Файл: Правовые проблемы сделок по слиянию и поглощению публичных акционерных обществ (сравнительный анализ законодательства Российской Федерации и Европейского союза).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кроме того, необходимо предусмотреть повышенную ответственность руководителей юридического лица и контролирующих лиц в случае совершения действий, направленных на умышленное занижение стоимости акций.
Таким образом, в система законодательства Российской Федерации не имеется единого унифицированного акта, который регулировал основные способы слияний и поглощений, предусматривал возможность защиты от рейдерских захватов или государственного вмешательства в сделки, главная цель которых заключается в установлении контроля на рынке, в частности. Отсутствие единого регулирования касается как корпораций в целом, так и акционерных обществ. Указанные проблемы создают неблагоприятный климат для развития и функционирования в РФ корпоративных отношений, что обуславливает необходимость поиска комплексного решения.
Глава III. Правовое регулирование механизмов слияний и поглощений публичных акционерных обществ по законодательству Европейского союза.
3.1. Основные характеристики правового регулирования
Европейский союз (далее - ЕС) представляет собой конгломерат государственно-подобного образования и союза суверенных и независимых государств, чья правовая природа до сих является дискуссионной23. При исследовании любого вопроса необходимо учитывать особенности параллельного сосуществования двух правовых систем: национального права и наднационального. Безусловно каждая из стран-участниц ЕС имеет свои особенности и сложившиеся в результате вековой корпоративной культуры правила и порядки, однако с точки зрения целей, преследуемых автором настоящего исследования, наибольший научный интерес вызывает именно комплексное регулирование процедур по слиянию и поглощению компаний в поисках ответа на вопрос относительно того, каким образом страны Европейского союза (как пример сложно организованной и многоступенчатой системы правового регулирования), решают тот объем проблем, который имеет место быть в рамках регулирования в том числе трансграничных слияний и поглощений. Кроме того, ЕС является одним из важных партнеров, поэтому анализ и реформирование законодательства с целью сближения правовых моделей является необходимой мерой для трансграничных сделок и формирования благоприятного инвестиционного климата в РФ для европейских компаний.
Наиболее интересным исследованием по вопросу об особенностях правового регулирования сделок по слиянию и поглощению в рамках ЕС является исследование, проведенное Калашниковым Г.О.24 Автор подробно раскрывает проблематику соотношения «национального» и «наднационального права», анализирует действующие законодательные акты в области корпоративного права и исследует различные новые формы объединения капитала: Европейская компания, Европейское кооперативное сообщество и иные.
При создании Европейского экономического сообщества, которое впоследствии привело к образованию Европейского союза, государства преследовали прежде всего цель увеличения капитала и товарооборота посредством интеграции, что должно было привести к сближению и в области деятельности юридических лиц.
Действительно, правовая модель регулирования сделок по слиянию и поглощению в странах ЕС является во многом успешной. На сегодняшний день страны ЕС являются наиболее привлекательными с точки зрения инвестиционного климата, с точки зрения стабильности и правовой определенности
25, несмотря на сложность и многоступенчатость правового регулирования.
Перед исследованием механизмов слияний и поглощений стоит обратить внимание на следующее: слияние и поглощение в иностранных юрисдикциях рассматривается именно как способ получения официального и легального контроля над компанией, то есть путем приобретения возможности участвовать в ее деятельности, в то время как с точки зрения российского законодательства (как отмечалось в предыдущей главе исследования), слияние рассматривается только как одна из форм реорганизации, а поглощение возможно в том числе путем приобретения контроля над активами компании.
3.2. Нормативные акты наднационального права
Правовой основой сближения и координации права о компаниях государств – членов ЕС служит ст. 44 (2g) Римского договора о Европейском союзе, согласно которой Совет ЕС и Комиссия ЕС принимают по мере необходимости директивы с целью координации норм законодательства государств-членов, касающихся компаний. Эти директивы направлены на защиту интересов акционеров и третьих лиц и должны способствовать достижению равнозначности норм национального законодательства, преодолению существующих препятствий свободе учреждений компаний.
Директивы являются основой «Программы гармонизации права компаний ЕС». Они представляют собой попытку стимулировать правовыми средствами трансграничное движение компаний посредством уменьшения различий национальных правовых систем государств-членов и разработки общих правил игры для всех хозяйствующих субъектов государств-членов.
