Файл: Конспект лекций для студентов дневного и заочного отделений направлений подготовки 240700.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 241
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
49
Вопросы для самоконтроля и обсуждения
1 Дайте характеристику современному состоянию пищевой про- мышленности Российской Федерации, Центрально-Черноземного регио- на, Тамбовской области.
2 Какие отрасли включает в себя пищевая промышленность Там- бовской области?
3 Насколько эффективно предприятия пищевой и перерабатываю- щей промышленности области обеспечивают потребности региона в про- дуктах питания?
4 Какие отрасли пищевой промышленности и почему в последние годы развивались на Тамбовщине наиболее (наименее) интенсивно?
5 Перечислите факторы, влияющие на состояние пищевой и пере- рабатывающей промышленности региона и успешность реализации Кон- цепции развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленно- сти Тамбовской области.
6 Приведите общие и специфические для отдельных отраслей спо- собы повышения конкурентоспособности производимой продукции.
7 Покажите взаимосвязь пищевой промышленности с другими от- раслями экономики.
8 По мнению экспертов, технология производства большинства ви- дов современных пищевых продуктов соответствует, а оборудование – уступает мировому уровню. С чем, на Ваш взгляд, это связано?
9 Сформулируйте основные направления научно-технического про- гресса в пищевой промышленности. Какие из этих направлений связаны с профессиональной деятельностью инженера специальности «Машины и аппараты пищевых производств»?
Лекция 7. РАБОТА С РАЗЛИЧНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ
ИНФОРМАЦИИ
7.1. ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЕ
В настоящее время можно выделить следующие виды информацион- ных источников: книги (монографии, учебники, учебные пособия, мето- дические указания), периодическая печать (газеты, различные отраслевые журналы, буклеты), мультимедийные средства массовой информации, электронные базы данных, Интернет.
Для облегчения поиска информации в библиотеке существуют:
1. Алфавитный каталог (если знаешь автора книги).
2. Систематический каталог (если знаешь отрасль науки).
50
3. Предметный каталог (ключевое слово «адаптация», «обучение» и т.д.).
4. Тематическая картотека (по теме подбираются книги, список нужной литературы).
5. Информационный список библиографических картотек (устанав- ливает наличие литературы по интересующей теме).
В библиотеке Тамбовского государственного технического универ- ситета существует электронный каталог всей имеющейся литературы.
Для поиска информации в сети Интернет необходимо выполнить следующие действия:
1. Выбрав поисковую систему Интернет (yandex.ru, rambler.ru, google.ru и др.) и задавшись целью найти интересующую информацию, составьте список ключевых слов, которые будут использоваться вами в качестве параметров поиска.
2. Данные ключевые слова ввести в строку поиска.
3. Получив результат поиска, следует внимательно просмотреть сайты, непосредственно связанные с темой запроса.
4. Все просматриваемые веб-страницы должны быть открыты в но- вых окнах и тщательно отобраны по степени значимости.
5. Нужно записать адрес веб-страницы, расположенный в строке на- вигации браузера, например: http://home.microsoft.com/intl/ru/tutorial/, если необходимо будет на неё вернуться или сделать ссылку на данный источ- ник информации.
На сайте Тамбовского государственного технического университета
(http://www.tstu.ru) можно найти всю интересующую информацию о вузе, кафедрах и подразделениях, а также новости, информацию для абитури- ентов, студентов и аспирантов, также здесь можно найти методички, учебные пособия, тестовые задания для различных курсов и дисциплин.
7.2. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окру- жающего мира. Несмотря на существование средств массовой информации
(радио, телевидения и др.), значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно.
Чтение с точки зрения перспективы бывает активным и пассивным.
Если из прочитанного вы действительно можете вспомнить, скажем, не- дели через две – 50%, чтение можно считать активным. При изучении лю- бой литературы следует стремиться к тому, чтобы чтение было активным.
Для этого необходимо:
1.
