Файл: Принципы функционирования, формы организации и современные тенденции развития финансов государственных и муниципальных учреждений.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проанализировав социально-экономические показатели, мы видим, что наиболее развитым является Центральный Федеральный округ. Денежный доход здесь на душу населения приходится 34970.2 руб. Это больше, чем в Общероссийском масштабе. Валовой региональный продукт составляет 35% к Общероссийскому.
А к проблемным можно отнести Северо-Кавказский и Дальневосточный Федеральные округи. В Северо-Кавказском ФО на душу населения приходится только 20691.6 руб. денежных доходов. В Дальневосточном ФО – 31974.1 руб. при валовом региональном продукте лишь 5% к Общероссийскому.
Проанализируем показатели Валового регионального продукта в 2022г. и построим диаграмму.
Рис. 5. Валовой региональный продукт в РФ за 2022г.
Как видно из диаграммы наиболее развитыми являются Центральный Федеральный округ, Приволжский и Уральский. А самым отсталыми – Северо-Кавказский и Дальневосточный.
Природные ресурсы Крайнего Севера особенно необходимы для развития народного хозяйства России. В связи с этим, ряд авторов предлагает в первую очередь решать проблемы структурной перестройки промышленности Севера.
Особое геополитическое положение Дальнего Востока и Калининградской области предполагает необходимость принятия ряда специальных целевых Федеральных программ социально-экономического развития этих регионов. В частности укрепления их транспортных связей с Центральной Россией, усиления их значимости во внешнеэкономических отношениях России.
Особенно требуют внимания регионы, которые граничат с республиками бывшего СССР. Государство Российской Федерации осуществляет подобного рода политику посредством правовых и экономических инструментов, призывая к сотрудничеству с соседними областями республик бывшего СССР.
Все принятые законодательные акты и решения нижестоящими органами не должны противоречить вышестоящим. Ответственность полностью ложится на Государстве. Так как именно оно создаёт правила, регулирующие экономическую деятельность, поведение экономических агентов, а также осуществляет контроль над их исполнением.
Правовое регулирование социальным развитием регионов предполагает административное регулирование таким образом, чтобы они дополняли друг друга. Рыночная экономика требует рыночных принципов хозяйствования, которая подразумевает преобразование не только правовой системы Государства, но и административных систем регулирования социального развития территорий.
Указ Президента РФ № 769 «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов» был подписан ещё в мае 1996г., однако на сегодняшний день проект Федерального закона «О минимальных государственных социальных стандартах» рассмотрен только в первом чтении.
Подводя итог, необходимо сказать, что отличительной особенностью бюджетно-налоговой политики Российской Федерации является активная её антикризисная политика в современных бюджетных условиях, и вместе с тем, сохранение макроэкономической стабильности в экономике в качестве неотъемлемого условия выполнения государственных и социальных обязательств.
2.2 Технология (метод) государственного управления финансами государственных и муниципальных учреждений РФ на примере Республике Тыва и Саратовской области
Система инструментов активного воздействия государства на социально-экономическое развитие региона включает в себя программирование регионального развития, а также разработку и реализацию бюджета региона.
Таким образом, бюджетное планирование предполагает формирование программного бюджета, который сочетает в себе отношение распределения ресурсов к конкретному результату.
Рассмотрим структуру бюджета двух анализируемых областей Республику Тыва и Саратовскую область.
Таблица 5 – Основные показатели бюджетов Республики Тыва и Саратовской области за 2020 – 2022 гг.(млн.руб.)
Показатели | Республика Тыва | Саратовская область | Отклонения | |
+/- | % | |||
Доходы бюджета | | | | |
2020 г | 23 709 | 75 211 | +51502 | 217,2 |
2021 г. | 22 440 | 83 568 | +61128 | 272,4 |
2022 г. | 22 431 | 93 854 | +71423 | 318,4 |
Расходы бюджета | | | | |
2020 г. | 24 511 | 73 181 | +48670 | 198,6 |
2021 г. | 22 924 | 81 181 | +58257 | 254,1 |
2022 г. | 22 766 | 88 204 | +65438 | 287,4 |
Дефицит/профицит бюджета | | | | |
2020 г. | -802 | +2030 | +1228 | |
2021 г. | -484 | +2387 | +1903 | |
2022 г. | -335 | +5650 | +5315 | |
Основные характеристиками консолидированных бюджетов Республики Тыва и Саратовской области на 2020-2022 гг. является социально-экономическое развитие обеих областей, рассчитанных по методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты и расходов бюджетных систем областей, утвержденных администраторами всех уровней в соответствии с общими требованиями федерального законодательства.