Остановимся на наиболее значимых директивах, которые непосредственно касаются механизмов слияния и поглощения:
- Третья директива Совета от 09 октября 1978 г., основанная на ст. 54 Договора о слияниях акционерных обществ (78/855/ЕЭС)
Согласно данной Директиве предусмотрено два вида слияний – путём поглощения и путем образования новой компании. Специфика правового регулирования процедуры слияния компаний заключается в необходимости обязательного представления подробного письменного проекта об условиях предстоящего слияния. Директива предусматривает обязательное наличие минимальных условий: правовая форма, фирменное наименование, юридический адрес сливающихся компаний, коэффициент обмена акций и размер любых выплат наличными денежными средствами, условия, касающиеся распределения акций в приобретающей компании, определение даты, с которой сделки, заключаемые приобретаемой компанией, будут считаться как сделки, заключенные приобретающей компанией, любые специальные преимущества, предоставляемые членам управленческих органов компаний.
Проект слияния должен быть опубликован как минимум за один месяц до даты проведения общего собрания акционеров, на котором будет принято решение о таких условиях.
Для защиты интересов акционеров предусматривается перечень документов и информации, с которой акционеры вправе знакомиться, а именно:
- проект об условиях слияния;
- годовые финансовые отчеты и ежегодные финансовые отчеты сливающихся компаний за три предыдущих года;
- письменный отчет, подготовленный административными или управленческими органами каждой из сливающихся компаний6 в котором приводятся разъяснения предлагаемых в проекте условий слияния и экономические и юридические обоснования данных условий)
- отчет, подготовленный одним или более экспертами, действующими от имени каждой из сливающихся компаний, но независимыми от них.
В соответствии с положениями Директивы кредиторы имеют право требовать гарантии, однако процедуру и комплекс предоставляемых для кредиторов гарантий предлагается устанавливать государствами-членами ЕС самостоятельно.
Кроме того, Директива вводит принцип повышенной ответственности руководящих и контролирующих органов, предусмотрена административная и уголовная ответственность, а также возможность общества взыскивать убытки в случае осуществления действий, направленных на фальсификацию документов, участвующих в сделке по слиянию.
Одним из значимых нововведений является правило, согласно которому при принятии решения о слиянии компаний должно учитываться мнение работников, которые имеют право так же, как и акционеры компании, получать всю необходимую информацию о предстоящей сделке.
- Шестая директива Совета от 17 декабря 1982, основанная на ст. 54 Договора о разделении акционерных обществ (82/891/ЕЭС)
С точки зрения юридической техники операции по разделению компании идентичны слияниям. Разделения также служат одним из основных средств международной концентрации капитала в ЕС.
Так же как и в отношении слияний Директивой предусмотрено два вида разделения: путем поглощения и путем образования новых компаний. Согласно Директиве, компания при первом виде разделения прекращает свое существование без ликвидации и передает все имущество, активы и пассивы нескольким другим компаниям взамен получения акционерами разделенной компании акций компании, поглотивших нее.
Аналогичная техника и принцип универсального правопреемства предусмотрены и для второго вида разделений. Только в этом случае активы и пассивы разделенной компании передаются не существующим, а вновь образованным компаниям.
Разделение, как и слияния, осуществляется в соответствии с проектом, составленным руководящими органами всех существующих компаний, проект должен содержать два дополнительных обязательных пункта, касающихся распределения активов и пассивов разделяемой компании между компаниями-правопреемницами, и распределения акций этих компаний среди акционеров разделяемой компании.
Шестая директива фактически повторяет положения Третьей Директивы в части защиты прав акционеров и кредиторов.
- Директива 2004/25/ЕС европейского парламента и Совета от 21 апреля 2004 г. о предложениях о поглощении
Директива основывается на трех основных принципах: доступность информации, равенство и невмешательства, которые нашли свое выражение, в частности, в следующем:
- всем владельцам акций одного и того же класса компании-«мишени» должны быть представлены равные права; более того, если приобретает пакет акций компании-«мишени», интересы миноритарных акционеров должны быть защищены;
- владельцам акций компании-«мишени» должны быть предоставлены разумное время и должна информация и предстоящем предложении и покупке;
- руководящий орган должен действовать в интересах компании в целом и не должен препятствовать владельцам акций принять решение, основываясь на конкретных условиях предложения о покупке;
- не должно создаваться притворных рынков по обращению акций компании-«мишени», компании приобретателя или акций иных компаний, интересы которой затронуты в ходе поглощения, в той степени, что колебания цены акций таких компаний оказалось искусственным и затронуло нормальную деятельность фондового рынка;
- приобретатель имеет право огласить условия предложения о покупке только в том случае, если он гарантировал, что сможет полностью в денежном выражении удовлетворить цену акционеров компании-«мишени»;
- сделанное предложение о покупке не должно более чем в разумных временных рамках препятствовать хозяйственной деятельность компании-«мишени».
Исходя из выше обозначенных принципов и провозглашая защиту интересов акционеров компании-«мишени» как приоритет любого поглощения публичной компании. Директива основное внимание уделяет вопросу использования тех или иных защитных механизмов в ходе поглощения публичных компаний путем предложения о покупке.