Файл: Тема Анализ и представление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 486

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 1. Количественная и качественная традиции исследования в психологии и смежных науках.
Вопрос 2. Основные отличия качественных методов от количественных. Преимущества и ограничения.
Вопрос 3. Место математической статистики в структуре психологического исследования.
Вопрос 4. Типы задач в профессиональной работе психолога, требующие математического обобщения результатов.
Вопрос 5. Генеральная совокупность и выборка.
Вопрос 1. Количественная и качественная традиции исследования
в психологии и смежных науках
С исторической точки зрения обе названные традиции возникли практически одновременно. Первой крупной эмпирической работой, выполненной с позиций качественного подхода, принято считать работу французского исследователя Ф. Ле Пле, составившего монографическое описание трехсот семей, принадлежащих к различным слоям общества. Основными методами сбора информации были личные наблюдения и интервью. Книга Ле Пле, озаглавленная "Европейские рабочие", вышла в свет в 1855 г. Работа А. Кетле "Опыт социальной физики", положившая начало использованию эмпирических количественных данных для установления закономерностей социальных явлений, была издана двадцатью годами ранее, в 1835г.
Исторически количественная и качественная традиции в социальных науках частично сосуществовали в виде дополняющих друг друга групп исследовательских методов, а частично находились в состоянии "теоретического конфликта". Сравнительная популярность и научная значимость названных методов со времени их возникновения не были постоянными, скорее они были подвержены колебаниям наподобие маятника. Непосредственной причиной этих колебаний часто выступали значимые научные успехи, достигнутые в рамках той или иной исследовательской традиции. Другая, сравнительно автономная, но очень значимая причина состояла в изменениях методологических представлений о природе научного знания.
Воздействие этих и других причин накладывалось друг на друга, образуя различные и неповторимые интеллектуальные комбинации, свойственные разным историческим эпохам.
В конце XIX и начале XX века эмпирическая социология в основном развивалась как качественная, а излюбленными методами исследований были анализ автобиографий, писем и дневников.
Думается, что интерес к таким документам во многом вытекал из философских трудов по исследованию сознания, лежащих в основе возникновения теоретической социологии. Данная исследовательская

традиция имела свои крупные успехи, включая достижения Чикагской школы по изучению причин преступности.
Следующий период, условно датируемый 30 – 60-ми и отчасти
70-ми годами ХХ века, был периодом огромной популярности количественных методов. Причины перелома исследовательской традиции имели двойственную природу. С одной стороны, они были связаны с крупными успехами, достигнутыми в освоении и использовании метода массовых опросов в США в 20-е и 30-е годы.
Вторая причина носила мировоззренческий характер и была связана с возникновением и доминированием в эту историческую эпоху позитивистских взглядов на природу научного знания.
Основные идеи логического позитивизма были разработаны в начале 30-х годов членами Венского логического кружка, куда входили известные философы и математики Мориц Шлик, Отто Нерайт,
Рудольф Карнап. В своих построениях члены Венского кружка опирались на некоторые базовые построения «Логико-философского трактата» Людвига Витгенштейна (1921). Необходимо отметить, что названные философы были глубокими и многогранными мыслителями, однако, их взгляды зачастую вульгаризировались.
Одно из ключевых положений логического позитивизма состояло в так называемом «принципе верификационизма», согласно которому всякое научно осмысленное утверждение может быть сведено к совокупности так называемых
«протокольных высказываний», фиксирующих результаты «чистого опыта» и выступающих в качестве фундамента любого знания. Как следствие, верификационизм трактует процесс научного познания как процедуру эмпирической проверки фактов, лежащих в основе соответствующих утверждений.
Уже в конце 30-х годов концепция логического позитивизма претерпела кризис, поскольку было установлено, что реальный процесс научного познания не вписывается в ее рамки. В частности, к числу проблем, не решенных в рамках данной методологии, относится и проблема возникновения гипотез.
В психологии существует 2 исследовательских подхода: номотетический (количественный) и идеографический (качественный).
Номотетический подход связывают с изучением группы индивидуумов и формулированием общих выводов на основе большого числа однотипной (стандартизованной) информации.
Человек или группа рассматриваются как носители совокупности свойств. При этом использование номотетического подхода предполагает выделение из этой совокупности свойств, общих для всех людей или групп. Основным методом в номотетическом подходе являются все формы стандартизованного измерения.
Идеографический подход связывают с изучением свойств конкретного индивидуума или конкретной группы на основе качественной информации, полученной либо от самого объекта, либо от его

