ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 465
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
жения при переправах по камням почти всегда ломаная. Поэтому необходимо заранее спланировать, предусмотреть резкие развороты, толчки соответствующей ногой, места для одной ноги, двух, место, где можно постоять, передохнуть, просмотреть маршрут дальше, найти возможность разбега для прыжка и т.п.
Длинный шест, геологический молоток с удлиненной ручкой, ледоруб могут "использоваться как дополнительная точка опоры.
Для следующих членов группы натягиваются высокие перила, где-то по середине общей ширины переправы.
Переправляющийся пристраховывается к перилам длинным (до 2-
3 м) концом двойной вспомогательной веревки с подвижным кольцом или карабином.
В профилактических целях следует голеностопные суставы плотно обмотать эластическим бинтом или, в крайнем случае, обычным. При переправах по камням по опасным рекам, потокам, ручьям и т.д. страховка организуется так же, как и при переправах вброд. Но следует обратить внимание на опыт, внимательность, чувство дистанции страхующего! Он должен чувствовать каждый дальнейший шаг партнера. 1-3 кольца — в левой руке, ледоруб или альпеншток — в правой придадут переправляющемуся соответствующую мобильность при движении по камням.
Переправы по снежному мосту. В горах, в верховьях ущелий, особенно в начале летнего сезона, часто можно видеть остатки снега, перекрывшие полностью реку, так называемые снежные мосты.
При достаточной прочности (утром до восхода солнца) ими пользуются как переправами. Прочность такого снежного моста проверяется зондированием пути впереди себя, первый должен идти почти без груза, на страховочной веревке. Иногда в опасных местах приходится с надежной страховкой переползать наиболее тонкие и рыхлые участки снежного моста. Для остальных членов группы организуются перила. Двигаются по одному, мягко ступая след в след. При образовании трещины следует немедленно вер- нуться назад и попытаться найти более надежное место выше по течению.
Переправа по бревну. Удобный, относительно безопасный способ. Выбирается узкая часть реки с высокими крепкими берегами, крупными деревьями, растущими почти вплотную к воде. Измерив ширину реки и высоту дерева (запас длины дерева
— 2-3 м), подрубывают дерево так, чтобы оно упало на противоположный берег. Желательно направлять падение ствола, т.к. любое отклонение приведет к тому, что дерево будет унесено рекой. Если подходящего дерева вблизи нет, его подтаскивают, очищают от сучьев, делают зарубки или обкручивают веревкой, чтобы при передвижении по нему не соскользнуть. Далее узлом
«стремя» привязывают середину веревки к верхней части дерева.
Таким же способом привязывают еще одну веревку. Подго- товленное таким образом бревно укладывается комлем в приготовленную выемку на берегу глубиной 30-50 см.
На каждый конец основной веревки, идущей от верхушки, становятся по 1-2 человека. По команде одного бревно приподнимается на 2-4 м и разворачивается поперек течения
(комль должен быть в выемке!), затем медленно опускается на противоположный берег. Согласованные действия, четкие команды (не забывайте о шуме реки!), тщательная подготовка — залог успеха. Иногда при достаточном опыте используют течение реки, для того, чтобы верхнюю часть (нижнюю придерживают) прибило к берегу.
В целях безопасности к концам веревки, идущим от дерева, не привязываются. Одну из веревок следует прикрепить наглухо к надежной опоре, чтобы при неудачной укладке течение не унесло бревно.
Первый участник, без груза, проходит по уложенному таким образом бревну, используя веревки как перила. Далее организуются уже известным способом обычные перила, которые натягиваются ниже по течению относительно бревна.
Эту рекомендацию необходимо соблюдать неукоснительно как для этого способа, так и для всех последующих, связанных с переправой по бревну.
В противном случае, если переправляющийся по перилам сорвется в реку, его может затянуть течением под бревно.
При движении по перилам участники пристегиваются петлей из двойной вспомогательной веревки с карабином,
340 341
Длинный шест, геологический молоток с удлиненной ручкой, ледоруб могут "использоваться как дополнительная точка опоры.
Для следующих членов группы натягиваются высокие перила, где-то по середине общей ширины переправы.
