Файл: Маргинальность личности как социокультурный феномен.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.3.
Как уже упоминалось, маргинальность чаще всего возникает при миграциях[2].
Миграционная ситуация в завершающем десятилетии XXI века продолжает оставаться сложной и неоднозначной.
Наряду с перемещением трудовых ресурсов, вызываемых мотивацией получения привлекательной и высокооплачиваемой работы, расширением горизонтов самореализации, идут процессы переселения в стремлении выбраться любой ценой из-под геополитических обломков некогда единой страны. Причем не только в физическом смысле, но в и аспектах культурного, национального и языкового свойства. Восприятие действительности у каждого поколения иммигрантов особое. Первое поколение смотрит на мир сквозь призму традиций и этнокультурных ценностей, второе же – а к нему относятся дети иммигрантов, родившиеся в принимающей стране или привезенные сюда в младенчестве, - воспринимает традиции и национальную культуру в преломлении действительности и культуры среды, третье и последующие, как правило, ассимилированы, в культурном отношении во всяком случае. Для иммигрантской молодежи, живущей в наше время жизнью общества, а не общины, родительский дом является уже только одним и, возможно не главным источником поведенческих норм и ориентаций. Внуки и тем более правнуки иммигрантов первого поколения, по-видимому, уже мало похожи на своих родителей. Сфера активного влияния менталитета этнического массива сокращается, сфера влияния общества расширяется. Процесс этот проходит не в одном направлении, он чреват коллизиями, возвратными движениями и так далее.
Маргинальная личность находится как на обочине культур. Люди, родившиеся в диаспоре или привезенные в чужой край детьми, получают здесь образование и обречены здесь совмещать этноидентичность, связывающую их с родительской социокультурной традицией, с гражданской принадлежностью к обществу-реципиенту и его культурной средой. Они не чувствуют себя вполне французами, американцами, англичанами, русскими и прочими, но уже и вполне алжирцами, турками, не говоря уже о том, что порою их не принимают за своих ни на новой, ни на старой родине.
Маргинальная личность, живущая в двух мирах, нередко обладает переменной культурной идентичностью, знак которой меняется в зависимости от обстоятельств: в одних случаях она привержена родительским этнокультурным ценностям, но с ориентацией на ценностную шкалу доминирующего в обществе этноса, в других – почти уже ассимилированная личность вдруг начинает испытывать влечение к культуре отцов.
Степень маргинальности иммигрантской и, прежде всего «цветной» молодежи не однозначна, потому что в разных условиях эмиграции влияние родительской и местной культуры по-разному сказывается на потомках иммигрантов. Это зависит от сплоченности и статуса общины, состояние ее связи со страной выхода, культурной дистанции и так далее.
В числе других «новых маргинальных групп» в современной России находятся вынужденные мигранты – беженцы и вынужденные переселенцы. В соответствии с Конвенцией ООН о статусе беженца, беженцем является «любой человек, находящийся за пределами какой бы то ни было страны, гражданином которой он является, или, в случае отсутствия у него гражданства, за пределами любой страны, которая была последним местом проживания такого человека, и который не может и не желает возвращаться туда и не может и не желает воспользоваться защитой той страны из-за преследований или вполне обоснованного опасения преследований по соображениям расового, религиозного, национального, политического характера или принадлежности к определенной общественной группе». Среди специалистов принято различать категории беженцев и перемещенных лиц. С одной стороны, и те и другие вынуждены в силу каких-либо серьезных обстоятельств, бедствий, опасностей оставлять свое постоянное местожительство в определенном регионе или даже покидать страну. Но когда речь идет о беженцах, это связывается, прежде всего, с притеснением, насилием над личностью, нарушением ее прав и т. п. В периоды особенно локальных войн, часто возникающих в различных регионах мира, беженцам приходится переносить очень тяжелые испытания, включая геноцид, массовое истребление людей, разрушение привычного уклада жизни, распад общины, семейных связей и т. п.