социального окружения, либо посредством анализа документов
(биографий и автобиографий, мемуаров, переписки, официальных документов). Человек или группа рассматриваются как целостная система уникальных свойств, а использование идеографического подхода позволяет распознать и описать индивидуальные особенности и качественное своеобразие изучаемого объекта. Основным методом здесь является описание, используются свободная беседа, неструктурированное наблюдение, проективные методики, групповые дискуссии.
В рамках идеографического подхода в психологии применяется метод феноменологически ориентированного исследования, целью которого является получение ясных, точных и систематичных описаний тех или иных аспектов переживания человека.
Феноменологическое исследование ориентировано на раскрытие структуры того или иного переживания, связанного с определенным предметом, ситуацией, событием или каким-то аспектом жизнедеятельности человека.
Среди специфических
черт
феноменологического исследования в психологии можно выделить:
1) его качественно-описательный характер;
2) ориентацию на переживание как предмет исследования;
3) использование рефлексивных данных;
4) отказ от любых теоретических допущений и выводов;
5) использование обыденного языка описания.
Методы эмпирических исследований принято разделять на
количественные и качественные.
Количественные методы могут быть охарактеризованы как
«формализованные» и «массовые». Под формализацией в данном случае понимается степень направленности методики на фиксацию строго определенного набора анализируемых переменных и количественное их измерение.
Характерная особенность формализованных методических инструментов состоит в том, что в них исследуемые переменные заданы разработчиком заранее. Изменение этого набора переменных в ходе исследования, т. е. «подстройка» инструментария является невозможным.
Высокая степень формализации количественных методик сочетается с их ориентацией на массовый сбор однотипных первичных данных и их статистическую обработку. К числу формализованных количественных методов психологического исследования относятся методы психодиагностики
(тесты), эксперимент, социометрии, анкеты с закрытыми вопросами, структурированное наблюдение, контент-анализ.
В противоположность количественным, качественные
(неформализованные) методы ориентированы не на массовый сбор данных, а на достижение углубленного понимания исследуемых явлений. Отсутствие формализации делает невозможным массовый охват обследуемых объектов, в результате чего число единиц обследования часто снижается до минимума.


