Файл: Тема Анализ и представление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 469

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
достоверности сведений. В последнем случае мы обращаемся к помощи параметрической статистики.
Вопрос 2. Основные отличия качественных методов от
количественных. Преимущества и ограничения.
Среди основных отличительных особенностей качественных методов исследования в сравнении с количественными методами выделяются следующие.
Во-первых, качественные методы, в отличие от количественных, опирающихся на статистические процедуры, носят не стандартизованный характер. Они направлены на широкое изучение всего спектра проявлений объекта и не прослеживают его количественные закономерности, ориентируясь на раскрытие причинно-следственных связей и анализ самого процесса изменения и взаимодействия изученного объекта как внутри себя, так и с окружающей его реальностью. Эти качественные методы избегают жесткой формализованной схемы сбора данных и не представляют результаты в виде статистических математических выкладок, давая тем самым возможность для более глубокого и полного понимания и объяснения социально-психологических явлений.
Во-вторых, положительная сторона качественных методов исследования состоит в том, что смысл вопросов, предлагаемых любыми формализованными опросниками, может не совпадать с имеющимися в сознании респондента категориями, которыми он оперирует при восприятии и оценке того или иного средства массовой коммуникации, той или иной статьи или программы. Хотя в результате исследования респондент принимает и оценивает предложенную ему структуру, исследователь, тем не менее, получает неполную информацию. Возможность высказаться совершенно свободно предоставляется респонденту лишь в качественных неформализованных методах исследования.
1   2   3   4   5   6   7

В-третьих, еще одним достоинством качественных методов является апелляция к активности аудитории, в результате чего создаются условия для наблюдения за значениями индивида. В дополнение к функциональной ценности информации люди наделяют ее значением, т. е. как-то относятся к ней и к коммуникаторам. У людей формируются образы различных социальных явлений. В ситуации качественного исследования, максимально приближенной к жизненной, респондент, свободно высказывающий свое мнение, решает творческую задачу представления своих образов в том виде, как они влияют на мотивацию.
Таким образом, качественные методы – это комплексные методы исследования, подробно выявляющие не статистические количественные закономерности, а реальное содержание мотивационных и эмоциональных аспектов восприятия информации. И
эти методы определенным образом позволяют: 1) преодолеть субъект- объектную дихотомию естественнонаучной парадигмы исследования, используя как субъективное, так и объективное познание; 2) преодолеть дискретность информации, получаемой количественными методами, т.е. достичь целостности в описании и понимании изучаемого явления; 3) получить информацию, соответствующую категориальному аппарату, используемому индивидом при восприятии и оценке информации; 4) достичь углубленного понимания исследуемых явлений, не ориентируясь на массовый сбор данных; 5) представлять результаты и давать практические рекомендации в доступной, понятной заказчику форме; 6) получать богатый объем данных быстрее и дешевле, чем при помощи традиционных количественных методов.
В реализации каждого из подходов имеются свои сложности.
Критика количественных методов основывалась на том, что:
Надежность исследований требует изучения сложных человеческих переживаний. Физический эксперимент ориентирован на создание идеализированной модели. Попытка смоделировать мир в условиях лаборатории обречена на неудачу. Контроль ситуации со стороны исследователя приводит к превращению реального мира в искусственный. Отсюда повышенный интерес к качественному подходу в эмпирическом исследовании. Представители новых направлений в психологии считают, что применение статистики не дает полную картину связей человека с другими людьми, рассматривая личность вне социального контекста. Отмечают ограниченность поведения испытуемого. Но игнорирование количественных методов ведет к ошибочным выводам в психологических экспериментах. Ведь в качественном подходе больше субъективного мнения. Не следует исследователю полностью погружаться в мир личных переживаний испытуемого. Нужна отстраненность от рефлексии своих собственных суждений, взглядов на поведение исследуемой личности. Преодолеть субъективизм поможет количественный анализ.
Вместе с качественным он подведет к глубокому пониманию сути феномена.
Важно разграничить у методов сферы компетенции. Измерение биологической природы человека проходит продуктивно количественными методами. А сравнительная оценка объектов, явлений необходима для психологических знаний. Тут на помощь приходит выстраивание системы координат. Но оценка с помощью системы потребует уточнения в связи с постоянным изменением объекта. Полученные математические данные адаптируют к определенной культуре. Отношение к происходящему выстраивают, опираясь на своеобразие смыслов и значений. Тогда нужен словесный анализ поведения объекта. Обработку результатов эмпирических исследований, их анализ проводят с использованием обоих методов.
При этом получают высокую степень надежности выводов.


