Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Экономическая сущность, виды и функции налогов).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Экономическая сущность, виды и функции налогов
1.1 Причины становления и развития налогов
Глава 2. Налогообложения физических лиц как фактор экономической и социальной стабильности
2.1 Налоги с физических лиц: их виды и роль в экономике
2.2 Подоходный налог как основная форма налогообложения физических лиц в Республике Беларусь
Регулирующая функция налогов означает, что налоги, участвуя в перераспределительном процессе, оказывают стимулирующее (через предоставление налоговых льгот) или сдерживающее (путем отмены льгот, введения дополнительных налогов) воздействие на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину, структуру, динамику платежеспособного спроса населения.
Третья функция стимулирующая, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений). Используя налоговые ставки, льготы, изменяя условия налогообложения, правительство создает предпосылки для более быстрого развития определенных отраслей и производств, позволяет экономическими рычагами решать актуальные общественные проблемы. Например, предоставление льгот в Парке высоких технологий стимулирует развитие наукоемких отраслей, а предоставление льгот малому предпринимательству в сельской местности и малых городах стимулирует экономику по двум направлениям:
- развитие малого предпринимательства;
- развитие малых городов и поселков.
При этом специалисты отмечают, что необходимо обратить внимание, что стимулирующая функция затрагивает как производство, через прямые налоги, так и потребление через косвенные налоги. Реформирование и совершенствование налоговой системы должно быть направлено на усиление стимулирующей функции налогов.
Многие специалисты выделяют и третью функцию налогов в рыночной экономике - социальную, которая призвана обеспечить через налоги облегчение жизни малообеспеченных слоев населения, и именно действие этой функции обеспечивается предоставлением определенных льгот. Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
Выполнение второй и третьей функции выполняются во – многом через предоставление льгот. Реализация указанных функций налогов воплощается в налоговой системе любой страны, разрабатываемой с учетом базовых правил и принципов налогообложения, которые определяют направленность налоговой политики[7].
Таким образом, налоги с одной стороны, являются экономическим рычагом государства, так как реализуют финансовые отношения между государством и налогоплательщиками, воздействуют через систему перераспределения доходов на взаимоотношения между производителями товаров и услуг и другими участниками экономических отношений. С другой стороны, налоги служат административным рычагом, так как представляют собой обязательные платежи, что приводит к несогласованности экономических интересов различных субъектов экономики и общества в целом.
Для того, чтобы налогообложение выполняло рационально свои функции оно должно строиться с учетом определенных принципов, которые представляют собой базовые концепции, правила и положения, применяемые в сфере налогообложения.
1.2 Принципы налогообложения
Учеными и экономистами выделяют следующие основополагающие принципы организации налоговой системы: экономические, юридические и организационные принципы.
К экономическим принципам относятся следующие:
1) Принцип справедливости, который обязывает каждое юридическое и физическое лицо принимать участие в финансировании рaсходов государства согласно своим дохoдам и возможностям.
Примером применения принципа справедливости является установление налогов на роскошь, снижение налоговой нагрузки на малоимущих, предоставление налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков.
2) Принцип эффективности (или принцип экономичности), необходимо чтобы поступления по каждому налогу существенно перекрывали затраты государства на его администрирование.
3) Принцип соразмерности должен обеспечить экономическую согласованность интересoв налогoплательщиков и государственного бюджета. Это означает что государство не должно изымать значительную долю доходов налогоплательщиков, но и те не должны требовать необоснованного снижения налогов.
4) Принцип учета интересов, заключается в обеспечении удобства исчисления и времени уплаты налoга, в первую очередь для налогoплательщика. Так например, для налогоплательщиков США громоздким и неудобным в исчислении был налогов на добавленную стоимость, поэтому этот налог не был введен.
5) Принцип множественности налогов — обеспечивает предпосылки для повышения адресности налогообложения, дает возможность более эффективно распределять налоговое бремя по различным категориям плательщиков, делает его для них более незаметным.
Одним из существенных принципов является принцип множественности налогов, который заключается в обосновании введения различных видов налогов. Это связано с тем, что правительству предпочтительнее вместо одного налога взимать множество не столь больших, тогда налоговые поборы становятся менее заметными и менее чувствительными для предприятий и населения. Однако множественность налогов ухудшает возможности для налогоплательщиков, приводит к путанице, поэтому при проведении налоговых реформ стараются предусмотреть снижение количества налогов.
Следует также отметить, что это принцип предусматривает целесообразность формирования множественности источников пополнения бюджетов каждого уровня. Ведь при формировании «бюджета за счет одного налoга» может возникнуть ситуация не поступления средств в бюджет. А при наличии множественности налогов обеспечивается возможность его наполнения за счет других налогов. Рассмотрим действие данного принципа на примере формирования доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь (см. таблицу 1)
Анализ данных таблицы 1 показывает, что в Республике Беларусь в разрезе основных доходных источников бюджета в 2017 году налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности составили 12,1 %, против 14,7% в 2016 году (снижение на 17,7 процента. Расчет: 12,1/14,7х100-100). Наблюдалось незначительное сокращение налогов на доходы и прибыль.
