Файл: 1. Понятие товароведения. Цели, задачи, основные категории товароведения. Понятие медицинского и фармацевтического товароведения. Товар. Потребительная стоимость и потребительские свойства товаров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
шкафы). Ветошь, предназначенная для уборки производственного оборудования, после дезинфекции и сушки хранится в чистой промаркированной закрытой таре.
19. Уборка шкафов, стеллажей в помещениях хранения лекарственных средств проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
20. Уборка всех помещений с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников с применением моющих и дезинфицирующих средств, проводится не реже 1 раза в месяц, а в помещениях изготовления лекарственных средств в асептических условиях - еженедельно.
21. Хранение верхней одежды и обуви работников осуществляется отдельно от спецодежды.
22. Смена санитарной одежды должна производиться по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. В производственных аптеках в помещениях изготовления лекарственных средств раковины для мытья рук оснащаются дозаторами мыла, кожных антисептиков, одноразовыми полотенцами или электросушителям.
23. Стирка санитарной одежды осуществляется в прачечной (стиральной машине) самой организации, либо по договору со специализированной организацией.
24. Должна быть организована административно-бытовая зона для приема пищи и хранения личных вещей работников.
16. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря. Санитарно – гигиенические требования персоналу аптеки.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2020 г. № 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678 - 20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг".
В помещениях обеспечиваются параметры микроклимата, воздухообмена, определенные требованиями гигиенических нормативов.
Покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
В помещениях не должно быть насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности.
При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация.
Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствие работников и потребителей.
Поверхности мебели и оборудования должны быть устойчивы к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.
Помещения аптек должны подвергаться ежедневной влажной уборке с применением моющих и дезинфицирующих средств. Аптеки должны быть обеспечены запасом на 3 дня моющими и дезинфицирующими средствами, который рассчитывается с учетом площади обрабатываемых поверхностей, количества обрабатываемого оборудования, наличием хозяйственного инвентаря для обеспечения санитарного режима.
Для уборки различных помещений (производственные помещения, туалеты, гардеробные и душевые) и оборудования выделяется раздельный уборочный инвентарь, который маркируется и используется по назначению. Хранение его осуществляется в выделенном месте (помещения или шкафы). Ветошь, предназначенная для уборки производственного оборудования, после дезинфекции и сушки хранится в чистой промаркированной закрытой таре. Инвентарь для туалетов после использования обрабатывается дезинфицирующими средствами. Инвентарь для уборки туалетов должен иметь иную маркировку и храниться отдельно от другого инвентаря.
Уборка шкафов, стеллажей в помещениях хранения лекарственных средств проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Уборка всех помещений с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников с применением моющих и дезинфицирующих средств, проводится не реже 1 раза в месяц, а в помещениях изготовления лекарственных средств в асептических условиях - еженедельно.
Санитарно – гигиенические требования к персоналу аптеки.
19. Уборка шкафов, стеллажей в помещениях хранения лекарственных средств проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
20. Уборка всех помещений с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников с применением моющих и дезинфицирующих средств, проводится не реже 1 раза в месяц, а в помещениях изготовления лекарственных средств в асептических условиях - еженедельно.
21. Хранение верхней одежды и обуви работников осуществляется отдельно от спецодежды.
22. Смена санитарной одежды должна производиться по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. В производственных аптеках в помещениях изготовления лекарственных средств раковины для мытья рук оснащаются дозаторами мыла, кожных антисептиков, одноразовыми полотенцами или электросушителям.
23. Стирка санитарной одежды осуществляется в прачечной (стиральной машине) самой организации, либо по договору со специализированной организацией.
24. Должна быть организована административно-бытовая зона для приема пищи и хранения личных вещей работников.
16. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря. Санитарно – гигиенические требования персоналу аптеки.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2020 г. № 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678 - 20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг".
В помещениях обеспечиваются параметры микроклимата, воздухообмена, определенные требованиями гигиенических нормативов.
Покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
В помещениях не должно быть насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности.
При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация.
Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствие работников и потребителей.
Поверхности мебели и оборудования должны быть устойчивы к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.