Переправляющийся пристраховывается к перилам длинным (до 2-
3 м) концом двойной вспомогательной веревки с подвижным кольцом или карабином.
В профилактических целях следует голеностопные суставы плотно обмотать эластическим бинтом или, в крайнем случае, обычным. При переправах по камням по опасным рекам, потокам, ручьям и т.д. страховка организуется так же, как и при переправах вброд. Но следует обратить внимание на опыт, внимательность, чувство дистанции страхующего! Он должен чувствовать каждый дальнейший шаг партнера. 1-3 кольца — в левой руке, ледоруб или альпеншток — в правой придадут переправляющемуся соответствующую мобильность при движении по камням.
Переправы по снежному мосту. В горах, в верховьях ущелий, особенно в начале летнего сезона, часто можно видеть остатки снега, перекрывшие полностью реку, так называемые снежные мосты.
При достаточной прочности (утром до восхода солнца) ими пользуются как переправами. Прочность такого снежного моста проверяется зондированием пути впереди себя, первый должен идти почти без груза, на страховочной веревке. Иногда в опасных местах приходится с надежной страховкой переползать наиболее тонкие и рыхлые участки снежного моста. Для остальных членов группы организуются перила. Двигаются по одному, мягко ступая след в след. При образовании трещины следует немедленно вер- нуться назад и попытаться найти более надежное место выше по течению.
Переправа по бревну. Удобный, относительно безопасный способ. Выбирается узкая часть реки с высокими крепкими берегами, крупными деревьями, растущими почти вплотную к воде. Измерив ширину реки и высоту дерева (запас длины дерева
— 2-3 м), подрубывают дерево так, чтобы оно упало на противоположный берег. Желательно направлять падение ствола, т.к. любое отклонение приведет к тому, что дерево будет унесено рекой. Если подходящего дерева вблизи нет, его подтаскивают, очищают от сучьев, делают зарубки или обкручивают веревкой, чтобы при передвижении по нему не соскользнуть. Далее узлом
«стремя» привязывают середину веревки к верхней части дерева.
Таким же способом привязывают еще одну веревку. Подго- товленное таким образом бревно укладывается комлем в приготовленную выемку на берегу глубиной 30-50 см.
На каждый конец основной веревки, идущей от верхушки, становятся по 1-2 человека. По команде одного бревно приподнимается на 2-4 м и разворачивается поперек течения
(комль должен быть в выемке!), затем медленно опускается на противоположный берег. Согласованные действия, четкие команды (не забывайте о шуме реки!), тщательная подготовка — залог успеха. Иногда при достаточном опыте используют течение реки, для того, чтобы верхнюю часть (нижнюю придерживают) прибило к берегу.
В целях безопасности к концам веревки, идущим от дерева, не привязываются. Одну из веревок следует прикрепить наглухо к надежной опоре, чтобы при неудачной укладке течение не унесло бревно.
Первый участник, без груза, проходит по уложенному таким образом бревну, используя веревки как перила. Далее организуются уже известным способом обычные перила, которые натягиваются ниже по течению относительно бревна.
Эту рекомендацию необходимо соблюдать неукоснительно как для этого способа, так и для всех последующих, связанных с переправой по бревну.
В противном случае, если переправляющийся по перилам сорвется в реку, его может затянуть течением под бревно.
При движении по перилам участники пристегиваются петлей из двойной вспомогательной веревки с карабином,
340 341
муфта которого не закручивается. Последний переправляется со страховкой с берега, сидя верхом на бревне.
1 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 26
Переправа маятниковая:. При необходимости переправлять объемный, громоздкий груз (вплоть до животных) строят маятниковую переправу. Ошкуренные бревна (диаметр у комля—
15-20см) соединяют в раму, напоминающую букву «А», но с двумя перекладинами посередине. К верхней части этого сооружения привязываются 3—4-6 основных веревок в зависимости от ширины реки и количества людей. На берегу делаются две выемки глубиной до 50-60см, куда вставляются основания — комли маятниковой переправы. Концы веревок распределяются между участниками одинаково — 3-4 на одном берегу, 3-4 — на другом. Высота этого сооружения должна быть больше ширины реки на верхнюю часть маятниковой переправы, т.е. чтобы при перекидке на противоположный берег верхняя часть сооружения, не касаясь воды, оказалась на берегу, т. к. именно в этой части привязывается груз, который необходимо переправить. Привязав груз к верхней части, по команде поднимают А-образную раму и маятником медленно опускают на противоположном берегу. Отвязав груз, по команде поднимают и опускают на другом берегу за следующим грузом. Естественно, что все движения необходимо прорепетировать заранее, без груза.
