ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 471
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
генеральной совокупности, то такое исследование называют полным, или сплошным.
Предполагается, что, в соответствии с задачами, гипотезами и планом, полное обследование генеральной совокупности позволяет получить исчерпывающую информацию об изучаемых в ней психологических закономерностях. Однако в отечественной и зарубежной психологии еще никогда не проводилось сплошного исследования по той причине, что на практике определить размеры той или иной генеральной совокупности и, тем более, исследовать её – задача нереальная и, кроме того, в определенной степени избыточная.
Если выборка испытуемых по своим характеристикам репрезентативна генеральной совокупности, то есть основания полученные при её изучении результаты распространить на всю генеральную совокупность. Нельзя упускать из вида также и то, что работа психолога, по существу, представляет собой сложный вид деятельности, требующий высокой профессиональной компетентности и нередко много времени для работы с каждым испытуемым.
Если психолог производит выбор ограниченного числа элементов из изучаемой (генеральной) совокупности, то такое исследование называют частичным, или выборочным.
Выборочный метод является основным в экспериментальной работе психолога при изучении генеральных совокупностей. Его преимущество перед полным (сплошным) исследованием всех элементов генеральной совокупности заключается в том, что он сокращает как время, так и затраты труда, а главное – позволяет получать информацию о таких группах, полное обследование которых принципиально невозможно или нецелесообразно.
Зависимые и независимые выборки
Выборки называются независимыми (несвязными), если процедура эксперимента и полученные результаты измерения некоторого свойства у испытуемых одной выборки не оказывают влияния на особенности протекания этого же эксперимента и результаты измерения этого же свойства у испытуемых (респондентов) другой выборки.
И, напротив, выборки называется зависимыми (связными), если процедура эксперимента и полученные результаты измерения некоторого свойства, проведенные на одной выборке, оказывают влияние на другую. Следует подчеркнуть, что одна и та же группа испытуемых, на которой дважды проводилось психологическое обследование (пусть даже разных психологических качеств, признаков, особенностей), по определению оказывается зависимой, или связной выборкой.
К выборке применяется ряд обязательных требований, определенных, прежде всего, целями и задачами исследования.
Планирование эксперимента должно включать в себя учет как объема выборки, так и ряда ее особенностей. Так, в психологических
Предполагается, что, в соответствии с задачами, гипотезами и планом, полное обследование генеральной совокупности позволяет получить исчерпывающую информацию об изучаемых в ней психологических закономерностях. Однако в отечественной и зарубежной психологии еще никогда не проводилось сплошного исследования по той причине, что на практике определить размеры той или иной генеральной совокупности и, тем более, исследовать её – задача нереальная и, кроме того, в определенной степени избыточная.
Если выборка испытуемых по своим характеристикам репрезентативна генеральной совокупности, то есть основания полученные при её изучении результаты распространить на всю генеральную совокупность. Нельзя упускать из вида также и то, что работа психолога, по существу, представляет собой сложный вид деятельности, требующий высокой профессиональной компетентности и нередко много времени для работы с каждым испытуемым.
Если психолог производит выбор ограниченного числа элементов из изучаемой (генеральной) совокупности, то такое исследование называют частичным, или выборочным.
Выборочный метод является основным в экспериментальной работе психолога при изучении генеральных совокупностей. Его преимущество перед полным (сплошным) исследованием всех элементов генеральной совокупности заключается в том, что он сокращает как время, так и затраты труда, а главное – позволяет получать информацию о таких группах, полное обследование которых принципиально невозможно или нецелесообразно.
Зависимые и независимые выборки
Выборки называются независимыми (несвязными), если процедура эксперимента и полученные результаты измерения некоторого свойства у испытуемых одной выборки не оказывают влияния на особенности протекания этого же эксперимента и результаты измерения этого же свойства у испытуемых (респондентов) другой выборки.
И, напротив, выборки называется зависимыми (связными), если процедура эксперимента и полученные результаты измерения некоторого свойства, проведенные на одной выборке, оказывают влияние на другую. Следует подчеркнуть, что одна и та же группа испытуемых, на которой дважды проводилось психологическое обследование (пусть даже разных психологических качеств, признаков, особенностей), по определению оказывается зависимой, или связной выборкой.
К выборке применяется ряд обязательных требований, определенных, прежде всего, целями и задачами исследования.
Планирование эксперимента должно включать в себя учет как объема выборки, так и ряда ее особенностей. Так, в психологических
исследованиях важно требование однородности выборки. Оно означает, что психолог, изучая, например, подростков, не может, включать в эту же выборку взрослых людей. Напротив, исследование, выполненное методом возрастных срезов, принципиально предполагает наличие разновозрастных испытуемых. Однако и в этом случае должна соблюдаться однородность выборки, но уже по другим критериям, в первую очередь таким, как возраст, пол. Основаниями для формирования однородной выборки могут служить разные характеристики, такие, как уровень интеллекта, национальность, отсутствие определенных заболеваний и т. д., в зависимости от целей исследования.
