Файл: Тема Анализ и представление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 470

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
насыщенным. Поэтому, безусловно, должны быть выработаны нормы представления результатов научных исследований для различных областей знания. Это особенно важно для гуманитарных наук, в том числе и для психологии, поскольку психологи вынуждены как в своей научной деятельности, так и в процессе передачи опыта новым поколениям психологов оперировать с обработкой и трансляцией больших массивов знания, организовывать взаимоотношение с другими научными областями и т. п. Объем печатных изданий только в отечественной психологии уже давно превысил возможности ознакомления с ними одного индивида в разумных пределах времени.
Завершением любой исследовательской работы всегда является текст, организованный по определенным правилам и написанный на научном, строго понятийном языке. Текст представляет результаты научной работы в той форме, которая принята научным сообществом. К нормативам оформления научного текста следует отнести следующие требования:
• все понятия и суждения в пределах текста должны носить однозначный характер, исключающий двусмысленность и неопределенность изложения материла. В научном психологическом тексте должно быть обеспечено единство содержания мысли и ее словесной формы. Отождествление различных понятий в научном тексте принципиально недопустимо;
• в научном тексте не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-то утверждает, а второе — отрицает это же (закон противоречия);
• в научном тексте должна быть соблюдена последовательность в изложении материала;
• в научной работе по психологии должны быть приведены достаточные основания, подтверждающие истинность выводов или положений;
• тезис доказательства должен быть сформулирован ясно и четко, исключая всякую возможную двусмысленность;
• в ходе доказательств тезис должен оставаться неизменным, т. е. на протяжении всего научного текста должно доказываться одно и то же положение;
• в ходе доказательств недопустима подмена тезиса;
• используемые в научной работе аргументы должны быть: истинными, убедительными, непротиворечивыми, достаточными и автономными;
• в ходе аргументирования недопустим переход от узкой области к более широкой, и напротив, обратное — один из способов аргументации;
• в ходе аргументирования недопустим переход от условно существующего факта, события, явления и т. п. к безусловному.

Различают
две
основные
формы
представления
результатов научного текста: квалификационную и научно- исследовательскую.
Квалификационная работа — курсовая работа, дипломная работа, диссертация и т. д. — служит для того, чтобы студент, магистрант, аспирант или соискатель, представив свой труд на суд экспертов, получил документ, удостоверяющий уровень его компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результатов изложены в многочисленных инструкциях (ВАКа), положениях, принятых учеными советами того или иного вуза, и могут лишь незначительно отличаться в разных учреждениях в зависимости от их научной специфики. Научно- исследовательские тексты бывают разных видов: научные статьи, монографии, научные доклады на конференциях. Научная статья представляет научный отчет: это документ, содержащий подробное описание методики, хода исследования (разработки), результаты, а также выводы, полученные в итоге выполнения научно- исследовательской работы.
Под описанием понимается любая форма представления информации о полученных в исследовании результатах. Различают следующие варианты представления информации: вербальная форма
(текст, речь, аудио- и видеофайлы), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметно-образная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).
Наиболее важный способ представления результатов научной работы — числовые значения величины:
1) показатели центральной тенденции (среднее, мода, медиана);
2) абсолютные и относительные частоты;
3) показатели разброса (стандартное отклонение, дисперсия, процентильный разброс);
4) значения критериев, использованных при сравнении результатов разных групп;
5) коэффициенты линейной и нелинейной связи переменных и т. д.
Вопрос 3. Формы представления результатов. Представление
многомерных данных
В психологии используется несколько основных форм представления научной информации. Это текстовая (письменная и устная) может быть представлена в виде доклада и наглядно- графическая, о чем дальше пойдет речь. Начнем с аналитического отчета.
Аналитический отчет – это, во-первых, отчет о проделанной работе по изучению и обобщению инновационного опыта, во-вторых,

это аналитический отчет, что предполагает не простой перечень выполненной работы, а прежде всего анализ материалов, полученных в результате ее выполнения.
Условия использования этой формы описания опыта:
а) использование в процессе сбора материала об опыте разных источников и методов исследования, что позволяет получать разнохарактерный материал, требующий установления связей и зависимостей; б) недостаточная доказанность продуктивности обобщаемого опыта, что требует дальнейшего более глубокого изучения; в) недостаточная научная обоснованность и объяснимость опыта, согласно целям его исследования. Аналитический отчет позволяет сохранять проблематику материала и его открытость для дальнейшего исследования.
В Аналитическом отчете главное заключается в выборе вида анализа материала, собранного при изучении опыта. Это может быть сравнительный, проблемный, критический, корреляционный, системный и другие виды анализа. Важно, чтобы вы владели в совершенстве выбранным видом и данный вид помогал понимать полученный материал.
Примерный план написания аналитического отчета:
1. Краткая характеристика инновационного опыта (описание новации, истории ее появления, представление автора).
2. Теоретическое обоснование (объяснение) опыта.
3. Описание применяемых методов (видов) анализа.
4. Анализа материала и его результатов.
5.
Выводы по возможности использования данного инновационного опыта в массовой практике.
Аналитический отчет пишется строгим научным языком, в нем используются таблицы, графики, схемы, что не только является средством предъявления и описания опыта, но и средством его анализа и доказательности продуктивности результатов.
Также данные мы можем представить в наглядно-
графической форме.
Большую роль при анализе данных играет владение некоторыми специальными способами представления полученных данных в наглядной (краткой и схематизированной) форме.
Требования, предъявляемые к аналитическому отчету
Завершение исследования заключается в подготовке главного итогового документа: научного отчета, аналитической справки или научной публикации. Итоговый документ следует составлять так, чтобы была возможность оценить обоснованность и достоверность всех выводов, а также воспользоваться эмпирическими данными для постановки других задач. Главной задачей научного отчета является полное изложение полученных результатов и формулирование рекомендаций для последующего их использования в работе.


