ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 467
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Качественные и количественные
методы анализа психологических
данных
Тема 6. Анализ и представление
результатов качественных и
количественных исследований
Глоссарий
Аналитический процесс – это процесс переработки данных, часто автоматизированным способом.
ВАК (высшая аттестационная комиссия) – основной орган государственного значения, отвечающий за присуждение ученых степеней (кандидатов и докторов наук) и званий (доцент, профессор) в
России.
Интерпретация– совокупность значений (смыслов), придаваемых, так или иначе, элементам (выражениям, формулам, символам) какой-либо естественнонаучной или абстрактно-дедуктивной теории (в случаях же, когда «осмыслению» подвергаются сами элементы этой теории, то говорят также об интерпретации символов, формул и т. д.).
Презентация – это мультимедийный инструмент, используемый в ходе докладов или сообщений для повышения выразительности выступления и более убедительной и наглядной иллюстрации описываемых фактов и явлений.
Тема 6. Анализ и представление результатов
качественных и количественных исследований
Качественные и
количественные методы
анализа психологических
данных
Цели изучения темы:
научиться интерпретировать и представлять результаты психологических исследований.
Задачи темы:
изучить количественные и качественные данные в психологических исследованиях;
научиться представлять результаты в разных формах;
узнать этапы анализа результатов.
В результате изучения данной темы вы будете:
Знать:
нормы описания и анализа количественных данных в психологии.
Уметь:
интерпретировать и представлять результаты психологических исследований.
Владеть:
навыками презентации результатов научных исследований.
Учебные вопросы темы:
Вопрос 1. Качественные и количественные стратегии анализа результатов психологического исследования.
Вопрос 2. Нормативы представления результатов анализа данных в научной психологии.
Вопрос 3. Формы представления результатов.
Вопрос 4. Первичная и вторичная интерпретация данных эмпирических исследований.
Вопрос 5. Логика и схема научной работы. Презентация работы.
Вопрос 1. Качественные и количественные стратегии анализа
результатов психологического исследования
О том, что такое качественные и количественные методы мы говорили в Теме 1, 2. О том, какие бывают качественные методы в психологии и других науках мы подробно рассматривали в Теме 5.
Здесь мы с вами остановимся на стратегии анализа результатов психологического исследования. Далее в таблице представлены особенности стратегий психологического исследования.
№
Параметр сравнения
Особенности стратегий психологического исследования
Количественная
(описательная)
Качественная
(интерпретационная)
1
Объект изучения
Общие закономерности проявления, развития и функционирования психических процессов, свойств и состояний с учетом условий жизнедеятельности
Специфические (индивидуальные) особенности проявления, развития и функционирования психических процессов, свойств и состояний
2
Цель исследования
Причинное объяснение и измерение взаимосвязей
Выявление и интерпретация субъективных смыслов, значений
3
Логика анализа Дедукция: от абстракций - к фактам путем операционализации понятий
Индукция: от фактов жизни к их классификации и концептуализации
4
Выборка и требования к ее формированию
Большие группы людей.
Жесткие требования, базирующиеся на теории вероятности и математической статистике, соблюдение которых позволяет распространять выводы, полученные на основе изучения выборочной совокупности, на всю генеральную совокупность.
Малые группы (объединенные специфическим опытом / условиями жизнедеятельности) или отдельные индивиды.
5
Методы
Стандартизованные эмпирические методы, метод измерения, выборочный метод и методы статистического анализа данных
Нестандартизованные эмпирические методы: включенное наблюдение, эмпатическая беседа, свободное
(глубинное или нарративное) или полу структурированное интервью
(биографическое, фокусированное), фокус-группа, анализ личных документов и других продуктов деятельности
6
Инструменты измерения
Объективны, разрабатываются и проверяются в пилотаже, обычно формализуются
Субъективны, основаны на жизненном опыте, эрудированности, чувствительности к эмоциональным состояниям личности и их проявлениям в продуктах человеческой деятельности
7
Способ представления данных
Статистические распределения, шкальные показатели, результаты измерения взаимосвязей, Анализ осуществляется статистическими методами.
Цитаты из устной или письменной речи людей, а также изображения и другие продукты деятельности личности. Для анализа данных статистические методы не используются.
Давайте начнем с качественного исследования. Опыт качественной обработки позволяет выделить ее следующие общие компоненты:
- предварительный анализ исследуемых данных,
- группировку результатов исследования,
- анализ взаимосвязей различных группировок,
- обобщающие выводы
Существует несколько уровней анализа результатов
качественного исследования (С. А. Белановский, 1996):
1) уровень сознательных, рациональных факторов;
2) уровень личных чувств, эмоций и языка,
3) уровень интуитивных ассоциаций;
4) уровень бессознательных реакций, желаний и отождествлений.
Уровень качественного анализа определяется целями и задачами исследования. Чем более глубокий уровень требуется изучить, тем больше проективных методик должно быть использовано.