Как видно из анализа разрыв в доходах и расходах очень большой, больше 200%, а в 2022 г. 287,4%. Если Республика Тыва имеет дефицит бюджета из года в год, то Саратовская область профицит, который в 2022 году составил 5650 млн.руб., что в 2 раза выше предшествующих двух лет.
Рассмотрим динамику показателей доходов Республики Тыва и Саратовской области в 2020 – 2022 гг.
Таблица 6 – Динамика показателей доходов Республики Тыва и Саратовской области в 2020-2022 гг.
Доходы | Сумма, млн,руб | Отклонения | ||||||
2020г | 2021г | 2022г | 2021/2020 | 2022/2021 | ||||
Абс. млн.руб | Относ. % | Абс. Млн.руб. | Относ. % | |||||
Республика Тыва | | | | | | | | |
Налоговые | 2000 | 2240 | 2464 | 240 | 12 | 224 | 10 | |
Неналоговые | 2002 | 2202 | 2466 | 200 | 10 | 264 | 12 | |
Безвозмездные | 18103 | 16433 | 16263 | -1670 | -9 | -170 | -1 | |
-дотации | 13611 | 14707 | 14565 | 1096 | 8 | -142 | -1 | |
-субсидии | 1677 | 1433 | 1396 | -244 | -15 | -1432 | -3 | |
-субвенции | 1863 | 251 | 260 | -1612 | -87 | 9 | 4 | |
Итого | 22105 | 20875 | 21193 | -1230 | -6 | 318 | 2 | |
Саратовская область | | | | | | | | |
Налоговые | 34408 | 38232 | 43445 | 3824 | 11 | 5213 | 14 | |
Неналоговые | 19372 | 21503 | 24215 | 2131 | 11 | 2712 | 13 | |
Безвозмездные | 22264 | 23377 | 26193 | 1113 | 5 | 2816 | 12 | |
-дотации | 9657 | 10345 | 12702 | 688 | 7 | 2357 | 23 | |
-субсидии | 3543 | 3978 | 4956 | 435 | 12 | 978 | 25 | |
-субвенции | 321 | 3879 | 3606 | 3558 | 12 | -273 | -7 | |
Итого | 76044 | 83112 | 93853 | 7068 | 9 | 10741 | 13 |
Динамика показателей доходов двух областей также имеет неоднозначную динамику. Если в Саратовской области доходы складываются в основном из налоговых и неналоговых платежей, то в Республике Тыва из безвозмездных дотаций и субсидий (на 75% больше).
Налоговые и неналоговые платежи формируются относительно равномерно – В Саратовской области 12-14%, В Республике Тыва – 10-11% прироста ежегодно.
Проанализируем динамику и структуру расходов бюджета двух областей в 2020-2022 гг
Таблица 7 – Динамика и структура расходов бюджета Республики Тыва в 2020-2022 гг.
Расходы | 2020 г | 2021г. | 2022 г. | Отклонения¸ млн.руб | ||||
Млн. руб | % | Млн. Руб | % | Млн. Руб | % | 2021/ 2020 | 2022/ 2021 | |
Общегосударственные вопросы | 812 | 3 | 873 | 4 | 934 | 4 | 61 | 61 |
Национальная оборона | - | - | - | - | - | - | - | - |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 134 | 5 | 152 | 6 | 167 | 7 | 18 | 15 |
Национальная экономика | 394 | 2 | 505 | 2 | 607 | 3 | 111 | 102 |
ЖКХ | 985 | 4 | 714 | 3 | 714 | 3 | -971 | 0 |
Охрана окружающей среды | 29 | 1 | 32 | 1 | 35 | 1 | 3 | 3 |
Образование | 6011 | 25 | 6847 | 31 | 6849 | 31 | -5164 | 2 |
Культура | 407 | 1 | 462 | 1 | 485 | 1 | 55 | 23 |
Здравоохранение | 2528 | 11 | 1254 | 6 | 1278 | 6 | -1274 | 24 |
Социальная политика | 2817 | 12 | 2529 | 11 | 3467 | 15 | -288 | 938 |
Физическая культура и спорт | 257 | 1 | 263 | 1 | 270 | 1 | 6 | 7 |
СМИ | 36 | - | 34 | - | 32 | - | -2 | -2 |
Обслуживание гос.долга | 149 | 1 | 149 | 1 | 94 | 1 | 0 | -55 |
Межбюджетные трансферты | 9150 | 39 | 8626 | 38 | 7499 | 33 | -524 | -1127 |
Итого | 23709 | 100 | 22440 | 100 | 22431 | 100 | -1269 | -9 |