Файл: Практикум по психосоматике Задание Формирование мануала методик. Пользуясь литературой, Вам необходимо сформировать мануал методик, который будет состоять из.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 237943

Скачиваний: 75

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В отличие от остальных показателей, интерпретация N-P-реакции не усиливается монотонно с увеличением показателя. Небольшие отклонения от нормального интервала расцениваются скорее как положительные признаки, а значительные отклонения – как отрицательные.

Первый уровень интерпретации – это описание внешних признаков тестового поведения: «5 ситуации фрустрации повышен удельный вес реакций, направленных на удовлетворение ситуативно возникающих потребностей...» Далее, на основании изучения столбика N-P делается уточнение: «...в форме перекладывания ответственности за удовлетворение потребности и разрешение проблемы на партнеров по ситуации» (е); «...в форме принятия на себя ответственности за удовлетворение ситуативно возникающей потребности или решение проблемы» (i); «...надеясь на благоприятное разрешение ситуации в его пользу со временем (что потребность будет сама собой удовлетворена) без дополнительных усилий со стороны субъекта» (m).

Второй уровень интерпретации – «испытуемый обладает навыками разрешения проблемных ситуаций» (только если суммарный показатель повышен за счет «е» и/или «i». Небольшое повышение N-P интерпретируется как положительный признак, свидетельствующий о хорошей адаптации. Интерпретация валидна, если правомерно переносить данные теста на реальные ситуации. В случае значительного повышения суммарного показателя – «Испытуемый уделяет чрезмерное внимание удовлетворению ситуативно возникающих потребностей» или: «Испытуемый проявляет ригидность в отношении удовлетворения ситуативно возникающих потребностей, не проявляет гибкость или неспособен вовремя отказаться от удовлетворения потребностей».

Третий уровень основан на предположении С. Розенцвейга о связи суммарного показателя N-P с фрейдовским механизмом сублимации. В данном случае сублимируются агрессивные и аутоагрессивные тенденции. Этот уровень интерпретации валиден, если нет серьезного повышения по показателю «E-D». Валидность интерпретации зависит от валидности психоаналитической теории и предыдущих предположений.

Понижение суммарного показателя N-P. Понижение показателя имеет две интерпретации:

1) незначительное понижение показателя интерпретируется как положительный признак: умение проявлять гибкость и при необходимости отказываться от немедленного удовлетворения ситуативно возникающих потребностей;


2) выраженное понижение интерпретируется как несклонность фиксироваться на удовлетворении ситуативных потребностей. Причиной этому, предположительно, служит либо игнорирование наличия этих потребностей индивидом, либо отсутствие навыков их удовлетворения.


O-D-реакции

Повышение суммарного показателя O-D. Показатель наименее исследован и в теории С. Розенцвейга появился позже всех остальных, поэтому он имеет всего один уровень интерпретации: «В ситуации фрустрации повышена склонность к фиксации на препятствии к удовлетворению ситуативно возникающих потребностей в форме...» Далее, на основании повышения коэффициентов внутри столбика O-D, дается уточнение: «...в форме явного подчеркивания наличия препятствия или состояния фрустрации» (Е'); «...в форме интерпретации затруднения как блага или заслуженного наказания» (I'); «...в форме отрицания значимости препятствия к удовлетворению потребности» (М'). Понижение суммарного показателя O-D имеет противоположную интерпретацию, но, как правило, не используется.

Интерпретация направлений фрустрационных реакций Е-реакция (экстрапунитивность)

Повышение суммарного показателя Е-реакций. Первый уровень интерпретации: «В ситуации фрустрации повышается удельный вес экстрапунитивныхреакций в форме...» Далее, на основании изучения строки коэффициентов делается уточнение: «...в форме явного подчеркивания наличия препятствия или состояния затруднения» (Е'); «...в форме агрессии, открытого порицания или обвинений в сторону партнера по ситуации» (Е); «...в форме перекладывания ответственности заразрешение проблемы на плечи партнера по ситуации» (е). Валидность этой интерпретации зависит только от валидности самого теста и правильности подсчета показателей, а предсказательная валидность ограничена спецификой проведения теста и спецификой проективных методов в целом.

Второй уровень интерпретации основывается на очевидном предположении о связи экстрапунитивности с повышенной требовательностью к партнерам по ситуации. Главным образом это относится к повышенным коэффициентам «Е'« и/или «е».

Третий уровень состоит в предположении о связи между экс-трапунитивностью и высокой самооценкой. Эта связь не абсолютна и валидность этого уровня – тоже.

Четвертый уровень интерпретации основан на психоаналитической теории, расширенно трактующей любое проявление активности как агрессию, и на положении фрустрационной теории о мотивированности экстрапунитивных реакций агрессией: «Повышен уровень направленной вовне агрессии».

Пятый уровень интерпретации основан на предположении С. Розенцвейга о связи экстрапунитивных реакций с механизмом защитной проекции, лежащем в основе паранойяльных реакций. Таким образом, пятый уровень интерпретации предполагает активизацию механизма защитной проекции. Валидность этого уровня не проверена и выбывает сомнение даже при значительном повышении суммарного показателя.


