ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
N, оставшейся за вычетом объемных потерь, к гидравлической мощности NГ:
.
К. п. д. объемных потерь может быть определен по формуле:
.
Гидравлические потери
Гидравлические потери – потери на преодоление гидравлического сопротивления в:
Гидравлические потери оцениваются гидравлическим к. п. д., который равен отношению полезной мощности насоса NП к мощности N:
.
К. п. д. насоса равен:
.
Умножив и разделив правую часть этого уравнения на NГ Nи проведя перегруппировку членов, получим:
,
КПД насоса представляет собой произведение механического, объемного и гидравлического коэффициентов полезного действия.
КПД насоса определяет степень совершенства его конструкции, как в механическом, так и в гидравлическом отношении.
У современных насосов ; ; .
Значение для каждого насоса меняется от режима работы. Максимальные значения КПД серийно выпускаемых крупных наосов достигают 0,9 – 0,92, малых – 0,6 – 0,75.
Рабочее колесо центробежных насосов является основным элементом насоса.
С помощью рабочего колеса осуществляется преобразование подводимой к насосу механической энергии в энергию движущейся жидкости. Такое преобразование происходит за счет непосредственного силового воздействия лопастей рабочего колеса на жидкость, заполняющую его каналы.
Кинематическими показателями движущейся через колесо жидкости являются:
Кинематические характеристики оказывают решающее влияние на энергетические параметры насоса (напор, подача, КПД).
Абсолютная скорость в области лопастного колеса может быть получена как геометрическая сумма двух скоростей:
В векторной форме: .
Параллелограмм скоростей потока в рабочем колесе центробежного насоса показан на рисунке:
Для определения составляющих абсолютной скорости рассматриваются упрощенные теоретические схемы течения жидкости в межлопастных каналах рабочего колеса центробежного насоса.
В основу представления об установившемся движении потока через рабочее колесо центробежного насоса положена гипотеза о струйном течении жидкости. Согласно этой гипотезе траектория каждой частицы жидкости в пределах межлопастного канала колеса по форме совпадает с кривой очертания лопасти.
Реально такое движение может наблюдаться лишь при бесконечно большом числе бесконечно тонких лопастей.
Тем не менее, при расчете проточной части центробежных колес с часто расположенными лопастями, образующими каналы большой длины (по сравнению с размерами поперечного сечения), такое допущение в первом приближении является вполне обоснованным.
Для определения значения и направления относительной скорости предположим, что заданы:
Рассмотрим плоское сечение канала рабочего колеса. Это сечение располагается перпендикулярно оси насоса. Рассматриваемая точка потока отстоит от оси вращения на расстоянии r.
Относительная скорость в этом случае направлена по касательной к поверхности лопасти.
Для определения ее значения воспользуемся уравнением неразрывности, составив его для цилиндрического сечения потока, проходящего через рассматриваемую точку. Площадь этого сечения, за вычетом части, занятой толщиной лопастей, обозначим через
.
Радиальная составляющая относительной скорости потока равна:
.
Учитывая коэффициентом степень стеснения сечения телом лопастей шириной , получим:
,
.
Переносная скорость в рассматриваемой точке потока равна:
.
Она направлена по касательной к окружности радиусом в сторону вращения.
Радиальная составляющая относительной скорости лежит в рассматриваемой плоскости и перпендикулярна вектору переносной скорости u.
Касательная к поверхности лопасти, по которой направлена относительная скорость , образует угол с направлением, обратным переносной скорости.
Проводя из конца вектора прямую, параллельную направлению скорости u, до пересечения с этой касательной, получим, согласно плану скоростей, в точке пересечения конец вектора относительной скорости .
Значение относительной скорости равно:
.
Суммируя по правилу параллелограмма векторы скоростей и u, получаем абсолютную скорость v.