Качественный анализ значительно отличается от количественного.
Аналитический процесс должен быть систематичным (т.е. его результаты должны быть предъявлены в определенной последовательности) и проверяемым (т.е. он должен давать возможность другому исследователю прийти к аналогичным выводам, используя имеющуюся документацию и непосредственные высказывания). Исследователь должен как бы отфильтровывать предвзятые, субъективные взгляды, ожидания и личные мнения и стараться выражать взгляды именно участников группы.
Наиболее сложная часть анализа – интерпретационная, в которой излагается содержание полученных данных. В интерпретации необходимо принимать во внимание то, что не выражено непосредственно в словах: невербальные проявления, интенсивность и последовательность высказываний участников.
Интересна разработанная И. Джэнис (1965) классификация
типов анализа содержания, основанная на цели исследования:
1. Практический анализ содержания, в который входит классификация знаков, слов в соответствии с их вероятными
причинами и следствием. В этом типе анализа ударение ставится на то, почему это было сказано.
2.
Семантический
анализ
содержания, который классифицирует знаки в соответствии с их значением. Этот тип анализа может иметь три формы: a) «Designation» – указательный, обозначающий анализ, который определяет частоту, с которой определенный объект упоминается. Это обычное частотное подсчитывание; б) «Attribution» – анализ приписывания, который изучает частоту, с которой используются определенные характеристики или описания.
Это также обычный подсчет; в) «Assertion» – анализ суждений, который дает частоту, с которой определенные объекты характеризуются определенным образом. Эта форма анализа соединяет обозначающий анализ и анализ приписывания в матрице с объектами в столбик и описаниями в ряд.
3. «Sign-vehicle» – анализ, в который входит подсчет употребления специфических слов или типов слов.
Практические рекомендации. По мнению ряда авторов, исследователь при проведении анализа данных должен:
1. Обращать внимание на слова. Исследователь должен иметь в виду одновременно как само слово, которое использует участник, так и его значение. Разнообразие слов и фраз, с которыми работает исследователь, заставляет его находить какие-то способы их группировки. Иногда подсчитывают частоту используемых слов, иногда группируют похожие идеи, или группируют ответы в определенном континууме или по категориям.
2. Учитывать контекст. Исследователь должен тщательно следить, чем вызвана та или иная реакция респондента: воздействием заданного вопроса или замечаниями других участников. Тон, интенсивность и интонация высказываний также определяют контекст, а значит и смысл сообщения.
3. Принимать во внимание внутреннюю последовательность ответов и поведения участников.
4. Исследовать специфичность ответов. Следует отдавать предпочтение тем ответам, которые базируются на собственном опыте респондентов, по сравнению с неопределенными, безличными ответами. Больше внимания обычно обращают на ответы, которые излагаются от первого лица по сравнению с гипотетическим ответом в третьем лице.
5. Находить основные идеи. Исследователь должен в огромном количестве отдельных деталей и замечаний находить общие направления или идеи, проходящие через всю дискуссию. Такие общие идеи обычно возникают на основе обобщения конкретных высказанных слов, невербального поведения, интенсивности комментариев.
2.
Семантический
анализ
содержания, который классифицирует знаки в соответствии с их значением. Этот тип анализа может иметь три формы: a) «Designation» – указательный, обозначающий анализ, который определяет частоту, с которой определенный объект упоминается. Это обычное частотное подсчитывание; б) «Attribution» – анализ приписывания, который изучает частоту, с которой используются определенные характеристики или описания.
Это также обычный подсчет; в) «Assertion» – анализ суждений, который дает частоту, с которой определенные объекты характеризуются определенным образом. Эта форма анализа соединяет обозначающий анализ и анализ приписывания в матрице с объектами в столбик и описаниями в ряд.
3. «Sign-vehicle» – анализ, в который входит подсчет употребления специфических слов или типов слов.
Практические рекомендации. По мнению ряда авторов, исследователь при проведении анализа данных должен:
1. Обращать внимание на слова. Исследователь должен иметь в виду одновременно как само слово, которое использует участник, так и его значение. Разнообразие слов и фраз, с которыми работает исследователь, заставляет его находить какие-то способы их группировки. Иногда подсчитывают частоту используемых слов, иногда группируют похожие идеи, или группируют ответы в определенном континууме или по категориям.
2. Учитывать контекст. Исследователь должен тщательно следить, чем вызвана та или иная реакция респондента: воздействием заданного вопроса или замечаниями других участников. Тон, интенсивность и интонация высказываний также определяют контекст, а значит и смысл сообщения.
3. Принимать во внимание внутреннюю последовательность ответов и поведения участников.
4. Исследовать специфичность ответов. Следует отдавать предпочтение тем ответам, которые базируются на собственном опыте респондентов, по сравнению с неопределенными, безличными ответами. Больше внимания обычно обращают на ответы, которые излагаются от первого лица по сравнению с гипотетическим ответом в третьем лице.
