Файл: 42016Часть v issn 20720297.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

508
«Молодой учёный» . № 4 (108) . Февраль, 2016 г.
Экономика и управление
Инновационный потенциал характеризует уровень развития научных знаний и степень внедрения в произ- водственно-технологические процессы достижений науч- но-технического прогресса.
Институциональный потенциал представляет собой степень развития ведущих институтов рыночной эконо- мики, способствующих обеспечению функционирования механизмов инвестиционного рынка.
Инфраструктурный потенциал имеет взаимосвязь с ин- ституциональным потенциалом и представляет собой сово- купность производственной и социальной инфраструктуры, способной создать необходимые условия для нормального функционирования инвестиционного процесса.
Под финансовым потенциалом понимается совокуп- ность накопленных финансовых ресурсов, выраженных в форме денежного капитала, которую хозяйствующий субъект может выделить в целях обеспечения инвестици- онного процесса.
Потребительско-сбытовой потенциал характеризует потенциально возможный объем продаж определенных товаров в границах конкретной инвестиционной сферы в течение заданного периода. Объем продаж зависит от величины спроса на товар, общей конъюнктуры рынка, доходов населения и деловой активности.
Инвестиционный потенциал региона складывается под влиянием следующих групп факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам: наличие ин- вестиционных ресурсов, объективность факторов, степень изменяемости.
Известно, что на готовность инвестора осуществить вложения большое влияние оказывает инвестиционная привлекательность объекта инвестирования.
Инвестиционная привлекательность страны или ре- гиона — это интегральный показатель, который определя- ется по совокупности ее экономических и финансовых по- казателей, показателей государственного, общественного, законодательного, политического и социального развития.
Инвестиционная привлекательность определяет вектор движения физического, финансового, интеллектуального и человеческого капиталов: в страну или за ее рубежи.
На международном уровне результаты реализации ин- вестиционных стратегий стран и экономического развития субъекта, инвестиционная привлекательность стран, ре- гионов и предприятий оцениваются ведущими мировыми рейтинговыми агентствами Moody's, Fitch и Standart &
Poor's. [2].
Инвестор оценивает инвестиционную привлекатель- ность страны или региона по движению капитала, уровню инфляции, политической, экономической, законода- тельной и социальной стабильности, а также по уровню и качеству человеческого капитала. Инвестиции сами по себе не работают без специалистов, без человека и че- ловеческого капитала должного уровня и качества. И поэ- тому в настоящее время основные инвестиции в развитых странах направляются именно в развитие человеческого капитала.
Инвестиционная привлекательность — один из резуль- тирующих показателей оценки инвестиционного климата.
Инвестиционный климат включает объективные возмож- ности региона (инвестиционный потенциал) и условия де- ятельности инвестора (инвестиционный риск) и позволяет сопоставить эти показатели. В том случае, если инвести- ционный потенциал превышает инвестиционный риск ре- гиона, можно говорить о его инвестиционной привлека- тельности.
Инвестиционный климат региона можно рассматри- вать как «систему отношений, формирующихся под воз- действием широкого круга взаимосвязанных процессов и совокупности условий инвестиционной деятельности политического, социально-психологического, финансо- во-экономического, законодательного, нормативно-пра- вового, экологического, криминального, ресурсно-сы- рьевого, производственного, инновационного, трудового, инфраструктурного, потребительского и институциональ- ного характера, подразделяющихся на свои макро-, микро- и собственно региональные уровни управления, отража- ющие как объективные возможности региона к развитию и расширению инвестиционной деятельности, характе- ризующие его инвестиционный потенциал, так и условия деятельности инвесторов (инвестиционный риск), соз- дающие предпосылки для появления устойчивых инвести- ционных мотиваций, оказывающих существенное влияние на доходность инвестиций и уровень инвестиционных ри- сков и определяющих целесообразность и эффективность инвестиций» [3].
В своих исследованиях мы проанализировали по- следние тенденции в области прямых иностранных ин- вестиций в Казахстане, и изучили мнения инвесторов об инвестиционном климате страны и ее потенциале (ис- следования инвестиционной привлекательности Казах- стана, проводились компанией EY., 2014 г.) [4].
Инвесторы, работающие в Казахстане, выделели ос- новные факторы инвестиционной привлекательности, а также неблагоприятные факторы для развития инвести- ционной деяиельности в Казахстане.
