Файл: Анализ оперативного управления производственнотехнологическим процессом загрузки багажа в воздушное судно.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 274

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
бесперебойного оперативного управления операционной деятельностью аэропорта и централизованное управление процессами обслуживания клиентов.

ЦОУА объединяет в себе различные структуры с целью минимизации времени принятия управленческих решений в процессе взаимодействия структурных подразделений управляющей компании аэропорта и внешних организаций. Руководство оперативной работой Центра круглосуточно осуществляют сменные заместители генерального директора аэропорта.

В состав ЦОУА входят (на примере Аэропорта «Пулково»):

  • Группа управления суточным планом;

  • Специалисты по контролю выполнения технологических графиков обслуживания воздушных судов;

  • Служба управления движением воздушных судов на перронах;

  • Диспетчеры телевизионной системы наблюдения;

  • Сотрудники группы брифинга, отвечающие за обеспечение экипажей воздушных судов аэронавигационной информацией и штурманского отдела, осуществляющего контроль за подготовкой экипажа к вылету;

  • Диспетчеры и персонал других ключевых подразделений.

Для работы сотрудники ЦОУА используют автоматизированную систему управления (например, в аэропорту «Пулково» используется AODB

Airport Operational Database). Операционная система, в которой содержится подробная информация о движении воздушных судов и всех этапах наземного обслуживания. Имеющаяся во всех крупных аэропортах высокотехнологичная инфраструктура ЦОУА позволяет эффективно управлять службами и технологическими процессами аэропорта, повысить оперативность работы, улучшить качество предоставляемых услуг авиакомпаниям
и пассажирам и ускорить реакцию при возникновении внештатных ситуаций.

Руководитель ЦОУА непосредственно подчиняется генеральному директору аэропорта, а оперативно – заместителю генерального директора (директору по производству). Руководителю ЦОУА непосредственно подчиняются заместители руководителя ЦОУА руководители подразделений ЦОУА.

В целях достижения эффективного и бесперебойного функционирования объектов и систем обеспечения жизнедеятельности аэропорта при выполнении суточного плана полетов ЦОУА решает следующие основные задачи:

Сбор, обработка, анализ и использование для принятия руководящих решений служебной информации, поступающей в ЦОУА по авиационным каналам связи, от диспетчерского персонала центра и персонала служб дирекций аэропорта, переданного в оперативное подчинение центру, для обеспечения оперативной работы аэропорта.

  1. Оперативное руководство аэропортовой деятельностью и взаимодействие с операторами аэропорта в целях безусловного соблюдения требований безопасности, регулярности полетов и высокой культуры обслуживания пассажиров.

  2. Оперативное управление правление рациональным распределением и использованием основных и вспомогательных ресурсов аэропорта с целью выполнения технологических графиков обслуживания воздушных судов (ТГО ВС). Контроль предоставленного количества и степени готовности ресурсов для выполнения работ по обеспечению суточного плана полетов.

  3. Непрерывный контроль за временем движения воздушных судов. Внесение в суточный план полетов аэропорта всех изменений, производимых по согласованию с представителями авиакомпаний и службами аэропорта с учетом имеющихся ресурсов оперативной смены.

  4. Подготовка аэропорта к обеспечению обслуживания литерных и особо важных полетов в соответствии с разработанными для этих целей технологиями.

  5. Штурманское обеспечение в аэропорту на этапах организации и подготовки воздушных судов к выполнению полетов с целью создания условий для безопасной, точной и экономичной аэронавигации.

  6. Обеспечение лидирования для воздушных судов на аэродроме в сложных метеоусловиях, а также по заявкам экипажей и представителей авиакомпаний

  7. Контроль качества и своевременности предоставления ресурсов и услуг службами аэропорта и операторами аэропорта, при обслуживании клиентов аэропорта. Выявление и анализ причин сбоев в технологических графиках выполняемых работ, расследование и документирование таких событий.

  8. Сбор, обработка, анализ и хранение статистических данных по итогам оперативной работы служб аэропорта, при выполнении суточного плана полетов.

  9. Осуществление постоянного наблюдения за оперативной обстановкой, связанной с выявлением и предотвращением предпосылок к возникновению сбойных ситуаций природного, техногенного, биолого-социального характера в зоне ответственности аэропорта.

