Файл: В. В. Горшков, В. Н. Гетманец, Г. А. Прищепина, Н. И. Владимиров.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 294

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Нормативно-правовые акты АГАУ

  • Устав Федерального государственного образовательного учреждения «Алтайский государственный аграрный университет». Дата регистрации: 23.10.2002

  • Положение в новой редакции о порядке подготовки и защиты выпускной квалификационной работы. Утверждено решением Ученого совета АГАУ 04.12.2014 №320-ОД.

  • Учебные планы направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Продукты питания животного происхождения».

Специфика написания и защиты выпускной квалификационной работы по различным направлениям подготовки определяется программами ВКР, разработанными на факультете. Основным видом выпускной квалификационной работы является бакалаврская работа.

Бакалаврская работа – заключительная работа учебно-исследовательского характера. Как правило, представляет собой самостоятельное исследование какого-либо актуального вопроса в области избранной студентом специальности и имеет целью систематизацию, обобщение и проверку специальных теоретических знаний и практических навыков выпускников.

Бакалаврская работа предполагает достаточную теоретическую разработку темы с анализом эксперимента (информации по рассматриваемой проблеме), наблюдения (исследовательскую часть), литературных и др. источников по исследуемому вопросу и обоснование предложений по ее решению.

Лицам, завершившим освоение основной образовательной программы, но не прошедшим итоговую аттестацию, предоставлено право на восстановление в соответствии с Положением о порядке перевода, отчисления и восстановления студентов.

Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний назначается не ранее чем через три месяца и не более чем через пять лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые. Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться более двух раз.

Защите выпускной квалификационной работы предшествует подготовительный процесс, который начинается задолго до окончания учебного процесса.Процесс выполнения выпускной квалификационной работы включает в себя ряд взаимосвязанных этапов:

– выбор темы и ее утверждение в установленном порядке;

– формирование структуры и календарного графика выполнения работы, согласование их с научным руководителем;


– сбор, анализ и обобщение документальных материалов по выбранной теме, подбор литературы;

– формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций по результатам анализа;

– подготовка письменного проекта бакалаврской работы и его представление руководителю;

– доработка вариантов выпускной квалификационной работы с учетом замечаний руководителя;

– завершение и чистовое оформление бакалаврской работы, списка использованных документальных источников и литературы, приложений;

– подготовка доклада для защиты бакалаврской работы на заседании аттестационной комиссии;

– подготовка демонстрационных плакатов или иллюстрационного материала, включающего в себя в сброшюрованном виде компьютерные распечатки текста, формул, таблиц и рисунков (формата А4);

– предзащита выпускной квалификационной работы и оперативное устранение выявленных недостатков;

– получение допуска к защите бакалаврской работы;

– защита выпускной квалификационной работы.

Бакалаврская работа студента должна иметь следующие характеристики:

– полнота выполнения задания;

– четкая целевая направленность;

– логическая последовательность изложения материала;

– краткость и точность формулировок;

–конкретность и полнота изложения результатов работы;

– необходимость делать ссылки на источники, из которых взяты формулы, таблицы, цитаты;

– доказательность выводов и обоснованностью рекомендаций;

– грамотное изложение и оформление;

– достоверность и достаточность первичной информации;

– использование стандартных компьютерных программ;

– использование адекватных методов исследования.

Правильная постановка, четкая и ясная формулировка актуальных проблем помогает разработать стратегию и план дальнейшего исследования. Вместе с тем, это позволяет находиться в пределах вопросов, изучаемых конкретной отраслью науки. Значительную помощь в выборе темы бакалаврской работы может оказать изучение различного рода публикаций в специальной периодической литературе, а также консультации и беседы со специалистами-практиками.

Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа должна быть направлена на решение актуальных задач современной науки в области производства и использования продукции растениеводства и животноводства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Она учитывает направление подготовки технолога и выполняется на основе экспериментальных данных или по результатам анализа технологий пищевого производства, переработки продукции растениеводства и животноводства. В работе также обязательно должны быть отражены вопросы ресурсосбережения, экологической безопасности и экономической эффективности.



В современном мире важно научить студента-бакалавра ориентироваться в растущем потоке информации, критически оценивать, отбирать необходимые сведения, принимать правильные решения в конкретных ситуациях. Поэтому необходимо повысить эффективность обучения, результативность учебного процесса, активизировать умственную деятельность студентов, привить умение самостоятельно овладевать знаниями.

Большое значение при подготовке выпускной квалификационной работы бакалаврами играет участие в научно-исследовательской работе студентов и выступление на научно-практических конференциях. При этом у студентов закладывается научность мышления, системность изложения материала, вырабатывается привычка к публичным выступлениям.

Подготовка бакалаврской работы – первый этап приложения полученных знаний в решение технологических вопросов сельскохозяйственного производства, хранения и переработки продукции. На основании защиты выпускной квалификационной работы присваивается квалификация (степень) бакалавра по выбранному направлению, которая отражает уровень знаний выпускника, определяет его способность к самостоятельной трудовой деятельности, степень овладения научными методами руководства в соответствии с современным состоянием и перспективами развития аграрного хозяйства нашей страны.

