ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А.А. Трифилова
А.Н. Воронков
МАРКЕТИНГОВАЯ ЛОГИСТИКА
Учебное пособие
Минобрнауки России
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ)
А.А. Трифилова
А.Н. Воронков
МАРКЕТИНГОВАЯ ЛОГИСТИКА
Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия
Нижний Новгород
ННГАСУ
2011
2
ББК 65.40я73
Т 69
В 75
УДК 65.011.2(075.8)
Рецензенты:
Заведующий кафедрой экономики организации Волжского государственного инженерно-педагогического университета д.э.н., профессор В.П. Кузнецов;
Заведующая кафедрой управления и маркетинга Волго-Вятской академии государственной службы д.э.н., профессор Г.А. Морозова.
Трифилова, А.А. Маркетинговая логистика [Текст]: учебное пособие/ А.А.Трифилова,
А.Н.Воронков; Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т – Н. Новгород: ННГАСУ, 2011. – 83 с.
ISBN – 978-5-87941-
Изложены основы маркетинговой логистики. Представлены определения, принципы, функции и основные направления применения маркетинговой логистики.
Данное учебное пособие предназначено для студентов специальности 080111 – «Мар- кетинг», изучающих дисциплину «Логистика», а также для преподавателей, аспирантов и научных работников.
Табл. 10, Ил. 24, Библиогр.: 33 назв.
ББК
65.40я73
ISBN – 978-5-87941-
© Трифилова А.А., 2011
© Воронков А.Н., 2011
© ННГАСУ, 2011
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
Глава 1. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ЛОГИСТИКИ . . . . . . . . . . . . . . .
5 1.1. Сущность понятия маркетинговая логистика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5 1.2. Взаимосвязь логистики и маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9 1.3. Распределение функций маркетинга и логистики в производственной деятельности фирмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17 1.4. Содержание логистики маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
23 1.5. Выполнение поставок – отдача от логистики маркетинга . . . . . . . . . . 28 1.6. Маркетинговый и сбытовой подход к управлению производством . .
30 1.7. Маркетинговая логистическая концепция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Глава 2. НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ
ЛОГИСТИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
35 2.1. Маркетинг как основа проектирования, формирования и . . . . . . . . . . оптимизации логистических систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
35 2.2. Основные направления деятельности логистики при реализации маркетинговых стратегий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
44 2.3. Координация и оперативное управление информационным потоком в интегрированных цепочках поставок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
49 2.4. Электронные каналы маркетинга и дистрибуции . . . . . . . . . . . . . . . .
53
Глава 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАРКЕТИНГА И ЛОГИСТИКИ . . . . . . . 56 3.1. Взаимодействие логистики с производством, маркетингом и . . . . . . . финансированием . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
56 3.2. Области взаимодействия логистики и маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . .
61 3.3. Особенности взаимодействия и координации в логистике распределения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
68 3.4. Взаимодействие в логистическом сервисе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
74
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
79
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
82
4
Введение
В учебном пособии изложены основы маркетинговой логистики. Учебное пособие состоит из трех глав. В первой главе представлены определения, прин- ципы и функции маркетинговой логистики, изложена маркетинговая логисти- ческая концепция. Во второй главе представлены основные направления при- менения маркетинговой логистики. В третьей главе показано взаимодействие логистики и маркетинга.
Маркетинг в его современных формах представляет собой сложное и дос- таточно противоречивое явление. Причин такому его состоянию также много.
Напомним, что существует свыше 200 определений маркетинга.
Под воздействием маркетинга происходит модификация задач внутри- фирменного управления, теории и практики внутрикорпоративного планирова- ния, в том числе и в логистической деятельности.
Современная фирма характеризуется наличием сложной организацион- ной структуры, представляет собой многоцелевую организацию, действующую в условиях интенсивно интегрирующегося рынка. В этой ситуации маркетинг рассматривается как важнейшее необходимое условие обеспечения эффектив- ности функционирования логистической деятельности фирмы.
