Файл: Тема экономические основы финансового права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 534

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В настоящее время средства большинства федеральных и региональных внебюджетных фондов включены в соответствующие бюджеты.

Денежно-кредитная система Российской Федерациираньше других звеньев финансовой системы подверглась радикальной перестройке. Фундаментом новой денежно-кредитной системы стали преобразования в банковской сфере. В дореформенный период фактически существовала однобанковская система, в которой Госбанк СССР распределял в соответствии с планом через свои филиалы все финансовые ресурсы в стране. Кроме того, лишь один банк мобилизовывал сбережения населения – Сбербанк, являвшийся, по сути, отделением Госбанка.

Перестройка банковской сферы началась в 1987 году. Первый этап включал создание двух уровней банковской системы. Госбанк был преобразован в Центральный Банк Советского Союза. Он стал ответственным за проведение денежно-кредитной политики, обеспечение стабильности национальной валюты, надзор за коммерческими банками и проведение межбанковских расчетов. Все остальные функции были возложены на второй уровень банковской системы, состоящий из пяти специализированных банков: сберегательного банка (Сбербанк СССР), банка для внешней торговли (Внешторгбанк СССР), банка для строительства и промышленности (Промстройбанк СССР), банка для обслуживания социальной сферы и малых предприятий (Жилсоцбанк СССР) сельскохозяйственного банка (Агропромбанк СССР).

В конце 1988 г. и в начале 1989 г. прошел второй этап. Он характеризовался быстрым ростом разветвленной сети отраслевых и региональных коммерческих банков. Которые создавались как акционерные компании или кооперативы. Коммерческие банки также организовывались общественными организациями, научно-исследовательскими институтами, группами государственных предприятий и частными лицами.

Появление большого количества коммерческих банков означало ослабление монополизма в денежно-кредитной сфере и развитие конкуренции.

В 1991 году три крупных специализированных банка – Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк – были перерегистрированы как самофинасируемые, акционерные банки со своими центральными конторами и региональными отделениями. Сбербанк был утвержден в качестве коммерческого, но со своими специфическими функциями обслуживания вкладов населения.

В конце 1991 г. в связи с распадом СССР Центральный Банк Российской Федерации взял на себя все полномочия Госбанка СССР. В январе 1992 г. был упразднен союзный Сбербанк, а его российское отделение преобразовано в Сбербанк России.


Бывшие специализированные банки стали крупнейшими коммерческими банками России. Появился ряд совместных банков с участием иностранного капитала (международный московский банк, Диалог –банк и др.). Они специализируются на международных операциях и различного вида финансовых услуг. Всего в РФ в настоящее время действует около 1.300 коммерческих банков.

Девяностые годы в России характеризуются также быстрым ростом небанковских финансовых посредников: пенсионных фондов, кредитных союзов, ссудосберегательных ассоциаций и т.п. Особое место среди небанковских финансовых структур занимают инвестиционные фонды. В России они появились, прежде всего, в виде ЧИФов (чековых инвестиционных фондов). Это было вызвано принятием законодательных актов о ваучерной приватизации. Множественные ограничения в деятельности фондов и экономическая ситуация в стране не позволили этим фондам проявить себя в полной мере в качестве надежного инвестора.

С 1993 г. в РФ начинает формироваться рынок ценных бумаг негосударственных эмитентов- частных и приватизируемых предприятий, инвестиционных и финансовых компаний, коммерческих банков Постепенно ценные бумаги превращаются в важнейший инструмент аккумулирования денежных средств предприятий и населения и кредитования реального сектора экономики.

Получило новое направление система государственного кредита. Он стал важным и открытым источником покрытия бюджетного дефицита. Государство стало использовать его рыночные формы – различные формы краткосрочных и среднесрочных государственных займов при отказе от прямого кредитования расходов со стороны Центрального Банка.

В 1990-ые годы в России возрождается национальный страховой рынок.В условияхадминистративно-командной системы действовала государственная монополия на страховое дело. Госстрах СССР, через свои филиалы, осуществлял страхование на всей территории страны. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ “О страховании” от 27 ноября 1992 года, вступивший в силу 12.1.93 г. В это же время был создан Росстрахнадзор - федеральная служба по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства Финансов РФ.

Демонополизация страхового дела привела к созданию независимых частных страховых компаний, введению новых направлений и видов страхования

, изменению в соотношении между обязательными и добровольными формами страхования. В настоящее время на страховом рынке России действуют около трех тысяч страховых компаний. Самые крупные из них – АСКО. МАКС и РОСНО. Происходит постепенное становление вторичного рынка страховых услуг (перестраховочной деятельности).

