Файл: 1. теоретические основы коммерческих рисков, их анализа и способов уменьшения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
их избеганию, удержанию или передаче. На практике, как правило, используется интегрированный подход к управлению рисками. Иными словами, в зависимости от выявленных рисков и установления их действительной опасности для эффективной хозяйственной деятельности организации, - управленцы могут формировать целые планы, стратегии управления коммерческими рисками. Планы могут включать в себя и страхование, и аутсорсинг, и избежание рисков (например, отказ от какого-либо коммерческого проекта), и многое другое.
2 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКИХ РИСКОВ ПАО «ГРУППА ЧЕРКИЗОВО»

2.1 Общая характеристика ПАО «Группа Черкизово»
ПАО «Группа Черкизово» сегодня является крупнейшим производителем мясной продукции в России. Сегодня география предприятий компании простирается от Калининградской области до Алтая, а бренды мясных продуктов – «Черкизово», «Петелинка», «Куриное царство», «Пава-Пава», «Империя вкуса» - хорошо знают в самых разных уголках страны. Мясо от «Группа Черкизово» можно встретить не только на полках в магазинах, но и в составе блюд крупнейших в мире сетей быстрого питания - McDonald’s, Burger King, KFC.

Компания активно развивает и экспортное направление. Основными зарубежными рынками ПАО «Группа Черкизово» являются государства СНГ, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока [22].

Основные акционеры: JPMorgan Chase Bank (31,9%) и компания MB Capital Partners (58,74%), владельцами которой являются Сергей Михайлов (генеральный директор «Черкизово»), Евгений Михайлов (председатель совета директоров «Черкизово») и их отец, Игорь Бабаев. В мае 2006 года ПАО «Группа Черкизово» провело IPO на РТС, Московской фондовой бирже и на Лондонской фондовой бирже (LSE) — в свободном обращении в итоге находится 27,8% общего акционерного капитала [22].

Капитализация группы по итогам размещения акций составила $904 млн. Капитализация на LSE на январь 2013 года — $790 млн. [22].

ПАО «Группа Черкизово» имеет производственные комплексы и хозяйства в 14 регионах Российской Федерации, главный офис расположен в Москве. В структуру Группы «Черкизово» входит 8 птицеводческих комплексов полного цикла общей мощностью 400 тыс. тонн в живом весе в год, 14 современных свинокомплексов общей мощностью 180 тыс. тонн в живом весе в год, 6 мясоперерабатывающих предприятий общей мощностью 190 тыс. тонн в год, а также 6 комбикормовых заводов общей мощностью около 1,4 млн тонн в год, элеваторы мощностью свыше 700 тыс. тонн единовременного хранения и более 140 тыс. га сельскохозяйственных земель [22].


В 2011 году группа начала инвестиции в строящийся в Липецкой области крупный проект по производству и переработке мяса птицы, общий объём инвестиций оценивается в 19,5 млрд руб. В 2015 году Группа «Черкизово» начала масштабный инвестиционный проект стоимостью 19 млрд рублей в свиноводстве. Реализация проекта по созданию Липецко-Воронежского кластера свиноводства мощностью около 140 тыс. тонн позволит Компании увеличить производство свинины к 2022 году на 70%. В рамках этого проекта, по состоянию на октябрь 2017 года, введены в эксплуатацию семь откормочных свиноводческих ферм, на 40 тысяч свиней в год каждая, и репродуктор на 11 тысяч свиноматок, производительностью 350 тысяч поросят в год, общей стоимостью 6 млрд рублей [22].

В 2015—2016 годах компания реализовала проект по производству инкубационного яйца в Липецкой области, производительностью 60 млн инкубационного яйца в год.

20 марта 2019 компания «Черкизово», в составе национальной мясной ассоциации, предложила вице-премьеру Алексею Гордееву ввести запрет на ввоз частными лицами из-за рубежа мясной и молочной продукции для личного пользования, усилить контроль за багажом и ручной кладью на границе и повысить ответственность за незаконный ввоз продукции животного происхождения.

ПАО «Группа Черкизово» сегодня принадлежат такие бренды, как «Черкизово», «Мясная Губерния», «Империя вкуса», «Петелинка», «Куриное царство», «Васильевский бройлер» и другие.

У компании подписан договор с Московским государственным университетом технологии и управления (МГУТУ) о создании кластера непрерывного образования на базе Черкизовского мясоперерабатывающего завода. Кластер создан для развития компетенций работников мясоперерабатывающей индустрии и обучения людей, которые хотят работать в этой области. Новые образовательные программы, учитывающие требования Группы, помогут подготовить сотрудников для внедрения инновационных технологических решений на мясоперерабатывающих предприятиях. Первые дуальные образовательные программы были запущены в 2017 году [22].

