Файл: Моя специальность Моя профессия мое образование Моя профессия самая интересная.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проблема взаимоотношений науки и нравственности всегда была актуальной. Поскольку ум человека и высокий профессионализм не являются гарантией его гражданской нравственности, то величие научных задач не должно быть оправданием для вещей антигуманных, бесчеловечных. А истории известны такие факты. В список самых зловещих умов человечества можно внести, например, физика-ядерщика Роберта Оппенгеймера, руководителя «Манхэттенского проекта», ответственного за создание атомной бомбы.
К списку ученых – злых гениев человечества – можно было бы отнести и Альфреда Нобеля. Ведь прежде, чем он подарил научному сообществу ежегодную премию, он изобрел динамит и тем самым положил начало серийному использованию смертельных взрывчатых веществ. Кстати, одной из первых жертв этого изобретения стал брат самого Нобеля, который вместе с несколькими рабочими погиб при испытаниях динамита на заводе в Швеции. Смертоносное изобретение принесло Альфреду Нобелю огромное состояние. Существует легенда, по которой он учредил премию своего имени после того, как прочитал в газете ошибочно напечатанный некролог со словами «Торговец смертью мертв». Хотя, возможно, это и вымысел о человеке, который при жизни был мало известен – зато всемирную известность приобрел после смерти.
Сейчас, когда ученые как никогда близко подошли к созданию этнического биологического оружия, которое целенаправленно воздействует на представителей определенной этнической группы, наука может принести людям множество несчастий. Или даже стать косвенной причиной прекращения жизни на Земле. Никогда прежде учёный не имел такой моральной ответственности за последствия своих изысканий. В истории есть достаточно примеров, когда ради блага человечества учёные отказывались от привилегий, материальных выгод, останавливали научные исследования, которые могли принести вред человечеству. Так, после вторжения Гитлера во Францию Жолио-Кюри прекратил работы по созданию атомного реактора, вывез из страны весь запас «тяжёлой воды» и всю документацию, которая могла способствовать созданию атомного оружия. Есть множество примеров самоотверженного служения науке, граничащих с нравственным подвигом, когда учёный сознательно заражал себя или наносил себе вред, чтобы проверить гипотезу экспериментом. Пожалуй, больше всего опытов на себе поставили медики. Многие врачи заражали себя тифом, туляремией, гонореей, сифилисом и др. чтобы выяснить пути распространения болезни, узнать, какие насекомые могут её передать, и какие животные могут быть её источником. Экспериментальной проверки требовали и методы борьбы с инфекционными заболеваниями. Когда Луи Пастер создал вакцину от бешенства, её некоторое время боялись применять. Врач Эммерих Ульман предложил Пастеру провести опыт на себе. Он просто пришёл к Пастеру и сказал: «Сделайте мне прививку. Посмотрим, умру я от бешенства или нет». Ульман остался жив, и это помогло распространению пастеровской вакцины. Многие учёные, изучая свойства различных веществ, не боялись ставить на себе опыты. Американец Роджер Смит в 1944 году вызвался под наблюдением коллег исследовать на себе свойства яда кураре. После инъекции у него стал развиваться паралич. Сначала парализовались мышцы горла, мышцы конечностей, после этого стало затрудняться дыхание. Только срочная реанимация смогла спасти Смита. Учёный рисковал не напрасно. В результате его исследований стало возможным применение кураре в небольших дозах для расслабления мышц
брюшной полости при хирургических операциях
Кто должен устанавливать границы допустимого в науке, прогресс которой неизбежно порождает множество проблем, в том числе нравственных? На этот счёт есть две точки зрения. Первая: границы дозволенного и недозволенного определяет общество. Если понятие об «обществе» как таковом сводится исключительно к политическим или финансовым кланам, обладающим властью и капиталом, то приоритетными научными исследованиями неизбежно окажутся лишь те, что гарантируют максимальную, быструю выгоду или еще большую власть.
Вторая точка зрения. Границы допустимого и недопустимого устанавливает научное сообщество. То есть исследования, несущие небезопасные для человека или природы знания, должны подвергаться профессиональной экспертизе. Доверить ее проведение необходимо действительно авторитетным ученым — людям высоконравственным. Это необычайно тяжелый моральный груз и чрезвычайно ответственная социальная миссия — принять решение «за» или «против», основанное не столько на расчетах, сколько на уверенности, что так лучше для человечества и природы. Факты «вольного» обращения с научной этикой, а также моральная сторона открытий и изобретений являются предметом дискуссий на разных уровнях. Необходим Кодекс чести ученого! В нем должны быть пункты об отказе от участия в античеловеческих проектах, о толерантности и уважительном отношении к оппонентам, об эффективном использовании научных методов на благо человека. А также о недопустимости материального стяжательства, потому что уклонение от истины под нажимом власти денег не только безнравственно по своей сути, но и безответственно по отношению к обществу.
