Файл: Принципы функционирования, формы организации и современные тенденции развития финансов государственных и муниципальных учреждений.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государство через государственные и муниципальные учреждения осуществляют функции обеспечения централизованными источниками финансов посредством наиболее значимых программ развития экономический сектор экономики и общественный сектор, а также организации бюджетной сферы. Функционирование всех вышеперечисленных секторов направлено на достижение общих целей в социально-экономическом развитии экономики государства.
Выделяют распределительную и контрольную функции государственных и муниципальных финансов.
Распределительная формирует источники финансирования общегосударственных и муниципальных потребностей органов субъектов федерации и распределяет прибыль предприятий с целью удовлетворения в источниках финансирования государственных и муниципальных потребностей. Распределительная функция государственных и муниципальных учреждений осуществляется посредством функции обязательных платежей в бюджет (налоговые поступления) и формирования внебюджетных фондов. Особую значимость здесь имеет процесс регулирования бюджета.
Контрольная функция заключается в контроле денежных поступлений в бюджет и расходования их по целевому назначению.
Бюджет муниципального образования классифицируется следующим образом, представленный в таблице 1.
Субъекты РФ ежегодно представляют доклады о результатах своей деятельности, совершенствуется методология по разработке и реализации целевых программ с переносом в их состав части бюджетных расходов.
Таблица 1 - Классификация бюджетных доходов и расходов в муниципальных образований
Источники формирования Доходы | Направления использования Расходы |
Собственные доходы | Осуществление части полномочий, переданных органам МО |
1. От местных налогов и сборов - налог на имущество физических лиц; - земельный налог. | 1. Исполнение отдельных федеральных законов (в части социальной защиты) |
2. От федеральных и региональных налогов и сборов по установленным нормативным отчислениям: - налог на доходы с физических лиц; - единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности; - единый сельскохозяйственный налог; - государственные пошлины. | 2. Текущее содержание бюджетных учреждений |
Финансовая помощь | Расходы, связанные с обеспечением задач местного значения |
1. Трансферты из ФФПМО | 1. Содержание органов местного самоуправления |
2. Дотации | 2. Муниципальный заказ: - финансовое обеспечение органов внутренних дел (муниципальной милиции) |
3. Субсидии на проведение бюджетных реформ и инвестиционных бюджетных проектов. | 3. Содержание и развитие ЖКХ |
4. Субвенции на целевые расходы. | 4. Благоустройство территории муниципального образования |
5. Бюджетные кредиты. | 5. Содержание дорог местного значения |
Источники финансирования дефицита бюджета | 6. Проведение местных выборов и референдумов |
1. Кредиты коммерческих банков | 7. СМИ местных органов власти |
2. Облигационные займы | 8. Охрана объектов окружающей среды местного значения |
3. Бюджетные кредиты | 9. Финансовое обеспечение дошкольных учреждений |
4. Продажа активов (имущества). | 10. Обслуживание и погашение муниципального долга. |
Исполнительная власть избирается с последующим назначением и действует исходя из своих функциональных обязанностей.
Система федеральных органов государственных исполнительных органов состоит из трёх звеньев: министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Региональные органы состоят из: министерств, комитетов, департаментов и управлений.
В этом смысле, государственное управление является функцией сложных систем, которые призваны обеспечивать систему норм и правил, направленных на реализацию программных целей. Другими словами через соответствующий механизм управления, исполнительные органы власти воздействуют на объекты управления.
Рассмотрим основные принципы и формы организации финансов государственных и муниципальных учреждений (таблица 2).
Таблица 2 - Принципы и формы организации финансов ГМУ
Принципы организации финансов ГМУ | Формы организации финансов ГМУ |
Единство законодательной и нормативной базы | Подзаконное регулирование |
Открытость и прозрачность | Осуществление управленческой деятельности |
Разграничение полномочий и предметов ведения | Административное правоприменение |
Целевая ориентированность | Осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации |
Научный подход | Осуществление административного контроля за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил |
Экономичность и рациональность | Обеспечение безопасности граждан и общества |
Управление финансовыми потоками на централизованной основе | Информационное обеспечение органов государственной власти |
Сущность организации финансов государственных и муниципальных учреждений состоит в желании, умении и способности их организовать практическое исполнение общих
предписаний и норм федеральных органов, указов Президента РФ.
Важной формой региональной политики является прогнозирование и планирование. Основная цель регионального прогнозирования и планирования – это обоснование направлений и перспектив развития региона для выработки экономической и социальной политики и принятия соответствующих управленческих решений.
1.3 Инструменты регулирования финансов государственных и муниципальных учреждений Российской Федерации
В центре внимания государства и общества всегда находятся финансы. Поэтому любые действия государственных и муниципальных учреждений в рыночной экономике определяются финансами. Фактически финансы являются инструментом вмешательства государства в экономику.
