Файл: Принципы функционирования, формы организации и современные тенденции развития финансов государственных и муниципальных учреждений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Государство через государственные и муниципальные учреждения осуществляют функции обеспечения централизованными источниками финансов посредством наиболее значимых программ развития экономический сектор экономики и общественный сектор, а также организации бюджетной сферы. Функционирование всех вышеперечисленных секторов направлено на достижение общих целей в социально-экономическом развитии экономики государства.

Выделяют распределительную и контрольную функции государственных и муниципальных финансов.

Распределительная формирует источники финансирования общегосударственных и муниципальных потребностей органов субъектов федерации и распределяет прибыль предприятий с целью удовлетворения в источниках финансирования государственных и муниципальных потребностей. Распределительная функция государственных и муниципальных учреждений осуществляется посредством функции обязательных платежей в бюджет (налоговые поступления) и формирования внебюджетных фондов. Особую значимость здесь имеет процесс регулирования бюджета.

Контрольная функция заключается в контроле денежных поступлений в бюджет и расходования их по целевому назначению.

Бюджет муниципального образования классифицируется следующим образом, представленный в таблице 1.

Субъекты РФ ежегодно представляют доклады о результатах своей деятельности, совершенствуется методология по разработке и реализации целевых программ с переносом в их состав части бюджетных расходов.
Таблица 1 - Классификация бюджетных доходов и расходов в муниципальных образований

Источники формирования

Доходы

Направления использования

Расходы

Собственные доходы

Осуществление части полномочий, переданных органам МО

1. От местных налогов и сборов

- налог на имущество физических лиц;

- земельный налог.

1. Исполнение отдельных федеральных законов (в части социальной защиты)

2. От федеральных и региональных налогов и сборов по установленным нормативным отчислениям:

- налог на доходы с физических лиц;

- единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности;

- единый сельскохозяйственный налог;

- государственные пошлины.

2. Текущее содержание бюджетных учреждений

Финансовая помощь

Расходы, связанные с обеспечением задач местного значения

1. Трансферты из ФФПМО

1. Содержание органов местного самоуправления

2. Дотации

2. Муниципальный заказ:

- финансовое обеспечение органов внутренних дел (муниципальной милиции)

3. Субсидии на проведение бюджетных реформ и инвестиционных бюджетных проектов.

3. Содержание и развитие ЖКХ

4. Субвенции на целевые расходы.

4. Благоустройство территории муниципального образования

5. Бюджетные кредиты.

5. Содержание дорог местного значения

Источники финансирования дефицита бюджета

6. Проведение местных выборов и референдумов

1. Кредиты коммерческих банков

7. СМИ местных органов власти

2. Облигационные займы

8. Охрана объектов окружающей среды местного значения

3. Бюджетные кредиты

9. Финансовое обеспечение дошкольных учреждений

4. Продажа активов (имущества).

10. Обслуживание и погашение муниципального долга.


Исполнительная власть избирается с последующим назначением и действует исходя из своих функциональных обязанностей.

Система федеральных органов государственных исполнительных органов состоит из трёх звеньев: министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Региональные органы состоят из: министерств, комитетов, департаментов и управлений.

В этом смысле, государственное управление является функцией сложных систем, которые призваны обеспечивать систему норм и правил, направленных на реализацию программных целей. Другими словами через соответствующий механизм управления, исполнительные органы власти воздействуют на объекты управления.

Рассмотрим основные принципы и формы организации финансов государственных и муниципальных учреждений (таблица 2).
Таблица 2 - Принципы и формы организации финансов ГМУ

Принципы организации финансов ГМУ

Формы организации финансов ГМУ

Единство законодательной и нормативной базы

Подзаконное регулирование

Открытость и прозрачность

Осуществление управленческой деятельности

Разграничение полномочий и предметов ведения

Административное правоприменение

Целевая ориентированность

Осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации

Научный подход

Осуществление административного контроля за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил

Экономичность и рациональность

Обеспечение безопасности граждан и общества

Управление финансовыми потоками на централизованной основе

Информационное обеспечение органов государственной власти


Сущность организации финансов государственных и муниципальных учреждений состоит в желании, умении и способности их организовать практическое исполнение общих

предписаний и норм федеральных органов, указов Президента РФ.

Важной формой региональной политики является прогнозирование и планирование. Основная цель регионального прогнозирования и планирования – это обоснование направлений и перспектив развития региона для выработки экономической и социальной политики и принятия соответствующих управленческих решений.
1.3 Инструменты регулирования финансов государственных и муниципальных учреждений Российской Федерации
В центре внимания государства и общества всегда находятся финансы. Поэтому любые действия государственных и муниципальных учреждений в рыночной экономике определяются финансами. Фактически финансы являются инструментом вмешательства государства в экономику.