Следует отметить, что по отдельности каждый из методов несовершенен, именно поэтому используется сочетание качественных и количественных методов как при проведении исследования, так и при обработке полученных результатов.
Вопрос 3. Место математической статистики в структуре
психологического исследования
Официальный научный статус психология получила на основании программы физиологической экспериментальной психологии Вильгельма Вундта (1832–1920). В 1863 году В. Вундт опубликовал «Лекции о душе человека и животных», в которых была представлена программа построения двух психологий: экспериментальной и социальной («психология народов»). В 1979 году в Лейпциге Вундт открыл первую в мире психологическую экспериментальную лабораторию, которая стала международным центром подготовки психологов, а в 1881 была преобразована в
Институт экспериментальной психологии.
Начало введению измерения психических явлений в психофизиологии органов чувств было положено немецким анатомом и физиологом Эрнстом Вебером (1795–1878), который вывел и обосновал математическую корреляцию между физическими стимулами и сенсорными реакциями. Если психофизиология исследовала связь ощущений и телесного субстрата, то возникшая в
Х1Х веке психофизика стала наукой о соотношении психического
(ощущения) и физического (внешний раздражитель), независимо от анатомии и физиологии тела. Основатель психофизики – немецкий физик, философ и психолог Густав Фехнер (1801–1887) измерял соотношение силы раздражителя и интенсивности ощущений разных модальностей (зрительные, слуховые, тактильные и пр.). С помощью интегрального и дифференциального исчисления Г. Фехнер вывел уравнение, которое в современной психологии известно под названием закона Вебера-Фехнера: интенсивность ощущений пропорциональна логарифму интенсивности внешнего раздражения. В рамках другой частной отрасли психофизиологии – психометрии – велись
исследования по измерению временного параметра психических процессов
(ощущений, восприятия, ассоциаций).
Ранее, в психофизиологии, уже проводились измерения времени прохождения нервного импульса (Г. Гельмгольц), но это было измерением физиологических параметров (реакция организма).
Ч. Спирмен создавая свою модель структуры интеллекта, разработал специальную статистическую процедуру, названную факторным анализом.
В психологии математические методы имеют широкое
применение. Это обусловлено несколькими моментами:
1) математические методы позволяют сделать процесс исследования явлений более четким и рациональным,
2) математические методы необходимы для обработки большого количества эмпирических данных (их количественных выразителей), для их обобщения и организации в эмпирической картину исследования зависимости
Основная цель применения статистических методов - повышение обоснованности выводов в психологических исследованиях за счет использования вероятностной логики и вероятностных моделей. Математика в психологии служит таким логическим инструментом доказательства, давая возможность научного понимания психологических закономерностей и более глубокого их анализа
Вопрос 4. Типы задач в профессиональной работе психолога,
требующие математического обобщения результатов
Давайте методы, с которыми чаще всего имеет дело психолог.
Соответственно приводятся и статистические методы, которые приложимы для обработки психологических материалов, направленных на решение этих задач.
Первый тип методов – практические. Данный тип представлен в ситуации, когда психологу нужно дать сжатую и достаточно информативную характеристику психологических особенностей какой-то выборки, например, школьников определенного класса.
Чтобы подойти к решению этой задачи, необходимо располагать; результатами диагностических испытаний; эти испытания, разумеется, следует заранее спланировать так, чтобы они давали информацию о тех особенностях группы, которые в этом конкретном случае интересуют психолога. Это могут быть особенности умственного развития, психофизиологические особенности, данные об изменении работоспособности и т. д.
Получив все экспериментальные результаты и материалы наблюдений, следует подумать о том, как их подать пользователю в компактном виде, чтобы при этом свести к минимуму потерю информации.


