Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Экономическая сущность, виды и функции налогов).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Экономическая сущность, виды и функции налогов
1.1 Причины становления и развития налогов
Глава 2. Налогообложения физических лиц как фактор экономической и социальной стабильности
2.1 Налоги с физических лиц: их виды и роль в экономике
2.2 Подоходный налог как основная форма налогообложения физических лиц в Республике Беларусь
В развитых странах наблюдaется рост численности платeльщиков подохoдного налога и соoтветственно увеличение поступлeний срeдств в бюджeт. У этой тендeнции есть несколько объективных причин:
— номинaльное повышение доходoв населения в результате расширения объема прoизвoдства;
— относительное сокращение вычетов из валового дохода как следствие номинального роста дохoдов;
— ужестoчение контроля за платежами и привлечение к облoжению ранее уклoнявшихся лиц[21]..
В настоящее время в развитых странах 30 — 40 % всех доходов населения изымается с помощью подохoдного налoга. При этом, основные положения в обложении подоходным налогом физических лиц для большинства стран едины, хотя существуют некоторые различия в определении величины облагаемого дохода и его составных частей, в технике взимания налогов, в правилах применения налоговых льгот и т.д.
Как правило, подоходным налогом за рубежом облагается чистый доход плательщика, то есть валовой доход, уменьшенный на сумму разрешенных законом вычетов и налоговых льгот, к которым относятся: налогооблагаемый минимум, профессиональные расходы, семейные скидки, скидки на детей и иждивенцев, взносы в фонд социального страхования и т.п. Порядок исчисления и список исключений, и предоставляемых льгот у каждой страны свой и зависит от национальных особенностей и традиций, экономического развития страны. Практически универсальным вычетом при налогообложении в во всех промышленно развитых странах является необлагаемый минимум.
Как видно, база обложения подоходными налогами во многих странах почти не отличается. В состав налогооблагаемого дохода включаются заработная плата, различные формы вознаграждения за труд, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, рента, проценты, дивиденды и другие виды доходов от инвестиций. Налог взимается, как правило, с дохода, полученного в течение календарного или финансового года, или другого периода, равного 12 месяцам.
Исследования показали, что независимо от различия в подходах к определению видов доходов, включаемых или не включаемых в базу подоходного обложения, важно отметить принципиальные положения:
— в одни страны налоговые льготы могут предоставляться в форме налоговых скидок или налоговых кредитов:
— отсутствие скидок может быть компенсировано не включением в облагаемый доход тех или иных видов поступлений.
Общим для всех развитых стран является и понятие необлагаемого минимума, под которым подразумевается основная, или базисная, скидка, устанавливаемая для всех налогоплательщиков. Подсчет причитающихся налогов за конкретный период начинается с вычета предусмотренных налоговым законодательством скидок с суммы облагаемого дохода. В ряде стран подоходный налог взимается по прогрессивной шкале. В отдельных странах прогрессия обложения постепенная, плавная, за счет деления дохода на много частей. В других, наоборот, в этих шкалах переход в ставках обложения от одной группы к другой более резкий, скачкообразный. Основные различия при исчислении подоходного налога с населения в развитых странах заключаются в определении:
— объема и состава дохода, подлежащего налогообложению;
— понятия единицы налогообложения (облагается ли доход каждого члена семьи раздельно или применяется налогообложение единого дохода семьи);
— состава и характера налоговых льгот при подсчете величины облагаемого дохода;
— ставки налога.
Самая высокая ставка подоходного налога в размере около 60 % установлено в Швеция. Его берут с дохода выше 476 700 шведских крон. Что имеет положительные моменты, связанные с перераспределением доходов от богатых к менее обеспеченным гражданам и предоставлением всевозможных социальных льгот. Однако подобное налогообложение физических лиц является причиной оттока из Швеции высокооплачиваемых и востребованных на рынке труда специалистов. В Норвегии данные по налогоплательщикам и налогам публикуют официально. Резиденты обязаны платить национальные и местные налоги со всех доходов, получаемых в стране и за ее пределами. Супруги производят расчет и оплату налогов раздельно.
