Файл: Маргинальность личности как социокультурный феномен.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По общему убеждению, главная причина бедности - то, что многие люди так и не смогли приспособиться к резко изменившимся условиям жизни. В этом убеждены около 40% опрошенных. Каждый четвертый при этом утверждает, что "общество устроено несправедливо". Это вполне объяснимо: "гомо советикус", привыкший жить пусть не очень обеспеченно, но "не хуже других", "как все", оказался перед рыночной стихией не только беззащитным, но и морально не подготовленным.
Люди, которые считают главной причиной бедности "трудности перехода" от социализма к рынку, к малообеспеченным собратьям относятся сочувственно. Называют их жертвами обстоятельств, хоть и признают: часть ответственности все равно лежит на человеке. Те, кто склонен возлагать всю вину на "лень" бедняков, в явном меньшинстве - 18,3%. И, наконец, каждый десятый думает, что им просто не повезло. Конкретное невезение выразилось в том, что люди потеряли здоровье, пережили семейную трагедию, лишились поддержки друзей и родственников, живут в бедном регионе или на депрессивной территории, работали на закрывшемся градообразующем предприятии, стали вынужденными мигрантами из постсоветских республик и т.п.
Бедняк бедняка поймет хорошо, а сытый голодного не разумеет. Если люди с низкими доходами, как правило, упирали на "обстоятельства" и "невезение", то у предпринимателей о причинах бедности мнение совсем иное. Около трети бизнесменов в качестве основной причины бедности называют лень и иные человеческие слабости и всего лишь каждый пятый - несправедливое общественное устройство. О трудностях адаптации бедняков к рынку говорили чуть больше трети бизнесменов, о невезении - каждый десятый. Нетрудно заметить: успехи себе подобных предприниматели объясняют трудолюбием, талантом, предприимчивостью, добросовестностью, активностью и иными положительными качествами. Чужие неудачи списывают на лень, слабость характера, иждивенчество, пассивность, безответственность, пьянство и т.п. - и на этом основании неимущих осуждают.
ГЛАВА 2. Анализ маргинализации личности в Российской Федерации.
2.1 Анализ процесса маргинализации в современном обществе.
Маргинализацией называется «процесс увеличения объема и влияния»[3] маргинальной части населения. В разные исторические периоды маргинализации подвергались все существовавшие общества. Феномен маргинализации связан с переходными состояниями общества, а так же с его развитием. Главными чертами данного феномена являются: разрыв социальных связей, социальное отчуждение, связь с изменениями в социальной структуре, пограничность состояния объекта в системе социальных элементов.
Проблема маргинализации является весьма многогранной, многоаспектной
и методологически неоднозначной, что в значительной степени затрудняет анализ и оценку процессов маргинализации, протекающих в современном российском обществе.
Проблема маргинализации тесно связана, как с органично включенными в существование любой социальной структуры трансформациями, процессами социальной мобильности, развития и усложнения социальной структуры, общественного прогресса, так и с деструктивными кризисными явлениями, социальной эксклюзией, атомизацией социальной структуры общества, вытеснением населения на так называемое «социальное дно». Для того чтобы перейти непосредственно к рассмотрению процессов маргинализации, имеющих место в современной России, необходимо проанализировать историю постановки и изучения проблемы маргинализации в истории социологии,
а так же основные методологические подходы к ее изучению.
В первую очередь, можно сказать о том, что постановка проблемы маргинализации в социологии принадлежит Г. Зиммелю [4] (хотя в то время терминологически она так не называлась). Зиммель в основных чертах обрисовал феномен маргинала, рассматривая характеристики такого социального типа, как «чужак». Зиммель наделил своего «чужака» такими чертами, как объективность, беспристрастность, новаторский потенциал, способность занимать лидирующие позиции. Среди негативных черт Георг Зиммель отметил конфликтогенность маргинального состояния.
В социологический обиход сам термин «маргинальный человек» впервые
был введен Р. Парком [5], видным представителем Чикагской социологической школы, в связи с изучением процессов миграции. Р.Парк Обратил внимание на социокультурный и личностный аспекты маргинализации, уделил много внимания анализу социально-экономических факторов,
влияющих на формирование маргинальности, в частности процессам развития рыночной экономики, трансформационным процессам и процессам урбанизации. Среди главных черт маргинальной личности Р. Парк отметил более широкий кругозор, большую степень цивилизованности, связь с социальными трансформациями, пространственными перемещениями, урбанизацией. Для Р. Парка
маргинал – доминирующий тип городского жителя. Главным аспектом изучения маргинальности для Парка стала культурная магринальность, место маргинальных элементов в межкультурном взаимодействии. Э. Стоунквист [6] главное внимание обратил на характеристики социокультурного конфликта, в условия которого попадает человек, становясь маргиналом; Стоунквист выделил фазы эволюции маргинализации человека, первая из которых – стадия «впитывания» новой культурной среды, вторая – стадия осознания и переживания культурного конфликта, третья и последняя – попытки преодоления маргинальной ситуации. А. Шютц [7] рассмотрел основные причины и механизмы приобретения индивидом статуса «чужака» с точки зрения функционирования социокультурных паттернов, преодоления «привычного» типа
мышления и традиционной социокультурной установки. В отечественной социологии большое внимание было уделено выявлению причин маргиналиции (Е.Н. Стариков [8]), рассмотрению маргинализационных процессов в условиях странсформирующейся социальной структуры, процессов идентификации (З.Т. Голенкова, Е.Д. Игихтанян [9]). Е.Н. Стариков и И.П. Попова [10] разработали основные подходы типологизации маргиналов.