5. Находить основные идеи. Исследователь должен в огромном количестве отдельных деталей и замечаний находить общие направления или идеи, проходящие через всю дискуссию. Такие общие идеи обычно возникают на основе обобщения конкретных высказанных слов, невербального поведения, интенсивности комментариев.
Этапы анализа результатов: непосредственные данные, описательные утверждения, интерпретации
В процессе подготовки и анализа данных, как правило,
присутствуют следующие основные этапы:
1. Сбор первичных данных для анализа. Наблюдая и измеряя характеристики объекта, педагог-исследователь собирает первичный статистический материал. Дальнейшая задача состоит в выдвижении статистической гипотезы на основании темы и цели исследования.
2. Ввод данных в компьютер. Данные исследований необходимо ввести в компьютер и сохранить. Ввод данных может осуществляться ручным набором чисел с клавиатуры или же экспортом из файла в каком-либо формате. Введенные данные обычно отображаются в форме электронной таблицы или матрицы данных, где столбцы представляют различные переменные (рост, вес, цвет глаз), а строки – измерения значений этих переменных.
3. Преобразование данных. Проводится группировка данных, то есть распределение их на однородные группы в соответствии с интересующими исследователя признаками. Данные в каждой группе упорядочиваются
– классифицируются, сортируются, структурируются, подсчитывается частота событий. Нередко также требуется удаление из введенных данных высокоамплитудных значений, которые могут быть результатом некорректных измерений или замена пропущенных (неизмеренных) значений.
4. Визуализация данных – наглядное представление данных. Для этого можно использовать как табличное представление, так и различные формы графического изображения. Человек часто на- много более продуктивно и быстро воспринимает информацию в виде зрительных образов.
5. Статистический анализ – статистическая обработка полученных количественных данных, заключающаяся в вычислении некоторых статистических характеристик и оценок, позволяющих проверить нулевую гипотезу.
6. Интерпретация и представление результатов. В деятельности исследователя, самой сложной считается задача интерпретации полученного и обработанного фактического материала.
К сожалению, исследователи нередко избегают этап обсуждения фактов и переходят сразу к выводам.
Конечно, хорошо обработанные материалы, упорядоченные и оформленные в таблицы, статистические изображения могут служить базой для выводов. Однако без всестороннего обсуждения, с ходом которого должен быть ознакомлен читатель, выводы будут мало или вовсе необоснованными и неубедительными, да и сам исследователь многое теряет. Из поля его зрения выпадают ценные характеристики фактического материала, которые невидимы, то есть визуально не просматриваются, но существенно влияют на выводы.
Основная цель интерпретации — выявление и фиксирование комплекса характеристик, обработанного материала, на основе которых открывается возможность обнаружить и объяснить основные тенденции и сформулировать выводы. Отметим, что важнейшим условием объективного истолкования обработанных данных выступает научная квалификация исследователя: его эрудиция, способность к ассоциативным мыслительным действиям. Чем квалифицированное в той области, где ведется поиск, исследователь, тем основательнее обсуждение и богаче его результаты.
Для интерпретации чрезвычайно важен учет объективных и субъективных факторов, воздействующих на процесс сбора информации; гендерный аспект источников; статистический материал и т. д.).
Интерпретация требует не только опыта, но и творчества, воображения, интуиции. Границы для их применения устанавливает общая логика интерпретации. Она состоит в превращении эмпирических данных в показатели. Эти показатели являются уже не просто числовыми величинами и мерами, а психологическими данными, получившими оценку путем их соотнесения с первоначальными замыслами социолога, его знаниями, профессиональными убеждениями, предпочтениями и опытом.
Интерпретация, в конечном счете, основывается на выдвинутых в начале исследования гипотезах. Глубоко продуманные и обоснованные гипотезы входят в общую логику интерпретации и, с одной стороны, «задают» характер процесса истолкования, инспирируют творчество психолога и работу его воображения, с другой – служат своего рода «рамками», внутри которых дается приемлемое и адекватное целям исследования объяснение и истолкование социального явления
В процедуре первоначальной интерпретации можно условно
выделить два этапа анализа полученных данных:
1. Описательный этап – это первоначальная интерпретация, которая может показать состояние и характер изменения изучаемого явления, но не способна вскрыть причины этих изменений. Эта задача решается на следующем этапе первоначальной интерпретации, а именно в ходе аналитического исследования.
2. Аналитический этап занимается поисками связей между характеристиками объекта, их взаимовлияний, тенденций, типологий и причин изменения. Здесь производится многомерный анализ данных, и применяются типологический, факторный, причинный и другие методы исследован.
Вопрос 2. Нормативы представления результатов анализа данных
в научной психологии
Современное научное знание является информационно