В общей статистике имеется понятие повторной и
бесповторной выборки, или, иначе говоря, выборки с возвратом и без возврата. В качестве примера приводится, как правило, выбор шара, доставаемого из какой-либо емкости. В случае выборки с возвратом каждый выбранный шар опять возвращается в емкость и, следовательно, может быть выбран снова. При бесповторном выборе однажды выбранный шар откладывается в сторону и больше не может участвовать в выборке. В психологических исследованиях можно найти аналоги подобного рода способам организации выборочного исследования, поскольку психологу нередко приходится несколько раз тестировать одних и тех же испытуемых при помощи одной и той же методики. Однако, строго говоря, повторной в этом случае является процедура тестирования. Выборка испытуемых при полной тождественности состава в случае повторных исследований всегда будет иметь некоторые отличия, обусловленные функциональной и возрастной изменчивостью, присущей всем людям. Подобная выборка по характеру проведения процедуры является повторной, хотя смысл термина здесь, очевидно, иной, чем в случае с шарами.
Репрезентативность выборки. Формирование и объем
репрезентативной выборки
Состав экспериментальной выборки должен представлять
(моделировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, полученные в эксперименте, предполагается в дальнейшем перенести на всю генеральную совокупность. Поэтому выборка должна обладать особым качеством
–
репрезентативностью, позволяющей распространить полученные на ней выводы на всю генеральную совокупность.
Репрезентативность выборки очень важна, тем не менее по объективным причинам соблюдать её крайне сложно. Так, хорошо известен факт, что от 70% до 90% всех психологических исследований поведения человека проводились в США в 60-х годах XX века с испытуемыми – студентами колледжей, причем большинство из них были студентами психологами. В лабораторных исследованиях, выполняемых на животных, наиболее распространенным объектом изучения являются крысы. Поэтому неслучайно психологию называли
В общей статистике имеется понятие повторной и
бесповторной выборки, или, иначе говоря, выборки с возвратом и без возврата. В качестве примера приводится, как правило, выбор шара, доставаемого из какой-либо емкости. В случае выборки с возвратом каждый выбранный шар опять возвращается в емкость и, следовательно, может быть выбран снова. При бесповторном выборе однажды выбранный шар откладывается в сторону и больше не может участвовать в выборке. В психологических исследованиях можно найти аналоги подобного рода способам организации выборочного исследования, поскольку психологу нередко приходится несколько раз тестировать одних и тех же испытуемых при помощи одной и той же методики. Однако, строго говоря, повторной в этом случае является процедура тестирования. Выборка испытуемых при полной тождественности состава в случае повторных исследований всегда будет иметь некоторые отличия, обусловленные функциональной и возрастной изменчивостью, присущей всем людям. Подобная выборка по характеру проведения процедуры является повторной, хотя смысл термина здесь, очевидно, иной, чем в случае с шарами.
Репрезентативность выборки. Формирование и объем
репрезентативной выборки
Состав экспериментальной выборки должен представлять
(моделировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, полученные в эксперименте, предполагается в дальнейшем перенести на всю генеральную совокупность. Поэтому выборка должна обладать особым качеством
–
репрезентативностью, позволяющей распространить полученные на ней выводы на всю генеральную совокупность.
Репрезентативность выборки очень важна, тем не менее по объективным причинам соблюдать её крайне сложно. Так, хорошо известен факт, что от 70% до 90% всех психологических исследований поведения человека проводились в США в 60-х годах XX века с испытуемыми – студентами колледжей, причем большинство из них были студентами психологами. В лабораторных исследованиях, выполняемых на животных, наиболее распространенным объектом изучения являются крысы. Поэтому неслучайно психологию называли
раньше «наукой о студентах-второкурсниках и белых крысах».
Студенты колледжей составляют всего 3% от общей численности населения США. Очевидно, что выборка студентов нерепрезентативна в качестве модели, претендующей на представительство всего населения страны.
Репрезентативность выборки – ее представительность – это ее способность представлять изучаемые явления достаточно полно, с точки зрения их изменчивости в генеральной совокупности, то есть быть уменьшенной моделью генеральной совокупности.
Репрезентативная выборка (representative sample) - одно из ключевых понятий анализа данных.
Приемы отбора репрезентативной выборки:
1. Рандомизация (случайный отбор) – обеспечение таких условий, чтобы каждый член генеральной совокупности имел равные шансы попасть в выборку. Тогда предполагается, что изучаемое свойство будет представлено во всем его многообразии.
2. Стратифицированный случайный отбор - отбор по свойствам генеральной совокупности
– предполагает предварительное определение тех качеств, которые могут влиять на изменчивость изучаемого свойства (пол, образование, материальный доход и т. п.).
Обеспечивается идентичное соотношение этих групп в выборке
Для этого необходимо разбить элементы генеральной совокупности на страты (группы) в соответствии с некоторыми характеристиками. Например, при обследовании спроса на некоторый товар генеральную совокупность желательно разбить на группы, различающиеся по величине дохода, социальной принадлежности или даже по месту жительства (город, деревня). Если произведена подобная разбивка совокупности и случайная выборка производится отдельно из каждой группы (страты), то полученная в итоге выборка носит название стратифицированная случайная выборка.
