Файл: Правовые проблемы сделок по слиянию и поглощению публичных акционерных обществ (сравнительный анализ законодательства Российской Федерации и Европейского союза).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- Регламент Совета (ЕС) № 139/2004 от 20.01.2004 о контроле за концентрацией предприятий (Регламент ЕС о слияниях)

Данный регламент регулирует вопросы, связанные с недопущением монополии в рамках ЕС. Так, определяется само понятие «концентрации», определяются критерии, по которым устанавливают масштаб потенциальной концентрации предприятий при их слиянии, а также устанавливаются требования к отчетным документам, которые должны быть представлены в контролирующие органы с целью проведения правового и экономического аудита.
3.3. Основные правила и гарантии при реализации процедур слияния и поглощения

Рассмотрим основолагающие правила, закреплённые в Директиве от 21 апреля 2004 года:

1. «Правило невмешательства» ( The Neutrality Rule)

Правило невмешательства предусмотрено ст. 9 Директивы, согласно которой (цитата). После публичного объявления о предстоящей сделке любой защитный механизм, которым захочет воспользоваться совет директоров (наблюдательный совет) компании-«мишени», подлежит предварительному одобрению общего собрания акционеров такой компании. В соответствии с Директивой активный поиск альтернативных покупателей не является случаем нарушения принципа невмешательства.

Что касается решений, принятых до публичного объявления о предстоящей сделке и не реализованных на момент такого объявления, то общее собрание акционеров должно рассмотреть те из них, которые не являются решениями, принятыми в рамках повседневной хозяйственной деятельности компании и которые могут каким-то образом препятствовать успешному осуществлению сделки.

2. «Правило захвата» (The Breakthrough Rule)

В соответствии со ст. 11 Директивы предусмотрено двухступенчатое правило захвата:

первая ступень используется, когда публичное объявление о предстоящей сделки имело место, то в таком случае все ограничения на передачу акций, предусмотренные уставными документами, и договорами, будут считаться недействительными по отношению к приобретателю в течение срока, предусмотренного для принятия решения о покупке. Все ограничения в отношении права голоса на общем собрании акционеров компании – «мишени», на котором обсуждается вопрос о применении тех или иных средств защиты, прекращает свое действие. Акции, предоставляющие права нескольких голосов, на таком общем собрании акционеров будут предоставлять право лишь одного голоса;


вторая ступень применяется в том случае, если в результате успешного осуществления сделки приобретатель довел свою долю в компании-«мишени» до 75% от общего числа голосующих акций. В этом случае приобретатель имеет право созвать общее собрание акционеров компании-«мишени» и использовать свое право голоса согласно обычным корпоративным правилам (одна акция – один голос) для внесения изменений в учредительные документы компании-«мишени», а также для снятия и назначения новых членов совета директоров (наблюдательного совета). В данном случае никакие ограничения в отношении голосования или порядка снятия или назначения членов совета директоров, предусмотренные в учредительных документах компании-«мишени» не будут иметь юридическую силу.

Директива в то же время предусматривает компенсации для тех лиц, которые, обладая правами, перечисленными выше, были их лишены на основании ст. 11 Директивы. Такие права частично включают «золотые парашюты».

3. «Принцип равенства» (The Equal Treatment Principle)

Ключевым принципом, отраженным в Директиве, является принцип равенства, согласно которому всем акционерам компании-«мишени», владеющими акциями одинакового класса, должны быть предоставлены равноценные права.

4. «Правило об обязательном предложении» (The Mandatory Bid Rule)

Данное правило гарантирует, что приобретатель по получении определенного процента от голосующих акций компании-«мишени», которые позволяют ему осуществлять контроль над компанией, предложит оставшимся владельцам акций компании-«мишени» справедливую цену за акции, находящиеся во владении последних. Процент, по достижении которого будет считаться, что приобретатель получает контроль над компанией, равно как метод его расчета, остается на рассмотрении государств-членов ЕС. В Германии и Великобритании (как и в России) такой предел установлен в размере 30 %.

5. «Принцип справедливой цены» ( The Equitable Price Principle)

Принцип справедливой цены Директива рассматривает в двух плоскостях. Во-первых, в случаях когда предусмотрено обязательное предложение, приобретатель обязан предложить справедливую цену. Она определяется как наиболее высокая цена, которую бы заплатил приобретатель за такие же акции в течение определенного срока.



Во-вторых, приобретатель обязан предложить цену, равную наиболее высокой цене за акции, после объявления о поглощении, если она выше первоначально предложенной цене.

6. Предоставление достаточного количества времени

В соответствии с Директивой акционерам компании- «мишени» должно быть представлено достаточно времени, чтобы принять обдуманное решение в отношении предложения о покупке. Предложение, сделанное приобретателем, должно действовать не менее двух недель с момента его опубликования в установленном порядке.