Любой психолог как правило работает в рамках какого-либо направления, какой-либо научной теории, а как подтвердить эффективность данной теории? Что, например, какие-либо игровые упражнения действительно развивают память детей? Только лишь проведя эксперимент и замерив данные до и после эксперимента, чтобы увидеть, есть ли какой-либо эффект. Поэтому психологи обязательно фиксируют данные респондентов до и после воздействия, считают средние арифметические, сравнивают их, считают отклонение.
Второй тип – методы организации исследования. Сюда
входят сравнительные и лонгитюдные методы исследования.
Сравнительные – наиболее часто встречающиеся задачи в исследовательской и практической деятельности психолога: сравниваются между собой несколько выборок, чтобы установить, значимость различий между ними. Так, проведя эксперименты в восьмых классах двух различных школ, психолог сравнивает эти выборки между собой.
Этот метод можно применить студентам в курсовых работах, в дипломном исследовании, в диссертации. Здесь можно применить корреляционный анализ (выявить статистическую взаимосвязь двух и более случайных величин), посмотреть значимость различий в выборках. Психолог может, исследовать, например, гендерные различия: сравнить результаты мужчин и женщин, например, на восприятие цвета. Например, применить t-критерий Стьюдента или U- критерий Манна-Уитни. Об этом мы будем более подробно говорить в следующих темах нашего курса.
Лонгитюдные – это задачи, в которых обработке подлежат временные ряды, ряды, в которых расположены показатели, меняющиеся во времени; их называют также динамическими рядами.
В предшествующих типах задач фактор времени не принимался во внимание, и материал анализировался так, как будто он весь поступил в руки исследователя в одно и то же время. Такое допущение можно оправдать тем, что за тот короткий период времени, который был затрачен на собирание материала, он не претерпел существенных перемен. Но психологу приходится работать и с таким материалом, в котором наибольший интерес представляют как раз его изменения во времени. Допустим, психолог намерен изучить изменение работоспособности школьников в течение учебной четверти. В этом случае информативными будут показатели, по которым можно судить о динамике работоспособности. Берясь за такой материал, психолог должен понимать, что при анализе динамических рядов нет смысла пользоваться средним арифметическим ряда, так как среднее арифметическое замаскирует нужную информацию о динамике.
В лонгитюдном исследовании, т. е. таком, в котором однообразный по содержанию психологический материал по одной выборке собирается в течение длительного времени. Показатели

лонгитюда – это также динамические ряды, и при их обработке следует пользоваться методами, предназначенными для таких рядов.
Третий тип – методические. Это задачи, возникающие перед психологом, занимающимся конструированием диагностических методик, проверкой и обработкой результатов их применения.
Психологическая диагностика, в особенности имеет целый ряд канонических правил, применение которых должно обеспечивать высокое качество информации, получаемой посредством диагностических методик.
Назначение статистики состоит в том, чтобы извлечь из этих материалов больше полезной информации. Вместе с тем статистика показывает, что эта информация не случайна и что добытые данные имеют определенную и значимую вероятность.
Правильное применение статистики позволяет психологу:
1) доказывать правильность и обоснованность используемых методических приемов и методов;
2) строго обосновывать экспериментальные планы;
3) обобщать данные эксперимента;
4) находить зависимости между экспериментальными данными;
5) выявлять наличие существенных различий между группами испытуемых (например, экспериментальными и контрольными);
6) строить статистические предсказания;
7) избегать логических и содержательных ошибок и др.
Вопрос 5. Генеральная совокупность и выборка
Генеральная совокупность – это все множество объектов, в отношении которого формулируется исследовательская гипотеза.
Например, все мужчины; или все женщины; или все жители какого-либо города. Генеральные совокупности, в отношении которых исследователь собирается сделать выводы по результатам исследования, могут быть по численности и более скромными, например, все первоклассники данной школы.
Мы можем конкретизировать понятие о генеральной совокупности, например, мы будем говорить о памяти более узкой группы людей – о памяти ребенка определенного возраста.
Выборка (выборочная совокупность) – это ограниченная по численности группа объектов, специально отбираемая из генеральной совокупности для изучения ее свойств. (множество объектов, доступных для эмпирического исследования).
Полное и выборочное исследования
Полное исследование – это исследование, охватывающее все единицы генеральной совокупности. Примером такого исследования может служить перепись населения.
Если психологическому исследованию
(наблюдению, измерению, эксперименту) подвергаются все представители изучаемой