Классификация качественных и количественных методов в
психологии.
Качественные методы получения данных могут быть представлены в виде:
 опросов;
 наблюдений;
 фокус-групп.
Это универсальные качественные методы, которые могут применяться для всех наук, в психологии этот список будет значительно шире и сюда мы можем еще отнести:
 неструктурированное интервью, в том числе и феноменологическое интервью;
 исследование индивидуального случая (кейс-стади);
 биографическое исследование, в том числе анализ истории жизни;
 метод Дельфи (метод экспертных оценок);
 проективные методики
(рисунок, коллаж, метафора, незаконченное предложение);
 семантический дифференциал.
Следует не только собрать данные, но понять изучаемые процессы, найти ответы на вопросы: Зачем? Почему? Каким образом?
Как выйти из положения? Проведя глубокий анализ, психолог сможет установить причину и следствие поступка, события, явления, выявить структуру, компоненты изучаемого объекта. В результате проведенных исследований, наблюдений вырисовывается результат в виде текстовой модели.
Количественные методы получения данных могут быть представлены в виде:
 эксперимента;
 тестирования;
 методов опроса;
 интервью;
 анкетирования;
 наблюдения.
Далее следует этап обработки результатов, также выделяют качественные и количественные методы обработки информации.
Существуют следующие приемы для обработки данных: классификация, типологизации, систематизация, категоризация, казуистика.
Классификация – это распределение множества объектов по группам (классам) в зависимости от их общих признаков. Сведение в классы может производиться как по наличию обобщающего признака, так и по его отсутствию.
Типологизация – это группировка объектов по наиболее существенным для них системам признаков. В основе такой
группировки лежит понимание типа как единицы расчленения изучаемой реальности и конкретной идеальной модели объектов действительности. В результате проведения типологизации получают типологию, т. е. совокупность типов
Систематизация – это упорядочивание объектов внутри классов, классов между собой и множества классов с другими множествами классов. Это структурирование элементов внутри систем разных уровней (объектов в классах, классов в их множестве и т. д.) и сопряжение этих систем с другими одноуровневыми системами, что позволяет получать системы более высокого уровня организации и обобщенности.
Категоризация – систематизация и дифференциация материала исследований по типам, видам, вариантам, построение схем, структур.
Казуистика – системное описание типичных и уникальных случаев, тех, которые представляют типологию, и тех, которые являются исключением.
Качественный анализ результатов – совокупность процедур и методов описания исследовательских данных на основе теоретических выводов и обобщений, индивидуального опыта, интуиции, методов логического вывода.
В ходе качественного анализа результатов исследования выявляются причины возникновения того или иного психологического явления, вскрываются его существенные свойства, устанавливаются тенденции развития, определяются противоречия функционирования.
Идет сбор данных, их анализ проводится без формализации, стандартизации. При этом исследователь получает подробную информацию о психологии респондента, мотивах его поведения, ценностях. Сбор информации предполагает применять свободную форму. Тут важно получить не распределение мнений, а понять, объяснить, интерпретировать факты, опираясь не на цифры, а на слова
Опыт качественной обработки позволяет выделить ее следующие общие компоненты:
 предварительный анализ исследуемых данных,
 группировку результатов исследования,
 анализ взаимосвязей различных группировок,
 обобщающие выводы.
Количественные методы на этапе обработки «сырых» результатов исследования состоят из:
 описательной статистики;
 выдвижения и проверки гипотез;
 контент-анализа (который одновременно может быть отнесен и к качественным методам исследования),
 многомерного анализа результатов.
Также к количественной обработке данных мы можем отнести:


1. Дисперсионный анализ позволяет выявить, насколько дисперсия зависимой переменной соотносится с дисперсией независимой переменной, т. е. указывает на ту качественную переменную, которая вызывает изменения исследуемого качества. На практике в рамках дисперсионного анализа чаще всего применяются расчеты при помощи f- критерия Фишера и t-критерия Стьюдента.
2. Корреляционный анализ выявляет связь и направление изменений зависимой и независимой переменных.
3. Факторный анализ выявляет влияние факторов, т. е. совокупности коррелирующих между собой независимых переменных на зависимые переменные.
4. Регрессионный анализ заключается в моделировании системы связей нескольких зависимых переменных в единый психометрический фактор, отражающий влияние независимой переменной на исследуемый психологический объект. При помощи регрессионной модели прогнозируется развитие фактора, причем прогноз имеет тенденцию к снижению достоверности через определенный промежуток времени.
5. Кластерный анализ позволяет выявить связь или степени подобия поведенческих реакций различных объектов по «подобию» их переменных (характеристик). В процессе кластерного анализа осуществляется группировка по определенным статистическим критериям различных объектов (испытуемых или групп) в один класс
(категорию, группу, кластер).
Научная теория в психологии строится на основании множества объектов, составляющих теоретические факты и закономерности.
Эмпирическое исследование проводят так, чтобы найти подобные явления в практической жизни. Следует сначала выбрать тот объект из множества, которая станет предметом исследования. Приходится применять количественные методы характеристики испытуемых, чтобы описать собранные данные целиком. Строятся при этом таблицы, диаграммы. Часто помогают в оценке результатов диаграммы частотного распределения, или гистограммы. Без них нельзя объективно провести распределение оцененных характеристик.
На этапе первичной обработки решаются две основные задачи: представить полученные данные в наглядной, удобной для предварительного качественного анализа форме в виде упорядоченных рядов, таблиц и гистограмм и подготовить данные для применения специфических методов вторичной обработки.
На этапе вторичной обработки вычисляются характеристики предмета исследования.
Анализ результатов вторичной обработки позволяет нам предпочесть тот набор количественных характеристик, который будет наиболее информативен. Цель этапа вторичной обработки состоит не только в получении информации, но и в подготовке данных к возможной оценке