Подготовку выпускной квалификационной работы следует рассматривать как наиболее результативный способ обучения студентов методикам анализа хозяйственной деятельности предприятий агропромышленного и перерабатывающего комплекса, совершенствования существующих технологий производства продукции растениеводства, животноводства и пищевого производства, а также приобретения навыков в научных ис­следованиях.

Выпускная квалификационная работа должна выполняться под руководством научного руководителя выпускающей кафедры.

Закрепление студента за выпускающей кафедрой осуществляется на старших курсах теоретического обучения заполнением соответствующих заявлений.

Студенты в течение месяца семестра, предусмотренного для закрепления студентов, имеют право подать на имя декана факультета письменное заявление о своём желании выполнять выпускную квалификационную работу на конкретной выпускающей кафедре (прил. 2).

Заведующий кафедрой визирует данное заявление и,учитывая желания студентов и с учетом потенциальных возможностей профессорско-преподавательского состава выпускающих кафедр, закрепляет их за руководителями, исходя из планируемого объёма
учебной нагрузки кафедры, научного потенциала и научно-исследовательского направления деятельности каждого преподавателя. Информация о предварительном закреплении студентов за руководителями подаётся декану факультета в виде ведомости.

Если студент не воспользовался этим правом, то закрепление за выпускающей кафедрой осуществляется распоряжением декана без дополнительного согласования с будущим дипломником.

После закрепления студентов за научными руководителями смена руководителя по инициативе студента допускается в исключительных случаях по его заявлению, согласованному с заведующим кафедрой и на основе соответствующего письменного распоряжения декана.

Для подготовки бакалаврской работы заведующий выпускающей кафедрой назначает дипломнику высококвалифицированного научного руководителя из числа наиболее опытных преподавателей факультета, как правило, профессоров и доцентов, а также старших преподавателей и, в исключительных случаях – ассистентов. В обязанности научного руководителя входит консультирование дипломника, как по содержанию научного исследования, так и вопросам оформления ВКР и процедуры итоговой защиты. В сроки, установленные кафедрой и согласованные с научным руководителем, студент-выпускник отчитывается о ходе выполнения работы.

Передавая студенту-выпускнику свои знания и исследовательский опыт, научный руководитель содействует закреплению у него навыков научного анализа, способности делать самостоятельные обобщения и выводы.

Научный руководитель обязан выдать задание на выполнение выпускной квалификационной работы, совместно со студентом разрабатывать график выполнения выпускной квалификационной работы. Он оказывает студенту помощь в выборе и разработке методики исследования, в организации постановки опыта, рекомендует формы и периодичность накопления исходного цифрового и описательного материала.

Также руководитель оказывает студенту помощь при выборе необходимой научной и справочной литературы, консультирует студента в ходе эксперимента или исследования, контролирует выполнение графика и при необходимости корректирует его.

Студент обязан участвовать в составлении графика выполнения квалификационной работы, строго соблюдать выполнение календарного графика по этапам работы, изучить литературу по теме работы и оформить литературный обзор, провести эксперимент или собрать исходные данные, сгруппировать их, статистически обработать и проанализировать полученные результаты, своевременно оформить выпускную квалификационную работу и демонстрационный материал, своевременно представить работу заведующему выпускающей кафедры на допуск к защите, подготовить доклад к защите работы перед ГАК.


Студент должен предоставлять отдельные части работы на проверку своему научному руководителю в соответствии с графиком выполнения ВКР. Научный руководитель проверяет соответствие содержания и оформления ВКР установленным требованиям.

По окончании работы руководитель проверяет работу в черновом и окончательном вариантах, представляет отзыв на выпускную квалификационную работу. Научный руководитель несет ответственность за актуальность темы, методический уровень выпускной квалификационной работы.

Научный руководитель осуществляет допуск студента к защите выпускной квалификационной работы путём подписания титульного листа и по возможности присутствует на защите.

Успешная защита бакалаврской работы является условием присвоения соответствующей квалификации и выдаче документа об образовании и квалификации образца, установленного Министерством образования и науки Российской Федерации. Комиссия также может отразить в протоколе рекомендацию о внедрении в производство, рекомендацию для поступления выпускника в магистратуру.

Государственная аттестационная комиссия принимает к защите бакалаврскую работу при условии, что на титульном листе имеются подписи заведующего кафедрой и научного руководителя, свидетельствующие о том, что выпускник прошел все необходимые предварительные этапы. Бакалаврские работы представляются секретарю аттестационной комиссии вместе с отзывом руководителя и рецензией не позднее суток до дня защиты.

Бакалаврские работы подлежат проверке на объём заимствования в установленном в университете порядке. Сведения об объёме заимствования студент предоставляет своему научному руководителю. Нормы итоговой оценки оригинальности должен составлять не более 20%.

2. Объём и структура бакалаврской работы

Бакалаврская работа в общем виде имеет теоретическую и практическую части. Теоретическая часть выпускной квалификационной работы посвящена решению научной задачи развитию положений, ранее выдвинутых той или иной научной школой. Назначение её заключается в решении и развитии частных теоретических вопросов обычно в рамках уже достаточно апробированной научной концепции. Информационной базой для этой части могут служить монографии, публикации в научных журналах и других изданиях, включая справочные электронные системы.