В социально-экономическом развитии государственные и муниципальные финансы имеют место ряд функций:
-
Планирования – определение целей и задач социально-экономического развития региона. Реализуется через составление бюджета. -
Организации – путём бюджетной классификации и её процедур. -
Стимулирования – осуществление деятельности реализации целей государства.
Прогнозирование регионального развития – это предвидение социально-экономической ситуации в регионе на перспективу с учётом существующих показателей, динамики их изменения и возможных «возмущающих» воздействий.
В отличие от прогнозирования планирование региональным развития предполагает не просто пассивное предвидение развития ситуации в регионе, но и активное воздействие на неё посредством принятия и реализации соответствующих управленческих решений с целью достижения желаемого (планируемого) состояния.
В методологии прогнозирования и планирования развития регионов применяются такие методы, как:
-
Программно-целевой метод. Метод предусматривает возможность составления и реализации проблемных и комплексных целевых региональных программ. В основе проблемных региональных программ лежат узловые вопросы, определяющие уровень и тенденции развития в будущем той или иной конкретной стороны регионального хозяйственного комплекса. -
Балансовый метод планирования. Метод основан на системе территориальных балансов. -
Нормативный метод; -
Метод экстраполяции; -
Метод экспертных оценок; -
Экономико-математический метод.
Принципы работы данных методов покажет рисунок 2.
Целеполагание
Ежегодное Послание Президента РФ Федеральному Собранию, Стратегия социально-экономического развития РФ, Стратегия национальной безопасности РФ, Стратегия научно-технологического развития РФ и др.
Прогнозирование
Основные направления деятельности Правительства РФ, Государственные программы РФ, Государственные программы вооружения, Схемы территориального планирования РФ, планы деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Планирование и программирование
Прогноз научно-технологического развития РФ, Стратегический прогноз РФ, Прогнозы социально-экономического развития РФ на долгосрочный и краткосрочный периоды, бюджетный прогноз РФ на долгосрочный период
Рисунок 2 - Документы стратегического планирования5
Все перечисленные документы имеют стратегическое направление и взаимосвязаны. Все программы и планы обеспечиваются финансовыми ресурсами, что даёт возможность их осуществления.
Использование части из этих инструментов прямо предписываются действующему федеральному законодательству, часть из них является предметом свободного волеизъявления самих заинтересованных властно-управленческих структур регионально-местного уровня, которые в рамках собственной компетенции вправе самостоятельно устанавливать юридические правила и применять техники разработки ориентированных на перспективу документов.
К общепринятой группе инструментов относят уже хорошо знакомые нам прогнозы социально-экономического развития субъектов федерации, программы социально-экономического развития регионов, схемы территориального планирования на региональном и местном уровнях, а также совсем недавние нововведения – целевое бюджетное планирование и «скользящий» трёхлетний бюджет.
Статистическую информацию осуществляет муниципальная статистика, которая характеризует состояние массовых явлений и процессов, входящих в предмет ведения органов местного самоуправления.
Основные задачи муниципальной статистики:
-
Исследование экономических социальных, демографических процессов в их взаимосвязи, обобщение и прогнозирование тенденций их развития; -
Формирование информации, необходимой для управления муниципальным хозяйством, распоряжения имуществом и объектами муниципальной собственности, составления и исполнения местного бюджета. Для разработки муниципальных программ и осуществления наблюдения за ходом их выполнения.
В соответствии с ежегодно утвержденных Росстатом перечнем показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципальных образований, с 2007 года формируется база данных показателей муниципальных образований.
Изменения, которые происходят в регионах, показывают направления их социально-экономического развития как целостного процесса. Поэтому хозяйственные системы в регионах отличаются качеством достижения целей в своём направлении6.
Основной характерной чертой современных региональных систем управления является ориентация на стратегические подходы. Они включают в себя прогнозы, долгосрочную перспективу, диверсификацию операций, инновационную деятельность, максимальное использование творческой активности людей.
Поэтому важным фактором в региональной политике становится обоснование её социально-экономической политики. Обоснование выступает как результат научной проработки стратегических целей регионов и путей их достижения.7
Приоритетные направления структурной перестройки экономики регионов, повышение их устойчивости, эффективности и конкурентоспособности обозначены в Программе содействия экономическому развитию регионов до 2030г.
«Государственная региональная политика направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращению уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни».8
Программа определяет направления региональной политики:
-
Создание новых центров экономического роста в регионах на основе конкурентных преимуществ; -
Координация инвестиций в инфраструктурные проекты государства и бизнеса с учётом демографических, ресурсных и пространственных факторов; -
Эффективность механизмов социальной и бюджетной политики с целью сокращения уровня дифференциации и качества жизни населения регионов.