  10. Проведение аварийного оповещения в соответствии с существующей схемой и организация сбора членов «оперативного штаба» в случаях возникновения ЧС. Обеспечение руководства работой «оперативного штаба» до момента их полного сбора или ликвидации ЧС.

  11. Обеспечение функционирования объектов и систем жизнедеятельности аэропорта как в штатном режиме (при организации выполнения суточного плана полетов), так и при возникновении ЧС различного характера.

  12. Организация и методическое обеспечение функционирования единой системы предупреждения и ликвидации кризисных и сбойных ситуаций, включающей в себя разработку и поддержание в актуальном состоянии Аварийного плана аэропорта.

  13. Взаимодействие со специальными федеральными службами, министерствами и ведомствами по вопросам оповещения, предупреждения и ликвидации ЧС на территории аэропорта и в зоне его ответственности.

  14. Осуществление радиообмена с экипажами воздушных судов в целях предоставления информации о предоставлении ресурсов аэропорта для обслуживания рейсов, прием и передача оперативной информации по изменению суточного плана полетов и управления движением на перронах аэродрома.

  15. Предотвращение экономических потерь аэропорта. Контроль обслуживания и решение о выпуске воздушных судов при наличии задолженности перед аэропортом во взаимодействии с коммерческой службой.

  16. Изучение и внедрение передового опыта прогрессивных информационных технологий, полученных в результате собственных изысканий и приобретенных при обмене опытом с ведущими зарубежными партнерами в области авиационного бизнеса.


Взаимодействие ЦОУА с подразделениями и работниками аэропорта, а также представителями других организаций, осуществляется в целях обеспечения процесса оперативного комплексного управления аэропорта. Данное взаимодействие осуществляется на основании Табеля внутри-аэропортовой информации, а также совместных технологий и инструкций, разработанных с соответствующими подразделениями и организациями.

Порядок, сроки передачи информации и виды используемой связи определяются Табелем внутри-аэропортовой информации, действующим в рамках конкретного авиапредприятия.

2.3 Разработка системы управления производственно-технологическим процессом.


На рисунке 1 представлена схема системы управления производством аэропортового предприятия.

Рисунок 1 – Система оперативного управления производством аэропортового предприятия
Под управлением понимается воздействие на смену состояний системы (процесса) с целью реализации ее запланированных состояний и ликвидации не запланированных состояний. Управление, как неотъемлемое условие надежности и эффективности функционирования любой системы представляет собой сложный комплексный процесс, включающий множество элементов и факторов.

Любое управление, в том числе управление производством авиатранспортных предприятий предполагает взаимодействие объекта управления и системы управления. В данном случае объектом управления является производственно-технологический процесс наземного обслуживания воздушных судов.

Системой управления производством аэропортового предприятий является совокупность подразделений и служб, находящихся во взаимодействии между собой для достижения целей аэропортового предприятия. Состояние объекта управления в любой момент времени характеризуется совокупностью производственных показателей. Одновременно оно оценивается и показателями эффективности производства.

В нашем случае объектомуправленияявляется производственно- технологический процесс загрузки багажа пассажиров в грузовой отсек воздушного судна.


Субъект управления состоит из корректирующих и исполнительных элементов.

Корректирующим элементом является ЦОУА, структура и функции которого рассмотрены в разделе 2.2.

Исполнительными элементами в системе управления производством при загрузке загрузки багажа пассажиров в грузовой отсек воздушного судна.

  • Служба авиационной безопасности (САБ), осуществляющая досмотр багажа перед погрузкой на борт;

  • Служба организации пассажирских перевозок занимается регистрацией багажа в системе и первичным разделением багажа по рейсам.

Планированиемв системе управления является составление расписания, суточного плана полетов, технологического графика наземного обслуживания ВС и др.

Элементамиконтроляпроцесса загрузки багажа пассажиров в грузовой отсек воздушного судна являются:

  • Руководство по наземному обслуживанию воздушных судов;

  • Должностные инструкции исполнителей;

  • Стандарты, руководства, технологии;

  • Суточный план полетов.

Любое отклонение от нормативных документов могут стать влияющим фактором на пути выполнения процесса, а также сказаться и на результате.