Снижение суммарного показателя Е-реакций обычно не интерпретируется.

I-реакция (интропунитивность)

Повышение суммарного показателя I-реакций. Первый уровень интерпретации: «В ситуации фрустрации повышается удельный вес интропунитивных реакций в форме...». Далее, на основании изучения строки коэффициентов делается уточнение: «...б форме интерпретации затруднения как блага или заслуженного наказания за причиненные другим 

неприятности или свои недостатки» (I'); «...в форме признания собственной виновности или ответственности за возникновение фрустрирующей ситуации и доставленные другим неудобства» (I); «...в форме принятия на себя ответственности за разрешение конфликтной ситуации или удовлетворения ситуативно возникшей потребности» (i).

Второй уровень интерпретации основывается на очевидном предположении о связи интропунитивности с повышенной требовательностью к себе. Главным образом это относится к повышенным коэффициентам «I'« и/или «i».

Третий уровень состоите предположении о связи между интро-пунитивностью и низкой самооценкой. Эта связь не абсолютна и валидность этого уровня – тоже.

Четвертый уровень предполагает констатацию повышенной склонности испытуемого к аутоагрессивным (интерагрессивным) реакциям. Этот уровень интерпретации основан на предположении С. Розенцвейга о причинах появления интропунитивных реакций. Вслед за 3. Фрейдом он считал, что экстрапунитивная реакция генетически первична и частично заменяется интропунитивной только в процессе воспитания. Срезовые исследования подтверждают смещение баланса с взрослением в сторону интропунитивных и импунитивных реакций1.

Таким образом, интропунитивная реакция также имеет агрессивную природу, но является продуктом защитных механизмов. В частности, эго-защитный компонент интропунитивной реакции (I) – следствие работы механизмов смещения или изоляции аффекта. Агрессия, изначально предназначенная для отреагирования вовне, по причине невозможности непосредственного отреагирования в силу внешних или внутренних причин обращается против самого себя. Позже описанный Фрейдом механизм был назван Ф. Пэрлзом «ретрофлексией», «отражением назад», а его существование было многократно подтверждено в психотерапевтических сеансах. Итак, четвертый уровень интерпретации состоит в указании на повышенную склонность к аутоагрессии (интерагрессии). Эта интерпретация может быть валидна только при значительном повышении показателя суммарной интропунитивности и в основном за счет коэффициентов «I’» и «I».


Пятый уровень интерпретации состоит в предположении С. Розенцвейгом активированности у испытуемого защитных механизмов изоляции и смещения или ретрофлексии. Условия валидности интерпретации аналогичны интерпретации предыдущего уровня.

Снижение суммарного показателя I-реакций обычно не интерпретируется.

М-реакция (импунитивность)

В отличие от экстрапунитивной или интропунитивной реакции, мотивированных агрессией, импунитивные реакции мотивированы «социальными и эротическими мотивами»2. С. Розенцвейг рассматривал импунитивные реакции как самые поздние из описанных, что подтверждено последующими исследованиями3.

Они состоят в отказе от направления агрессии вовне или на себя и в занятии примирительной позиции. Это реакция отказа от агрессии. Все типы импунитивных реакций так или иначе сопряжены с уступчивостью, озабоченностью беспокойством партнера по ситуации.

Повышение суммарного показателя М-реакций. Первый уровень интерпретации состоит в констатации соответствующего поведения испытуемого в ситуации тестирования: «Выявляется повышенная склонность испытуемого к реакциям отказа от агрессии в форме...». Далее, на основании изучения строки коэффициентов делается уточнение: «...в форме отрицания значимости конфликтной ситуации» (М'); «...в форме оправдания партнеров по ситуации» (М); «...в форме выражения надежды на благоприятное разрешение затруднительной ситуации либо удовлетворения ситуативно возникшей потребности со временем самой собой» (m).

Второй уровень интерпретации основан на предположении о связи импунитивных реакций с механизмом вытеснения. Эта интерпретация очень проблематична, поскольку для 

1 Данилова Е. Е. Детский тест «Рисуночной фрустрации» С. –вейга. Практическое руководство. – М.: 1992.

2 Rosenzweig S. An Outline of Frustration Theory // Personality and the Behavior Disorders A handbook based on experimental and clinical research / Ed. J. McV. Hunt. Ronald Press Company, N.Y., 1945. Vol. 1. - P. 188-379.

3 Данилова E. E. Детский тест «Рисуночной фрустрации». Практическое руководство. – М.: 1992.

больных истерическим неврозом, основанном именно на вытеснении, импунитивная реакция нехарактерна1.

Снижение суммарного показателя М-реакций обычно не интерпретируется.

Интерпретация образцов реакций в ситуации прямого обвинения

Все ситуации теста Розенцвейга можно разделить на так называемые «эго-блокинговые» и «супер-эго-блокинговые». В первых фрустрируется какая-либо «витальная» потребность; во вторых персонаж подвергается прямому обвинению со стороны партнера по ситуации («Вы разбили любимую вазу моей матери!»). Супер-эго-блокинговые ситуации провоцируют специфические реакции, шифруемые в протоколе символами «