Так как радиальная составляющая относительной скорости равна радиальной составляющей абсолютной скорости, то значение скорости vможет быть определено из соотношения:
,
где угол между направлениями скоростей (абсолютной и переносной).
Таким образом, гипотеза о струйном течении, основанная на предположении о бесконечном числе лопастей, позволяет построить параллелограмм скоростей в любой точке потока внутри рабочего колеса центробежного насоса.
Коэффициент стеснения равен отношению действительной площади сечения потока к площади сечения, свободной от лопастей:
,
или ,
где z– число лопастей;
s– толщина лопастей в рассматриваемом цилиндрическом сечении.
Обозначая через шаг – расстояние по окружности между одноименными точками смежных лопастей, получим, что коэффициент стеснения равен: ,
Или .
Толщина лопасти может быть выражена через нормальную толщину и угол : .
Параллелограмм скоростей потока при входе в рабочее колесо может быть получен аналогичным образом. Коэффициент стеснения потока на входе в рабочее колесо в этом случае может быть принят равным от 0,75 для малых насосов до 0,83 для больших насосов.
План скоростей для выходного сечения рабочего колеса строится так же, как и для произвольной внутренней точки. Коэффициент стеснения потока на выходе из рабочего колеса в этом случае может быть принят равным от 0,90 для малых насосов до 0,95 для больших насосов.
Таким образом, зная:
можно определить:
Характер движения жидкости до рабочего колеса насоса определяется конструкцией подводящего (всасывающего) водовода. Для обеспечения большей устойчивости потока в подводящем канале скорости течения назначаются постепенно нарастающими от входного патрубка к входу в колесо.
Диаметр входного патрубка определяется по сечению трубопровода, который в свою очередь рассчитывается исходя из допустимых потерь напора. Выравнивание поля скоростей по сечению потока непосредственно перед входом в рабочее колесо достигается с помощью конфузора, повышающего скорости на 15 – 20 %. Простейшей конструктивной формой является прямоосный конический патрубок. Однако такое решение возможно только при консольном расположении рабочего колеса насоса.
Отводящие каналы центробежных насосов должны обеспечивать:
Наиболее характерной конструкцией отводящего канала одноступенчатых центробежных насосов является спиральный отвод, состоящий из:
Спиральный канал собирает перекачиваемую жидкость, выходящую из рабочего колеса, и подводит ее к диффузору. При этом обеспечивается осевая симметрия потока за рабочим колесом насоса.
В диффузоре происходит снижение скорости потока и преобразование кинетической энергии жидкости в потенциальную энергию давления.
Поперечное сечение спирального отвода может иметь различную форму. Обычно оно бывает круглым.
1.11. ОСНОВНОЕ УРАВНЕНИЕ ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА
Энергетические показатели работы насоса – напор и коэффициент его полезного действия тесно связаны со значением и направлением скоростей потока жидкости в межлопастных каналах рабочего колеса.
Для установления такой связи можно воспользоваться теоремой об изменении моментов количества движения: изменение момента количества движения массы жидкости за 1 секунду относительно оси рабочего колеса равно сумме моментов всех внешних сил, действующих на эту систему.
Применяя теорему к установившемуся движению жидкости через рабочее колесо центробежного насоса между сечениями от входа в колесо до выхода из него, допустим, что при струйном характере течения приращение энергии на этом участке происходит без гидравлических потерь.
При подаче насоса масса жидкости, участвующей в движении составит:
Момент количества движения в сечении на входе в межлопастное пространство рабочего колеса относительно оси насоса равен:
.
К. п. д. объемных потерь может быть определен по формуле:
.
Гидравлические потери
Гидравлические потери – потери на преодоление гидравлического сопротивления в:
-
подводе; -
рабочем колесе; -
отводе.
Гидравлические потери оцениваются гидравлическим к. п. д., который равен отношению полезной мощности насоса NП к мощности N:
.
К. п. д. насоса равен:
.