Помещения аптек должны подвергаться ежедневной влажной уборке с применением моющих и дезинфицирующих средств. Аптеки должны быть обеспечены запасом на 3 дня моющими и дезинфицирующими средствами, который рассчитывается с учетом площади обрабатываемых поверхностей, количества обрабатываемого оборудования, наличием хозяйственного инвентаря для обеспечения санитарного режима.
Для уборки различных помещений (производственные помещения, туалеты, гардеробные и душевые) и оборудования выделяется раздельный уборочный инвентарь, который маркируется и используется по назначению. Хранение его осуществляется в выделенном месте (помещения или шкафы). Ветошь, предназначенная для уборки производственного оборудования, после дезинфекции и сушки хранится в чистой промаркированной закрытой таре. Инвентарь для туалетов после использования обрабатывается дезинфицирующими средствами. Инвентарь для уборки туалетов должен иметь иную маркировку и храниться отдельно от другого инвентаря.
Уборка шкафов, стеллажей в помещениях хранения лекарственных средств проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Уборка всех помещений с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников с применением моющих и дезинфицирующих средств, проводится не реже 1 раза в месяц, а в помещениях изготовления лекарственных средств в асептических условиях - еженедельно.
Санитарно – гигиенические требования к персоналу аптеки.
Работники аптеки при поступлении на работу проходят медицинское обследование, а в дальнейшем - профилактический осмотр в соответствии с действующими приказами МЗ РФ. Результаты осмотров заносятся в санитарную книжку.
Сотрудники с инфекц. заболеваниями, повреждениями кожных покровов к работе не допускаются.
Выявленные больные направляются на лечение и санацию. Допуск к работе проводится только при наличии справки о выздоровлении.
Персонал обязан выполнять правила личной гигиены, носить технологическую одежду, соответствующую выполняемым операциям.
При входе в аптеку персонал обязан снять верхнюю одежду и обувь в гардеробной, вымыть и продезинф. руки, надеть санитарн. одежду обувь. Перед посещением туалета обязательно снимать халат.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ выходить за пределы аптеки в санитарной одежде и обуви. В периоды распространения острых респираторных заболеваний сотрудники аптек должны носить на лице марлевые повязки.
Санит. одежда и обувь выдается работникам аптеки в соответствии с действующими нормами с учетом выполняемых производственных операций. Смена санитарной одежды должна производиться не реже 2 раз в неделю, полотенец для личного пользования - ежедневно. Комплект спец.одежды для персонала, работающего в асептических условиях, должен быть стерильным перед началом работы.
Производственный персонал должен регулярно принимать душ, тщательно следить за чистотой рук, коротко стричь ногти, не покрывать их лаком. Производственному персоналу запрещается принимать пищу, курить, а также хранить еду, курительные материалы и личные лекарственные средства в производственных помещениях аптек и в помещениях хранения готовой продукции. В карманах халатов не должны находиться предметы личного пользования, кроме носового платка.
Работникам аптек необходимо систематически принимать участие в занятиях по темам, связанным с вопросами личной гигиены, производственной санитарии, техники безопасности, организуемых администрацией в сроки, обеспечивающие информированность персонала относительно современных требований.
17. Нормативные документы, регламентирующие внутриаптечный контроль качества лекарств. Приёмочны контроль. Показатели: «Описание», «Упаковка», «Маркировка». Сопроводительные документы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
Нормативные документы, регламентирующие внутриаптечный контроль качества
лекарств:
1. Приказ Минздрава РФ от 16.07.1997 N 214"О контроле качества лекарственных средств, изготовляемых в аптечных организациях (аптеках)"
2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н (ред. от 28.12.2010) "Об утверждении
Правил хранения лекарственных средств".
Лекарственные средства и лекарственные вещества, независимо от источника их поступления, подвергаются приемочному контролю.
Приемочный контроль проводится с целью предупреждения поступления в аптеку некачественных лекарственных средств. Приемочный контроль заключается в проверке поступающих лекарственных средств на соответствие требованиям по показателям: "Описание"; "Упаковка"; "Маркировка"; в проверке правильности оформления расчетных документов (счетов), а также наличия сертификатов качества (паспортов) производителя и других документов, подтверждающих качество лекарственных средств в соответствии с действующими приказами и инструкциями.