Основные факторы инвестиционной привлекатель- ности:
— Стабильная макроэкономическая среда 84
% ре- спондентов из числа работающих в Казахстане инвесторов считают макроэкономическую стабильность самым зна- чимым фактором инвестиционной привлекательности страны;
— Политическая и социальная стабильность. 80 % ре- спондентов из числа работающих в Казахстане инвесторов высоко оценивают политическую и социальную стабиль- ность в стране. Согласно докладу Economist Intelligence
Unit «Индекс политической нестабильности 2012–2013»
Казахстан входит в число 50 самых политически ста- бильных стран;
— Телекоммуникационная инфраструктура. 78 % ра- ботающих в стране инвесторов считают действующую те- лекоммуникационную структуру достаточной, и только


1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22

509
“Young Scientist” . #4 (108) . February 2016
Economics and Management
9 % указывают на необходимость существенного повы- шения ее эффективности;
— Конкурентоспособные налоговые ставки. Корпо- ративное налогообложение является привлекательным по мнению 68 % респондентов из числа работающих в стране инвесторов, однако 13 % из них называют суще- ствующий налоговый режим неблагоприятным. Ставки корпоративного и индивидуального подоходного налога в Казахстане считаются низкими по международным стан- дартам. Ставка корпоративного подоходного налога равна
20 %, а ставка индивидуального — 10 %.
Неблагоприятные факторы:
— Сложные условия ведения бизнеса. В последние годы в Казахстане достигнут значительный прогресс в об- ласти совершенствования нормативно-правовой среды.
Это подтверждается уверенным повышением позиции Ка- захстана в рейтинге Всемирного банка «Индекс легкости ведения бизнеса»: страна переместилась с 56-го места в 2013 году на 49-е в 2014 году.
59 % респондентов, уже работающих в Казахстане, считают нормативно-правовую среду недостаточно про- зрачной и стабильной. Действующие в стране иностранные инвесторы регулярно сталкиваются со случаями неодно- значной интерпретации норм права и их избирательного применения. Респонденты выражают сомнение в способ- ности государственных органов разных уровней работать сообща и последовательно внедрять стратегические ини- циативы. Они призывают к повышению эффективности работы государственных органов.
— Недостаточный объем НИОКР. 51 % инвесторов, работающих в Казахстане, считают наличие и качество
НИОКР малопривлекательным фактором с точки зрения ведения бизнеса в стране. Казахстан тратит только 0,2 %
ВВП (меньше, чем Россия — 1 %) на научные исследо- вания и разработки, что ниже показателя, рекомендуе- мого для стран с аналогичным уровнем экономического развития (1 % — 1,5 % ВВП). Согласно докладу ВЭФ
«Глобальная конкурентоспособность, 2013–2014 годы»
Казахстан занимает 108-е место из 144 стран мира по ка- честву научно-исследовательских учреждений и 92-е место по инновационному потенциалу. В отличие от экономи- чески развитых стран научно-исследовательская деятель- ность в Казахстане чаще осуществляется государствен- ными организациями, чем частными компаниями [5];

— Недостаточно развитая транспортно-логистическая инфраструктура По мнению 50 % работающих в Казах- стане респондентов, транспортно-логистической инфра- структуре требуется модернизация. Железнодорожная сеть и автомагистрали Казахстана в целом развиты лучше, чем в других странах Центральной Азии, однако наблю- дается дисбаланс регионального покрытия (в отдаленных регионах, где в основном расположены производственные мощности, качество дорог плохое).
Согласно мнению респондентов, нефтегазовая отрасль останется лидером по привлечению ПИИ в ближайшие годы. При этом опрошенные инвесторы демонстрируют растущий интерес к несырьевым секторам, включая сферу деловых услуг (15 % респондентов), медико-биологиче- скую отрасль (12 %), недвижимость (11 %), агробизнес
(10 %) и телекоммуникации (6 %).
Республика Казахстан, проводя политику, направ- ленную на поддержку инвестиционной деятельности, со- вершенствование ее методов и форм реализации, основной целью в данном направлении определяет
обеспечение
устойчивого роста инвестиций в реальный сектор эко-
номики, создание экономических, правовых и органи-
зационных условий для инвестиционной деятельности,
обеспечивающих устойчивую динамику экономического
развития страны и решение социально-экономических
задач.