Умножив и разделив правую часть этого уравнения на NГ Nи проведя перегруппировку членов, получим:
,
КПД насоса представляет собой произведение механического, объемного и гидравлического коэффициентов полезного действия.
КПД насоса определяет степень совершенства его конструкции, как в механическом, так и в гидравлическом отношении.
У современных насосов ; ; .
Значение для каждого насоса меняется от режима работы. Максимальные значения КПД серийно выпускаемых крупных наосов достигают 0,9 – 0,92, малых – 0,6 – 0,75.
-
КИНЕМАТИКА ДВИЖЕНИЯ ЖИДКОСТИ В РАБОЧЕМ КОЛЕСЕ ОДНОСТУПЕНЧАТОГО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА
Рабочее колесо центробежных насосов является основным элементом насоса.
С помощью рабочего колеса осуществляется преобразование подводимой к насосу механической энергии в энергию движущейся жидкости. Такое преобразование происходит за счет непосредственного силового воздействия лопастей рабочего колеса на жидкость, заполняющую его каналы.
Кинематическими показателями движущейся через колесо жидкости являются:
-
значения и направления скоростей; -
траектории движения жидкости.
Кинематические характеристики оказывают решающее влияние на энергетические параметры насоса (напор, подача, КПД).
Абсолютная скорость в области лопастного колеса может быть получена как геометрическая сумма двух скоростей:
-
относительной ; -
переноснойu.
В векторной форме: .
Параллелограмм скоростей потока в рабочем колесе центробежного насоса показан на рисунке:
Для определения составляющих абсолютной скорости рассматриваются упрощенные теоретические схемы течения жидкости в межлопастных каналах рабочего колеса центробежного насоса.
В основу представления об установившемся движении потока через рабочее колесо центробежного насоса положена гипотеза о струйном течении жидкости. Согласно этой гипотезе траектория каждой частицы жидкости в пределах межлопастного канала колеса по форме совпадает с кривой очертания лопасти.
Реально такое движение может наблюдаться лишь при бесконечно большом числе бесконечно тонких лопастей.
Тем не менее, при расчете проточной части центробежных колес с часто расположенными лопастями, образующими каналы большой длины (по сравнению с размерами поперечного сечения), такое допущение в первом приближении является вполне обоснованным.
Для определения значения и направления относительной скорости предположим, что заданы:
-
геометрические размеры рабочего колеса r; -
объемная подача рабочего колеса Q ; -
частота вращения рабочего колеса n .
Рассмотрим плоское сечение канала рабочего колеса. Это сечение располагается перпендикулярно оси насоса. Рассматриваемая точка потока отстоит от оси вращения на расстоянии r.
Относительная скорость в этом случае направлена по касательной к поверхности лопасти.
Для определения ее значения воспользуемся уравнением неразрывности, составив его для цилиндрического сечения потока, проходящего через рассматриваемую точку. Площадь этого сечения, за вычетом части, занятой толщиной лопастей, обозначим через
.
Радиальная составляющая относительной скорости потока равна:
.
Учитывая коэффициентом степень стеснения сечения телом лопастей шириной , получим:
,
.
Переносная скорость в рассматриваемой точке потока равна:
.
Она направлена по касательной к окружности радиусом в сторону вращения.
Радиальная составляющая относительной скорости лежит в рассматриваемой плоскости и перпендикулярна вектору переносной скорости u.
Касательная к поверхности лопасти, по которой направлена относительная скорость , образует угол с направлением, обратным переносной скорости.
Проводя из конца вектора прямую, параллельную направлению скорости u, до пересечения с этой касательной, получим, согласно плану скоростей, в точке пересечения конец вектора относительной скорости .
Значение относительной скорости равно:
.
Суммируя по правилу параллелограмма векторы скоростей и u, получаем абсолютную скорость v.
Так как радиальная составляющая относительной скорости равна радиальной составляющей абсолютной скорости, то значение скорости vможет быть определено из соотношения:
,
где угол между направлениями скоростей (абсолютной и переносной).