Беженцы – понятие древнее, как сама история. Пока людей преследовали за религиозную, социальную, классовую, расовую, этническую принадлежность или политический взгляды, существовали беженцы, то есть люди, которые покидали свои дома, не имея возможности туда вернуться из-за вполне обоснованного страха преследования. Эти социальные группы переживают наиболее интенсивные изменения своего положения по отношению к прежней системе социальных отношений. Эти изменения обусловлены внешними обстоятельствами, маргинальная ситуация в значительной мере «навязана» людям извне. Они не могут ни участвовать в общепринятых видах деятельности, ни поддержать себя, ни позаботиться о себе способами, принятыми в обществе
В настоящее время в мире насчитывается свыше 9 млн. беженцев, которые нуждаются в помощи и защите. Кроме того, несколько миллионов человек являются лицами, перемещенными по политическим мотивам. Одна из недавних волн беженцев спровоцирована гражданскими войнами, революциями и другими катаклизмами в Юго-Восточной Азии, Афганистане, Африке и Центральной Америке.
Лица, вышедшие на свободу из мест заключения. Ф. М. Достоевского в «Записках из мёртвого дома» писал о том, что за несколько месяцев до освобождения каторжник в своём поведении заметно меняется, его всё чаще можно видеть задумчиво смотрящим в даль, он становится более замкнутым, поскольку мысли его крутятся об одном – как сложится жизнь на предстоящей свободе.
Общеизвестно, какое негативное влияние на состояние правопорядка в нашей стране оказывают ранее судимые граждане. Именно на эту категорию, бывших осуждённых, приходится значительная доля повторно совершаемых преступлений, о чем красноречиво свидетельствуют оперативные сводки. В последние годы в России наблюдается рост преступности. Из года в год остаётся значительной и доля рецидивной преступности – 25 – 30 % . Одной из причин сложившейся негативной ситуации является отсутствие какой-либо координации государственных органов в процессе социальной адаптации освобождённых из мест лишения свободы. В результате этого лица, вышедшие из исправительных учреждений, зачастую остаются без социальной помощи. Они не могут устроиться на работу, многим из них негде жить. В совокупности всё это создает условия, провоцирующие бывших осуждённых на совершение новых преступлений. Отбывание наказания в условиях изоляции от общества нередко приводит к разрыву социально-полезных связей осуждённого с семьей, родственниками, трудовым коллективом по месту прежней работы и т.п. Трудности, испытываемые бывшими осуждёнными, зачастую подталкивают их к совершению новых преступлений. Они нередко сталкиваются с невниманием и полным равнодушием, в том числе и со стороны родных, дискриминацией при приёме на работу, при обращении в поликлинику. Эти люди живут под гнётом недоверия, подозрительности, недоброжелательности со стороны органов власти. По сути, человек, выйдя за стены исправительного учреждения, становится в полном смысле слова «выброшенным на улицу». В этой связи ответ на вопрос: «Свободен!.. что дальше?», на наш взгляд, приходится делить на две части: теоретическую и практическую. Увы, как уже отмечалось выше, практика здесь значительно отличается от теории. В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации вопросы трудоустройства лиц, освобождённых из мест лишения свободы, входят в компетенцию федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также соответствующих служб занятости населения. Согласно гл. 22 УИК РФ администрации исправительных учреждений, в связи с решением вопросов трудового и бытового устройства освобождаемых осуждённых создают группы их социальной защиты. За 6 месяцев до истечения у осуждённого срока лишения свобод администрация учреждения обязана уведомить органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осуждённым месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, трудоспособности и специальностях.
2.Маргинальность как состояния социальных групп, находящихся в особом маргинальном положении в социальной структуре как следствия этого процесса
Бездомные. Бездомным считается человек, не имеющий постоянного жилища или человек, не ведущий оседлого образа жизни. Наличие бездомных нельзя назвать чисто современным явлением, оно существовало всегда, но наибольшее распространение оно получает в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий (войн, промышленных революций, голода, наводнений и землетрясений). В настоящее время бездомных можно встретить и в развитых и в слаборазвитых странах.
Бездомность для многих людей ассоциируется не столько собственно с отсутствием жилья у конкретного человека, сколько с особенностями проживания такого лица, обуславливающими его социальное положение.