При этом особое значение должно придаваться концепции функциониро- вания фирмы в условиях неопределенности рыночной среды, суть которой сво- дится к следующему: корпорации признают невозможность точного предвиде- ния развития событий; сама степень неопределенности зависит от сегментов среды функционирования фирмы; в поведении корпораций упор делается на краткосрочные реакции, а не на выработку детализированной долгосрочной стратегии; с ростом неопределенности увеличивается роль существующих ор- ганизационных механизмов и обратных связей, позволяющих корпорациям адаптироваться в изменившихся условиях; корпорации стремятся не только пассивно приспосабливаться, но и активно воздействовать на внешние условия с целью снижения неопределенности (хотя эти возможности и весьма ограни- чены).
5
Глава 1. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ЛОГИСТИКИ
1.1. Сущность понятия маркетинговая логистика
Впервые в отечественной теории терминологическое (концептуальное) понятие «маркетинговая логистика» было предложено профессором Г.Л. Багие- вым в 1998 г. [3].
Маркетинговая логистика (Маркетинг-логистика) имеет две трактовки
[4]:
1) раздел предпринимательской логистики, включающий методологию, теорию, методику способы оптимизации (совершенствования) потоков всех ви- дов, которые сопровождают маркетинговую деятельность;
2) совокупность методов, с помощью которых в системе маркетинга осу- ществляются синтез, анализ и оптимизация потоков всех видов, со- провождающих товар или услугу от производителя до конкретного покупателя, а также коммуникации субъектов маркетинговой системы в процессе их взаи- модействия.
Эти оба определения исчерпывающе определяют сущность содержания и понимания сферы соответствующего инструментария. В 1999 г. понятие марке- тинговая логистика было закреплено А.И. Семененко в справочном пособии по логистике [25].
Маркетинговая логистика означает, что речь идет о таком объекте, как маркетинговая система какой-либо экономической, относительно независимой, структуры и к ней прилагается логистический подход как средство ее (системы) целостной оптимизации.
Поскольку под системой (с позиции общей теории систем) понимается совокупность функционально соотнесенных элементов, определяющих ее (со- вокупности) назначение, то, очевидно, что маркетинговые логистические сис- темы могут быть классифицированы по меньшей мере в три категории (груп- пы):
1) логистическая система (оптимизирующая) управления маркетингом
6
(как концепцией), понимаемая концептуально как широкий комплекс мер стра- тегического и тактического характера, направленный на эффективное осущест- вление рыночного поведения фирмы и достижения ее основной цели – обеспе- чения устойчивого и всестороннего успеха у потребителей товаров и услуг фирмы при нормальной доходности и прибыльности ее основной деятельности.
При этом структурными элементами – подсистемами этой большой сис- темы могут являться функциональные блоки концептуальных действий:
- исследования маркетинга;
- ассортиментная политика;
- ценовая политика;
- сбыт;
- реклама;
- сервис;
2) логистическая система управления службами маркетинга, прямо ори- ентированного на конкретный товар (семейство товаров и услуг), обеспечи- вающая «основной» маркетинг.
При этом структурными элементами этой «сложной» системы могут яв- ляться функции управления маркетингом:
- целеполагание;
- организация;
- планирование;
- оперативно-регулирующие решения;
- диагностический контроль;
- анализ оценки,
- т.е. все, что характерно для логистической кибернетической системы;
3) логистическая система международного маркетинга, представляющая собой концептуально симбиозную системную структуру, аналогичную первым двум, но с учетом:
- таможенной проблематики,
- валютно-финансовых различий,
7
- различий экономических и мотивационных субъектов международного права, интегрированных в общие структурно-экономические и маркетинговые системы.
Таким образом, объектом логистических изысканий и разработок марке- тинговой логистики (т.е. предметом, который исследуется и изучается) является оптимизация потоковых процессов в маркетинговых системах как единого це- лого.
Позднее в 2006 г. появилось еще одно определение маркетинговой логи- стики.
Маркетинговая логистика – это планирование, оперативное управление и контроль физических потоков материалов и готовых продуктов, начиная с мест возникновения потоков исходного сырья, комплектующих деталей и т.п. и за- канчивая доведением конечных продуктов до потребителей, в целях наиболее эффективного удовлетворения их запросов. Маркетинговая логистика основана на объединении идей маркетинга и логистики. Здесь решаются задачи ассорти- ментной загрузки производства на основе сформированного маркетинговыми службами портфеля заказов, определяется технология оптимального перемеще- ния ресурсов и продуктов, вырабатываются стандартные требования к упаков- ке, качеству продуктов, выявляются центры возникновения потерь времени, не- рационального использования материальных и трудовых ресурсов, оборудова- ния и помещений [2].
В маркетинговой логистике существенную роль играют современные ин- формационные технологии: компьютеры, кассовые терминалы; единообразная кодировка товаров; системы спутникового слежения за транспортировкой; электронный обмен данных и перевод денег. Затраты на маркетинговую логи- стику составляют до 30-40% от себестоимости готовых продуктов.
Задачей маркетинговой логистики является управление потоком готовой продукции, протекающим в направлении от производителя к потребителю.
Маркетинговая логистика представляет собой анализ, планирование, организа- цию и контролирование всех операций по перемещению и складированию, свя-
8 занных с потоком готовой продукции от конца производственной линии до прибытия продукции на рынок, а также связанных с ними каналов распределе- ния, требующихся для организации и обеспечения взаимодействия между ком- панией и ее рынками.
Это определение раскрывает два взаимосвязанных аспекта маркетинго- вой логистики:
1) функциональный, связанный с прохождением материального потока (с физическим распределением);
2) институциональный, связанный с выбором канала распределения и управлением им.
Эффективное выполнение названных функций в рамках маркетинговой логистики служит достижению конечной цели рыночной стратегии компании – наиболее полному удовлетворению потребителей за счет обеспечения доступ- ности необходимой им продукции, т.е. поставки нужного продукта в нужное место и в нужное время.
Понятие «доступность продукции» играет важную роль в логистической концепции, являясь как целью, так и одной из основных характеристик функ- ционирования логистической системы.
В маркетинговой логистике выделяют следующие основные стадии:
- постановку целей системы;
- определение текущего состояния;
- создание и рассмотрение альтернативных проектов системы;
- выбор оптимального варианта системы, его внедрение и контроль за ним.
Постановка целей является первым и одним из самых трудных и ответст- венных шагов, от которого напрямую зависит эффективность создаваемой сис- темы. Для повышения эффективности процесса постановки целей логистиче- ской системы используется метод миссий. Миссия представляет собой ком- плекс целей системы, определяемых для каждого продукции и сегмента рынка.
9 1.2. Взаимосвязь логистики и маркетинга
Логистические структуры на предприятии тесно взаимодействуют со многими функциональными подразделениями: отделом маркетинга, службами финансов, планирования, производства, контроля.
Наиболее существенная взаимосвязь у логистики с маркетингом. Вы- делим следующие задачи, решаемые на производственном предприятии службой маркетинга:
1. Анализ окружающей среды и рыночные исследования.
2. Анализ потребителей.
3. Планирование товара, определение ассортиментной специализации производства.
4. Планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по наивы- годнейшему сбыту услуг.
Если первые две задачи могут решаться службой маркетинга без уча- стия службы логистики, то задачи третья и четвертая должны решаться со- вместно.
Допустим, служба маркетинга обосновала необходимость выпуска но- вого вида продукции. Тогда задачей службы логистики будет обеспечение производства сырьем, управление запасами, транспортировка, причем все в разрезе нового вида продукции.
Решая четвертую задачу, маркетинг определяет для физического рас- пределения строгие рамки требований логистического сервиса. Выполняются эти требования системой логистики. Таким образом, логистику можно рас- сматривать как инструмент реализации стратегии маркетинга.
