Файл: Российский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине Арттерапевтические технологии в образовании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет




ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Арт-терапевтические технологии в образовании»
Индивидуальное практическое задание выполняется в форме разработки арт-терапевтической программы, состоящей из 5 занятий.

(тема практического задания)

ФИО студента

Норбоев Ёдгорбек Шухрат оглы

Направление подготовки

Педагогическое образование

Группа

ФИТ-ПДО-Б-03.01-З-2022-А


Москва 2023
Введение
Актуальность программы

Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Согласно мнению Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности. [1]

Подросток начинает всматриваться в себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Возникает потребность оценить свои возможности для того, чтобы найти свое место в коллективе. В процессе рефлексии происходит гармонизация замыслов и возможностей человека, его потенций и тенденций. Возникшая таким образом индивидуальность обладает, согласно Ананьеву, особой организацией. Центральную ее область занимает внутренний мир, который включает "Я" человека, его мировоззрение, ценностные ориентации и т.д. Его замкнутый контур регулирует все свойства человека и выступает психологическим барьером, определяющим, по Ананьеву, избирательное отношение субъекта к различным воздействиям. Ведущей во взаимодействии является созидающая, творческая деятельность, которая реализует все великие возможности исторической природы человека. [1]


Класс как малая социальная группа влияет на личность ученика, также и ученик влияет на класс. О. А. Андриенко изучив уровень развития классного коллектива, межличностные отношения в нем и их влияние на личность ученика, пришла к выводу о том, что уровень развития коллектива, психологический климат в нем, оказывают значительное влияние на воспитание личности в коллективе: в классах, находящихся на высоком уровне группового развития царит благоприятный психологический климат, в них не выявлено «изолированных» подростков, наблюдается высокий уровень групповой сплоченности. А это, в свою очередь, ведет к развитию коммуникативных качеств обучающихся, формирует у них адекватную самооценку, самоуважение, уверенность в себе, своих силах.

Поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и сверстников.

Поэтому подростку необходима помощь взрослого человека, чтобы помочь выявить и преодолеть переживания и внутриличностные конфликты, возникающие в процессе его личностного развития.

Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их. Изобразительная деятельность может являться альтернативным "языком", более точным и выразительным, чем слова, это инструмент для исследования бессознательного человека. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Невозможные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий. Поэтому воображение и фантазия в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт.

Одной из наиболее динамично развивающихся в последние годы форм работы с группами является групповая арт-терапия, в ходе которой смутные побуждения предстают перед подростком в яркой образной форме, он лучше осознает собственные влечения и эмоции. Пионеры психотерапии детей и подростков (Д. В. Винниконт, В. Ловенфельд, А. Фрейд и другие) подчеркивали важную роль изобразительных и игровых средств в процессе оказания психологической помощи. [4] Арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний

, способствует повышению самооценки подростка. Арт-терапия имеет "инсайт-ориентированный" характер и направлена на изменение мироощущения человека и системы его отношений (включая окружающий мир и самого себя), достижение им лучшего понимания своих переживаний либо такое изменение их "качества", которое делает человека более аутентичным, творческим, счастливым.

Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что работа по развитию коммуникативных способностей позитивно отразится на создании благоприятного эмоционального климата, что в свою очередь позволит улучшить и общие показатели учебной деятельности.

Цель программы: Развитие коммуникативных навыков, улучшение показателей групповой сплоченности, коррекция качеств личности (конфликтность) у подростков с помощью методов арт-терапии

То есть формировать компетенции в сфере межличностных отношений: уважение к сверстникам, тактичность, вежливость, эмоциональная стабильность, групповая сплоченность, групповое сотрудничество.

Задачи:

  • расширять эмоциональный опыт

  • обучать новым приёмам рисования и развивать умение экспериментировать;

  • стабилизация эмоционального состояния детей

  • снижать эмоциональное и мышечное напряжение, совершенствовать

коммуникативные навыки и творческие способности;

  • воспитывать межличностное доверие и групповое сотрудничество;

  • повышение адекватности коммуникативных проявлений.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение таких параметров групповой сплоченности: взаимопомощь, уважение к личности другого, улучшению социально-психологического климата в классе.

  2. Приобретении навыков межличностного и группового общения;

  3. Создание устойчиво позитивных межличностных связей на уровне ученик -ученик и ученик – группа.

  4. Улучшение эмоционального климата в классе

Общее число занятий: 10, один раз в неделю.

Продолжительность занятия: 1,5–2 часа.

Количество детей в группе: 7-15 человек.

Занятия проводятся после диагностического исследования

При диагностике уровня групповой сплоченности у подростков можно использовать следующие диагностические методики:

  1. Определение индекса групповой сплоченности Сишора. (Приложение 1)

  2. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р.В. Овчаровой. (Приложение 2)

  3. Оценка отношений подростка с классом (Приложение 3)

Для проведения занятий нужны различные материалы
: карандаши, фломастеры, краски, кисти разных размеров, палитра, баночки с водой, губка, бумага различных цветов, оттенков, формата, плотности и текстуры, картон, фольга, клей, скотч, ножницы, нитки, веревки. Для коллажей понадобятся старые журналы, репродукции, фотографии.

Диски с музыкой.

Психологический комментарий: данная программа не имеет жесткой структуры. Иногда ход тренинга требует изменения последовательности упражнений, исключения некоторых из них, а также добавления новых.


Тематический план занятий



Тема

Цели, задачи, назначения арт-занятия

Наименование форм работы, упражнения

Количество часов

1 Знакомство.

– Создание условий для включения личности в процесс самораскрытия; знакомство со спецификой работы в группе, со структурой занятий, установление принципов работы в группе, знакомство с каждым членом в группе.