Таким образом, гипотеза о струйном течении, основанная на предположении о бесконечном числе лопастей, позволяет построить параллелограмм скоростей в любой точке потока внутри рабочего колеса центробежного насоса.
Коэффициент стеснения равен отношению действительной площади сечения потока к площади сечения, свободной от лопастей:
,
или ,
где z– число лопастей;
s– толщина лопастей в рассматриваемом цилиндрическом сечении.
Обозначая через шаг – расстояние по окружности между одноименными точками смежных лопастей, получим, что коэффициент стеснения равен: ,
Или .
Толщина лопасти может быть выражена через нормальную толщину и угол : .
Параллелограмм скоростей потока при входе в рабочее колесо может быть получен аналогичным образом. Коэффициент стеснения потока на входе в рабочее колесо в этом случае может быть принят равным от 0,75 для малых насосов до 0,83 для больших насосов.
План скоростей для выходного сечения рабочего колеса строится так же, как и для произвольной внутренней точки. Коэффициент стеснения потока на выходе из рабочего колеса в этом случае может быть принят равным от 0,90 для малых насосов до 0,95 для больших насосов.
Таким образом, зная:
-
размеры рабочего колеса; -
форму лопастей; -
значение расхода; -
значение частоты вращения колеса насоса
можно определить:
-
треугольники скоростей для входного, выходного и любого промежуточного сечений рабочего колеса; -
найти векторы абсолютной скорости; -
построить траектории абсолютного движения жидкости.
Характер движения жидкости до рабочего колеса насоса определяется конструкцией подводящего (всасывающего) водовода. Для обеспечения большей устойчивости потока в подводящем канале скорости течения назначаются постепенно нарастающими от входного патрубка к входу в колесо.
Диаметр входного патрубка определяется по сечению трубопровода, который в свою очередь рассчитывается исходя из допустимых потерь напора. Выравнивание поля скоростей по сечению потока непосредственно перед входом в рабочее колесо достигается с помощью конфузора, повышающего скорости на 15 – 20 %. Простейшей конструктивной формой является прямоосный конический патрубок. Однако такое решение возможно только при консольном расположении рабочего колеса насоса.
Отводящие каналы центробежных насосов должны обеспечивать:
-
осесимметричность потока жидкости при выходе из рабочего колеса; -
преобразование кинетической энергии потока, выходящего из колесав энергию давления.
Наиболее характерной конструкцией отводящего канала одноступенчатых центробежных насосов является спиральный отвод, состоящий из:
-
спирального канала; -
диффузора.
Спиральный канал собирает перекачиваемую жидкость, выходящую из рабочего колеса, и подводит ее к диффузору. При этом обеспечивается осевая симметрия потока за рабочим колесом насоса.
В диффузоре происходит снижение скорости потока и преобразование кинетической энергии жидкости в потенциальную энергию давления.
Поперечное сечение спирального отвода может иметь различную форму. Обычно оно бывает круглым.
1.11. ОСНОВНОЕ УРАВНЕНИЕ ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА
Энергетические показатели работы насоса – напор и коэффициент его полезного действия тесно связаны со значением и направлением скоростей потока жидкости в межлопастных каналах рабочего колеса.
Для установления такой связи можно воспользоваться теоремой об изменении моментов количества движения: изменение момента количества движения массы жидкости за 1 секунду относительно оси рабочего колеса равно сумме моментов всех внешних сил, действующих на эту систему.
Применяя теорему к установившемуся движению жидкости через рабочее колесо центробежного насоса между сечениями от входа в колесо до выхода из него, допустим, что при струйном характере течения приращение энергии на этом участке происходит без гидравлических потерь.
При подаче насоса масса жидкости, участвующей в движении составит:
Момент количества движения в сечении на входе в межлопастное пространство рабочего колеса относительно оси насоса равен: