Файл: Принципы функционирования, формы организации и современные тенденции развития финансов государственных и муниципальных учреждений.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поэтому важным фактором в региональной политике становится обоснование её социально-экономической политики. Обоснование выступает как результат научной проработки стратегических целей регионов и путей их достижения.17
Приоритетные направления структурной перестройки экономики регионов, повышение их устойчивости, эффективности и конкурентоспособности обозначены в Программе содействия экономическому развитию регионов до 2030г.
«Государственная региональная политика направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращению уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни».18
К сожалению, в России, несмотря на длительный процесс формирования экономической и правовой базы субфедерального уровня, до настоящего времени не удалось выстроить такую систему бюджетных отношений, которая бы могла наделить муниципальные органы достаточными финансовыми ресурсами, адекватными их расходным обязательствам.
Также не создана такая финансовая основа, которая препятствовала бы избыточному вмешательству органов власти вышестоящего уровня в решении вопросов местного значения.
На сегодняшний день реформы межбюджетных отношений и развития бюджетного процесса содержат два основных этапа:
-
Этап эффективного использования бюджетных средств в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. -
Реформирование местного самоуправления.
В этой связи в условиях достаточно низкого уровня доходов населения, проживающих на территориях муниципальных образований, ущемляются интересы граждан в реализации основных социальных прав, определённых им Конституцией России.
Ряд авторов считает, что затратный подход в составлении бюджета имеет слабую связь между ресурсами и прямыми результатами их использования, включая результаты деятельности муниципальных учреждений. Затратный подход ориентируется в первую очередь на имеющиеся ресурсы. А ориентироваться необходимо на результат.19
Автор говорит о необходимости перевода целей и приоритетов развития в определённые финансовые показатели и выбор необходимых источников доходов.
Проблемы недостаточного финансирования региональных и муниципальных образований государство корректирует при помощи комплекса целевых программ и планов мероприятий на основании принятой программы развития. Программы и планы попадают на рассмотрение при формировании бюджета следующего года. Часть программ финансируется самими муниципальными органами самоуправления.
Так как финансовым органам при составлении бюджета необходимо учитывать не только текущие расходы, но и финансирование целевых программ, целевым программам выделяются средства не в полном размере, а только в пределах тех средств, которые могут быть выделены. Из-за того, что ресурсов не хватает, программы часто не могут быть выполнены и стратегия развития территории становится не реализованной.
Региональные и Муниципальное образования сегодня в состоянии более полно учитывать особенности социально-экономического и культурного развития на местном уровне и гибко реагировать на собственные потребности. В этой связи, по мнению ряда авторов, действенным инструментом может стать внедрение в практику муниципального управления концепции бюджетирования, ориентированного на результат.
Концепция бюджетирования на результат состоит из трёх базовых элементов:
-
Результативного среднесрочного и долгосрочного бюджетного планирования; -
Программно-целевого метода распределения расходов; -
Системой контроля результативности бюджетных расходов.
Программы помогают укрепить экономические связи, территориальную целостность региона, помогают становлению и укреплению региональных рынков. Способствуют развитию институциональной и рыночной инфраструктуры, обеспечивают занятость населения и повышают жизненный уровень его. Однако, Российская практика, за 30-летний опыт разработки и реализации региональных проектов, показывает на ряд проблем, которые снижают эффективность использования программ. 20Это:
-
Недостаточное разграничение полномочий на разных уровнях власти; -
Неэффективна координация деятельности региональных органов исполнительной власти; -
Неэффективна система перераспределения финансовых ресурсов; -
Имеет место разрыв в деятельности управления региональным развитием; -
Плохо выравниваются уровни финансовой обеспеченности субъектов; -
Недостаточная прозрачность механизма реализации и разработки программ.
Основным недостатком при распределении бюджетных средств является и тот факт, что в более выгодном положении оказываются жители более крупных муниципалитетов. Муниципальные образования поселенческого уровня остаются в сложной организации бюджетного процесса, так как не обладают достаточной налоговой базой. В
целом по России, вновь созданные поселения до 85% бюджетных средств расходуют на содержание органов управления.21
Налоговые доходы должны обеспечивать деятельность муниципального образования. Значит, существует объективная необходимость в более эффективном разграничении на постоянной основе налоговых доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы российской Федерации.