Хорошо отлаженная маятниковая переправа может служить почти весь сезон.
Домашние животные средних размеров (свиньи, бараны, ишаки) переправляются в больших мешках — баулах, животные меньше путаются и не делают резких движений.
В общем, большие затраты времени на постройку маятниковой переправы (4-5 часов интенсивной работы!) в дальнейшем вполне окупаются. В переправе участвуют не менее 8 человек.
Переправа по навесному веревочному мосту. Для переправы
(неоднократной) большого количества людей с грузом организуются переправы длительного пользования. Один из видов такой переправы — навесной веревочный мост.
Идеальный вариант, когда на одном и другом берегу растут крупные деревья, которые и используются как опоры. Веревочный мост собирается на берегу. На расстоянии 2,5—3,0 м друг от друга кладутся параллельно две основные веревки. Деревянная жердь
(диаметром до 10-15 см) или две, в зависимости от ширины реки и длины жердей, кладется между основными веревками посередине.
Конец вспомогательной веревки завязывается у начала основной веревки «полусхватывающим узлом», узлом «стремя» при- крепляется к жерди, затем «полусхватывающим» узлом крепится ко второй основной веревке, опять к жерди, к первой веревке, к жерди, ко второй веревке и т.д. до конца основных веревок. Если мы поднимем конструкцию за основные веревки, получится веревочный мост с перилами, высота которых 1,20-1,50 м. В разрезе такой мост напоминает букву V, к основанию которой прикреплена жердь — по ней и переходят, держась руками за туго натянутые основные веревки-перила.
2-3 участника переправляются на противоположный берег со страховочной веревкой.
Переправившись, вытягивают страховочную веревку, к которой привязаны концы двух основных веревок будущего моста. Далее натягивают основные веревки- перила (лучше блочным способом), и навесной веревочный мост после опробования (со страховкой) готов к длительной эксплуатации.
Навесная переправа — безопасная, длительного пользования, универсальная (переправляют и людей, и груз, и животных).
Натянутая горизонтально, с использованием небольших усилий, может «работать в обе стороны», натянутая под углом (не более
20°) «работает в одну сторону» за счет гравитационных сил. Если оборудована роликом для движения по веревке, может служить почти весь сезон (перед эксплуатацией требует профилактического осмотра и опробования!). Если вместо веревок оборудована стальным тросом, соответствующими роликовым карабином и люлькой, может служить несколько лет.
Но есть и негативные стороны этой переправы — сложность в организации, необходимость надежных опор (лучше деревья, система забитых в скалы крючьев и т.п.), ве-
342 343
рески должны быть новыми, опробованными на динамический рывок (в пределах 1300-1800 кг). Обычно такая переправа натягивается через глубокие ущелья, бурные реки, трещины на леднике. Естественно, что большую сложность и затруднения вызывает переправа первого с концом основной веревки.
Оправдываются даже длительные обходы, особенно при большом количестве людей.
Натягиваются две основные веревки (капрон, диаметр 12 мм) параллельно одна над другой. Нижняя — рабочая, верхняя — страховочная. Наличие двух веревок на этом виде переправ — обязательно!