7. Принцип максимальной осведомленности

Директива предусматривает широкий перечень информации в отношении предложения о покупке, с которой должен быть ознакомлен акционеры компании- «мишени», в частности:

-условия предложения о покупке;

-информация о приобретателе, если это юридическое лицо, наименование, вид и юридический адрес;

-информация об акциях, подлежащих приобретению;

-максимальный и минимальный процент или количество акций, которые планируются приобрести;

-информация в отношении финансирования предложения;

7. Вытеснение «оставшихся» акционеров

После того, как в результате поглощения в распоряжении приобретателя находится подавляющее большинство акций компании-«мишени», он имеет право вытеснить оставшихся акционеров, предложив им справедливую цену за их акции. Вводимая процедура вытеснения акционеров может быть использована лишь в том случае, если приобретатель в результате поглощения или станет владельцем не менее 90 % акций компании мишени. Лишь в этом случае можно требовать от оставшегося меньшинства продать принадлежащие акции по справедливой цене.

Директива также закрепляет право акционеров, оставшихся в меньшинстве после окончания сделки по поглощению, требовать от акционера, владеющего контрольным пакетом акций выкупа принадлежащих им акций по справедливой цене.

8. Наличие контроля со стороны компетентного органа

Директива требует от каждого государства-члена ЕС определить компетентный орган, в полномочия которого будет входить осуществление контроля за сделками по поглощению публичных компаний. Это может быть не только государственный орган, но и саморегулирующая организация такая как Британская комиссия по слияниям и поглощениям.

Выводы по третьей главе

В рамках исследования актов ЕС, регулирующих вопросы слияний и поглощений, отмечено, что правовое регулирование данных вопросов носит комплексный характер и включает в себя как нормы национального права, так и принятые директивы и регламенты в рамках ЕС, которые являются обязательными для государств-членов ЕС.

В Европейском союзе регулирование процедуры слияний и поглощений происходило постепенно, корпоративная культура формировалась в результате судебных прецедентов, в том числе которые наглядно демонстрировали необходимость вмешательства именно ЕС в трансграничные слияния и поглощения.

Правовое регулирование сделок по слиянию и поглощению было одним из ключевых вопросов с момента создания Европейского экономического сообщества, поскольку правовое регулирование слияний и поглощений служит одним из основных инструментов формирования юридической инфраструктуры для единого внутреннего рынка Сообщества, создание которого является первоочередной целью европейской интеграции на современном ее этапе.

Директивы, принятые в 1978, в 2004 годах успешно реализуются и применяются, достигая поставленных задач. В 2018 году рынок M&A Европейского союза является одним из самых масштабных и быстро растущих. Компании преследуют цель укрупнения бизнеса в том числе путем выхода за пределы государства местонахождения, что и способствует развитию института слияний и поглощений как с экономической, так и с юридической точки зрения.

Исследование третьей главы направлено на изучение законодательства Европейского союза, а именно выявлены существенные особенности правового регулирования, проведено комплексное изучение всех Директив и Регламентов, обязательных для государств-членов ЕС, проанализированы основные правила, соблюдение которых гарантирует защиту прав всех участников сделки и обеспечивает баланс интересов.


Глава IV. Сравнительно-правовой анализ механизмов регулирования сделок по слиянию и поглощению публичных акционерных обществ

4.1. Сопоставление моделей правового регулирования: по законодательству Российской Федерации и по законодательству Европейского союза

Многие исследователи в области корпоративного права отмечают, что в мировой практике сложились две основные модели правовых режимов поглощения компаний: американская и европейская. При этом европейская, как отмечают исследователи, представляет собой во многом повторение положений Кодекса Сити о слияниях и поглощениях (City Code on Takeovers and Mergers), но с учетом особенностей правового статуса самого ЕС.

В ходе анализа законодательства РФ и ЕС можно сделать следующие выводы относительно особенностей правового регулирования сделок по слиянию и поглощению:

1. Законодатель при реформировании процедуры, регулирующей порядок поглощения публичного общества путем приобретения крупного пакета акций, ориентировался на опыт Европейского союза, поскольку заимствованы и продублированы основополагающие принципы процедуры поглощения: правило обязательного предложения, принцип равенства, правило равной выкупной цены, предусмотрено право требования выкупа акций у оставшихся акционеров в случае приобретения более 95 % акций, закреплено «правило невмешательства», позволяющее вводить особый порядок принятия решений относительно хозяйственной деятельности компании.

2. Директивы и Регламенты Европейского союза представляют собой наиболее полную регламентацию всех аспектов процедур поглощения, в отличие от российского законодательства. В частности, подробно регулируют содержание письменных документов, которые используются в рамках сделки: установлены минимальные требования к содержанию письменного предложения, к содержанию отчета, предоставляемого в контролирующий орган, к содержанию проекта поглощения и слияния с требованием о необходимой конкретизации причин и перспектив объединения капиталов.

3. Одной из особенностей процедуры слияния публичных обществ в соответствии с директивами ЕС является возможность участия работников при решении вопроса об экономической целесообразности объединения капиталов. Так, работники имеют право знакомиться с проектом слияния компаний, а общее собрание акционеров не вправе выносить на голосование вопрос о предстоящей сделки без учета мнения работников (представителя работников).