Файл: М. В. Ломоносова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Экономический факультет Экономический факультет микроэкономика микроэкономика вводный курс вводный курс учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 314
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
да — результат взаимодействия независимых экономических субъектов, а ее границы отражают степень согласования их интересов.
Частная собственность
— это имеющие денежную оценку эко- номические активы (физические — материальные ресурсы и товары, недвижимое имущество; финансовые — наличные деньги, банковские вклады и ценные бумаги; нематериальные — авторские и патентные права, торговая марка), которые находятся во владении отдельных экономических субъектов, частных лиц или фирм. Частная собствен- ность — фундамент рыночной экономики. Во-первых, разграничивая распорядительные правомочия рыночных субъектов, она является
предпосылкой осуществления экономических сделок
. Во-вторых, закре- пляя возможность использования активов за одним субъектом и огра- ничивая ее для остальных, частная собственность выступает факто-
ром определения границ экономической свободы
. В-третьих, обусловливая право на присвоение результатов ее использования — дохода, частная собственность служит мотивационной базой экономической деятель- ности. Наконец, обеспечивая сведение к итоговому балансу возни- кающие при использовании активов выгоды и издержки, частная собственность обусловливает принятие только тех решений, которые
удовлетворяют требованиям рыночной эффективности
, так как в про- тивном случае активы будут перемещены к субъектам, способным обеспечить их более эффективное применение.
Частная собственность
— это имеющие денежную оценку эко- номические активы (физические — материальные ресурсы и товары, недвижимое имущество; финансовые — наличные деньги, банковские вклады и ценные бумаги; нематериальные — авторские и патентные права, торговая марка), которые находятся во владении отдельных экономических субъектов, частных лиц или фирм. Частная собствен- ность — фундамент рыночной экономики. Во-первых, разграничивая распорядительные правомочия рыночных субъектов, она является
предпосылкой осуществления экономических сделок
. Во-вторых, закре- пляя возможность использования активов за одним субъектом и огра- ничивая ее для остальных, частная собственность выступает факто-
ром определения границ экономической свободы
. В-третьих, обусловливая право на присвоение результатов ее использования — дохода, частная собственность служит мотивационной базой экономической деятель- ности. Наконец, обеспечивая сведение к итоговому балансу возни- кающие при использовании активов выгоды и издержки, частная собственность обусловливает принятие только тех решений, которые
удовлетворяют требованиям рыночной эффективности
, так как в про- тивном случае активы будут перемещены к субъектам, способным обеспечить их более эффективное применение.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14
Стремление к личной выгоде
является главной движущей силой рыночной экономики. Суть его сводится к тому, что действующие рационально агенты рынка при принятии решений руководствуются личными интересами, которые выражаются в стремлении увеличить свое благосостояние. Диктуемое личным интересом поведение мо- жет проявиться в стремлении увеличить выгоду или снизить затраты.
Производители, стараясь приобретать необходимые для производства ресурсы подешевле, стремятся продать свой продукт как можно до- роже. Потребители, стараясь платить поменьше за блага, стремятся продать принадлежащие им ресурсы по как можно более высокой цене. Но все они движимы единственной целью — максимизировать
чистый выигрыш в виде разницы между затратами и выгодами
. Являясь
основополагающей предпосылкой рыночного поведения
и выступая мо- тивом принятия решений, стремление к чистой выгоде играет роль
фактора упорядоченности и направленности экономических действий
в рыночной экономике.
Конкурентное взаимодействие
представляет собой соперничество экономических субъектов за лучшие условия применения активов и проявляется в конкуренции между покупателями и продавцами, а также между представителями каждой из этих групп. По своей эко- номической природе оно связано с конфликтом интересов, а потому предполагает рассредоточение экономической власти среди агентов
Глава 1. Предмет и методология микроэкономического анализа 47
рынка. Проявляясь в таком качестве, конкурентное взаимодействие, во-первых, уравновешивает эгоистические устремления экономических субъектов, а во-вторых, противодействуя абсолютному доминирова- нию кого-либо, обеспечивает более равные условия для выбора. Поэтому конкурентное взаимодействие играет роль системного фактора ры- ночной экономики. На практике оно находит свое выражение в кон- куренции, которая принимает самые разнообразные формы. Роль конкуренции в рыночной экономике многогранна. Способствуя рас- ширению деятельности субъектов, которые эффективно используют ресурсы, и вымывая неэффективные хозяйственные звенья, конкурен-
ция выступает механизмом регулирования экономики
, определяющим направленность ее развития. Задавая критерии эффективности, кон- куренция служит методом экономического контроля и в этом качестве способствует более рациональному распределению и использованию ресурсов. Ограничивая рыночную власть отдельных агентов рынка, она создает благоприятные условия для инновационной деятельности.
