Файл: Правила плавания судов по внутренним водным путям Российской Федерации Общие положения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Встречное судно должно незамедлительно подать отмашку с соответствующего борта и осуществить расхождение или пропуск бортом, указанным судном, буксирующим плот.

  1. При прочих равных условиях расхождение скоростных судов с другими судами при встречном плавании осуществляется левыми бортами. Сторону расхождения с другими судами, кроме судов, буксирующих плоты, определяет и показывает скоростное судно.

Встречные суда должны подтвердить отмашкой указанную сторону и не допускать отклонения от своего пути до окончания расхождения.

Между собой скоростные суда при встречном плавании должны расходиться только левыми бортами, при этом отмашку первым подает скоростное судно, идущее вверх.

  1. Если два судна длиной менее 20 метров идут курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:

самоходное судно с механическим двигателем должно уступать дорогу судну, не использующему механический двигатель;

судно, не идущее под парусом, должно уступать дорогу парусному судну.

  1. Если два парусных судна идут курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то одно из них должно уступать дорогу другому согласно следующим правилам:

когда суда идут разными галсами, судно идущее левым галсом должно уступить дорогу другому судну;

когда оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре (наветренной стороной считается сторона, противоположная той, на которой находится грот, а при прямом вооружении – сторона, противоположная той, на которой находится самый большой косой парус), должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром;

если судно, идущее левым галсом, видит другое судно с наветренной стороны, и не может точно определить, левым или правым галсом идет это другое судно, то оно должно уступить ему дорогу.

  1. Суда длиной менее 20 метров и парусные суда могут пересекать судовой ход, при этом пересечение должно производиться, насколько это возможно, курсом под прямым углом к направлению оси судового хода и в возможно короткий срок, а также выполнять оборот с пересечением судового хода за кормой проходящего судна.

  2. Обгон одного скоростного судна другим скоростным судном должен осуществляться только по левому борту обгоняемого судна, при этом обгоняемое судно, получив запрос и разрешив обгон, должно незамедлительно уменьшить скорость и следовать с минимальной скоростью до окончания обгона.

  3. При прочих равных условиях обгон других судов скоростным судном осуществляется по левому борту обгоняемого судна. Сторону обгона с другими судами, кроме судов, буксирующих плоты, определяет и показывает скоростное судно.


Обгоняемые суда должны подтвердить отмашкой указанную сторону и не допускать отклонения от своего пути до завершения обгона.

  1. При обгоне парусного судна другим парусным судном обгоняемое судно должно обеспечить проход обгоняющего судна с наветренной стороны.

  2. Когда два судна с механическим двигателем идут пересекающимися курсами так, что возникает опасность столкновения, то судно, которое наблюдает другое судно на своей правой стороне, должно уступить ему дорогу. При этом оно не должно, если позволяют обстоятельства, пересекать курс другого судна по носу.

Судно, которому уступают дорогу, должно сохранить свои курс и скорость. Однако когда для него становится очевидным, что судно, обязанное уступить дорогу, не принимает для этого соответствующих действий, оно может предпринять меры для избежания столкновения только собственным маневром.

  1. Одиночное самоходное судно с механическим двигателем на ходу за исключением ситуации обгона должно уступать дорогу:

самоходному судну, толкающему или буксирующему состав;

судну, буксирующему плот;

судну, лишенному возможности управляться, судну, выполняющему девиационные работы, и судну, занятому подводными работами.

Самоходное судно, толкающее или буксирующее состав на ходу за исключением ситуации обгона должно уступать дорогу:

судну, буксирующему плот;

судну, лишенному возможности управляться, судну, выполняющему девиационные работы, и судну занятому подводными работами.

Судно, буксирующее плот на ходу за исключением ситуации обгона должно уступать дорогу:

судну, лишенному возможности управляться, судну, выполняющему девиационные работы, и судну занятому подводными работами.

  1. Движение скоростных судов в неводоизмещающем положении разрешается только в светлое время суток при видимости 1 километр и более.

  2. Использование водных лыж, гидроциклов и других аналогичных средств отдыха и передвижения на воде разрешается в стороне от судовых ходов только в светлое время суток при видимости более 5 километров.