Для натягивания применяется система блоков из карабинов — полиспаст. Один конец веревки закрепляется на надежной опоре наглухо (например, к дереву — узлом «удавка (накидка)», при крючьевой опоре — узлом «проводник», «булинь»). К другому концу веревки охватывающими узлами привязываются две вспомогательные веревки, имеющие самостоятельное закрепление и проходящие через один-два карабина, прикрепленные под острым углом к вспомогательным веревкам (репшнурам). 2-4 человека тянут за один репшнур, натягивая веревку до возможных пределов, схватывающий узел другого репшнура (ослаблен!) передвигается по основной веревке и затягивается. Отпустив первый репшнур (ослаблен!), передвигают его по основной веревке дальше; отпустив второй репшнур (вся нагрузка на первом!) передвигают его дальше по основной веревке и т.д., пока веревка не будет натянута до требуемых пределов. Проверяется следующим образом. В 2-3 м от точки опоры надо повиснуть на натянутой веревке. Если веревка осталась почти в прежнем положении (не провисает) — все в порядке. Закрепляется конец основной веревки к опоре, ослабляются репшнуры со «схва- тывающими» узлами, вся нагрузка на основной веревке. Таким образом натягивают вторую веревку. Переправляющийся пользуется «беседочным» узлом. От грудной обвязки — страховка (вспомогательная двойная веревка с карабином!) к верхней основной веревке. Система «беседочный» узел —
«грудная обвязка» прикреплена к нижней, рабочей основной веревке (лучше карабином с роли- ком). Вспомогательная веревка длиною в удвоенную ширину реки серединой привязывается к карабину на нижней основной веревке для возвращения
«беседочной системы» обратно.
При горизонтальной навесной переправе участник двигается перебирая веревку (нижнюю) руками (брезентовые рукавицы!). При наклонной движется за счет собственного веса.
Чтобы ускорить процесс переправы, участник должен быть подготовлен заранее. Для этого готовятся сразу две системы
«беседочный» узел и грудная обвязка.
Последний подготавливает перильную веревку так, чтобы ее можно было снять с противоположного берега, переправляется и основные веревки снимаются.
Несколько практических советов:
1. Если не будет роликового карабина — основная веревка быстро износится.
2. Все работы надо проводить в брезентовых рукавицах.
3. Узлы, особенно «булинь», «проводник», сильно за- тягиваются. Иногда приходится разрезать веревку. Чтобы потом их быстро развязать, нужно в узел вставить небольшой деревянный клин. Срезав или сломав его — ослабевают узлы.
4. После переправы 30-40 человек основные веревки требуют подтягивания.
5. Шум реки практически исключает звуковую корректировку.
Описанные виды переправ являются основными. Существуют и другие виды переправ, но знания основных достаточно для преодоления естественных препятствий при проведении полевых работ и экспедиций на различных уровнях.
Методические рекомендации общего характера
Водные естественные препятствия — одни из самых сложных, требующих неукоснительного выполнения требований и правил.
Любая ошибка — это не только срыв производственного плана, уменьшение эффективности трудовых действий. Незначительная на первый взгляд ошибка может привести к травмам, летальным исходам. Об этом
344 345
Оправдываются даже длительные обходы, особенно при большом количестве людей.
Натягиваются две основные веревки (капрон, диаметр 12 мм) параллельно одна над другой. Нижняя — рабочая, верхняя — страховочная. Наличие двух веревок на этом виде переправ — обязательно!
Для натягивания применяется система блоков из карабинов — полиспаст. Один конец веревки закрепляется на надежной опоре наглухо (например, к дереву — узлом «удавка (накидка)», при крючьевой опоре — узлом «проводник», «булинь»). К другому концу веревки охватывающими узлами привязываются две вспомогательные веревки, имеющие самостоятельное закрепление и проходящие через один-два карабина, прикрепленные под острым углом к вспомогательным веревкам (репшнурам). 2-4 человека тянут за один репшнур, натягивая веревку до возможных пределов, схватывающий узел другого репшнура (ослаблен!) передвигается по основной веревке и затягивается. Отпустив первый репшнур (ослаблен!), передвигают его по основной веревке дальше; отпустив второй репшнур (вся нагрузка на первом!) передвигают его дальше по основной веревке и т.д., пока веревка не будет натянута до требуемых пределов. Проверяется следующим образом. В 2-3 м от точки опоры надо повиснуть на натянутой веревке. Если веревка осталась почти в прежнем положении (не провисает) — все в порядке. Закрепляется конец основной веревки к опоре, ослабляются репшнуры со «схва- тывающими» узлами, вся нагрузка на основной веревке. Таким образом натягивают вторую веревку. Переправляющийся пользуется «беседочным» узлом. От грудной обвязки — страховка (вспомогательная двойная веревка с карабином!) к верхней основной веревке. Система «беседочный» узел —
«грудная обвязка» прикреплена к нижней, рабочей основной веревке (лучше карабином с роли- ком). Вспомогательная веревка длиною в удвоенную ширину реки серединой привязывается к карабину на нижней основной веревке для возвращения
«беседочной системы» обратно.