Вознаграждая эффективно действующих субъектов, конкуренция по-
рождает стимулы к непрерывному совершенствованию
форм и способов
деятельности
, становясь «вечным двигателем» развития рыночной экономики.
Ограниченность роли государства
в рыночной экономике вытекает из особенностей устройства самой рыночной системы хозяйствования.
Все дело в том, что указанные выше принципы организации рыночной экономики могут воспроизводиться только при поддержке извне. Та- кую функцию выполняет государство, от чего и становится непремен- ным атрибутом рыночной экономики. Оно устанавливает правовые нормы использования собственности и правила хозяйственного пове- дения. Регулируя экономическое поведение, государство поддержива- ет конкурентный характер взаимодействия на рынках. Покупая и про- давая товары и услуги, оно является участником рыночных сделок, а взимая налоги и предоставляя субсидии, оказывает влияние на при- нятие решений агентами рынка. Даже непосредственное производство благ часто осуществляется государством. Выполняемые им функции приводят к тому, что государство становится обладателем значитель- ной экономической власти. Благодаря этой власти оно оказывает се- рьезное воздействие на распределение ресурсов и способно подорвать действие ценового механизма, что приведет к ограничению свободы выбора и снижению эффективности функционирования рыночной экономики. Поэтому ограничение вмешательства государства в эко- номику является принципом обеспечения экономической свободы и реа-
лизации
координирующей роли цены. Оно предусматривает, во-первых, разграничение политической и экономической власти, а, во-вторых, установление границ экономической власти государства.
48
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
ция выступает механизмом регулирования экономики
, определяющим направленность ее развития. Задавая критерии эффективности, кон- куренция служит методом экономического контроля и в этом качестве способствует более рациональному распределению и использованию ресурсов. Ограничивая рыночную власть отдельных агентов рынка, она создает благоприятные условия для инновационной деятельности.
Вознаграждая эффективно действующих субъектов, конкуренция по-
рождает стимулы к непрерывному совершенствованию
форм и способов
деятельности
, становясь «вечным двигателем» развития рыночной экономики.
Ограниченность роли государства
в рыночной экономике вытекает из особенностей устройства самой рыночной системы хозяйствования.
Все дело в том, что указанные выше принципы организации рыночной экономики могут воспроизводиться только при поддержке извне. Та- кую функцию выполняет государство, от чего и становится непремен- ным атрибутом рыночной экономики. Оно устанавливает правовые нормы использования собственности и правила хозяйственного пове- дения. Регулируя экономическое поведение, государство поддержива- ет конкурентный характер взаимодействия на рынках. Покупая и про- давая товары и услуги, оно является участником рыночных сделок, а взимая налоги и предоставляя субсидии, оказывает влияние на при- нятие решений агентами рынка. Даже непосредственное производство благ часто осуществляется государством. Выполняемые им функции приводят к тому, что государство становится обладателем значитель- ной экономической власти. Благодаря этой власти оно оказывает се- рьезное воздействие на распределение ресурсов и способно подорвать действие ценового механизма, что приведет к ограничению свободы выбора и снижению эффективности функционирования рыночной экономики. Поэтому ограничение вмешательства государства в эко- номику является принципом обеспечения экономической свободы и реа-
лизации
координирующей роли цены. Оно предусматривает, во-первых, разграничение политической и экономической власти, а, во-вторых, установление границ экономической власти государства.
48
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
Механизм функционирования рыночной системы
Механизм функционирования экономической системы — это способ, при помощи которого координируется экономическая де- ятельность ее субъектов. Для рыночного хозяйства таким способом выступает рынок, представляющий собой механизм обмена, который обеспечивает согласование действий обособленных экономических субъектов при помощи цен. Выступая в виде системы цен, рынок пред- ставляет собой структуру, которая обеспечивает сбор и передачу всей рыночной информации: о потребительских предпочтениях, ценности благ и ресурсов, альтернативных затратах и выгодах, т. е. выступает информационно- коммуникационной системой. Преимущество этой системы заключается в том, что она «работает без аукциониста», т. е. является саморегулируемой и не нуждается в регулировании со сто- роны особых лиц или органов.
