Файл: Диагностика познавательной сферы личности Методика изучения концентрации внимания Перепутанные линии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 308

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


+: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.

— : 12, 46, 59.

Сумму ответов умножить на 2.

3.Педантичность/педантичный тип:

+: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.

— : 36.

Сумму ответов умножить на 2.

4. Возбудимость/возбудимый тип:

 + : 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

 Сумму ответов умножить на 3.

5. Гипертимность/гипертимный тип:

 + : 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.

 Сумму ответов умножить на 3.

6. Дистимность/дистимический тип:

 + : 9, 21, 43, 75, 87.

 – : 65, 53, 31.

Сумму ответов умножить на 3. 

7. Тревожность/тревожно-боязливый тип:

+ : 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.

– : 5.

Сумму ответов умножить на 3.

8.Экзальтированность/аффективно-экзальтированный тип:

 + : 10, 32, 54, 76.

 Сумму ответов умножить на 6.

9. Эмотивность/эмотивный тип:

+: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.

– : 25.

Сумму ответов умножить на 3.

10. Циклотимность/циклотимный тип:

 + : 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.

 Сумму ответов умножить на 3.

Максимальный показатель по каждому типу акцентуации равен 24 баллам. Вывод о степени выраженности акцентуации делается на основании следующих показателей по шкалам:

0-12 – тип акцентуации не выражен;  

13-18 – тенденция к тому или иному типу акцентуации;

19-24 – выраженность типа акцентуации.

Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личнос­тей разделены на две группы: акцентуации характера (демон­стративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и ак­центуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный).

1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной спо­собностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контак­тов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направ­ленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления.

2. Застревающий тип.Его характеризует умеренная общитель­ность, занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отноше­нию к нему. В связи с этим проявляет настороженность и не­доверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительно­стью, долго переживает происшедшее, не способен легко от­ходить от обид. Для него характерна заносчивость, самонадеянность, жест­кость установок и взглядов.


3. Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инертно­стью психических процессов, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступа­ет редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следо­вать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ори­ентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в пра­вильности выполненной работы, брюзжанию, формализму.

4. Возбудимый тип.Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Для него харак­терна повышенная импульсивность, инстинктивность, гру­бость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамст­ву и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыль­чив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. От­мечается низкая контактность в общении, замедленность вер­бальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков.

5. Гипертимный тип. Людей этого типа отличает большая по­движность, общительность, болтливость, выраженность жес­тов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отно­шениях с другими. Они поч­ти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочув­ствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хо­роший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем де­ловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, иници­ативные.

6. Дистимический тип. Люди этого типа отличаются серьезно­стью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимисти­ческое отношение к будущему, заниженная самооценка, а так­же низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуа­листами; избегают общества, шумной компании, ве­дут замкнутый образ жизни. Они до­бросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им под­чиниться, располагают обостренным чувством справедливос­ти, а также замедленностью мышления.



7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, не­уверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темно­ты, животных, страшатся оставаться одни. Часто стесня­ются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения со­вести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формирует­ся чувство долга, ответственности, высокие моральные и эти­ческие требования. Непереносимость насмешек, подозрения со­провождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Вследствие своей беззащитности нередко служат козлами отпущения, мишенями для шуток.

8. Экзальтированный тип. Яркая черта этого типа — способ­ность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощу­щение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Им свойствен­на высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоя­нию печали, обладают лабильностью психики.

9. Эмотивный тип. Этот тип родствен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоцио­нальность, чувствительность, тревожность, болтливость, бояз­ливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная их черта — гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердеч­ность, они радуются чужим успехам. Впечатлительны, слезли­вы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди.

10. Циклотимный тип. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жаж­да деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; пе­чальные — подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. Данный тип акцентуации свидетельствует о врожденности перепадов энергии у человека: чем выше показатель, тем ярче и чаще наблюдается смена двух фаз – подъема и упадка внутренних сил.


Вывод: на основе сравнения полученных результатов с оценочной шкалой, необходимо сделать вывод об уровне выраженности акцентуаций характера.


  1. 1   2   3   4   5

Методика «Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации» (Автор К.Томас)


Цель: выявить преобладающие стратегии поведения личности в конфликтной ситуации.

К.Томас выделяет следующие стратегии поведения личности в регулировании конфликтов:

  1. Соперничество (соревнование, конкуренция) как стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

  2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

  3. Компромисс.

  4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

  5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Инструкция: Перед Вами тридцать пар суждений. В каждой паре выберите то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики вашего поведения.

  1. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 
    Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

  2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение. 
    Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

  3. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 
    Б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

  4. А) Я стараюсь найти компромиссное решение. 
    Б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

  5. А) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. 
    Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

  6. А) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. 
    Б) Я стараюсь добиться своего.

  7. А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. 
    Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.

  8. А) Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего. 
    Б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

  9. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. 
    Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

  10. А) Я твердо стремлюсь достичь своего. 
    Б) Я пытаюсь найти компромиссные решения.

  11. А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. 
    Б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом со­хранить наши отношения.

  12. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. 
    Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

  13. А) Я предлагаю среднюю позицию. 
    Б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

  14. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. 
    Б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

  15. А) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. 
    Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

  16. А) Я стараюсь не задеть чувств другого. 
    Б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

  17. А) Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего. 
    Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

  18. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. 
    Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

  19. А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. 
    Б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

  20. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. 
    Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и по­терь для нас обоих.

  21. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. 
    Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

  22. А) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека. 
    Б) Я отстаиваю свои желания.

  23. А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. 
    Б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

  24. А) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь пойти навстречу его желаниям. 
    Б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

  25. А) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. 
    Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

  26. А) Я предлагаю среднюю позицию. 
    Б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

  27. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. 
    Б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему воз­можность настоять на своем.

  28. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 
    Б) Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

  29. А) Я предлагаю среднюю позицию. 
    Б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

  30. А) Я стараюсь не задеть чувств другого. 
    Б) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.