Таблица 1
Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, процентов
Наименование показателя |
Январь-ноябрь2017 г. |
Справочно Январь-ноябрь2016 г |
Доходы - всего |
100 |
100 |
Налоговые доходы |
83,4 |
83,4 |
из них: |
||
налоги на доходы и прибыль |
22,0 |
22,1 |
в том числе: подоходный налог с физических лиц |
13,7 |
13,8 |
налог на прибыль |
7,4 |
7,5 |
налоги на собственность |
5,2 |
4,3 |
налоги на товары (работы, услуги) |
42,0 |
40,4 |
в том числе: налог на добавленную стоимость акцизы |
29,7 7,6 |
28,0 7,3 |
налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
12,1 |
14,7 |
Неналоговые и прочие доходы |
16,6 |
16,6 |
Но выросли поступления по налогу на добавленную стоимость, по налогам на собственность, по акцизам. Таким образом, недостаток поступления в бюджет за счет снижения по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности, налогу на доходы и прибыль был перекрыт увеличением поступлений от других налогов.
Для того, чтобы налоги действовали в соответствии с возлагаемыми на них задачами налогообложение должно быть построено с учетом организационных принципов налогообложения, которые определяют организационный порядок установления налогов. Дадим им краткую характеристику.
1) Принцип единства налоговой системы. Данный принцип предусматривает обеспечение свобoдного передвижения на территoрии страны в товаров (работ, услуг) или денeжных средств, и не предусматривает введение налогов, прямо или косвенно огрaничивающих свобoдное перемещение в пределах территории страны.
2) Принцип гибкости (подвижнoсти) налогooбложения. Данный принцип означает, что налогoобложение не должно быть застывшей системой, а налоги должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране, иногда они меняются в связи с изменением и политической ситуацией. Суть его состоит в том, что некоторые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции. Это осуществляется в целях приведения в соoтветствие налообложения с объективно изменяющимися услoвиями развития эконoмики и государственными потребнoстями.
3) Принцип стабильности налоговой системы. Суть данного принципа состоит в том что несмотря на гибкость налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардинальное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Соблюдение данного принципа обеспечивает благоприятный инвестиционный климат, предпринимателям и инвесторам можно более достоверно планировать свои расходы, работникам бухгалтерских служб более точно исчислять налоги[8].
4) Принцип налогового федерализма. Согласно данному принципу различные уровни государственной власти имеют определенные налоговые полномочия и ответственность за порядок установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней. Данный принцип предусматривает четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти: республиканскими и местными, что позволяет обеспечить их финансовую самостоятельность.
5) Принцип гласности. Суть данного принципа заключается в требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся обязанностей налогоплательщика. Как правило, законы вступают в действие с момента их опубликования. Но при налогообложении должен быть разрыв во времени с момента опубликования и момента ввода в действие. Как юридически, так и физическим лицам необходим период для ознакомления с изменениями в налоговом законодательстве. С этим принципом связано и обсуждение налоговых законов с общественностью и предпринимательской средой. Отсутствие гласности зачастую приводит к социальным стрессам и бунтам.
6) Принцип одновременности обложения основан на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом и предполагает, что один и тот же объект налогообложения за установленный законом период налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз.
Для построения адекватной и эффективной системы налогообложения следует также соблюдать юридические принципы налогообложения, среди них можно выделить следующие:
1) Принцип нейтральности.
2) Принцип установления налoгов законами.
3) Принцип приоритетности налогового законодательства.
4) Принцип отрицания обратной силы налогового закона[9].
Характеристика данных принципов показана в таблице 2.
Следует заметить, что наличие всех принципов в представленной системе не является обязательным в теории и практике налогообложения. Различные исследователи по-разному видят эту систему, и в разных странах выделяют свои принципы, оказывающие существенное влияние формирование налоговой политики. Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь изложены в статье 2 главы 1 Налогового Кодекса Республики Беларусь:
1 Все юридические и физические лица должны уплачивать введенные налоги и сборы, по которым оно согласно законодательству признается плательщиком. Налоговое законодательство должно быть сформулированы таким образом, чтобы каждый плательщик точно знал, какие налоги, в каком порядке он должен платить и в какие сроки. При этом формулировки должны быть изложены на понятном и доступном языке, и избегать двоякого толкования. В случае неясности или нечеткости в налоговом законодательстве государственными органами и должностными лицами решения должны приниматься в пользу плательщиков.
Таблица 2
Юридические принципы налогообложения
Название |
Сущность принципа |
Принцип нейтральности |
предполагает единообразный нейтральный характер применения налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом, независимо от статуса и масштабов деятельности, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков |
Принцип устанoвления налогoв законами |
любой закон должен быть установлен исключительно посредством принятия представительной (законодательной) властью страны. |
Принцип отрицания обратной силы налогового закона |
вновь принимаемый закон, ухудшающий положение налогоплательщиков, не может распространяться на отношения, возникшие до его принятия. |
Принцип приоритетности налогового законодательства |
предусматривает приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения |
Принцип наличия всех элементов налoга в законе |
означает, что налог считается установленным лишь в том случае, когда соответствующим законом определены налогоплательщики и все элементы налога, определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов –с другой. |