Литература:
1. Ултургашева, О. Г., Лавренко А. В., Профатилов Д. А. Экономическая сущность и структура инвестиционного потенциала региона. Проблемы современной экономики, № 1 (37), 2011.
2. Литвинова, В. В. Теоретические и методологические аспекты оценки инвестиционного климата региона. Мо- лодой ученый. 2011. № 4. Т. 1. с. 161–169.
3. Бишимбаев, К., Бакитжанов А. Стратегия привлечения инвестиционных ресурсов в экономику региона. Высшая школа Казахстана. 2001. № 3, с. 128–133.
4. Исследование инвестиционной привлекательности Казахстана, 2014 год. www. emergingmarkets.ey.com.
5. Абдимомынова, А. Ш., Жаксыгулова Р. А. Малый инновационный бизнес в Республике Казахстан. Сборник трудов международной научно-практической конференция «Россия и Казахстан: опыт научно-экономического сотрудничества, перспективы интеграции». г. Ставрополь, 19 декабря 2014 года. с. 4–9.

510
«Молодой учёный» . № 4 (108) . Февраль, 2016 г.
Экономика и управление
Анализ развития предпринимательства
в регионах Центрального федерального округа РФ
Тусаева Азиза Рустамовна, студент
Курский государственный медицинский университет
Встатье произведён статистический анализ индивидуальных предприятий Центрального федерального
округа в РФ, который позволит оценить их роль в экономике регионов.
Ключевые слова: индивидуальные предприятия, статистический анализ, Центральный федеральный
округ, Курская область.
Д
вижущей силой рыночной экономики является пред- принимательство. В Российской Федерации функ- ционируют субъекты предпринимательства различных организационно-правовых форм: юридические лица и ин- дивидуальные предприниматели, и типов: малые, средние и крупные предприятия. В связи с этим необходим анализ и оценка развития различных форм предпринимательства в округах, регионах и в целом в Российской Федерации.
В данной статье рассматриваются основные экономиче- ские показатели деятельности индивидуальных предпри- нимателей Центрального федерального округа, позволя- ющие оценить состояние предпринимательства в регионах данного округа.
Индивидуальное предпринимательство в Российской
Федерации в последние годы получило широкое распро- странение. Современные индивидуальные предпринима- тели успешно действуют на рынке, постоянно расширяя сферу своей деятельности, и в итоге могут обеспечить до- стойные условия жизни себе и своим близким. Не удиви- тельно, что все больше людей, задумываясь о своем бу- дущем, стремятся организовать собственный бизнес.
Согласно Гражданскому Кодексу Российской Феде- рации, индивидуальные предприниматели (далее ИП) — это физические лица, зарегистрированные в установ- ленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты [1].
Положение индивидуального предпринимателя в от- личие от юридического предприятия имеет следующие преимущества: самостоятельность, оперативность, кон- фиденциальность деятельности, т. е. возможность сохра- нить коммерческие тайны в секрете, удобные условия соз- дания и ликвидации бизнеса, свободное использование собственной выручки, возможность применения упро- щенной системы налогообложения, упрощенный порядок ведения учета результатов хозяйственной деятельности и предоставления внешней отчетности.
Согласно данным Федеральной службы государ- ственной статистики на 2010 год в Центральном феде- ральном округе России зарегистрировано 625 710 факти- чески действующих индивидуальных предпринимателей, что составляет 21 % всех ИП страны [2]. Эта цифра зна- чительно превышает численность предприятий всех форм собственности в нашей стране. Так, например, в том же
2010 году число юридических лиц в Центральном феде- ральном округе примерно в 1,3 раза меньше. Массовость данной формы организации бизнеса свидетельствует о её привлекательности для широчайшего спектра предпри- нимательской деятельности — для сферы торговли, фи- нансов, для производства товаров и оказания услуг.
Мы разделяем тезис, что предприниматели являются двигателем любой современной развитой экономики, так как именно предприниматели создают большинство ра- бочих мест, внедряют новшества, стимулируют рост благо- состояния среднего класса и закладывают основу граждан- ского общества и политической свободы. Многие ученые, исследуя роль предпринимательства в экономическом раз- витии, отмечают, что именно предпринимательство способ- ствует росту эффективности экономики [6]. Так, например,
Иозеф Шумпетер, известный экономист, который призван авторитетом экономической науки, писал, что предприни- мательство — эта именно та сила, которая объединяет ре- сурсы в новые, уникальные, новаторские комбинации [3].