Контроль по показателю "Описание" включает проверку внешнего вида, запаха. В случае сомнения в качестве лекарственных средств образцы направляются в территориальную контрольно- аналитическую лабораторию. Такие лекарственные средства с обозначением: "Забраковано при приемочном контроле" хранятся в аптеке изолировано от других лекарственных средств.
При проверке по показателю "Упаковка" особое внимание обращается на ее целостность и соответствие физико-химическим свойствам лекарственных средств.
При контроле по показателю "Маркировка" обращается внимание на соответствие оформления лекарственных средств действующим требованиям. На этикетках должно быть указано: предприятие-изготовитель или предприятие, производившее фасовку; наименование лекарственного средства; масса или объем; концентрация или состав; номер серии, номер анализа, срок годности, дата фасовки. На лекарственных средствах, содержащих сердечные гликозиды, должно быть указано количество единиц действия в одном грамме лекарственного растительного сырья или в одном миллилитре лекарственного средства. Особое внимание следует обращать на соответствие маркировки первичной, вторичной и групповой упаковки, наличие листовки-вкладыша на русском языке в упаковке (или отдельно в пачке на все количество готовых лекарственных средств).
На этикетках упаковки с лекарственными веществами, предназначенными для изготовления растворов для инъекций и инфузий, должно быть указание "Годен для инъекций". Упаковки с ядовитыми и наркотическими лекарственными средствами должны быть оформлены в соответствии с требованиями действующих приказов и инструкций.
Сопроводительные документы:
1. Товарная накладная формы ТОРГ-12 (ОКУД 0330212), применяется для передачи товарно- материальных средств от поставщика покупателю. Форма этого документа утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132. Такие товарные накладные можно формировать и хранить как в бумажном, так и в электронном виде.
2. Если поставщик пользуется услугами сторонней транспортной организацией для доставки товаров покупателю, то при доставке товара должна оформляться еще товарно-
транспортная накладная.
3. Счёт-фактура применяется для ведения налогового учета НДС. Счет-фактура имеет строго определенный формат, утверждённый постановлением Правительства РФ от 26.12.2011№ 1137. Основные требования по заполнения счета-фактуры оговорены в статье 169 Налогового
Кодекса РФ.
4. При поставке лекарственных препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП, организация оптовой торговли обязана предоставить покупателю протокол согласования цены на такие лекарственные препараты.
5. В случае если оплата поставщику будет осуществляться на его расчетный счет, то необходимо также запросить у поставщика счет. Счет должен содержать основную информацию по заключенной сделке, а также исчерпывающие реквизиты, по которым следует производить безналичную оплату за товар.
6. При поставке товаров аптечного ассортимента в силу пункта 4 Положения о Системе сертификации лекарственных средств (утв. постановлением Госстандарта РФ от 02.12.2002 N
121) продавец обязан довести до сведения покупателя достоверную информацию о качестве поставляемых товаров. В качестве документа подтверждающего качество
7. В соответствии с пунктами 7.5 и 7.12 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2.3332-
16 «Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов (ИЛП)» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 17 февраля 2016 г. N 19), поставщик обязан оперативно обеспечить получателя ИЛП полным объемом информации о температурных условиях
транспортирования от момента начала транспортирования до момента его окончания, а также поставщик (перевозчик) ИЛП по требованию получателя ИЛП обязан предоставить документальное подтверждение своевременных поверок приборов для контроля температурного режима в системе «холодовой цепи».
18. Виды внутриаптечного контроля: обязательные, выборочные виды контроля. Химический контроль
.
Внутриаптечный контроль качества лекарственных средств включает не только аналитический контроль, но и систему мероприятий, которые обеспечивают правильный прием хранение, приготовление и отпуск их. Внутриаптечный контроль качества основан на строгом соблюдении фармацевтического и санитарного режима в аптеке. Особенно внимательно необходимо соблюдать правила хранения медикаментов и технологию их приготовления. В аптеках должны быть аналитические кабинеты или аналитические столы, оснащенные необходимыми приборами, реактивами, справочной и специальной литературой. Внутриаптечный контроль качества проводят провизоры-аналитики, входящие в штат крупных аптек. Провизоры-технологи, в обязанности которых также входит проверка качества лекарств, имеют оборудованное рабочее место на ассистентском столе или рядом с ним. Заведующий аптекой и его заместители руководят работой по контролю качества лекарств. Они должны владеть всеми видами внутриаптечный контроль качества, а в небольших аптеках сами выполнять функции провизора-технолога. Непосредственный контроль в аптеке включает три основных направления: - контроль качества лекарственных веществ, поступающих от промышленности; - контроль качества очищенной воды; - различные виды контроля качества лекарственных форм, изготовляемых в аптеке. Внутриаптечному контролю подвергаются все изготовляемые в аптеке лекарственные формы.