К сожалению, очень часто успешно проведенное исследование не имеет правильного завершения и теряет свою ценность. Это происходит потому, что его исследователи допускают ошибки в построении итогового аналитического документа. Большей частью ошибки состоят в преувеличенном внимании к программе, технике проведения исследования, описательным разделам, таблицам, графическим интерпретациям и другим малосущественным деталям.
Итоговый документ должен быть лаконичным и кратким. Наибольшее внимание в нем надо сконцентрировать на выводах и рекомендациях, которые не должны включать описание всего алгоритма исследования.
В итоговых выводах аналитического документа важнейшие моменты и результаты научного исследования излагаются кратко и четко, но при этом не допускается, чтобы краткость изложения порождала неправильные представления. Составление выводов требует настоящего профессионализма и мастерства.
Итоговые аналитические документы должны содержать некоторые прогнозы, основанные на выявленных тенденциях развития.
Главным моментом итогового отчета должны стать предлагаемые рекомендации решения существующих проблем, ожидаемые личностные и социальные эффекты от их реализации, способы мониторинга эффективности предложенных инноваций. Цель рекомендаций — получение конкретных и поддающихся измерению результатов работы по решению проблемы. Задачи рекомендаций — обоснование действий, направленных на достижение цели. Выделяют такие виды рекомендаций, как теоретические и практические.
Требования к разработке рекомендаций следующие: соответствие проблеме и результатам исследования; конкретность; выполнимость; материальная и организационная обеспеченность; реалистичность.
Табличный способ изображения данных позволяет представить качественные и количественные данные с кратким сопроводительным объясняющим текстом. Таким текстом служат название таблицы, раскрывающее связь между числовыми рядами, и внутренние заголовки таблицы (указывающие измеряемые признаки, место, время, единицы измерения и т. п.).
Матрица представляет собой разновидность таблицы со строками и рядами
(столбцами), имеющими какие-либо функционально-логические связи. В результате в матрице обнаруживается наличие или отсутствие связи между различными факторами психологического процесса.
Графики еще более наглядно, чем таблицы, отображают изменение экспериментальных данных. Графики строятся в прямоугольной системе координат, в которой на оси “X” отмечается значение выборки, а по оси “Y” — значение, порядок признака, частота события.
Композиция графика – это сочетание всех его элементов.
График должен привлекать внимание, обеспечивая в то же время

легкость его прочтения и усвоения. Немаловажной задачей композиции графика является художественная и эстетическая сторона его оформления.
Правила построения графиков:
1. Необходимо провести тщательный отбор из имеющегося цифрового статистического материала тех данных, которые будут изображены на графике (далеко не все полученные данные следует изображать графически).
2. Выбрать тот вид графика, который по мнению исследователя наиболее ярко будет отражать полученные данные.
3. Название графика должно быть ясным и полным, отражающим содержание и имеющим при необходимости особые пояснения.
4. Надписи и легенда располагаются, как правило, в нижней или правой части диаграммы.
5. Цифры шкалы следует наносить слева и снизу или вдоль осей. Горизонтальную шкалу (по оси абсцисс) необходимо строить слева направо, вертикальную (по оси ординат) - снизу-вверх.
4. Если числовые данные не включены в диаграммы, желательно их представить рядом в табличной форме.
5. Густота координатной сетки должна быть оптимальной, не затрудняющей чтения графика.
6. Допускается количество различных цветов на графике не более трех.
7. Если графики отражают серию наблюдений, рекомендуется ясно обозначать все точки, соответствующие отдельным наблюдениям.
Виды графиков:
1. Линейный график – передает изменения в некоторых мерных числах, например, изменение средних оценок контрольных работ, проведенных в одном классе в течение учебного года.
2. Гистограмма представляет собой разновидность графика, в котором по оси “Y” откладываются частотные (интервальные) значения какой-либо группировки, в результате чего график становится
“ступенчатым”.
3. Полигон частот – на базе полигона частот строится гистограмма, разница между ними заключается в том, что в полигоне частота интервала сведена к его центру, а при гистограмме частоты изображают равномерно в пределах всего интервала.
4.
Кумулятивный график частоты
(накопляющее распределение частоты) – частота отдельных интервалов совокупности рассматривается кумулятивно, то есть к частоте каждого интервала прибавляются частоты всех предыдущих интервалов.
5. Диаграммы сопоставляют количественную информацию в виде площадей различных фигур (круг, прямоугольник, сектор, цилиндр, пузырьки и др.).