Настоящий учёный должен быть нравственным ориентиром для людей. И это особенно важно теперь, в эпоху социально-экономического и духовного кризиса.
- 1 2 3 4 5 6 7
Вербальные и невербальные средства общения врача с пациентом.
Вербальная и невербальная коммуникация
Использование врачом вербальных и невербальных средств общения
Невербальные аспекты в работе врача
Вербальные и невербальные средства общения врача с пациентом
Общение-процесс установления и развития контакта между людьми. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации. Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса.
Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Но с приходом электронной почты важность письменного общения сильно возросла. Любое письменное сообщение имеет одно несомненное преимущество перед устным. Составляя его, вы имеете возможность подумать, привести в порядок свои мысли и в случае необходимости даже переписать набело. Однако нужно отметить и недостатки письменной коммуникации. Письменное сообщение не может передать интонации вашего голоса и жестикуляцию.
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли.
На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как ‘прошу дополнительную минуту перерыва’ в спортивных состязаниях и т.п.
Немаловажная составляющая общения — невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова.
Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.
Общение между людьми осуществляется преимущественно жестами и мимикой.
Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?
Потому что около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу; невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника.
Невербальное общение включает в себя пять подсистем:
1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).
2. Взгляд.
3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:
- внешний вид собеседника,
- мимика (выражение лица),
- пантомимика (позы и жесты).
4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:
- вокальные качества голоса,
- его диапазон,
- тональность,
- тембр.
5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:
- темп речи,
- паузы,
- смех и т.д.
Составляющими невербального поведения являются: открытые позы, располагающие к общению; коммуникативные и экспрессивные жесты, рассчитанные на произведение определенного впечатления; мимические реакции, выражающие доброжелательность, спокойную уверенность; межличностная дистанция, отражающая степень эмоциональной близости в каждый момент общения в зависимости от поставленных тактических задач.
***
К хорошей образцовой речи предъявляются определённые требования. К ним относятся: правильность, точность, выразительность, богатство, чистота, логичность.
Норма охватывает все стороны языка: произношение, написание, словообразование, лексику, морфологию и синтаксис. Орфоэпические нормы (соблюдение единообразия в произношении) и акцентологические нормы (соблюдение правильного ударения в словах) имеют важное значение, так как орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи, а неправильное ударение в словах снижает культуру устной речи.
Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Для уточнения лексических норм рекомендуется брать толковые словари русского языка, специальную справочную литературу. Несоблюдение грамматических норм(правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций) приводит к грамматическим ошибкам, связанным с употреблением рода, падежных окончаний имен существительных, прилагательных, числительных, употреблением глаголов, причастий и деепричастий.
Предложение является основным средством передачи сообщения. Порядок слов в предложении имеет большое значение, часто его нарушение ведет к стилистическим ошибкам. При перестановке слов создаются добавочные смысловые и выразительные оттенки. Появление синтаксических речевых недочётов связано с незнанием порядка слов в предложении, согласования подлежащего и сказуемого, согласования определений и приложений, правил управления, правил использования причастных и деепричастных оборотов.
Точность речи – необходимое качество речи. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Основными ошибками в словоупотреблении является употребление слов в несвойственном им значении, что порождает двусмысленность. При этом часто используются слова-паронимы. Например: вдохнуть – вздохнуть, гарантийный – гарантированный, поместить – разместить, кворум – форум, экскаватор – эскалатор, контакт – контракт. Наличие в языке паронимов приводит к тому, что в устной и письменной речи одно слово ошибочно употребляется вместо другого.
Выразительность речи - это способность говорить образно, выразительно, эмоционально. Выразительность речи поддерживает внимание, усиливает интерес собеседника. Помогают говорящему сделать речь образной, эмоциональной специальные художественные приёмы, изобразительные и выразительные средства языка (многозначные слова, синонимы, антонимы), а также фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые слова(образные, меткие выражения, вошедшие в общее употребление). Сравните словосочетания: люди в белых халатах, белое и чёрное золото, золотая осень, золотые руки, железный характер.
-
Гиппократ - отец медицины. -
Клятва Гиппократа.