Таким образом, в настоящее время в экономике ве- дущих стран мира, предприниматель является одним из главных субъектов экономических отношений, а, сле- довательно, от предпринимателя в значительной сте- пени зависит успешность процесса экономического развития, стабильность, устойчивость и конкурентоспо- собность национальной экономики. В силу этого факта, правительства промышленно-развитых стран оказы- вают содействие предпринимателям в их экономической деятельности и принимают разнообразные меры, способ- ствующие развитию предпринимательства. Индивиду- альному предпринимателю нет необходимости самостоя- тельно регистрироваться в органах статистики, т. к. после прохождения регистрации граждан в качестве индивиду- ального предпринимателя налоговые органы направляют сведения о нем в Государственный комитет РФ по стати- стике.
Для изучения и исследования функционирования инди- видуального предпринимательства в России применяется экономико-статистические методы, которые базируются на предоставлении индивидуальными предприятиями ста- тистической отчетности и заполненных ими анкет. Эти


511
“Young Scientist” . #4 (108) . February 2016
Economics and Management
анкеты разрабатывает Росстат. Самым эффективным методом исследования показателей индивидуального предпринимательства в статистике является метод груп- пировки [4].
В ходе статистического измерения и наблюдения дан- ного социально-экономического явления, мною была произведена статистическая сводка и группировка пока- зателей, касающихся деятельности индивидуальных пред- принимателей Центрального федерального округа РФ.
В результате было произведено разделение изучаемого общественного явления на однородные в качественном от- ношении группы по ряду существенных признаков, такие как объем выручки ИП, численность ИП, инвестиции в основной капитал (Таблица 1).
На основе данных, отобранных с Росстата, были сгруп- пированы регионы ЦФО РФ по инвестиционным вложе- ниям в основной капитал и установлено влияние этого фактора на выручку ИП. Совокупность регионов была разбита на 3 групп, согласно подходу Террела и Скотта [5].
По обобщенным данным была определена прямая связь между признаками (Таблица 2).
В ходе изучения ИП регионов Центрального округа методом группировки были выявлены следующие зави- симости и закономерности между выручкой ИП и коли- чеством приходящихся на одного ИП инвестициям в ос- новной капитал.
Во-первых, была выявлена прямая зависимость сред- него значения объёма выручки одного ИП от среднего значения показателя инвестиций на одного ИП, а именно следующая: чем выше уровень инвестиций в основной ка- питал, тем выше объём выручки индивидуальных пред- принимателей. Это связанно с тем, что предприниматель- ская деятельность требует значительных вложений в наши дни для своего успешного развития и функционирования.
Во-вторых, среднее значение показателя объема вы- ручки на одного ИП самым наибольшим является в V группе, однако в той же самой группе среднее значение показателя
Инвестиции в основной капитал не является самым макси-
Таблица
1. Показатели предпринимательства по регионам ЦФО в 2014 г.
Регионы Центрального
федерального округа
Количеств ИП
Выручка от реализации,
млрд. руб.
Инвестиции в основной
капитал, млрд. руб.
Белгородская область
45 519 73 2,7
Брянская область
42 328 57,2 1
Владимирская область
37 346 61 1,3
Воронежская область
51 498 124,7 2,5
Ивановская область
26 787 44,3 0,3
Калужская область
21 341 43,3 0,9
Костромская область
17 330 44,6 0,9
Курская область
31786 58,7 1,2
Липецкая область
31984 59,6 0,9
Московская область
57 171 121,6 8,3
Орловская область
18 982 27,3 0,6
Рязанская область
24 938 54,6 0,9
Смоленская область
21 960 46,8 1,2
Тамбовская область
25 322 51,5 0,7
Тверская область
28 694 41,3 1,8
Тульская область
37 021 51 0,9
Ярославская область
32194 53,7 1,2
г. Москва
73 509 145,2 4,1
Таблица
2. Аналитическая группировка регионов по выручке ИП
№ группы
Средняя
выручка ИП,
млн. руб.
Число
регионов
Приходится в среднем на 1 регион
выручки,
млрд. руб.
инвестиций в основной
капитал, млрд. руб.
число ИП
I
1,35–1,72 8
0,99 49,64 33609
II
1,73–2,1 5
2,6 98,85 36788
III
2,11–2,48 5
4,1 145,2 34579
Итого:
18 1159,4 31,4 625710