Файл: Стратегии воспитания, рекомендуемые в каждом возрасте на основе периодизации психического развития Д. Б. Эльконина.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изменения сленговых молодежных слов во времени отражают социально-исторические изменения, происходящие в культуре. Вместе с тем, сленговые выражения свидетельствуют о значимости тех объектов и явлений, которые они по-своему именуют. Исследования молодежного жаргона показывают эти тенденции, выявляя общие и особенные черты в развитии молодежных субкультур.
Подростковый фольклор обслуживает психологическую потребность в идентификации, которая, согласно концепции самосознания В. С. Мухиной, сопровождается одновременным обособлением, отчуждением в крайнем его проявлении. Посредством обособления подростки изживают свою зависимость от взрослых. В сознании подростка проигрываются различные ситуации, где родители (не конкретные, а как социальная роль) и другие взрослые выглядят неприглядно; создаются фантастические образы агрессивных, неумных, бессердечных людей, привязанных не к своему собственному ребенку, а к материальным ценностям. Героями «черного» юмора подростка является не он сам, а более младшие дети: дочка, внучка, маленький мальчик, именно поэтому они жертвы взрослых. Подросток как бы смотрит на эти кошмары со стороны (наблюдатель, рефлексивная позиция), он смеется над наивностью младших. Через страшные ситуации фантастических вымыслов подростки изживают свою глубинную зависимость от собственной семьи, эмансипируются от взрослых. Примеры подросткового фольклора (песни, стихи, анекдоты, страшные истории) свидетельствуют о том, что фольклор освобождает подростков не от самих взрослых, а от предписаний возрастного статуса детства, а также от глубинной психологической зависимости. «Черный» юмор как нельзя лучше содействует отчуждению, чтобы начать жить как самостоятельная личность.
Нельзя при этом сказать, что подростки осознают свою потребность в переживании отчуждения. Часто демонстрация отчуждения возникает спонтанно. Переступая вложенные в них ориентации на нормативное поведение и уважение к старшим, подростки испытывают пьянящее чувство освобождения и укора совести одновременно. В повести Г. Гессе «Душа ребенка» блестяще описан этот феномен. Совместное отчуждение проявляется и в обсуждении своих родителей с товарищами, приписывании им бездушия. В зависимости от общего культурного развития подростков содержание бесед очень различно; часто отчуждение осуществляется в формах озорства в общественном транспорте, на улице, грубости и демонстрации агрессивного игнорирования. Но стоит отметить, что отчуждение для подростка мучительно и создает напряжение, раскаяние. У таких детей внешний план отношений с родителями может сохранять пристойные формы. Дети из проблемных семей также могут тонко рефлексировать и страдать, но проявляют себя в отчужденных поступках: уходе из дома, угрозах, грубости. Обособление от родителей не обязательно проходит в негативной форме и не всегда оно происходит в отрочестве. Культурные формы обособления от родителей связаны с временным разлучением подростка с семьей (путешествие, учеба в другом городе или стране, сознательное делегирование родителями подростку определенных «взрослых» функций). Также обособление может произойти и в более позднем возрасте.
Изменение общения подростка со взрослым связано с тем, что авторитет взрослого подвергается критическому осмыслению. Возможны конфликты, когда взрослый навязывает собственное мнение, без подкрепления жизненной умелостью, социальным статусом, сохранением тесной эмоциональной привязанности. Подросток требует уважения к своему мнению, самостоятельности в выборе друзей, занятий. Ценность взрослого для отрока остается значимой, но желание быть и казаться взрослым провоцируют его на сокрытие данного отношения. По мнению Г. Г. Кравцова деловой характер общения — вот точка бесконфликтного общения подростка и со взрослым (учителем), и со сверстниками в ситуации обучения. Это становится реализуемым, когда общение выступает содержанием обучения. За счет такой педагогической стратегии снимается проблема совмещения необходимости отроку учиться и потребности общаться. Отношения участников совместно осуществляемой деятельности таковы, что все члены коллектива равны в праве на постановку целей и оценку результатов этой деятельности. Таким образом, новизна общения подростков друг с другом и со взрослым — в его предметном содержании. Предмет этот может быть различным — от мальчишеских или девчоночьих «тайн», связанных с игрой, приключением по мотивам фильма или знакомой сказки, до достаточно серьезного увлечения какой-либо областью науки, спорта, культуры. В случае нормального, оптимального хода вещей для детей этого возраста делается важным и общение со взрослым, который является носителем той или иной области культуры, интересной в качестве предметного содержания детского общения. При этом не особенности предметной области определяют, кто из педагогов станет центром общения детей, а напротив, взрослый, умеющий общаться с детьми этого возраста, так интригующе приоткрывает им предметное содержание, что ребенок увлекается соответствующим предметом.