С начала девяностых годов претерпели радикальные изменения в своем кругообороте и финансовые ресурсы предприятий.Признание свободы предпринимательскойдеятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности привели к необходимости создания принципиально нового финансового механизма на предприятии. Развитие акционерной формы собственности на предприятиях стало основой для формирования фондовых рынков.

За последние 10-12 лет в РФ кардинальным образом изменилось управления финансовой системой. К существовавшему ранее единому органу управления – Министерству Финансов добавился ряд специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государственный таможенный комитет и т.д. Наряду с развитием государственных органов контроля широкое развитие получил независимый аудиторский финансовый контроль.

Вопрос 3. Охарактеризуйте права и обязанности резидентов и нерезидентов в Российской Федерации


Резиденты:
    1) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых, постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

2) постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного российским законодательством, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством;

3) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов – юридических лиц, созданных в соответствии с российским законодательством; дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;

4) РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Нерезиденты:

1) физические лица, не являющиеся резидентами; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;


2) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории России;

3) аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

4) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;

5) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций:

- без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в
иностранной валюте, если иное не установлено законом;

- производить расчеты при осуществлении валютных операций через банковские счета, за исключением некоторых валютных операций (передачи физическим лицом – резидентом валютных ценностей в дар РФ, субъекту РФ и (или) муниципальному образованию);

- производить расчеты при осуществлении валютных операций через счета, открытые в банках за пределами территории РФ, за счет средств, зачисленных на эти счета;

- списывать и (или) зачислять денежные средства, внутренние и внешние ценные бумаги со специального счета и на специальный счет резидента;

- осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.

Нерезиденты имеют право:

- открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках;

- без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в банках за пределами территории РФ на свои банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках;

- без ограничений перечислять иностранную валюту со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ;

- списывать и (или) зачислять денежные средства, внутренние и внешние ценные
бумаги со специального счета и на специальный счет нерезидента в установленном

ЦБ РФ порядке.

Вопрос 4. Разберите порядок ввоза и вывоза российской и иностранной наличной валюты резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.
1 марта 2022 года подписан указ президентом России Владимиром Путиным о запрете вывоза наличной валюты на сумму свыше 10 000 долларов США на одного человека, который стал действовать со 2 марта 2022 года.
Ранее такую сумму можно было не декларировать при вывозе, сейчас же вообще нельзя вывезти. Российские карты Visa и Mastercard за границей не работают.
Поэтому для поездки за границу с достаточной суммой денег многие оформляют зарубежную банковскую карту, которая работает везде, в отличие от карты МИР или Union Pay.
Правила ввоза

На территорию РФ без декларации в 2023 году разрешено ввозить денежные средства в сумме, эквивалентной не больше 10 000 USD в любой валюте мира.
Если ввозимая сумма превышает лимит, то требуется обязательное оформление декларации по форме ТД-6. Здесь Вы можете скачать бланк 

Как уже ранее отмечалось, наличная валюта не играет никакой роли. Если человек провозит с собой 10 000 RUB, 5 000 EUR и 7 000 USD, то ему в обязательном порядке придется декларировать ввезенные денежные средства.

По причине того, что в переводе на USD данная сумма будет около 13 000 USD. Разница считается по курсу ЦБ для каждой валюту в долларовом эквиваленте.

То есть суммарное количество денег, переведенных в USD, превышает разрешенную норму к ввозу примерно на 3000 долларов.

При декларировании денежных средств более 100 000 долларов нужно предоставить бумаги, подтверждающие законность происхождения этих денег.
Правила вывоза

Более 10 000 долларов наличными вывезти нельзя. Поэтому многие оформляют зарубежные банковские карты близлежащих стран.

Согласно им, физлицо обладает правом вывезти любую валюту с территории России, равную в эквиваленте 10 000 USD.

Вывоз валюты из России в сумме, превышающей разрешенный лимит (10 000 USD) возможен в том случае, если ранее такая же сумма была ввезена на территорию РФ или иностранная валюта была приобретена резидентом другого государства или гражданином РФ в этой стране.

Но следует помнить, что данные операции необходимо подтвердить таможенной декларацией по форме ТД-6 (оформляется при ввозе денежных средств сверх установленного таможенными правилами России лимита) и удостоверением по форме ТС-28, в котором указывается количество ввозимых денежных средств и срок их вывоза с территории РФ.