Графы — особый вид графического отображения данных результатов; это фигура, состоящая из точек (вершин), соединенных отрезками (ребрами). Вершины графа могут обозначать различные компоненты педагогического процесса, параметры, факторы, а ребра
— отношения и связи между ними. Графы (как модели) часто применяются на этапе прогнозирования эксперимента, а на обобщающем этапе с ними сопоставляются результаты. Простейшим примером графа служит “дерево” целей.
Вопрос 4. Первичная и вторичная интерпретация данных
эмпирических исследований
Первичный статистический анализ – количественный подсчет результатов по выделяемым группам и т. п. Первичная
обработка данных начинается с их упорядочивания. В большинстве случаев обработку целесообразно начать с составления на основе исходных протоколов так называемых сводных таблиц полученных данных. Обычно в подобных таблицах данные конкретного
испытуемого вносятся по строкам. Имеет смысл сгруппировать испытуемых по экспериментальным подгруппам, а внутри этих подгрупп полезно упорядочить испытуемых по полу, возрасту или другому, важному параметру и другим значимым для исследования параметрам, которые будут сравниваться между собой. В этом случае строки, относящиеся к испытуемым одной подгруппы, будут следовать одна за другой. В вертикальных графах таблицы (столбцах) обычно фиксируют различные показатели изучаемого явления. Это могут быть конкретные виды ожидаемых и обнаруженных реакций испытуемого, последовательные этапы или серии эксперимента, типы предъявленных заданий, номера и содержание вопросов анкеты или беседы и т. д. Грамотное определение граф сводной таблицы позволяет правильно расчленить полученные данные, особенно если это качественные данные, получаемые в ходе наблюдения, беседы, а также при анализе монологических высказываний или сочинений испытуемых. В ячейке на пересечении вертикальных столбцов и горизонтальных строк может быть помещена любая значимая информация, полученная от конкретного испытуемого в ходе исследования. Это может быть как формальная числовая информация
(количественные данные), так и содержательная (качественные данные).
Примером количественных данных являются латентное время ответа на вопрос в секундах, количество элементов в созданной ребенком постройке, количество прилагательных, использованных испытуемым в высказывании, количество придуманных образов при восприятии чернильного пятна, приблизительное минимальное расстояние между испытуемыми в ходе совместной деятельности в

виде определенного диапазона расстояния (до 0,5 м; от 0,5 до 1 м, свыше 1 м), выбранный испытуемым вариант ответа из пяти предложенных, время решения второй задачи в пятой серии. Качественные данные могут быть представлены высказываниями испытуемого в виде прямой речи, окончаниями незавершенных предложений, описанием поведения на конкретном этапе эксперимента (например, после того, как испытуемому была дана подсказка к задаче) и т. д. В ячейке также может содержаться какая-либо пометка, фиксирующая наличие или отсутствие какого- либо факта в поведении, в действиях или высказываниях испытуемого.
Например, при использовании рисуночного теста «Дерево» можно в качестве параметра
(заголовка столбца) рассматривать наличие/отсутствие листьев на ветках в рисунке. Тогда в соответствующей ячейке может быть помещен знак «+» или «–». Для сокращения записей и для облегчения последующей вторичной обработки можно использовать различные условные обозначения, а также цветовое выделение важных элементов информации.
В сводной таблице необходимо предусмотреть итоговые строки как для всей выборки (в нижней части таблицы), так и для отдельных подвыборок (выделенных подгрупп испытуемых) в соответствующих местах таблицы. В ячейках итоговых строк фиксируются суммы и средние значения численных показателей. Для качественных показателей подсчитываются частоты встречаемости интересующих индикаторов поведения, речи и т. п. (общее количество случаев появления события) и частности (относительные частоты к количеству испытуемых или к количеству испытаний). Эти простейшие способы количественной обработки завершают создание сводной таблицы. Таблице необходимо дать название.
На втором этапе мы подвергаем данные статистической обработке. Главным результатом обработки и анализа полученных данных служат выводы относительно отдельных задач исследования и цели в целом. Для того чтобы эти выводы были более обоснованными, в современной психологии широко используют
методы
статистической обработки. Первым этапом при статистической обработке результатов должно стать определение содержания предположения о характере отношений между теми или иными
данными. Это может быть предположение о различии (или сходстве) показателей у испытуемых, относящихся к различным экспериментальным группам и подгруппам. Это могут быть предположения о существенности произошедших в результате некоторого экспериментального воздействия изменений с каждым отдельным испытуемым или со всей выборкой в целом. В некоторых случаях гипотеза предполагает обнаружение различий в разбросе данных. Также может возникнуть необходимость установить согласованность изменений двух и более показателей или обнаружить