешанной экономики — это обеспе-
чение устойчивого экономического роста
. Так как реализация общей цели и корректирующего воздействия предполагает проведение со- знательно принимаемых согласованных решений, то механизм коор- динации деятельности в смешанной экономике объективно включает
в себя элементы рынка и плана
. Установить оптимальное соотношение этих элементов не представляется возможным, так как оно зависит от особенностей конкретной экономики, а на каждом временном этапе будет определяться характером целей и задач. Поэтому определяющей проблемой будет выбор корректирующих способов и мер, адекватных стоящим перед экономикой задачам.
Принципы организации рыночной системы
Для того чтобы понять природу поведения экономических субъ- ектов в данной хозяйственной системе, необходимо знать принципы, на которые она опирается. Для современной рыночной экономики таковыми являются экономическая свобода, частная собственность, стремление к личной выгоде, конкурентное взаимодействие, исполь- зование цены в качестве инструмента координации и ограниченная роль государства.
Экономическая свобода
— основополагающий принцип организа- ции рыночной системы хозяйства. Она предоставляет возможность
выбора
целей и способов их достижения, проявляясь в возможности принимать решения. Экономическая свобода никогда не бывает абсо- лютной. Она детерминирована самой системой рыночных отношений.
Во-первых, экономическая свобода ограничивается наличием эконо-
мических ресурсов,
определяющих рамки свободы решения. Границы свободы покупателя определены величиной располагаемого им до- хода. Для производителя- продавца рамки экономической свободы де- терминированы величиной находящихся в его распоряжении ресурсов и властью, делегированной ему покупателями. Последняя проявля- ется в виде степени соответствия ценностных параметров (качество и стоимость), создаваемых производителем благ ожиданиям потре- бителей. С повышением степени такого соответствия экономическая свобода производителя расширяется, а при ее снижении — сужается.
Во-вторых, уровень экономической свободы регулируется системой пра-
вил
, вырабатываемых в процессе рыночного обмена, благодаря чему устанавливается экономический порядок, определяющий способы, посредством которых участники рыночного процесса могут делать свой выбор. В развитой рыночной экономике экономическая свобо-
46
Раздел I. Основы микроэкономического анализа