  1. Плавание судов при ограниченной видимости




  1. Требования к плаванию в условиях ограниченной видимости также распространяются на все суда и составы при плавании на участках ВВП с несветящими в темное время суток средствами навигационного оборудования.

  2. При плавании в условиях ограниченной видимости судно/состав должно подавать соответствующие сигналы, указанные в приложении № 4 к настоящим Правилам.

  3. При плавании в условиях ограниченной видимости в рулевой рубке (на посту управления судном) должны находиться рулевой и два судоводителя, один из которых является капитаном судна.

  4. При плавании в условиях ограниченной видимости на судне должно быть обеспечено постоянное визуальное, слуховое и радиолокационного наблюдения, а также постоянное слежение на радиоканале, предназначенном для передачи сообщений о бедствии, безопасности судоходства, срочных сообщений, согласования взаимных действий судоводителей и обмена с береговыми службами в части организации движения судов.

  5. Движение судов в условиях ограниченной видимости разрешено, если на судне имеется и используется следующее, находящееся в исправном состоянии, оборудование:


радиолокационная станция;

прибор, указывающий скорость поворота судна, или компас;

судовое устройство радиотелефонной связи, позволяющее осуществлять радиотелефонную связь между судами и между судном и береговыми пунктами диспетчерского регулирования движения судов;

устройство для подачи звуковых сигналов.

  1. Судно/состав должны немедленно остановиться при ухудшении видимости, наличии других судов, если условия плавания не обеспечивают безопасность дальнейшего движения судна.

Если в составе визуальная связь между буксируемыми судами и буксировщиком становится невозможной, состав должен остановиться в ближайшем безопасном месте.

  1. При остановке судно/состав должно, насколько позволяют обстоятельства, освободить судовой ход.

  2. Капитан судна/судоводитель при принятии решения о движении, обгоне или расхождении в условиях ограниченной видимости и на участках ВВП с неосвещаемыми в темное время суток средствами навигационного оборудования должен учитывать фактическую дальность видимости, интенсивность движения судов, соотношение габаритов судов/составов и судового хода, характеристики и ограничения радиолокационного оборудования, установленного на судне.

  3. В условиях ограниченной видимости запрещается движение пассажирских судов и судов с нефтегрузами, имеющими температуру вспышки паров ниже 60° С, их остатками, взрывчатыми или ядовитыми веществами и их остатками, экранопланам, судам на воздушной подушке, скоростным судам и судам с динамическим принципом поддержания в неводоизмещающем положении.

Требование первого абзаца настоящего пункта не распространяется на перечисленные в нем суда, осуществляющие плавание по участкам ВВП разряда «М» по классификации Положения о классификации РРР.

Правилами движения и стоянки судов в бассейне внутренних водных путей могут быть установлены участки внутренних водных путей, на которых разрешается движение пассажирских судов и судов с нефтегрузами, имеющими температуру вспышки паров ниже 60° С, их остатками, взрывчатыми или ядовитыми веществами и их остатками, в условиях ограниченной видимости.

  1. Судам длиной менее 20 метров, парусным судам и судам, занятым ловом рыбы, запрещается выходить на судовой ход в условиях ограниченной видимости.

  2. В условиях ограниченной видимости проход судов и толкаемых составов под мостами разрешается только при условии, что судоходные пролеты имеют средства навигационного оборудования, позволяющие судоводителю увидеть эти пролеты не менее чем за 0,5 километра и уверенно ориентироваться при подходе к ним (визуально или с помощью технических средств).


При этом ширина судоходных пролетов должна быть для одиночных судов и однониточных составов не менее пятикратной ширины судна/состава, для других составов не менее трехкратной ширины состава.

  1. В условиях ограниченной видимости, за исключением судов указанных в пунктах 177 и 178 настоящих Правил, разрешается:

при ширине судового хода менее 100 метров – движение одиночных самоходных судов с механическим двигателем, толкаемых составов с одним несамоходным судном только вверх;

при ширине судового хода от 100 метров до 200 метров двухстороннее движение одиночных самоходных судов с механическим двигателем, а также движение толкаемых составов только вверх;

при ширине судового хода свыше 200 метров – двухстороннее движение самоходных судов с механическим двигателем и составов, а также движение плотовых составов только по озерам и водохранилищам;

на каналах независимо от ширины судового хода при визуальной видимости берегов по траверзу и не менее двух длин судна/состава по курсу двухстороннее движение одиночных самоходных судов с механическим двигателем и толкаемых составов.