В социально-экономическом развитии государственные и муниципальные финансы имеют место ряд функций:

  1. Планирования – определение целей и задач социально-экономического развития региона. Реализуется через составление бюджета.

  2. Организации – путём бюджетной классификации и её процедур.

  3. Стимулирования – осуществление деятельности реализации целей государства.

Прогнозирование регионального развития – это предвидение социально-экономической ситуации в регионе на перспективу с учётом существующих показателей, динамики их изменения и возможных «возмущающих» воздействий.

В отличие от прогнозирования планирование региональным развития предполагает не просто пассивное предвидение развития ситуации в регионе, но и активное воздействие на неё посредством принятия и реализации соответствующих управленческих решений с целью достижения желаемого (планируемого) состояния.

В методологии прогнозирования и планирования развития регионов применяются такие методы, как:

  • Программно-целевой метод. Метод предусматривает возможность составления и реализации проблемных и комплексных целевых региональных программ. В основе проблемных региональных программ лежат узловые вопросы, определяющие уровень и тенденции развития в будущем той или иной конкретной стороны регионального хозяйственного комплекса.

  • Балансовый метод планирования. Метод основан на системе территориальных балансов.

  • Нормативный метод;

  • Метод экстраполяции;

  • Метод экспертных оценок;

  • Экономико-математический метод.


Принципы работы данных методов покажет рисунок 2.


Целеполагание

Ежегодное Послание Президента РФ Федеральному Собранию, Стратегия социально-экономического развития РФ, Стратегия национальной безопасности РФ, Стратегия научно-технологического развития РФ и др.






Прогнозирование



Основные направления деятельности Правительства РФ, Государственные программы РФ, Государственные программы вооружения, Схемы территориального планирования РФ, планы деятельности федеральных органов исполнительной власти.



Планирование и программирование



Прогноз научно-технологического развития РФ, Стратегический прогноз РФ, Прогнозы социально-экономического развития РФ на долгосрочный и краткосрочный периоды, бюджетный прогноз РФ на долгосрочный период




Рисунок 2 - Документы стратегического планирования5

Все перечисленные документы имеют стратегическое направление и взаимосвязаны. Все программы и планы обеспечиваются финансовыми ресурсами, что даёт возможность их осуществления.

Использование части из этих инструментов прямо предписываются действующему федеральному законодательству, часть из них является предметом свободного волеизъявления самих заинтересованных властно-управленческих структур регионально-местного уровня, которые в рамках собственной компетенции вправе самостоятельно устанавливать юридические правила и применять техники разработки ориентированных на перспективу документов.

К общепринятой группе инструментов относят уже хорошо знакомые нам прогнозы социально-экономического развития субъектов федерации, программы социально-экономического развития регионов, схемы территориального планирования на региональном и местном уровнях, а также совсем недавние нововведения – целевое бюджетное планирование и «скользящий» трёхлетний бюджет.

Статистическую информацию осуществляет муниципальная статистика, которая характеризует состояние массовых явлений и процессов, входящих в предмет ведения органов местного самоуправления.

Основные задачи муниципальной статистики:


  • Исследование экономических социальных, демографических процессов в их взаимосвязи, обобщение и прогнозирование тенденций их развития;

  • Формирование информации, необходимой для управления муниципальным хозяйством, распоряжения имуществом и объектами муниципальной собственности, составления и исполнения местного бюджета. Для разработки муниципальных программ и осуществления наблюдения за ходом их выполнения.

В соответствии с ежегодно утвержденных Росстатом перечнем показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципальных образований, с 2007 года формируется база данных показателей муниципальных образований.

Изменения, которые происходят в регионах, показывают направления их социально-экономического развития как целостного процесса. Поэтому хозяйственные системы в регионах отличаются качеством достижения целей в своём направлении6.

Основной характерной чертой современных региональных систем управления является ориентация на стратегические подходы. Они включают в себя прогнозы, долгосрочную перспективу, диверсификацию операций, инновационную деятельность, максимальное использование творческой активности людей.

Поэтому важным фактором в региональной политике становится обоснование её социально-экономической политики. Обоснование выступает как результат научной проработки стратегических целей регионов и путей их достижения.7

Приоритетные направления структурной перестройки экономики регионов, повышение их устойчивости, эффективности и конкурентоспособности обозначены в Программе содействия экономическому развитию регионов до 2030г.

«Государственная региональная политика направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращению уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни».8

Программа определяет направления региональной политики:

  1. Создание новых центров экономического роста в регионах на основе конкурентных преимуществ;

  2. Координация инвестиций в инфраструктурные проекты государства и бизнеса с учётом демографических, ресурсных и пространственных факторов;

  3. Эффективность механизмов социальной и бюджетной политики с целью сокращения уровня дифференциации и качества жизни населения регионов.