Файл: Диагностика познавательной сферы личности Методика изучения концентрации внимания Перепутанные линии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 306
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Диагностика познавательной сферы личности
1.Методика изучения концентрации внимания «Перепутанные линии»
2.Методика изучения зрительной образной памяти «Четыре фигуры»
3.Методика изучения зрительного, слухового и комбинированного видов памяти
4.Методика изучения вербального мышления «Сходства»
5.Методика изучения вербального мышления «Числовые ряды»
5.Методика изучения творческого воображения «Три слова
Диагностика индивидуально-психологических свойств личности
Методика «Изучение акцентуаций личности» (Авторы: К. Леонгард, С. Шмишек)
Методика «Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации» (Автор К.Томас)
Ключ к тесту
№ | соперничество | сотрудничество | компромисс | избегание | приспособление |
1 | | | | A | Б |
2 | | Б | A | | |
3 | A | | | | Б |
4 | | | А | | Б |
5 | | A | | Б | |
6 | Б | | | А | |
7 | | | Б | А | |
8 | А | Б | | | |
9 | Б | | | А | |
10 | А | | Б | | |
11 | | А | | | Б |
12 | | | Б | А | |
13 | Б | | А | | |
14 | Б | А | | | |
15 | | | | Б | А |
16 | Б | | | | А |
17 | А | | | Б | |
18 | | | Б | | А |
19 | | А | | Б | |
20 | | А | Б | | |
21 | | Б | | | А |
22 | Б | | А | | |
23 | | А | | Б | |
24 | | | Б | | А |
25 | А | | | | Б |
26 | | Б | А | | |
27 | | | | А | Б |
28 | А | Б | | | |
29 | | | А | Б | |
30 | | Б | | | А |
Обработка
Подсчитайте количество баллов по каждому столбику. Название столбика набравшего наибольшее количество баллов является вашей ведущей стратегией поведения в конфликтной ситуации.
Краткая характеристика типов разрешения конфликта
Человек, использующий стиль конкуренции (соперничества), активен и предпочитает идти к разрешению конфликта собственным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими и достигает цели, используя свои волевые качества. Он старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая их принимать нужное ему решение проблемы.
Стиль избегания означает, что индивид не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения или уклоняется от решения конфликта. Для этого используются уход от проблемы (выход из комнаты, смена темы и т.д.), игнорирование ее, перекладывание ответственности за решение на другого, отсрочка решения и т.п.
Приспособление - это действия совместно с другим человеком без попытки отстаивать собственные интересы. В отличие от уклонения, при этом стиле имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой. Это стиль уступок, согласия и принесения в жертву собственных интересов.
Тот, кто следует стилю сотрудничества, активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительных затрат времени, чем другие, так как сначала выдвигаются нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем идет их обсуждение. Это хороший способ удовлетворения интересов обеих сторон, который требует понимания причин конфликта и совместно поиска новых альтернатив его решения. Среди других стилей сотрудничество - самый трудный, но наиболее эффективный стиль в сложных и важных конфликтных ситуациях.
При использовании стиля компромисса обе стороны немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто главном. Это делается путем торга и обмена, уступок. В отличие от сотрудничества, компромисс достигается на более поверхностном уровне - один уступает в чем-то, другой тоже, в результате появляется возможность прийти к общему решению. При компромиссе отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. При этом причины конфликта не затрагиваются. Идет не поиск их устранения, а нахождение решения, удовлетворяющего сиюминутные интересы обеих сторон.
Вывод: Оптимальной стратегией в конфликте считается такая, когда применяются все пять тактик поведения, и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Если Ваш результат отличен от оптимального, то одни тактики выражены слабо - имеют значения ниже 5 баллов, другие - сильно - выше 7 баллов.
- 1 2 3 4 5
Методика диагностики самооценки (Авторы: Дембо-Рубинштейн)
Цель: провести диагностику самооценки и оценить ее уровень в соответствии с оценочной шкалой.
Методика основана на оценивании испытуемыми ряда личностных качеств, таких, как здоровье, способности, характер и т.д.
Инструкция: «Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Условно эту оценку можно изобразить в виде вертикальной линии, нижняя точка которой указывает на самую низкую оценку, а верхняя – на самую высокую. Здесь нарисовано 7 таких линий и написано, что каждая из них означает. Оцените себя по каждому из предложенных здесь качеств, сторон личности и чёрточкой (-) отметьте на каждой линии эту самооценку».
Обработка результатов
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная – «здоровье» - не учитывается). При необходимости, данные по ней анализируются отдельно.
Для удобства подсчёта оценка переводится в баллы. Размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемого получают количественную оценку (напр., 54 мм = 54 баллам). Подсчитывается средняя арифметическая оценка по шести шкалам.
Интерпретация результатов
Для оценки результаты испытуемого сравниваются с нормами, приведёнными ниже (табл. 1).
Неблагоприятными для личностного развития и для обучения являются все случаи низкой самооценки.
Очень высокая самооценка обычно свидетельствует о том, что испытуемый по разным основаниям «закрыт» для внешнего опыта, нечувствителен ни к своим ошибкам, ни к замечаниям окружающих. Подобная самооценка является непродуктивной, препятствует обучению и гармоничному развитию личности.
Завышенная и неадекватная самооценка
Человек с завышенной и неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие его собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей, или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа оценки своей личности.
Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.
Завышенная самооценка
На основе завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и способностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе, идеализированный образ «Я». Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание воспринимается как придирка, объективная оценка результатов труда – как заниженная. Неуспех представляется как следствие чьих-то козней, или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.
Оптимальная самооценка
При оптимальной самооценке субъект правильно соотносит ее со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели, которых можно достичь на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: близкие и товарищи по работе. Иными словами, оптимальная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, то есть без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности и переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.
Заниженная самооценка
Заниженная самооценка – оценка ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.