Прежде чем приступить к чтению, составьте план. Определите, что вы хотите вынести из каждого используемого вами источника, запи- шите вопросы, на которые необходимо получить ответы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
51
2.
Если книга принадлежит вам, обозначьте её личную принадлеж- ность. Делайте в ней пометки, используйте маркер для выделения важных мест, чтобы их можно было легко найти. Этим вы обеспечите последова- тельность в своей работе с книгой, ибо всякий раз, встретившись с вопро- сами, которые уже проработаны, вы сможете восстановить по ним соот- ветствующий ход своих мыслей.
3.
По мере чтения составляйте вопросы. Как только вы изучите ка- кую-либо важную проблему, сформулируйте вопрос для последующей самопроверки (с указанием страницы, чтобы можно было посмотреть в книгу, если понадобится). Активное чтение – это чтение с пером в руке.
4.
Пишите резюме того, что прочитали. Делайте ссылки на страницы по разделам резюме, а несколькими днями позже просмотрите его и по- пытайтесь мысленно восстановить часть содержания книги, а если что-то забыли – взгляните на соответствующие страницы.
5.
Ранжируйте с точки зрения приоритетности книги, которые вы со- бираетесь прочитать.
6.
Увязывайте свое чтение с другими способами обучения, преду- смотренными учебным планом. Не уделяйте чтению слишком много вре- мени, помните, что это всё же не самый эффективный способ обучения.
7.
Читайте и просто для собственного удовольствия, но пусть это бу- дет вам наградой за выполнение какой-либо полезной работы, а не пово- дом уйти от важных дел.
Читают все, но умеют быстро читать немногие. Исследования дока- зали справедливость этого тезиса. Чтобы чтение было максимально эф- фективным, необходимо владеть техникой быстрого чтения.
Быстрое чтение – это метод, с помощью которого человек извлекает из текста осмысленную информацию на повышенной скорости. Чтобы овладеть методом быстрого чтения, очень важно вначале осознать причи- ны медленного, традиционного чтения и понять их природу.
Существует пять способов чтения: углублённое чтение; собственно быстрое чтение; выборочное чтение; чтение-просмотр; чтение-скани- рование. Рассмотрим каждый из этих способов отдельно.
1. Углублённое чтение. При таком чтении обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Этот способ чтения считается лучшим при изучении учебных дисциплин: студент не просто читает текст и выделяет непонятные места
, а, основываясь на своих знаниях, опыте, рассматривает вопрос критически, творчески, находит слабые и сильные стороны в объяснениях, даёт самостоятельные толкования поло- жениям и выводам. Собственное толкование позволяет легче запомнить прочитанный материал, повышает активность студента на занятиях. Та- ким способом читается обычно материал по новой теме, таблицы.
2. Быстрое чтение. В тех случаях, когда оно достигает своего совер- шенства, частично переходит в углублённое чтение.
52
3. Выборочное чтение. Это разновидность быстрого чтения, при ко- торой читаются избирательно отдельные разделы текста. В этом случае читатель как бы видит, ничего при этом не пропускает, но фиксирует свое внимание только на тех аспектах текста, которые ему необходимы. Этот метод очень часто используется при вторичном чтении книги после её предварительного просмотра. Естественно, что скорость такого чтения значительно выше скорости быстрого чтения, поскольку страницы книги в этом случае листают до тех пор, пока не отыщется нужный раздел, ко- торый читают углублённо.
4. Чтение-просмотр. Используется для предварительного ознаком- ления с книгой. Это исключительно важный способ чтения, которым, не- смотря на его простоту, владеют немногие.
5. Чтение-сканирование. Само название говорит о характере такого чтения: это быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта. Как показали эксперименты, человек, читающий быстро, выполняет этот по- иск в 2–3 раза быстрее читающего традиционно. Развивая и тренируя зри- тельный аппарат и особенно периферическое зрение, при взгляде на стра- ницу текста вы мгновенно увидите искомую фамилию, название, нужную цитату.