  1. При ограниченной видимости запрещается расхождение и обгон судов/составов на участках, где судовой ход имеет ширину менее 200 метров, если визуальная видимость составляет менее трех длин судна/состава.

  2. Судно/состав, обгоняющее другое судно/состав в условиях ограниченной видимости, должно по радиотелефонной связи получить от обгоняемого судна/состава разрешение на обгон и согласовать с ним место обгона и взаимные маневры.

  3. При плавании в условиях ограниченной видимости при обнаружении на экране радиолокатора эхо-сигналов судов, положение и движение которых может создать ситуацию чрезмерного сближения, или при приближении к участку ВВП, где могут находиться не видимые на экране радиолокатора суда, судоводители обязаны уменьшить скорость до минимальной или полностью прекратить движение судна и сообщить по радиотелефонной связи другим судам о подходе к такому участку.

  4. Судно, которое обнаружило присутствие другого судна только с помощью радиолокатора, должно определить, развивается ли ситуация чрезмерного сближения и/или существует ли опасность столкновения. Если это так, то судоводитель должен своевременно предпринять действие для расхождения, причем, когда таким действием является изменение курса, то, насколько это возможно, следует избегать:

изменения курса влево, если другое судно находится впереди траверза и не является обгоняемым;


изменения курса в сторону судна, находящегося на траверзе или позади траверза.

  1. Суда и составы при движении в одном направлении в условиях ограниченной видимости, если они не намерены обгонять друг друга, должны соблюдать между собой безопасную дистанцию, которая должна быть не менее пятикратного тормозного пути судна/состава.

  2. Встречные суда/составы при ограниченной видимости должны заблаговременно по радиотелефонной связи договориться о наиболее удобном месте расхождения/пропуска и, за исключением расхождения с плотовыми составами, осуществлять его только левыми бортами следующим образом:

Судно/состав, идущее вверх, при подходе к согласованному месту должно уклониться вправо насколько это необходимо и безопасно, уменьшить скорость до минимальной или остановиться и осуществить пропуск встречного судна по левому борту;

Судно/состав, идущее вниз, при подходе к согласованному месту должно заблаговременно уменьшить ход до минимального, уклониться вправо насколько это необходимо и безопасно и следовать так до тех пор, пока встречное судно не будет оставлено позади.

Расхождение с плотовым составом осуществляется по борту, указанному судном, буксирующим плот.


  1. Правила стоянки




  1. На ВВП суда могут осуществлять стоянку у причалов, на рейдах, обозначенных на навигационных картах, атласах и/или знаком «Указатель рейда» (приложение № 5 к настоящим Правилам), а также за кромкой судового хода, если это позволяют осадка судна, характер грунта и фактические глубины с учетом возможного колебания уровня воды.

  2. Постановка судна на якорь на судовом ходу разрешена только при следующих условиях:

дальнейшее движение судна представляет опасность;

судно вынуждено остановиться вследствие его технических повреждений;

судовой ход закрыт другими судами.

На судовом ходу запрещается стоянка на якоре судов без экипажа, без сопровождения буксировщика/толкача.

  1. При постановке судна на якорь на судовом ходу судоводитель обязан, используя все доступные средства связи, сообщить об этом диспетчеру движения АБВВП.

  2. Отстой судов согласовывается с АБВВП в части обеспечения безопасности судоходства во время стоянки судна в пункте отстоя при любых гидрометеорологических условиях, и осуществляется в пунктах отстоя, нанесенных на навигационных картах или атласах.

  3. Суда/составы и плоты должны быть поставлены на якорь или пришвартованы таким образом (с учетом ветра, волнения, течения и изменения уровня воды), чтобы они не могли изменить своего положения, создать угрозу для других судов или помешать другим судам.

  4. При швартовке судна к борту другого судна, стоящего у причала, последнее обеспечивает кранцевую защиту своего борта и прием швартовых концов, подаваемых на это судно.

  5. Допустимое количество судов (пыжей), ошвартованных бортами при стоянке у причала, устанавливается в правилах движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей.

  6. Якоря, отданные с судов, наплавных мостов, не должны создавать опасность для проходящих судов.