Концепция Стратегии регионального развития России до 2030 года помогает предположить, что механизм государственного регионального регулирования всё же будет найден.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовая система в России имеет сложную классификацию, состоящую из доходов и расходов, и имеет целью обеспечения достойного существования своих граждан.
Бюджет формируется в зависимости от поставленных целей и среднесрочных социально-экономических приоритетов Российской Федерации.
Основными источниками формирования федерального, регионального и местного бюджета является:
-
Средства, передаваемые вышестоящим органом в виде доходной части; -
Собственные средства регионального или муниципального образования; -
Заёмные средства.
Бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством деятельность государственных и муниципальных органов по составлению, рассмотрению и утверждению отчётов по их исполнению. Этапы бюджетного процесса имеют свои регламентированные сроки.
Баланс между доходами и расходами в местных бюджетах обеспечивается чаще всего не за счёт роста налоговых доходов, адекватных расходам, а за счёт оказания финансовой помощи в виде различных программ, кредитов и займов.
В России имеют место большие диспропорции по обеспечению финансовыми ресурсами на субфедеральном уровне.
Несмотря на проводимые реформы по улучшению системы бюджетирования, на сегодняшний день в России ещё не создана такая финансовая система, которая препятствовала бы избыточному вмешательству органов власти вышестоящего уровня в решение вопросов местного значения.
Переход к бюджетированию, ориентированного на результат, предполагает распределение средств в зависимости от поставленных перед распорядителями средств целей, в соответствии с приоритетами социально-экономической политики муниципального органа и в пределах, прогнозируемых на долгосрочную перспективу ресурсов бюджета.
В Зарубежной практике большое значение придаётся использованию информации о результатах деятельности в процессе принятия решений, как в отношении ассигнования бюджетных средств, так и в сфере управленческих решений по повышению эффективности достижения результатов.
Если инструменты управления по результатам интегрированы в бюджетный процесс, то степень использования информации о результатах высокая.
Немаловажным фактом является и требования информационной открытости. Доступность и понятность информации о результатах становится одним из важных условий, который влияет на получение услуг общественностью.
Управление по результатам – это управление не требующее вмешательства. Принцип «гибкости» делает властные структуры более ответственными.
Проведённое нами исследование показало, что проблемы совершенствования бюджетно-налоговой политики на основе бюджетной системы является в России очень актуальной сегодня.
Подробно изучив теоретические и методологические аспекты принципов функционирования и форм организации финансов в Российской Федерации можно сделать следующий вывод:
-
Программно-целевые методы планирования являются основой бюджетно-налогового планирования; -
Под эффективным социально-экономическим планированием и прогнозированием предполагается, в первую очередь, создание условий развития человеческого потенциала регионов. Это достигается путём стимулирования регионов, включая данный показатель в приоритет государственной политики; -
Основным направлением совершенствования бюджетного регулирования территориального развития является увеличение инвестиций за счёт использования Фондов экономической поддержки государства; -
Повышение эффективности использования бюджетных инструментов при помощи целевых программ социально-экономического развития регионов может быть обеспечена за счёт большего развития форм управления программами.
Повышение эффективности использования бюджетных инструментов при помощи величины налогового потенциала необходимо для определения влияющих на регион внешних и внутренних факторов социально-экономического развития его. Не правильная оценка этих факторов может привести к значительному отклонению к сумме стратегических, финансовых и социальных обязательств государства. Особенное внимание в связи с этим необходимо уделять экономическому росту.
Можно сделать вывод, что бюджетно-налоговая политика не может быть «плохой» или «хорошей», она может быть эффективной, сбалансированной и способствовать достижению поставленных государством целей и определённых задач.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред.от 28.11.2018) -
Федеральный Закон № 131-Фз РФ от 06.10.2003г. (ред. от 15.02.2016г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления»// Консультант Плюс1 2 3 4 5