Можно отметить, что маргинализацией называется процесс перемещения
социальных элементов, – как на уровне личности, так и на уровне целой социальной группы, – с привычных мест в социальной структуре общества.
Маргинализация является органичным для каждого общества явлением, имеющим как положительные, так и отрицательные черты, процесс маргинализации связан с процессами социальной мобильности, – как горизонтальной, так
и вертикальной. С развитием и усложнением общественной структуры этот
процесс ускоряется и интенсифицируется, как и в связи с любыми социально-экономическими, политическими, либо культурными трансформациями
общества. Важной стороной маргинализации является ее фактическая «принудительность». В социологии выделяются три типа маргинальности:
культурная маргинальность, социальная или структурная маргинальность,
маргинальность социальной роли. Главными чертами маргинализации являются: разрыв социальных связей, связь с изменениями в социальной структуре, пограничность состояния объекта в системе социальных элементов.
Среди конструктивных эффектов маргинализации можно отметить: творческий потенциал; способность к фильтрации и рациональному отбору культурных ценностей; преодоление традиционного типа мышления, инновационный потенциал, рационализация мира. Негативными эффектами маргинализации являются ее конфликтогенность, а так же дестабилизация социальной структуры. Негативными последствиями маргинализации, которые имеют место в современном российском обществе, можно так же назвать многочисленную нисходящую социальную мобильность, сопровождающуюся вытеснением населения на так называемое «социальное дно». Маргинализация
может происходить как на объективном (под воздействием внешних причин),
так и на субъективном уровне (под влиянием внутренних особенностей, таких как степень адаптированности, самооценка своего социального положения и др.), а так же на групповом и индивидуальном уровнях.
В социологии существует множество критериев типологизации маргинальных групп от типа адаптации, типа сознания и поведения, уровня маргинальности, длительности пребывания в состоянии маргинальности, до принадлежности к тому или иному типу маргинальности. Маргиналы в большей степени способны к преодолению социальной дистанции, чем закрепленные в стандартной системе социальных координат индивиды и социальные группы, так как могут использовать дополнительные «социальные лифты», нетипичные для данного общества. Функционально, маргинальные элементы общества представляют собой основу для формирования новых социальных групп, соответствующим новым общественным потребностям, так же служат для рационализации жизни общества, трансформации и модификации его социальной и культурной жизни. Кроме того, маргинальные элементы могут осуществлять функцию культурного синтеза и отбора. Однако критическая удельная доля маргинальных элементов в социальной структуре общества приводит к его дестабилизации и увеличению социальной энтропии, атомизации общественной структуры, социальной эксклюзии.
Плюрализация социальной-экономической и культурной жизни общества приводит к увеличению доли маргинальных элементов в социальной
структуре, что так же является естественным процессом. Однако в нашей
стране на современном этапе ее развития, процессы маргинализации обладают высокой степенью интенсивности. Усложнение социальной структуры, ускорение социальных процессов, являющиеся следствием развития общества так же выступают факторами маргинализации. Применительно к современной социальной реальности, в том числе российской, можно говорить о всеобщей маргинализации.
Чем выше дифференциация общества, чем больше слабо отграниченных друг от друга «групп» спонтанно создают и закрепляют свои частные «жизненные миры» и свои особые «социальные логики», не имеющие ясно обозначенных границ применимости, чем более замкнуты и обособлены друг от друга индивиды, создающие в непосредственных взаимодействиях друг с другом «жизненные миры», тем маловероятнее возможность конгруэнтности их представлений, норм, ценностей и т.п. и, тем выше возможность попадания в «двойной зажим» индивида, вынужденного по тем или иным мотивам
выходить за границы своего привычного круга общения и привычного жизненного мира»[11].
Актуальность проблемы маргинализации связана с трансформациями,
происходящими как на глобальном, так и на локальном уровнях. На международном уровне она обусловлена многими современными трансформационными процессами, среди которых можно выделить глобализацию, которая влечет за собой увеличение числа мигрантов, которые априорно являются маргиналами, как в культурном, так и в социальном планах; глобализация во многом приводит к разрушению определенного уровня социальной идентичности, связанной с осознанием себя в качестве гражданина определенного государства. Трансформация уровней идентичности, сопровождающая процессы глобализации и регионализации так же вносят свой вклад в усиление процессов маргинализации. Так же эти процессы приводят к трансформации локальных этнических
культур, во многом, к вытеснению их за счет повышения степени влияния
западной культуры, что так же приводит к культурной маргинализации, в то же
время массовая культура является маргинализирующим фактором.
Изменение института семьи привело к увеличению числа разводов, а значит и к увеличению детей из неполных семей, являющихся потенциальными