Рынок — историческое явление. Он возник в результате развития общественного разделения труда, выразившегося в специализации производителей на производстве отдельных благ. Развивавшаяся на этой основе спецификация продуктов отдельных производителей при широком спектре их потребностей вызвала необходимость в обмене результатами частных производственных процессов. По мере углу- бления общественного разделения труда и его специализации сфера обменных операций расширялась, а сам обмен принимал все более устойчивый характер, превратившись, в конечном счете, в господ- ствующую форму взаимодействия хозяйствующих субъектов. Произ- водство для обмена стало их определяющей функцией, а сам обмен превратился в общественную систему, где деятельность ради удовлет- ворения своих потребностей стала деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей других. Так как при обмене его участ- ники сталкивались с проблемой соизмерения ценности обмениваемых благ, то в процессе обмена со временем выделилось специфическое благо — деньги, ставшие мерилом ценности всех товаров. Возникно- вение денег знаменовало собой как завершение процесса развития обмена, так и становление рынка как экономического института, ко- ординирующего хозяйственную деятельность.
В процессе рыночного обмена агенты рынка — покупатели и про- давцы — усматривают источник возможной выгоды, и одновременно вступают в конкуренцию, сталкиваясь в обмене как соперники, пре- следующие сходные цели. Так как обмен связан с оборотом ценности, то можно сказать, что движение ценности является материальной ос- новой рыночной экономики, а непрерывность этого движения — ус- ловием ее существования. Выступая в качестве способа распределе- ния ресурсов, рыночный обмен обладает целым рядом преимуществ.
Глава 1. Предмет и методология микроэкономического анализа 49
Во-первых, представляя собой информационно- коммуникационную систему, он обеспечивает быструю, доступную и достаточно дешевую передачу информации об имеющихся альтернативах — продуктах и це- нах на них. Во-вторых, осуществляясь на условиях добровольности и анонимности, рыночный обмен существенно упрощает обменные операции. В-третьих, опираясь на конкурентный характер отношений между агентами рынка, рыночный обмен создает стимулы для адап- тации к изменяющимся условиям обмена.
Люди вступают в отношения обмена лишь в том случае, ког- да доступность блага ограничена собственностью на данное благо какого-либо лица. В обмене нет нужды, если благо является обще- доступным. Обмен становится невозможным, если хотя бы один из участников не располагает правами собственности на объект обмена.
Поэтому, будучи связан с переходом ценностей от одного лица к дру- гому, рыночный обмен предполагает наличие у их владельцев опре- деленной распорядительной силы (распорядительных правомочий), называемых правами собственности. Права собственности дают их обладателю возможность принимать решения в отношении исполь- зования ресурсов и благ. Так как экономические субъекты обладают собственностью на разные экономические объекты, то приобретение прав собственности на не принадлежащие им объекты есть главный
стимул к совершению обмена
. В этом смысле рыночный обмен — это об- мен правами собственности, а наличие прав собственности — условие
рыночного обмена
. Следовательно, рынки могут существовать только для тех благ, в отношении которых легко устанавливать и передавать права собственности. Поэтому рынок пуговиц, например, существует, а рынок столь важного для всех блага, как чистый воздух, нет. Права собственности выступают стимулом к эффективному использованию ресурсов и методом оптимизации интересов участников обмена.
Набор прав собственности может меняться. Он может укреплять- ся путем добавления новых правомочий или, наоборот, размывать- ся в результате вычленения некоторых из них. При индивидуальной частной собственности владельцы обладают полным набором прав и не ограничены в своих решениях. В случае с акционерной собствен- ностью пучок прав собственности расщепляется среди нескольких групп владельцев — акционеров и управляющих, распорядительные права которых ограничены установленными рамками. Особенности распределения и группировки прав собственности определяют форму организации собственности. При этом следует помнить, что концен- трация прав у отдельных лиц, устанавливая более тесную связь между выгодами и ответственностью, может привести как к повышению эф- фективности использования собственности, так и к ее снижению из-за падения качества выполнения разнообразных функций одним лицом.
Напротив, в случае рассредоточения прав собственности при росте
50
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
качества выполнения функций будет наблюдаться ослабление связи
«выгоды — ответственность».
Осуществление обменной операции связано с определенными затратами, которые называются трансакционными затратами (из- держками). Они не связаны ни с затратами на производство блага, ни с затратами на его доставку до конечного потребителя (затраты по транспортировке и расходы торговли). Трансакционные издерж-
ки
— это затраты, возникающие в связи с использованием механизма рыночного обмена. Они включают затраты (материальных ресурсов и времени) на поиск партнеров, получение информации о ценах и ка- честве благ, проведение переговоров и заключение договоров, а также на принуждение к исполнению договоров и защиту приобретенных прав собственности.