Центральной психологической функцией сознания подростка, по мнению Л. С. Выготского, является мышление, мышление в понятиях, т. е. мышление высшего уровня.
Мышление — это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Основные операции мышления: анализ (мысленное расчленение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в целое), абстрагирование, обобщение, сравнение и др. К формам мышления относят понятие, суждение, умозаключение. Подробнее остановимся на характеристике понятия, так как эта форма мышления впервые появляется в подростковом возрасте и становится в центр сознания. Понятие — это особый тип обобщения, значение слова, отличающееся иерархической структурой и системным характером. В ходе обучения у ребенка формируется система научных понятий, он овладевает особым умственным действием — мыслить словом.
Логика развития всех видов понятий одна — от простого, единичного к более сложному, обобщенному. В становлении предметных понятий ребенок идет от выделения функций предмета к перечислению его признаков без обозначения существенных и несущественных и в окончательном варианте — к выявлению сущностных признаков и свойств. Усвоение понятий отношений (например, эволюция, революция, история, больше — меньше) идет от рассмотрения отдельно взятого конкретного случая выражения данных понятий ко все большему числу таких случаев.
Выготский настаивает на том, что научные понятия могут быть сформированы только в подростковом возрасте. В области мышления дошкольника и школьника обнаруживаются лишь эквивалентные им образования. У дошкольника имеет место допонятийное мышление, у младшего школьника — предпонятийное, а у подростка — понятийное. Образование понятий (или приобретение словом значения) является результатом сложной активной деятельности (оперирование словом или знаком), в которой участвуют все основные интеллектуальные функции в своеобразном сочетании.
Культурно-историческая психология развития называет самосознание основным новообразованием подросткового возраста. Самосознание при этом понимается и связывается с овладением человеком самим собой, с процессом самопознания, уровнем развития мышления и воли. В самосознании происходит как бы слияние аффективного и когнитивного в «берега» волевого. Выготский считал, что с появлением самосознания возникает рефлексия как один из механизмов его функционирования. Рефлексия — это «расслоение сознания», самооценка себя как деятеля в будущем. У ребенка складывается представление о себе как о личности. Подражая (сознательно) идеалу, герою, подросток начинает конструирование своих собственных ценностей, смыслов, находит применение своей воле, порой не совсем адекватное. Самосознание как вершина высших психических функций не только делает возможным более глубокое познание других людей и себя, но и перестраивает весь внутренний мир ребенка, что проявляется в его интересах, ценностях и поведении в целом. Нам представляется, что развитие самосознания в период подростничества проходит следующий путь: в период «предподросткового» кризиса появляется рефлексия, на начало периода отрочества (11—12 лет) — первая форма самосознания — «чувство взрослости», затем к 13 годам происходит становление собственно самосознания в форме самопознания как вершинной психической функции, и в кризисе 17 лет возникает такая форма самосознания, как самоопределение.
«Чувство взрослости» и самопознание как формы самосознания подростка.
По определению Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой «чувство взрослости» — это стремление быть, казаться и действовать как взрослый. В исследовании О. В. Курышевой изучалось представление подростков о собственной взрослости. Анализировались детские сочинения на тему «Когда, в каких ситуациях я ощущаю себя взрослым». Было установлено, что развитие образа взрослости происходит по схеме: от «сказочного», внешне обусловленного героического поступка к внешнему, но реальному поступку; к реальным поступкам, обусловленным внутренними признаками взрослости, и, наконец, к общему представлению о взрослости как единстве ответственности и самостоятельности.