При горизонтальной навесной переправе участник двигается перебирая веревку (нижнюю) руками (брезентовые рукавицы!). При наклонной движется за счет собственного веса.
Чтобы ускорить процесс переправы, участник должен быть подготовлен заранее. Для этого готовятся сразу две системы
«беседочный» узел и грудная обвязка.
Последний подготавливает перильную веревку так, чтобы ее можно было снять с противоположного берега, переправляется и основные веревки снимаются.
Несколько практических советов:
1. Если не будет роликового карабина — основная веревка быстро износится.
2. Все работы надо проводить в брезентовых рукавицах.
3. Узлы, особенно «булинь», «проводник», сильно за- тягиваются. Иногда приходится разрезать веревку. Чтобы потом их быстро развязать, нужно в узел вставить небольшой деревянный клин. Срезав или сломав его — ослабевают узлы.
4. После переправы 30-40 человек основные веревки требуют подтягивания.
5. Шум реки практически исключает звуковую корректировку.
Описанные виды переправ являются основными. Существуют и другие виды переправ, но знания основных достаточно для преодоления естественных препятствий при проведении полевых работ и экспедиций на различных уровнях.
Методические рекомендации общего характера
Водные естественные препятствия — одни из самых сложных, требующих неукоснительного выполнения требований и правил.
Любая ошибка — это не только срыв производственного плана, уменьшение эффективности трудовых действий. Незначительная на первый взгляд ошибка может привести к травмам, летальным исходам. Об этом
344 345
следует помнить всегда не только преподавателю, руководителю учебного похода, инструктору, но и студенту-практиканту, находящемуся в полевых и экспедиционных условиях.
Учебный материал преподносится студентам в течение учебного года и рассчитан на 4-летний период обучения. Все знания, умения и существенная часть практических навыков отрабатываются в течение учебного года на теоретических занятиях, практических в помещении и в учебных экспедиционных походах.
Устройство плота, сборка, процесс подготовки плота к сплаву вначале отрабатывается в помещении на уменьшенных моделях
1:5, 1:10. На учебную группу 20-25 человек необходимо 2 модели.
Теоретическая подготовка складывается из лекций, вводных бесед и замечаний-пояснений при проведении практических занятий.
Теоретические занятия проводятся в форме лекций. Лекции читаются в аудиториях, оборудованных классной доской, эпидиаскопом, диапроектором и кинопроектором. Ниже — примерный план.
Содержание
Форма обучения
Количество часов
1. Цели, задачи курса. Вопросы безопасности при организации и проведении занятий «Основы техники и тактики преодоления естественных препятствий»
Лекция
4 2. Прикладное плавание
Беседа
1 3. Основы техники и тактики передвижения по болотам
Беседа
1 4. Основы техники и тактики переправы через горные, горно- таежные и равнинные реки
Беседа
1 5. Основы техники и тактики сплава на плоту
Беседа
1
Естественно, что условия проведения занятий, практик, наличие необходимого инвентаря и снаряжения, а также подготовленность и квалификация проводящего занятия внесут свои коррективы как в количество времени, так и в содержание занятий.
При проведении практических занятий особое внимание уделяется вопросам безопасности, методике, вопросам закрепления учебного материала и контроля за успеваемостью. Дидактические принципы постепенности и систематичности, от простого к сложному, наглядности, от усвоенного материала к усвоению нового должны применяться во всех аспектах обучения. Нельзя сразу заставлять обучающихся лезть в холодную воду, повисать на веревочных перилах над рекой и т.п. Вначале все приемы отрабатываются на суше. В качестве учебных объектов используются овраги, пересохшие русла рек, канавы. Навесную переправу и переправу по веревочному мосту отрабатывают между деревьями. При выполнении переправы одними участниками другие должны хорошо видеть налаживание, сборку, отработку приемов.