ПАО «Группа Черкизово» – не единственная корпорация, которая занимается благотворительностью. Но, пожалуй, одна из немногих, кто делает это регулярно в каждом городе, где есть ее производственные мощности. Помимо работы с местными сообществами, Группа регулярно организует различные благотворительные проекты для местных детских домов, школ, культурных и спортивных организаций. Предприятия Группы обеспечивают поддержку социально незащищенных слоев населения в соответствии со стратегией корпоративной социальной ответственности. Некоторые благотворительные проекты были инициированы сотрудниками и финансировались за счет их личных пожертвований.



Таким образом, на сегодняшний момент ПАО «Группа Черкизово» позиционирует себя как инновационную, социально ориентированную компанию, которая особенно уделяет внимание не только экономическому развитию и технологической модернизации производственных мощностей, но и корпоративной культуре, заботе об охране труда о окружающей среде, благотворительности. Можно наблюдать рост организации как в рамках существующих рынков сбыта, так и в освоении новых.
2.2 Анализ и оценка основных показателей хозяйственной деятельности ПАО «Группа Черкизово»

Для оценки коммерческих рисков ПАО «Группа Черкизово» необходимо остановиться на анализе основных экономических показателей хозяйственной деятельности организации. Это позволит оценить общее её общее экономическое состояние, потенциал работы и развития, а также выявить проблемные, «болевые» точки, которые могут стать причиной ухудшения результатов работы компании.

Все данные для исследования взяты из годового отчёта ПАО «Группа Черкизово» за период 2016-2020 гг. [22].

Обратимся к анализу динамики выручки ПАО «Группа Черкизово» за период 2016-2020 гг. Так, динамика выручки в тыс. руб. представлена на Рисунке 2.1.



Рисунок 2.1 – Динамика выручки ПАО «Группа Черкизово» за период 2016-2020 гг. (в тыс. руб.)

Источник: составлено автором самостоятельно по [22].
Так, можно наблюдать, что выручка компании активно росла до 2018 г., в период с 2018-2020 г. выручка стала снижать, однако указанное снижение можно считать незначительным. В целом, за рассмотренный период выручка компании выросла на 255%.

Далее рассмотрим динамику чистой прибыли ПАО «Группа Черкизово» за период 2016-2020 гг. Так, чистая прибыль в тыс. руб. представлена на Рисунке 2.2.



Рисунок 2.2 – Динамика чистой прибыли ПАО «Группа Черкизово» за период 2016-2020 гг. (в тыс. руб.)

Источник: составлено автором самостоятельно по [22].
За рассмотренный период чистая прибыль общества активно росла, показав прирост в 929%, что является действительно впечатляющим ростом.

Произведём анализ показателей рентабельности и ликвидности ПАО «Группа Черкизово». Обратимся к Таблице 2.1 и произведём расчёт коэффициентов рентабельности за период 2016-2020 гг.



Таблица 2.1

Коэффициентный анализ рентабельности ПАО «Группа Черкизово»

за 2016-2020 гг.

Коэффициент

2016

2017

2018

2019

2020

Рентабельность продаж

3,2%

7,02%

7,9%

7,3%

7%

Рентабельность активов

3,6%

22,7%

22,2%

27,2%

17,9%

Рентабельность собственного капитала

5,2%

32,2%

36%

62%

46%

Источник: составлено автором самостоятельно по [22].


  1. Рентабельность продаж

ROS= (1) [15]

= = 0,322 = 3,2%.

= = 0,702 = 7,02%

= = 0,793 = 7,9%

= = 0,727 = 7,3%

= = 0,696 = 7%

В 2016 году с 1 рубля выручки, полученной от реализации продукции, предприятие имело 0,322 руб. прибыли. В 2017 году с 1 рубля выручки, полученной от реализации продукции, предприятие имело 0,702 руб. прибыли. В 2018 году - 0,793 руб. прибыли, в 2019 году - 0,727 руб. прибыли, а в 2021 году – 0,696 руб. прибыли. В целом, можно говорить о хорошем росте и стабильно высокой рентабельности продаж за рассмотренный период.


  1. Рентабельность активов

RА= (2) [15]

= = 0,036 = 3,6%

= = 0,227 = 22,7%

= = 0,222 = 22,2%

= = 0,272 = 27,2%

= = 0,179 = 17,9%

Так, можно наблюдать, что, в целом, за исключением 2020 года рентабельность активов (то есть эффективность их использования) росла достаточно активно. Рост рентабельности активов произошёл на 14,3%.

  1. Рентабельность собственного капитала

ROE= (3) [15]

= = 0,052 = 5,2%

= = 0,322 = 32,2%

= 0,358 = 36%

= 0,617 = 62%

= 0,456 = 46%

В 2016 году 1 рубль, вложенный в собственный капитал, приносил 0,052 руб. прибыли. В 2017 году 1 рубль, вложенный в собственный капитал, приносил 0,322 руб. прибыли. В 2018 году - 0,358 руб. прибыли, в 2019 году – 0,617 руб. прибыли, а в 2020 году – 0,456 руб. прибыли.

Динамика эффективности использования собственного капитала