Самопознание — изучение личностью собственных особенностей: психических, физических, нравственных. Самопознание совершается разными путями:
— путем анализа результатов собственной деятельности, поведения и их сопоставления с результатами своих сверстников, с нормами общества;
— путем осознания отношения других людей к себе, их оценок отдельных качеств личности ребенка, сопоставления своих оценок с оценками окружающих, что создает условия для формирования самооценки;
— путем самонаблюдений за своими мыслями и чувствами.
Самопознание есть основа для ответа на вопрос «Кто Я?», чувства
принятия себя с достоинствами и недостатками, появления потребности в самоконтроле, самовоспитании.
Зависимость подростка от социальных оценок окружающих людей, невозможность еще создать свой целостный образ, делает самооценку отрока лабильной, подвижной, неустойчивой. Это обстоятельство необходимо учитывать педагогу, который по роду своей деятельности обязан давать оценки деятельности и поведения детей. Такт и объективность помогают сохранить положительные деловые отношения с подростком.
Изучение самосознания в подростковом возрасте в отечественной психологии ведется через исследование его содержания: интересов и ценностных ориентаций. Так, Выготский называл проблему интересов «ключом ко всей проблеме психологического развития подростков».
Динамика интересов в отрочестве представлена двумя фазами. В негативной фазе происходит разрушение и отмирание установившейся прежде системы интересов (примерно около 13 лет). В позитивной фазе данного возраста созревает новое ядро интересов, которое характеризуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком.
Выготский выделил несколько доминант — основных групп наиболее ярких интересов подростков:
— «эгоцентрическая доминанта» — интерес к собственной личности;
— «доминанта дали» — установка на обширные, перспективные масштабы;
— «доминанта усилия» — тяга к сопротивлению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, негативных явлениях;
— «доминанта романтики» — стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму.
Интересы подростка очень подвержены влиянию социального окружения, особенно сверстника и увлеченного взрослого, значимого для отрока. Л. И. Божович отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются более широкие, новые интересы, личные увлечения и стремление занять более «взрослую» позицию в жизни. Личностные интересы характеризуются своей «нена- сыщаемостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. Удовлетворение таких интересов в отличие от ситуативных (эпизодических) связано с активным поиском или созиданием предмета их удовлетворения. Это толкает подростков к постановке все новых и новых целей, часто выходящих за пределы сегодняшнего дня. Наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, а, следовательно, внутренне более собранным и организованным. Он как бы обретает волю. Недаром Выготский, возражая принятому в традиционной психологии взгляду, говорил, что подростка характеризует не слабость воли, а слабость целей (Л. И. Божович).
Классификация увлечений подростка представлена в работах А. Е. Личко: интеллектуально-эстетические, которые могут пересекаться с обучением; эгоцентрические; телесно-мануальные; накопительные; информативно-коммуникативные (самый примитивный вид увлечений). Увлечения подростка в этом возрасте отличаются «запойным» характером. В воспитании подростков важно помнить об этой центральной психологической характеристике. Воспитательный успех напрямую связан с искусством педагога возбуждать и удовлетворять интересы отрока.
Автор указал и на то, что в подростковом возрасте характер снимает личность, частное оказывается большим, чем целостное. В подростковом возрасте иногда происходит заострение отдельных черт характера. Они становятся очень заметными в поведении отрока. Это явление называется акцентуацией характера. Учет индивидуальной личностной характеристики подростка в педагогическом общении с ним с необходимостью встает перед взрослым, так как акцентуация может при неблагоприятных условиях перейти в патологию характера (психопатию). В этом случае человеку будет трудно жить в обществе, а обществу трудно будет его понять и принять. В дополнительных главах к учебнику вы найдете информацию о типах акцентуаций подростков и тех «слабых звеньях» в их поведении, на которые нельзя «нажимать», чтобы не спровоцировать межличностный конфликт.