Искусство чтения предполагает умение каждый раз выбирать соот- ветствующий режим в зависимости от цели чтения, характера текста и бюджета времени.
7.3. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ И ЕЁ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
(КОНСПЕКТИРОВАНИЕ, РЕЗЮМИРОВАНИЕ,
АННОТИРОВАНИЕ И РЕФЕРИРОВАНИЕ)
Любую информацию необходимо уметь грамотно систематизировать и анализировать. Наиболее распространёнными способами работы с ин- формацией являются конспектирование, резюмирование, реферирование, аннотирование.
Конспектирование помогает выработать умение логического анализа текста и чёткой формулировки основных идей. Слово «конспект» в пере- воде с латинского означает очерк или обзор того или иного вопроса.
В конспекте в сжатом виде содержится вся основная теоретическая и фак- тическая информация, всё ценное, что заключено в изучаемой книге.
Важное значение имеет и правильное оформление конспекта. Кон- спект должен иметь чёткую структуру, при этом подзаголовки, основные положения, выводы и т.п. следует выделять, записывая их разными чер- нилами или разным шрифтом, а также применяя всю систему пометок, подчёркиваний.
Конспект может быть текстуальным, тематическим, графическим и схематическим.
53
В текстуальном конспекте сохраняются логика и структура изучае- мой книги, запись идёт в соответствии с расположением материала в кни- ге. Текстуальный конспект – это расширенные тезисы, дополненные рас- суждениями и доказательствами, содержащимися в изучаемом произведе- нии, а также мыслями и соображениями читателя. Такой конспект вклю- чает в себя цитаты, факты, примеры, цифры, таблицы, схемы.
Тематический конспект строится иначе: за основу его берётся не план книги, а содержание какой-либо проблемы. Тематический конспект составляется обычно в том случае, когда изучаемая проблема рассматри- вается в нескольких разделах книги или в различных книгах.
Графический конспект отличается тем, что оформляется изучаемый материал в виде отдельно выписанных и графически размещённых мыс- лей. Это позволяет лучше понять структуру и главные идеи конспекти- руемой книги, а также способствует прочному закреплению в памяти её основных положений.
Конспект-схема является дальнейшим совершенствованием графиче- ского конспекта, в нём более наглядно и чётко выделяются:
1. Значение вопроса, темы, связь с предыдущим материалом;
2. Данные экспериментально-теоретических исследований по узло- вым вопросам темы;
3. Практические выводы;
4. Степень изученности данной темы и нерешённые проблемы.
Можно дать следующие рекомендации рационального и эффектив- ного конспектирования:
1. Составляйте записи обдуманно, а не просто конспектируйте. За- писи, которые Вы делаете на лекциях и других групповых занятиях, – один из самых важных источников информации, который вы создаёте для себя в процессе учебы. Тем не менее, многие относятся к ним лишь как к механической регистрации услышанного, т.е. не обдумывают того, что записывают. Копировать, не пытаясь хоть в какой-то степени осмыслить материал, слишком легко. Излагайте услышанное своими словами, в сво- ей манере. Не пишите длинно, полными фразами, если можно передать смысл несколькими тщательно подобранными словами. Непрерывно при- нимая решения о том, что конкретно следует сейчас записать, вы поддер- живаете свой мозг в состоянии напряжения и не даёте ему скучать.
2. Варьируйте размещение текста. Придавайте свой вид каждой странице вашего текста, так они будут легче запоминаться. Не заполняйте страницы до конца, оставляйте место для последующих дополнений и изменений.
3. Что записывать, решайте самостоятельно. Не записывайте что-то только потому, что все вокруг вас начали писать. Не стесняйтесь писать, когда вокруг вас никто не пишет – не исключено, что они вскоре после- дуют вашему примеру! Записывайте все, что считаете необходимым со- хранить.