Подоходный налог с годовой зарплаты исчисляют по ставке 9,5% при доходе от 220 501 до 248 500 норвежских крон. При превышении этой суммы налог рассчитывают по прогрессивной шкале, и величина его может достигать 39%. Высокие ставки подоходного налога наблюдаются в Португалии, здесь ставка установлена в размере 48 %, а также в Дании, где максимальная ставка налога на доходы физических лиц равняется 55.6%. Высокие ставки установлены в Бельгия 50%, Испания 45%[22]. В среднем в странах еврозоны средняя ставка налога с физических лиц составляет 43,2%. В связи с этим можно отметить сравнительно низкую ставку в России и Беларуси, где ставка составляет 13%. В Литве и Венгрии ставки установлены в размере 15%, Румынии 16%. Более низкая ставка подоходного налога в Болгарии и Казахстане, здесь ставка установлена в размере 10% [23] .
Обзор экономической литературы по вопросам налогообложения физических лиц показал, что сегодня есть определенная тенденция к повышению ставки подоходного налога с физических лиц, или введению прогрессивной шкалы: выше доход — выше ставка. Однако в нашей стране в настоящее время проводить повышение подоходного налога или вводить прогрессивную шкалу считается нецелесообразным. Это вызвано тем, что Республика Беларусь не является страной с высоким уровнем дохода граждан, а именно в странах с «богатым» населением преимущественно высоки налоги на доходы граждан. И повышение налоговой ставки снизит их реальную заработную плату. А введение прогрессивной шкалы может привести к «выплатам в конвертах» или так называемым «серым» зарплатным схемам, что может наоборот снизить поступления по подоходному налогу.
В качестве социальной защиты малоимущих граждан белорусским налоговым законодательством предусмотрена система налоговых льгот, связанных со снижением налоговой базы за счет предоставления:
— стандартного вычета;
— социального вычета;
— имущественного вычета.
Стандартный вычет заключается в установлении необлагаемого минимума доходов (стандартных вычетов), а также перечня доходов, освобождаемых от налогообложения. Важнейший элемент системы льготирования подоходного налогообложения физических лиц это так называемые стандартные скидки, являющиеся основными налоговыми льготами по подоходному налогу с населения в развитых странах. К ним относятся: налогооблагаемый минимум для налогоплательщиков, скидки на детей, супругов, иждивенцев, инвалидов. Особенность стандартных скидок состоит в том, что их величина не связана с какими бы то ни было фактическими расходами налогоплательщика и ими не обусловлена. Они предоставляются всем налогоплательщикам в соответствии с положениями Налогового кодекса. Эти скидки предусматриваются либо в фиксированных абсолютных суммах, либо в установленных долях (процентах) от дохода.
К доходам, освобождаемым от налогообложения относятся:
1) посoбия по гoсудaрственному социaльному страхoванию и государcтвенному социaльному обeспeчению (кроме посoбий по времeнной нeтрудoспособности), пособия по безработице, субсидии для компенсации расходов безрабoтных в связи с организацией предпринимательской деятельности, выплачиваемые из государственного внебюджетного ФСЗН, пособия, выплачиваемые из средств бюджета;
2) все виды предусмoтренных законoдательством компенсаций (за исключением компенсации за неиспoльзованный трудoвой отпуск, за изнoс транспортных средств, оборудoвания, инструментов и приспосoблений, принадлежащих рабoтнику) в пределах устанoвленных норм их выплаты;
3) суммы материальной помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
4) сумма единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией, а также в связи со смертью работника (оказанной по месту основной работы, службы, учебы умершего работника);
5) материальная помощь, подарки, оплата стоимости путевок и др. аналогичные выплаты от организаций и индивидуальных предпринимателей (не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых и иных обязанностей) в пределах 10 млн. руб. в течение календарного года от каждого источника, являющегося местом основной работы плательщика.