Выборка должна быть такой, чтобы была обоснована генерализация выводов выборочного исследования - обобщение, распространение их на генеральную совокупность. Основные критерии
обоснованности выводов исследования — это репрезентативность
выборки
и
статистическая
достоверность
(эмпирических)
результатов.
К сожалению, строгих рекомендаций по предварительному определению требуемого объема выборки не существует. Более того, ответ на вопрос о необходимой и достаточной ее численности исследователь обычно получает слишком поздно — только после анализа данных уже обследованной выборки.
Тем не менее, можно сформулировать наиболее общие
рекомендации:
1.
Для психологических исследований рекомендуется использовать экспериментальную и контрольную группы, так чтобы
Студенты колледжей составляют всего 3% от общей численности населения США. Очевидно, что выборка студентов нерепрезентативна в качестве модели, претендующей на представительство всего населения страны.
Репрезентативность выборки – ее представительность – это ее способность представлять изучаемые явления достаточно полно, с точки зрения их изменчивости в генеральной совокупности, то есть быть уменьшенной моделью генеральной совокупности.
Репрезентативная выборка (representative sample) - одно из ключевых понятий анализа данных.
Приемы отбора репрезентативной выборки:
1. Рандомизация (случайный отбор) – обеспечение таких условий, чтобы каждый член генеральной совокупности имел равные шансы попасть в выборку. Тогда предполагается, что изучаемое свойство будет представлено во всем его многообразии.
2. Стратифицированный случайный отбор - отбор по свойствам генеральной совокупности
– предполагает предварительное определение тех качеств, которые могут влиять на изменчивость изучаемого свойства (пол, образование, материальный доход и т. п.).
Обеспечивается идентичное соотношение этих групп в выборке
Для этого необходимо разбить элементы генеральной совокупности на страты (группы) в соответствии с некоторыми характеристиками. Например, при обследовании спроса на некоторый товар генеральную совокупность желательно разбить на группы, различающиеся по величине дохода, социальной принадлежности или даже по месту жительства (город, деревня). Если произведена подобная разбивка совокупности и случайная выборка производится отдельно из каждой группы (страты), то полученная в итоге выборка носит название стратифицированная случайная выборка.
Выборка должна быть такой, чтобы была обоснована генерализация выводов выборочного исследования - обобщение, распространение их на генеральную совокупность. Основные критерии
обоснованности выводов исследования — это репрезентативность
выборки
и
статистическая
достоверность
(эмпирических)
результатов.
К сожалению, строгих рекомендаций по предварительному определению требуемого объема выборки не существует. Более того, ответ на вопрос о необходимой и достаточной ее численности исследователь обычно получает слишком поздно — только после анализа данных уже обследованной выборки.
Тем не менее, можно сформулировать наиболее общие
рекомендации:
1.
Для психологических исследований рекомендуется использовать экспериментальную и контрольную группы, так чтобы
численность обеих сравниваемых групп была не менее 30–35 испытуемых в каждой.
2. Если необходимо сравнивать 2 выборки, их общая численность должна быть не менее 50 человек; численность сравниваемых выборок должна быть приблизительно одинаковой.
3. Если изучается взаимосвязь между какими-либо свойствами, то объем выборки должен быть не меньше 30–35 человек.
4. Чем больше изменчивость изучаемого свойства, тем больше должен быть объем выборки. Поэтому изменчивость можно уменьшить, увеличивая однородность выборки, например, по полу, возрасту и т. д. При этом, естественно, уменьшаются возможности генерализации выводов.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое «количественные» методы психологического исследования?
2. Что такое «качественные» методы психологического исследования?
3. Сформируйте основные отличительные особенности количественных и качественных методов психологического исследования.
4. Приведите примеры применения качественных методов в работе психолога.
5. Психолог ставит целью своего исследования доказать различия в результативности обучения чтению в двух группах первоклассников, обучающихся по разным методикам.
Определите требования к выборкам учащихся для исследования.
2. Если необходимо сравнивать 2 выборки, их общая численность должна быть не менее 50 человек; численность сравниваемых выборок должна быть приблизительно одинаковой.
3. Если изучается взаимосвязь между какими-либо свойствами, то объем выборки должен быть не меньше 30–35 человек.
4. Чем больше изменчивость изучаемого свойства, тем больше должен быть объем выборки. Поэтому изменчивость можно уменьшить, увеличивая однородность выборки, например, по полу, возрасту и т. д. При этом, естественно, уменьшаются возможности генерализации выводов.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое «количественные» методы психологического исследования?
2. Что такое «качественные» методы психологического исследования?
3. Сформируйте основные отличительные особенности количественных и качественных методов психологического исследования.
4. Приведите примеры применения качественных методов в работе психолога.
5. Психолог ставит целью своего исследования доказать различия в результативности обучения чтению в двух группах первоклассников, обучающихся по разным методикам.
Определите требования к выборкам учащихся для исследования.