Страх и порожденное им стремление уклониться от контакта с бездомным являются основными чувствами, которые вызывают у обычного человека эти люди. На бездомного смотрят как на человека грязного, неполноценного и морально разложившегося. Он безнадежен и неисправим. Члены общества относятся к нему с нетерпимостью и неуважением, брезгливостью и отвращением и, наконец, с явным опасением.
Сегодняшние бездомные чрезвычайно неоднородны по своему составу. Они уже не соответствуют традиционному стереотипу одинокого мужчины-алкоголика средних лет. Среди бездомных – мужчины, женщины, убежавшие из дома молодые люди. Некоторые из них страдают хроническими болезнями: психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. Это люди, переживающие глубокий личный кризис и пострадавшие от неблагоприятных экономических условий.
Среди одиноких бездомных людей преобладают мужчины. Их состав отражает национальный состав региона, в котором они находят пристанище. Их профессиональные навыки ограничены. Немногие из них были женаты. Они относительно молоды и либо совсем не имеют средств к существованию, либо находятся в постоянной зависимости от общественной благотворительности.
Все больше отмечается бездомных женщин. Большинство женщин попадает в категорию бездомных по причинам, связанным с 2личным кризисом», проституцией, наркоманией, алкоголизмом, бродяжничеством.
Бездомные семьи являются наиболее быстро растущей частью не имеющего жилья населения. В большинстве своем члены этих семей и ранее не имели постоянной работы и не владели жильем. Скорее, эти семьи уже находились в крайней ситуации, как, например, неполные семьи, которые зачастую не в состоянии заплатить за снимаемое ими жилье.
Бегство из дома обычно результат импульсивного поведения, рассчитанного на внешний эффект. Подросток знает, что его поведение не разорвет навсегда семейные узы и что семья обратится за помощью к местным властям, чтобы вернуть его домой и добиться примирения. Обычно подростки, убежавшие из дома, хотят вернуться назад. В противоположность этому бездомными подростки становятся вследствие общей ситуации в семье. Это уже не импульсивная реакция на специфическую семейную проблему. Обычно в таком случае имеет место патологические семейные отношения, и вся семья находится в кризисной ситуации. В течение длительного времени подросток, возможно, жил в невыносимых условиях, например физического или сексуального посягательства или словесных оскорблений. Возросшее число бездомной молодежи отражает уменьшение возможностей или желания родителей тратить свое время и силы на то, чтобы растить детей. Жертвами одной четвертой всех зарегистрированных случаев жестокого обращения, вследствие которого люди стали бездомными, являются подростки.
Бездомные душевнобольные, как указывалось выше, составляют значительную часть бездомных людей. Характеристика этой категории бездомных по многим аспектам идентична характеристике всего бездомного населения. В основном это молодые люди, преимущественно мужчины, представители местной этнической группы. Многие из них в той или иной период своей жизни проходили курс лечения в психиатрической больнице. Они склонны отвергать попытки со стороны лечебных учреждений решить их проблемы. Дополнительную сложность создают те обстоятельства, что многие из них являются алкоголиками, наркоманами или токсикоманами и что значительная их часть подвергалась тюремному заключению.
Бедные и бедность.Несмотря на то, что определение «бедность» относится к истощению различных ресурсов духа здоровья, отношения к окружающему, оно чаще всего используется в значении экономической бедности. От того, как воспринимается бедность, зависит подход к преодолению проблем, связанных с этим явлением. Социальная работа рассматривает бедность с двух сторон: человек (кто бедный) и среда (обстоятельства, приводящие к бедности), и направляют свои усилия на протяжении столетий на ослабление влияния уровня бедности, как на людей, так и на развитие политики, которая либо снижает рост бедного населения, с целью повысить экономическую стабильность. Проблема бедности в России активно обсуждается последние 300 лет. Во всяком обществе есть бедняки, в США в том числе, но это в основном маргиналы и люди, избегающие всеми способами общественного прессинга по моральным или религиозным причинам, а также безработные. В России же сложилась парадоксальная ситуация – чем более тяжелым трудом занимается человек, тем беднее он живет. Российские бедные принципиально отличаются от малоимущих из западных стран. У нас это в большинстве своем люди со средним или высшим профессиональным образованием, тогда как в развитых странах люди с высшим образованием бедными бывают крайне редко и уж точно не представляют собой "массовое социальное явление".