Значение трансакционных издержек для функционирования рын- ков заключается в том, что они влияют на стимулы к участию в обмене.
Действующие рационально домохозяйства и фирмы будут вступать в рыночный обмен только в том случае, если получаемая выгода пре- вышает совокупные затраты, включающие цену блага и трансакцион- ные издержки. Если поставщик предлагает комплектующие по при- влекательной цене, но не обеспечивает требуемого уровня качества продукта или нарушает сроки поставки, то возникающие из-за этого трансакционные издержки могут заставить фирму отказаться от уча- стия в обмене, организовав собственное производство необходимых комплектующих. В результате, сфера рыночных операций сузится.
Напротив, по мере снижения трансакционных издержек сфера ры- ночного обмена будет расширяться. Когда на рынке действует множе- ство транспортных фирм, а конкуренция между ними характеризуется высокой степенью интенсивности, то это оборачивается снижением затрат на поиск контрагентов, заключение контрактов и контроль за их исполнением. Снижение трансакционных издержек может побу- дить фирму отказаться от содержания собственного автотранспортно- го предприятия и перейти к рыночному способу решения проблемы транспортировки продукции, увеличив совокупную выгоду за счет специализации собственной деятельности, а возможно, и за счет со- кращения транспортных расходов, которые могут оказаться ниже у специализированных транспортных фирм.
Если трансакционные издержки растут, сфера рыночных опера- ций сужается. Если же они сокращаются, то она расширяется, в том смысле, что хозяйствующие субъекты предпочтут обеспечивать себя необходимыми благами посредством рыночного обмена.
Это говорит о том, что величина трансакционных издержек опреде-
ляет границы рыночных операций
. Существенную роль трансакционные издержки играют и при определении прав собственности: поскольку их установление и удержание (защита) связаны с издержками, то и ре-
Глава 1. Предмет и методология микроэкономического анализа 51
«выгоды — ответственность».
Осуществление обменной операции связано с определенными затратами, которые называются трансакционными затратами (из- держками). Они не связаны ни с затратами на производство блага, ни с затратами на его доставку до конечного потребителя (затраты по транспортировке и расходы торговли). Трансакционные издерж-
ки
— это затраты, возникающие в связи с использованием механизма рыночного обмена. Они включают затраты (материальных ресурсов и времени) на поиск партнеров, получение информации о ценах и ка- честве благ, проведение переговоров и заключение договоров, а также на принуждение к исполнению договоров и защиту приобретенных прав собственности.
Значение трансакционных издержек для функционирования рын- ков заключается в том, что они влияют на стимулы к участию в обмене.
Действующие рационально домохозяйства и фирмы будут вступать в рыночный обмен только в том случае, если получаемая выгода пре- вышает совокупные затраты, включающие цену блага и трансакцион- ные издержки. Если поставщик предлагает комплектующие по при- влекательной цене, но не обеспечивает требуемого уровня качества продукта или нарушает сроки поставки, то возникающие из-за этого трансакционные издержки могут заставить фирму отказаться от уча- стия в обмене, организовав собственное производство необходимых комплектующих. В результате, сфера рыночных операций сузится.
Напротив, по мере снижения трансакционных издержек сфера ры- ночного обмена будет расширяться. Когда на рынке действует множе- ство транспортных фирм, а конкуренция между ними характеризуется высокой степенью интенсивности, то это оборачивается снижением затрат на поиск контрагентов, заключение контрактов и контроль за их исполнением. Снижение трансакционных издержек может побу- дить фирму отказаться от содержания собственного автотранспортно- го предприятия и перейти к рыночному способу решения проблемы транспортировки продукции, увеличив совокупную выгоду за счет специализации собственной деятельности, а возможно, и за счет со- кращения транспортных расходов, которые могут оказаться ниже у специализированных транспортных фирм.
Если трансакционные издержки растут, сфера рыночных опера- ций сужается. Если же они сокращаются, то она расширяется, в том смысле, что хозяйствующие субъекты предпочтут обеспечивать себя необходимыми благами посредством рыночного обмена.
Это говорит о том, что величина трансакционных издержек опреде-
ляет границы рыночных операций
. Существенную роль трансакционные издержки играют и при определении прав собственности: поскольку их установление и удержание (защита) связаны с издержками, то и ре-
Глава 1. Предмет и методология микроэкономического анализа 51