Существуют несколько видов контроля, которые условно подразделяются на обязательные и выборочные.
К обязательным относят письменный, органолептический, контроль при отпуске.
К выборочным - опросный, физический.
Химический контроль может быть обязательным и выборочным. Все эти виды контроля регламентируются приказом № 214 от 16.07.97г. «О контроле качества лекарственных средств, изготовляемых в аптеке». Показатели качества, по которым можно установить неудовлетворительность изготовленных лекарственных средств регламентируются приказом № 305 от 16.10.97г. «Инструкция по оценке качества лекарственных средств, изготовляемых в аптеках».
Опросный контроль- При проведении опросного контроля провизор-технолог называет первое входящее в лекарственную форму вещество, а в лекарственных формах сложного состава указывает также его количество, после чего фармацевт называет все взятые лекарственные вещества и их количества. При использовании полуфабрикатов (концентраторов) фармацевт называет также их состав и концентрацию.
Органолептический контрользаключается в проверке лекарственной формы (в том числе гомеопатической) по показателям: «Описание» (внешний вид, запах), однородность, отсутствие видимых механических включений (в жидких лекарственных формах)
Контролю при отпуске подвергается все изготовленные в аптеках ЛС (в том числе гомеопатические) при их отпуске.При этом проверяется соответствие:
- упаковки ЛС физико-химическим свойствам входящих в них ЛВ;
- указанных в рецепте доз ядовитых, наркотических или сильнодействующих ЛВ возрасту больного;
- номера на рецепт и номера на этикетке; фамилии больного на квитанции, фамилии на этикетке и рецепте или его копии;
- копий рецептов прописям рецептов;
- оформления ЛС действующим требованиям.
Физический контроль заключается в проверке общей массы или объема лекарственной формы, количества и массы отдельных доз (не менее трех доз), входящих в данную форму.
Письменный. При изготовлении лекарственных средств по индивидуальному рецепту и требованию
ЛПУ заполняют паспорта письменного контроля. В нем указывают: дату изготовления, № рецепта
(№ больницы, название отделения), наименование взятых лекарственных веществ и их количество
(гр, мл); число доз; фамилии изготовившего, проверившего, расфасовавшего.
19. Основные понятия: наркотические средства, психотропные вещества. Прекурсоры. Списк наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Государственная монополия в сфер обращения наркотических средств и психотропных веществ.
Наркотические средства – вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской
Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией
ООН о наркотических средствах 1961 года. Все препараты, относящиеся по международной классификации к наркотическим средствам, подлежат национальному контролю в странах, ратифицировавших Единую Конвенцию, то есть в большинстве стран мира.
Психотропные вещества – вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством
Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе
Конвенцией ООН о психотропных веществах 1971 года. Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской
Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.
Прекурсоры– вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ.
Ангидрид уксусной кислоты, Псевдоэфедрин, Фенилпропаноламин, Эргометрин , Эрготамин,
Эфедрин, Омнопон , Просидол, Дипидолор, Сомбревин, Алнагон, Нео-кодин, Проедин, Кодтерпин,
Кетамин
Государственная монополия в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров , - фактически из категории экономической («монополия» - «один продающий»), преобразовалась в категорию политическую. У государства нет конкурентов в данном сегменте экономики и любые признаки или предпосылки их появления будут свидетельствовать о нарушении действующего законодательства и требовать принятия незамедлительных мер реагирования на любом уровне государственной власти.
Государственная монополия:
1)Производство- федеральными, государственными и унитарными предприятиями и учреждениями.
2)Разработка- государственными научно-исследовательскими учреждениями.
3)Перевозка, распределение и уничтожение- государственными унитарными предприятиями и учреждениями.
4)Изготовление- государственными или муниципальными унитарными предприятиями и государственными учреждениями.
5)Хранение, отпуск, реализация и приобретение- организации независимо от формы собственности.