Файл: 1. теоретические основы коммерческих рисков, их анализа и способов уменьшения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Анализ коммерческих риски: сущность и методы
Анализ коммерческих рисков является по-настоящему важной темой исследования в сегодняшних реалиях. Это связано с тем, что от него во многом зависит эффективность хозяйственной деятельности организации. Однако важно не только адекватно оценить риск, но и эффективно им управлять, своевременно предотвратить наступление негативных последствий.

Высокий уровень конкуренции на рынке дополняет перечень причин, актуализирующих важность анализа коммерческих рисков. Многие руководители предприятий уделяют большое внимание анализу коммерческих рисков, поскольку от эффективности оценки зависят конечные финансовые показатели деятельности организации, а также возможность прогнозирования дальнейшего развития событий [17, С. 32].

Анализ коммерческих рисков, способы и методы стали объектом изучения многих российских и зарубежных экономистов. По настоящее время имеет место быть разрозненность отдельных подходов, отсутствие системы и целостного механизма анализ коммерческих рисков в организации. Выбор подхода определяется рядом условий: конкретная ситуация, цели и задачи анализа, параметры рынка, внутренние и внешние факторы микросреды и макросреды.

Определимся с категориями. Так, анализ коммерческих рисков - это оценка степени влияния какого-либо события на результаты хозяйственной деятельности организации [11, С. 72]. Методы оценки рисков традиционно подразделяются наукой на две большие группы: качественные и количественные.

Качественные методы позволяют выявить риски, присущие реализации предполагаемого решения; определить количественную структуру рисков; выявить наиболее рискоопасные области в разработанном алгоритме принимаемого решения. Количественные же методы оценки предпринимательских рисков базируются на данных, полученных при качественной оценке, то есть оцениваются только те риски, которые присутствуют при осуществлении конкретной операции алгоритма принятия.

Качественная оценка нацелена на выявление ключевых видов рисков, которые влияют на хозяйственную деятельность организации. На предварительном этапе анализа определяются факторы риска, которые обычно классифицируют по некоторым критериям (например, степень влияния, характер воздействия на риск, степень управляемости, источник возникновения и мн.др.) [18, С. 91]. Учесть все рисковые факторы невозможно, однако выделить основные вполне реально, кроме того, реально определить вероятность наступления, эффект, последствия воплощения рискового события. Результаты качественной оценки риска служат исходной информацией для осуществления количественного анализа.


В качественной оценке можно выделить следующие методы: экспертный метод; анализ целесообразности затрат, SWOT– анализ, и другие.

Метод экспертных оценок – это обобщённые мнения экспертов о вероятностях наступления рисковых событий [18, С. 116]. Может показаться, что это крайне субъективный метод, - и это действительно так, однако в ряде случаев эксперты, обладающие знаниями и опытом, дают достаточно точные оценки. Такой метод даёт возможность без особенных затрат получить информацию и принять на основе неё управленческое решение.

Метод экспертных оценок применяется в случаях, когда: длина исходных динамических рядов недостаточна для оценивания с использованием экономико-статистических методов: связь между исследуемыми явлениями носит качественный характер и не может быть выражена с помощью традиционных количественных измерителей; входная информация неполная и невозможно предсказать влияние всех факторов; возникли экстремальные ситуации, когда требуется принятие быстрых решений. Опросы экспертов могут проводиться различными путями: от индивидуальной работы до совместной, коллективной работы в группе; число экспертов может быть фиксировано, а может изменяться в ходе проведения опроса; и т.д. [1, С. 211].

Упрощённо метод экспертных оценок заключен в следующем: экспертам предлагается перечень факторов, так или иначе влияющих на результативность реализации проекта. Каждому фактору присваивается соответствующий вес. Эксперты, используя балльную шкалу, - присваивают каждому фактору определенный балл. Затем определяется значение каждого фактора, а далее вновь возможны варианты: либо полученные значения складываются и представляют собой надбавку за риск, либо рассчитывается средневзвешенное всех факторов и полученное значение сравнивается с базой для сравнения.

Метод целесообразности затрат: даёт возможность определить критический объем производства или продаж, т.е. нижний предельный размер выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю. Производство продукции в объемах меньше критического приносит только убытки. Данный метод целесообразно использовать в случае освоения новой продукции, сокращения выпуска продукции из-за падения спроса на неё, сокращения поставок материалов и изделий, а также по ряду иных соответствующих причин [1, С. 229].



Что касается методов количественных оценок коммерческих рисков, - то сегодня наиболее распространёнными являются следующие: статистический метод; анализ финансовой устойчивости предприятия и оценка его платежеспособности.

Статистический метод основан на изучении статистики прибыли и убытков организации, которые имели место за определённый период времени. Изучение производится для попытки выявления вероятности события, установления величины риска. Степень риска измеряется двумя показателями: средним ожидаемым значением и колеблемостью (изменчивостью) возможного результата. Для окончательного решения необходимо измерить колеблемость (размах или изменчивость) показателей, т.е. определить меру колеблемости возможного результата.

Непосредственно для оценки самих коммерческих рисков применяются различные математические модели: прямые, обратные, а также задачи исследования чувствительности. Кроме того, применяются также стохастические модели, вероятностные, выборочные модели и т.д. В случаях, когда информация ограничена, для количественного анализа риска используются аналитические методы, или стандартные функции распределения вероятностей [10, С. 71-72].

