Файл: Тема Анализ рынка туристических услуг города Москвы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1)страны постоянного проживания (внутренний, въездной и выездной туризм);

2)географической цели туристской поездки (части света, страны, регионы, города);

3)рекреационных зон:

•первая зона: Черноморский, Северо-Кавказский, Каспийский, Азовский регионы;

•вторая зона: Центральный, Северо-Западный, Западный, Волжский, Уральский регионы;

•третья зона: Обско-Алтайский, Енисейский, Прибайкальский, Дальневосточный регионы;

•четвертая зона – Север.

Социо-демографические критерии сегментации – пол, возраст, профессия туриста, тип семьи, национальность, религиозные убеждения, доход семьи, наличие или отсутствие денежных средств.

Растущее значение приобретают: женский туризм, профессиональный, специализированный и молодежный. В зависимости от состава семьи спрос подразделяется на семейный туризм (с детьми или без детей), туризм одиночек, туризм для семей из пяти и более человек. По уровню доходов туры бывают коммерческими, экономическими, эксклюзивными, социальными, среднего уровня, дешевыми. По возрастному признаку – подростковые, молодежно-студенческие, для людей среднего возраста, для людей старшего возраста.

Психографические критерии туристского поведения – мотив поездки, психологический портрет туриста, организация и форма поездки, используемые транспортные средства, средства размещения, длительность поездки, финансирование поездки, образ жизни, предпочтения относительно свободного времени, стереотипы в отношении потребления турпродукта. В зависимости от мотивации(цели поездки) различают туризм: деловой, спортивный, курортный, оздоровительный, приключенческий, развлекательный, образовательный, познавательный, экзотический, хобби-тур. При этом следует отметить, что деловой туризм может сочетаться с познавательным, спортивный – с рекреационным и т.д.

Сегментация туристского спроса имеет тенденцию к бесконечности из-за усложнения потребностей человека и растущего значения отдыха и туризма в жизни общества. Усложнение туристских потребностей обусловливает возникновение не только новых сегментов, но и смешанных форм туризма.

Все категории сегментации рынка имеют место быть на московском рынке туруслуг. У каждого предприятия данной сферы свой сегмент рынка. Об этом речь пойдет в третьей главе исследования.

2.2 Описание потребителей


По образу жизни можно выделить следующие категории туристов[22, c. 56-58]: погруженный в себя искатель наслаждений,
активная и целеустремленная личность, представитель деловых кругов, синие воротнички, традиционный домосед.

Погруженный в себя искатель наслаждений. Молодой человек, выполняющий монотонную, неинтересную работу, ищет удовлетворения от различных видов деятельности на свежем воздухе. Любит ходить на рыбалку и охоту, играть в баскетбол. У него приличный доход, но все решения о покупках принимаются спонтанно, он не планирует свою жизнь на долгую перспективу. Он постоянный зритель активных программ телевидения.

Активная и целеустремленная личность. Использует все свои способности и энергию с целью достижения повышения по службе, имеет большой интерес к своей работе, с современными взглядами на многие стороны жизни, уверенная в себе личность. Пребывает в постоянном поиске новых ощущений. Читает журналы, чтобы постоянно быть в курсе событий. Зритель развлекательных шоу и сводок последних новостей.

Деловая личность. Имеет больше свободных денежных средств для дорогого отдыха. Предпочитает перемещаться на небольшие расстояния, менее мобильна. Является поклонником деловых журналов, газет, зрителем сводок новостей, телевизионных программ о путешествиях и природе.

Синие воротнички. Проживают в небольших городах и пригородах больших городов. Предпочитают отдых с семьей в палатках. Любят охоту и рыбалку. Предпочитают спортивные программы.

Традиционный домосед. Не способен идти в ногу со временем. Пытается извлечь пользу из каждого потраченного им рубля. Избегает всего, что связано с риском, не будет делать покупок в кредит. Постоянный зритель телевизионных комедий.

2.3 Сезонность


Для туристского рынка и связанной с ним туристской индустрии характерны значительные сезонные колебания спроса на турист­ские продукты. Сезонность — явление сложное и по своим по­следствиям противоречивое. Появление на рынке турпродуктов обуславливает пик сезонных колебаний продажи и цен в летний период. Ему соответствует и сезонный подъем спроса.