– Побуждение личности к раскрытию на общение, раскрепощение, развитию творческого воображения.

- Позволяет осознать самих себя членом группы, почувствовать взаимодействие со своими сверстниками.

  1. Информация о тренинге знакомство со структурой занятий.

  2. Знакомство.

  3. Выработка правил группы.

  4. Упражнение “Каракули”

  5. “Метафорический Автопортрет”.

  6. Рефлексия.

2

2 «Рисуем деревья»

Это занятие позволяет развить чувство причастности к коллективу, групповую сплоченность, доброжелательные взаимоотношения, сочувствие, сопереживание. Сочетание изобразительного творчества и музыки побуждает к самораскрытию, исследованию своего эмоционального состояния, переживаний, личных проблем.

  1. Свободное рисование на листе бумаги.

  2. Техника “Рисуем деревья”.

  3. Рефлексия.

2

3 “ Следуй за лидером”

Развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу.

  1. Упражнение “Интервью”.

  2. Техника “Следуй за лидером”

  3. Рефлексия.

2


4 «Дружба»


Создание в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки.

Побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций.

 Обучению ознавания в себе как личности таких качеств, как способность к дружбе, осознавание положительных сторон своей личности.

  1. Упражнения для настроя «Пожмите друг другу руки!»

  2. Техника «Дружба»

  3. Рефлексия

2

5 «Рисование на влажной бумаге в подгруппах»



Отработка навыков невербальной коммуникации, эмоциональный подход к заданной теме, развитие креативности, формирование установки на взаимопонимание, развитие навыков рефлексии, повышение самооценки.

  1. Упражнения для настроя. «Передай жест»

  2. «Рисование на влажной бумаге в подгруппах»

  3. Рефлексия

1,5

6 «Рисуем круги»



Ролевое развитие и трансформация, расширение способов коммуникации, идентификация с различными ролями и ситуациями, ритуальный характер действий членов группы.

  1. Упражнения для настроя «Рисунок по кругу». 

  2. Техника «Рисуем круги»

  3. Рефлексия.

2

7 “Рисуем маски…”

Создание условий для включения личности в процесс самопознания, осознания участниками своего реального и идеального Я, отношения к себе, своих сильных и слабых сторон, формирование установки на взаимопонимание, развитие навыков рефлексии, повышение самооценки.

  1. Визуализация.

  2. Техника “Рисуем маски…”

  3. Рефлексия.

Сколько человек

2


8. Арт-занятие «Опиши и нарисуй»


Создание благоприятных условий для позитивного взаимодействия между учениками,

  1. Упражнения для настроя

  2. Техника “ Опиши и нарисуй

  3. Рефлексия.

1,5

9. Занятие «Совместный коллаж»


- Тренировка в необычном способе передачи обратной связи умения не бояться высказать своё мнение своим сверстникам.

- развитие умения работать по правилам, навыков конструктивного взаимодействия, умения понимать собеседника, совместно работать и договариваться для достижения единого результата.

  1. Упражнения для настроя «Пожелание»

  2. Техника «Совместный коллаж»

  3. Рефлексия.




2

10 Занятие «Коллективный арт-проект»

-развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам- активизация воображения и взаимодействия между участниками группы, формирование сплоченности.
- развитие способности конструктивного взаимодействия.

- активизация воображения и взаимодействия между участниками группы, формирование сплоченности.

  1. Упражнения для настроя «Парное рисование»

  2. Техника «Коллективный арт-проект»

  3. Рефлексия.




2

Итого:

18,5 часов



Общие рекомендации при проведении тренинга по арт-тарапии (Лебедева Л.Д):

Оптимальное число участников арт-терапевтической группы от 3 до 15 человек. Пространство для занятий включает круг из стульев, рабочие места (парту и стул) для индивидуального творчества, а также свободную от мебели часть класса, в которой можно легко перемещаться.
Участники имеют равные права и равную ответственность за происходящее.

Структура занятий.

Первый этап. Настрой.

Начало занятия – это настрой на творчество. Задача этого этапа — подготовка участников к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. Здесь используются игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы. Например, различные варианты техники “каракули” (“каракули Винникотта”, “каракули тела”, “каляки”), техника “закрытых глаз”, “автографы”, “эстафета линий”. При выполнении этих упражнений происходит снижение контроля со стороны сознания и наступает релаксация.

Второй этап. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.

Музыка как терапевтическое средство, по мнению многих отечественных и зарубежных ученых (С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев, К. Швабе и др.), влияет на настроение человека, улучшает его самочувствие, стимулирует его волю к выздоровлению, помогает ему активно участвовать в лечебном процессе.

Для занятий лучше подбирать мелодичные композиции без текста, которые не вызывают протеста у участников. Громкость звучания также устанавливается с общего согласия. Заметим, что необходимо изменить или выключить музыку, если этого желает хотя бы один из присутствующих.

Можно сочетать арт- и танцевально-двигательную терапию.

Третий этап. Индивидуальная изобразительная работа.

Этот этап предполагает индивидуальное творчество для исследования собственных проблем и переживаний. Принято считать, что все виды подсознательных процессов, в том числе страхи, сновидения, внутренние конфликты, ранние детские воспоминания, отражаются в изобразительной продукции при спонтанном творчестве.

Участники занятий, как правило, различаются степенью готовности к экспрессии, к контакту с психологом, к открытости в вербализации своих переживаний. Некоторые дети и взрослые пытаются создавать реалистичные, красивые рисунки. Поэтому необходимо объяснить участникам занятия, что их работы не будут оцениваться. Важен процесс спонтанного творчества, эмоциональное состояние “рисовальщика”, его внутренний мир, поиск адекватных средств самовыражения.