Анализ финансовой устойчивости и платёжеспособности предприятия исследователи предлагают строить по следующей схеме:

1) анализ финансового состояния предприятия (рентабельность, ликвидность и пр.);

2) анализ состояния дебиторской задолженности на предприятии;

3) оценка и анализ налоговых обязательств предприятия, контроль за расходованием денежных средств;

4) анализ бюджета предприятия, включая оценку ее доходов и расходов;

5) анализ себестоимости продукции организации [4].

Единообразной методики анализа коммерческих рисков, конечно, нет, несмотря на широкое многообразие его инструментов. Итоговую методику, число этапов и их последовательность формирует может быть различна в зависимости от целей и задач проведения исследования.

В данной работе анализ коммерческих рисков будет проводиться с использованием как количественных, так и качественных методов анализа и будет включать в себя следующие этапы:

- анализ и оценка основных показателей хозяйственной деятельности организации;

- анализ рентабельности организации (продаж, активов, собственного капитала и пр.);

- анализ себестоимости продукции организации;

- проведение SWOT-анализа организации;


- проведение оценки конкурентоспособности организации (по сравнению с организациями-конкурентами) посредством использования метода экспертных оценок.

Таким образом, использование данной методики позволит, учитывая ограниченный объем работы, составить общее представление о коммерческих рисках организации, - как внутренних, так и внешних.
1.3 Способы уменьшения коммерческих рисков
Процесс уменьшения коммерческих рисков входит в общий процесс риск-менеджмента. Уменьшение коммерческих рисков – это процесс выработки компромисса, заключающийся в установлении баланса между выгодами от снижения риска и необходимыми для этого затратами, а также принятие решения о том, какие действия предпринять и от совершения каких отказаться [11, С. 54].

Исследователи выделяют три ключевые стратегии управления коммерческими рисками:

- избежание;

- удержание;

- передача риска.

Избежание риска представляет собой один из консервативных способов нейтрализации рисков, подразумевающий отказ от действий, которые могут повлечь существенный риск, к примеру: отказ от проекта с неопределенным спросом или уровнем результатов, продажа рискового актива или уход с рынка. Такой метод не всегда можно применить, ведь он ведёт к отказу от ряда видов деятельности, а значит – к потере выгоды от неё [11, С. 61].

Удержание риска основывается на принятии риска и самостраховании. Конкретные инструменты реализации такого метода, - это предотвращение, распределение и принятие риска.

Предотвращение риска и убытков строятся на поиске и использовании полной информации при принятии рискового решения и упреждении рисков, то есть использовании стратегического планирования, прогнозирования, анализа и т.д.

Распределение риска обуславливается на процессе распределение риска в пространстве и во времени. Первый основывается на интеграции и диверсификации. Интеграция, в свою очередь, может быть прямой и обратной, вертикальной и горизонтальной. В случае прямой интеграции происходит приобретение либо усиление контроля над структурами, которые находятся между компанией и конечным потребителем (установление полного контроля над дистрибьюторской сетью или розничной торговлей товарами компании). Обратная же интеграция, - это, как правило, получение в собственность или установление полного контроля над поставщиками сырья (комплектующих, материалов). Вертикальная интеграция — установление контроля над всеми компаниями, которые обеспечивают производственную цепочку от добычи и (или) производства сырья до точки непосредственной реализации конечному потребителю. Горизонтальная интеграция подразумевает получение в собственность или установление полного контроля над конкурентами, которые производят аналогичную продукцию [16, С. 201].


Диверсификация представляет собой процесс распределения средств (или видов деятельности) между различными объектами вложения (или направлениями), которые непосредственно не связаны между собой, с целью снизить степень риска и потери доходов. Диверсификация традиционно подразделяется на следующие четыре вида: видов деятельности, рынков сбыта, поставщиков и инвестиций.

Принятие риска включает в себя:

- лимитирование: создание такой системы ограничений, соблюдение которых будет уменьшать степень риска);

- локализацию: определение наиболее опасных этапов деятельности в обособленные структурные подразделения для того, чтобы сделать их более контролируемыми и снизить уровень риска;

- самострахование: в основе находится резервирование средств, - способ управления риском, основанный на формировании специальных фондов за счет собственных средств организации для покрытия возникающих убытков [19, С. 138-140]. Используется в случае наличия экономической выгоды выгода от его использования по сравнению с другими методами управления риском. У данного инструмента имеется ряд неоспоримых преимуществ: экономия на страховых премиях, получение дополнительного дохода при отказе от страхования за счет инвестирования сохраненных средств. Однако есть и недостатки: дополнительные организационные затраты, недооценку уровня возможного риска и воздействие инфляции на резервный фонд.

Вторая группа методов – передача риска. Она включает в себя страхование, хеджирование, аутсорсинг, и др.

Страхование есть совокупность экономических отношений между его участниками на основе формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда и использования его для возмещения ущерба и выплаты страховых сумм. Хеджирование — это система мер, позволяющих исключить или ограничить риск финансовых операций в результате неблагоприятных изменений курса валют, цен на товары, процентных ставок и т.д. в будущем. Аутсорсинг — передача непрофильных для компании функций другим организациям — часто позволяет не только снизить риски, но и повысить эффективность деятельности, уменьшить затраты, связанные с самостоятельной реализацией таких функций [19, С. 142].

Таким образом, современный риск-менеджмент имеет в своём арсенале достаточно широкий список методов уменьшения коммерческих рисков, - которые сводятся в основном к