По степени интенсивности туристских поездок различают че­тыре сезона туристской деятельности[21, c. 98-101]:

  • сезон пик — период, наиболее благоприятный для орга­низации рекреационной деятельности людей, характеризующийся максимальной плотностью туристов и наиболее комфортными ус­ловиями для рекреации;

  • сезон высокий — период наибольшей деловой активнос­ти на туристском рынке, время действия наиболее высоких тари­фов на туристский продукт и услуги;

  • сезон низкий — период снижения деловой активности на туристском рынке, для которого характерны самые низкие це­ны на туристский продукт и услуги;

  • сезон «мертвый» — максимально неблагоприятный пе­риод для организации рекреационной деятельности.

Сезонность в туризме налагает отпечаток на спрос и произ­водство, оказывает значительное влияние на рентабельность всех туристских предприятий, а также других производств, ориентиро­ванных на обслуживание туристов. Особенно это сказывается на предприятиях с высокой трудоемкостью и капиталоемкостью, а также на сфере услуг. Сезонный спад вызывает временное высво­бождение рабочей силы. Влияет он и на распределение издержек производства, что тесно связано с политикой цен на товары и ус­луги для туристов и т. д.[24]

Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутригодовой динамики того или иного явления, которая прояв­ляется во внутригодовых повышениях (понижениях) уровней того или иного показателя на протяжении ряда лет.

Сезонность определяется целым рядом факторов. Факторы сезонных колебаний в литературе подразделяются на первичные и вторичные.

К первичным факторам сезонных колебаний отно­сятся факторы, формирующиеся под воздействием природно-кли­матических условий, количества и качества специфических благ для развития спортивного, оздоровительного, познавательного и других видов туризма. Природно-географические условия являют­ся определяющими в выборе туристами того или иного района для посещения.


К вторичным факторам сезонных колебаний отно­сятся[13, c. 37-38]:

  • экономические — структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предло­жения;

  • демографические — дифференцированный спрос по поло­возрастному составу и другим признакам;

  • психологические — традиции, мода, подражание;

  • материально-технические — развитие сети размещения, питания, транспорта, культурно-оздоровительного обслуживания;

  • технологические — комплексный подход в предоставле­нии качественных услуг;

  • политическая обстановка и международное окружение.

Объем реализованных услуг туризма имеет явно выраженный сезонный характер, который обусловлен многими факторами (вре­менем года, периодом отпуска, каникулами и т. п.). Поэтому в процессе анализа и планирования объема реализованных услуг туристского предприятия необходимо учитывать закономерность отклонений показателей отдельных месяцев от среднегодовых по­казателей. В этих целях проводится статистическое изучение се­зонных колебаний. Для каждой страны будет свой сезон. Поэтому туристические фирмы вынуждены прибегать к диверсификации туристских услуг в период межсезонья.

Туристский поток в Россию и в Москву достаточно предсказуем. Самыми популярными для поездок являются летние месяцы. Самым низко посещаемым периодом является январь-март. Несколько большие потоки приходятся на четвертый квартал. К сожалению, практически нет возможности сравнить активность деловых поездок по сезонам в сравнении с поездками туристскими, тем не менее, можно сделать вывод, что заполнение гостиниц и туристская активность в городе в несезонный период должна строиться либо на активизации проведения культурных акций и мероприятий, либо на популяризации Москвы, как города конгрессно-выставочного и делового туризма.

2.4 Средняя зарплата потребителей


В 2018 году средняя заработная плата москвичей составила 43,4 тыс. рублей. На 2019 год она составила порядка 47,8 тыс. рублей. Средняя стоимость тура за границу составляет также порядка 42-65 тысяч рублей. В связи с этим возникает ситуация, при
которой потребители вынуждены либо копить, чтобы съездить в отпуск, либо брать кредит на этот отпуск[25].

Стоит также отметить, что по состоянию на 2019 год количество людей, которые имели доход ниже прожиточного минимума, в Москве составил 14,7%[25]. Эта категория людей вообще не имеет возможности приобрести тур даже в кредит.

Средняя заработная плата потребителей играет важную роль в формировании спроса. Именно поэтому необходимо изучать данную характеристику населения.