В целях поддержки сельского хозяйства освобождаются от налогообложения доходы если они получены от реализации произведенной в Республике Беларусь продукции:
— животноводства, за исключение пушнины;
— растениеводства, за исключением кроме декоративных растений и продукции цветоводства;
— пчеловодство.
Освобождение данных доходов происходит на основании предоставлении соответствующих справок местного исполнительного и распорядительного органа о том, что продукция произведена на земельном участке, предоставленном плательщику. Для пчеловодов должен быть ветеринарно-санитарный паспорт пасеки.
В 2017 году к доходам, которые освобождаются от уплаты подоходного налога относятся доходы, получаемые детьми в возрасте от14 до 18 лет, за работу, которую они выполняют в лагерях труда и отдыха. При этом данные лагеря должны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством и работа детей должна осуществляться на условиях трудовых или гражданско –правовых договоров.
Социальный и имущественный налоговые вычеты предоставляется плательщикам по месту основной работы (службы, учебы) в течение налогового периода и (или) при подаче ими налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода при предоставлении необходимых документов. В зависимости от сложившейся экономической обстановки, и, как правило, с ростом заработной платы размеры налоговых вычетов могут изменяться в сторону увеличения. При этом пересматриваются не только размеры налоговых вычетов, но ежегодно пересматриваются предельные суммы доходов, освобождаемых от налогообложения.[24]
Суммы подоходного налога во многом зависят от установленной шкалы налогообложения. В некоторых странах применяется так называемая плоская шкала налогообложения, когда установлена единая ставка, независимо от налогооблагаемого дохода. В большинстве стран применяется прогрессивная шкала налогообложения: чем выше доход, тем выше ставка.
Прогрессивные ставки - это ставки, увеличивающиеся с ростом объекта налогообложения. Прогрессия бывает двух видов — простая и сложная. При простой прогрессии растет ставка налога и распространяется на всю сумму налоговой базы. В некоторых странах при исчислении подоходного налога применяется сложная прогрессия, когда доход делится на ступени, каждая из которых облагается по своей ставке, и повышенные ставки применяются не ко всему доходу, а к части, превышающей предыдущую ступень. Регрессивные ставки понижаются по мере роста налоговой базы.
Все это зависит от национальных особенностей, менталитета граждан, экономической обстановки. Например, в Швеции применяется прогрессивная шкала, где ставки подоходного налога высоки, но граждане исправно платят налог.
Согласно п. 1 ст. 175 Налогового Кодекса, налоговые агенты, от которых плательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у плательщика и перечислить в бюджет исчисленную сумму подоходного налога с физических лиц. К данным налоговым агентам относятся белорусские организации, белорусские индивидуальные предприниматели, иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, постоянные представительства международных организаций в Республике Беларусь, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств в Республике Беларусь. Указанные организации признаются налоговыми агентами, имеют права и несут обязанности, установленные ст. 23 Общей части Налогового Кодекса и главы 16 Налогового Кодекса.
Согласно статьи 162 Налогового Кодекса налоговым периодом подоходного налога с физических лиц признается календарный год. Налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов плательщика и перечислить ее в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода и (или) дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. Сумма налога, иcчисленная и удержанная уплачивается в тот бюджет, где стоит на учете его налогoвый агент в налоговом органе.
Заключение
Налоговый кодекс Республики Беларусь — это главный законодательный документ, в котором комплексно регламентированы все направления налоговых отношений в государстве. Налоговый кодекс состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части Налогового Кодекса Республики Беларусь определена общая правовая база налогообложения, дан его понятийный и процедурный аппарат. Особенная часть Налогового Кодекса Республики Беларусь вступила в силу с 2010 года и содержит механизм исчисления и уплаты каждого из установленных налогов, сборов (пошлин).
Исследования, проведенные в курсовой работе, помогли ответить на следующие вопросы:
— определить сущность, виды налогов;
— обосновать необходимость существования налогов;