В отношении маркетинга логистика позволяет более успешно коорди- нировать различные факторы в широком производственно-отраслевом диапа- зоне, территориально-географическом районе в условиях динамичности со- циально-экономической сферы. В процессе развития рыночных отношений все отчетливее проявляется тенденция усложнения продукции и ее реализа-
10 ции. Системы обработки заказов, доставки и в целом логистического сервиса в различных сегментах рынка могут значительно отличаться как по требова- ниям, так и по определяющим параметрам. Применение логистической кон- цепции позволяет определенным образом стандартизировать и удовлетворить динамичные потребности по отдельным сегментам.
В условиях рынка покупателя цикл разработки новых изделий стано- вится длиннее. В то же время жизненный цикл товара имеет тенденцию к со- кращению. Чтобы уменьшить риски от усложнения реализации, производи- тели стремятся создать гибкие и всесторонне согласованные мощности рас- пределения, а это сфера логистики. Поэтому ее состояние и уровень развития оказывают все большее влияние на приспособляемость предприятия.
В табл. 1 предлагается обобщенная структуризация основных управ- ленческих функций на предприятии с точки зрения интеграции логистики и маркетинга.
Таблица 1
Интеграция управленческих функций с функциями маркетинга и логистики по основным направлениям производственно-хозяйственной деятельности на предприятии*
Характер функции
Логистика
Маркетинг
Размещение предприятия
+
+
Разработка товара, ассортиментной структуры производства, упаковки
+
+
Управление производственными процессами
+
Выбор оборудования и разработка технологических процессов
+
Планирование производственно-хозяйственной деятельности
+
Планирование транспортно-складской сети
+
+
Управление внутренним и внешним транспортом
+
+
Управление материальными запасами
+
Управление товарными запасами
+
+
Материально-техническое обеспечение производства
+
Подготовка продукции к производственному потреблению
+
Выбор транспортной модели в системе распределения
+
+
Планирование услуг
+
+
Управление системой сервиса
+
+
Диспетчеризация производства
+
+
Диспетчеризация снабжения (закупок)
+
Диспетчеризация сбыта
+
+
Проектирование производственных и транспортно-складских мощностей
+
+
*Источник: Николайчук В.Е. Логистика. – СПб.: «Питер», 2002. – С. 150.
11
Как уже отмечалось, логистика наиболее тесно взаимодействуют с марке- тингом. По целям и решаемым задачам логистика и маркетинг, в сущности, представляют собой части единого процесса удовлетворения потребностей по- требителей.
Маркетинг и логистика представляют самостоятельные, тесно взаимосвя- занные направления производственно-хозяйственной деятельности. Предпри- ниматели могут использовать для управления предприятием независимо друг от друга концепции маркетинга и логистики. В то же время наилучший резуль- тат можно получить при умелом использовании обеих концепций одновремен- но.
Сущность маркетинга заключается в управлении производством, про- движении на рынок и выгодной реализации продукции, ориентированной на существующий спрос.
Одна из важнейших функций логистики связана с организацией матери- ально-технического обеспечения потребителей. Требования потребителей за- ключаются не только в удовлетворении потребности производства в сырье, ма- териалах и изделиях высокого качества, но и в обеспечении точно в срок, по выгодным ценам на услуги логистического характера при минимальном уровне совокупных затрат. Чтобы в полной мере выполнить эти требования и удовле- творить мотивации потребителей, необходима активная маркетинговая дея- тельность.
Современная концепция маркетинга выделяет четыре основных ком- плексные функции [23, с. 33-35]:
1) разработку и планирование ассортимента продукции;
2) управление информационными потоками;
3) организацию товародвижения и продаж;
4) рекламу и стимулирование сбыта.
Выполнение этих функций может быть в полной мере и эффективно реа- лизовано с участием службы логистики. Рассмотрим каждую функцию более подробно.