При проведении занятий по переправам лучше наладить сразу
4-6 видов переправ, чтобы участники перешли на другой берег по одной переправе, вернувшись по другой и т.д.
Лучшая форма оценки успеваемости — дать 2-4-6 студентам организовать тот или иной вид переправы, переправиться, снять и собрать все снаряжение, попутно ответив на 2-3 теоретических вопроса.
Естественно, обучающемуся необходимо помнить, что имитация не дает полного представления о подлинной сложности и опасности проведения переправ. Окончательная отработка всех приемов должна проходить (пусть частично!) в естественных, природных условиях учебных и производственных практик.
Предложенные ниже несколько специальных упражнений помогут развить и воспитать необходимые физические качества и двигательные умения для более успешного преодоления водных естественных препятствий.
1. Спортивная ходьба.
2. Бег по воде и глубокому снегу.
3. Приседание на одной ноге — «пистолет».
4. Игра в минифутбол набивным мячом.
5. Прыжки по «кочкам».
6. Завязывание узлов.
346 347
Учебный материал преподносится студентам в течение учебного года и рассчитан на 4-летний период обучения. Все знания, умения и существенная часть практических навыков отрабатываются в течение учебного года на теоретических занятиях, практических в помещении и в учебных экспедиционных походах.
Устройство плота, сборка, процесс подготовки плота к сплаву вначале отрабатывается в помещении на уменьшенных моделях
1:5, 1:10. На учебную группу 20-25 человек необходимо 2 модели.
Теоретическая подготовка складывается из лекций, вводных бесед и замечаний-пояснений при проведении практических занятий.
Теоретические занятия проводятся в форме лекций. Лекции читаются в аудиториях, оборудованных классной доской, эпидиаскопом, диапроектором и кинопроектором. Ниже — примерный план.
Содержание
Форма обучения
Количество часов
1. Цели, задачи курса. Вопросы безопасности при организации и проведении занятий «Основы техники и тактики преодоления естественных препятствий»
Лекция
4 2. Прикладное плавание
Беседа
1 3. Основы техники и тактики передвижения по болотам
Беседа
1 4. Основы техники и тактики переправы через горные, горно- таежные и равнинные реки
Беседа
1 5. Основы техники и тактики сплава на плоту
Беседа
1
Естественно, что условия проведения занятий, практик, наличие необходимого инвентаря и снаряжения, а также подготовленность и квалификация проводящего занятия внесут свои коррективы как в количество времени, так и в содержание занятий.
При проведении практических занятий особое внимание уделяется вопросам безопасности, методике, вопросам закрепления учебного материала и контроля за успеваемостью. Дидактические принципы постепенности и систематичности, от простого к сложному, наглядности, от усвоенного материала к усвоению нового должны применяться во всех аспектах обучения. Нельзя сразу заставлять обучающихся лезть в холодную воду, повисать на веревочных перилах над рекой и т.п. Вначале все приемы отрабатываются на суше. В качестве учебных объектов используются овраги, пересохшие русла рек, канавы. Навесную переправу и переправу по веревочному мосту отрабатывают между деревьями. При выполнении переправы одними участниками другие должны хорошо видеть налаживание, сборку, отработку приемов.
При проведении занятий по переправам лучше наладить сразу
4-6 видов переправ, чтобы участники перешли на другой берег по одной переправе, вернувшись по другой и т.д.
Лучшая форма оценки успеваемости — дать 2-4-6 студентам организовать тот или иной вид переправы, переправиться, снять и собрать все снаряжение, попутно ответив на 2-3 теоретических вопроса.
Естественно, обучающемуся необходимо помнить, что имитация не дает полного представления о подлинной сложности и опасности проведения переправ. Окончательная отработка всех приемов должна проходить (пусть частично!) в естественных, природных условиях учебных и производственных практик.
Предложенные ниже несколько специальных упражнений помогут развить и воспитать необходимые физические качества и двигательные умения для более успешного преодоления водных естественных препятствий.
1. Спортивная ходьба.
2. Бег по воде и глубокому снегу.
3. Приседание на одной ноге — «пистолет».
4. Игра в минифутбол набивным мячом.
5. Прыжки по «кочкам».
6. Завязывание узлов.
346 347