Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Экономическая сущность, виды и функции налогов).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Экономическая сущность, виды и функции налогов
1.1 Причины становления и развития налогов
Глава 2. Налогообложения физических лиц как фактор экономической и социальной стабильности
2.1 Налоги с физических лиц: их виды и роль в экономике
2.2 Подоходный налог как основная форма налогообложения физических лиц в Республике Беларусь
— постоянно (преимущественно) проживающим на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения или в зоне с правом на отселение;
— земельные участки, предоставленные физическим лицам, являющимся пенсионерами по возрасту, инвалидами I и II группы, и другим нетрудоспособным физическим лицам при отсутствии регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц [15].
Таким образом, льготы по земельному налогу обеспечивают поддержку малоимущих пенсионеров, многодетные семьи, ветеранов войны и лиц, живущих в районах, пострадавших от Чернобыльской аварии.
К республиканскому налогу, который уплачивается в местный бюджет и выплачивается физическими лицами является налог на недвижимость. Сегодня налог на недвижимость в Республике Беларусь уплачивают около 2,5 миллиона физических лиц. На первый взгляд — достаточно значительное число. Однако бoлее половины из них пользуются льготами (вплоть до полного освобождения)[16]. Например, освобождаются от налога на недвижимость граждане Республики Беларусь, которые владеют на праве собственности одной квартирой. Данный налог уплачивают только владельцы двух или более квартир и иных жилых помещений.
Значение налога на недвижимость заключается в том что он стимулирует эффективное использование недвижимого имущества физических лиц и обеспечивает формирование местных бюджетов.
Годовая ставка налога на недвижимость для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, для гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, садоводческих товариществ, жилищно-строительных, потребительских кооперативов, товариществ в настоящее время составляет 0,1 %.
Местные органы управления могут увеличивать или уменьшать ставки налога на недвижимость, но не более чем в два с половиной раза. Следует отметить, что данный платеж (наряду с земельным налогом) является основным источником доходной части местных бюджетов. Учитывая это и тот факт, что сегодня законодательно предусмотрено исчисление налога от остаточной стоимости объектов обложения, а не от рыночной, то в большинстве регионов страны ставки для организаций установлены в максимально возможном размере. В целях увеличения стимулирующей функции налога на недвижимость с 2014 г. областные (Минский городской) Советы депутатов получили право увеличивать, но не более чем в пять раз, ставки налога на недвижимость по капитальным строениям которые не используются или неэффективно используются.
Физические лица уплачивают налог на недвижимость не позднее 15 ноября текущего года на основании извещения налогового органа, ежегодно вручаемого до 1 августа текущего налогового периода.
Льготы по налогу на недвижимость предусматривают освобождение от налога отдельных категорий недвижимости. К ним относятся капитальные строения, их части, а также машино-места, принадлежащие следующим категориям граждан: военнослужащим срочной военной службы, многодетным семьям, участникам Великой Отечественной войны и лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах» [17].
Следует отметить, что предоставление льгот по налогам для физических лиц зависит и от расположенности плательщика в специальных зонах. Например, в целях развития инвестиционной привлекательности, в нашей стране функционируют территории с преференциальными режимами инвестиционной деятельности, в частности к ним относятся: свободные экономические зоны, Парк высоких технологий. Так например, доходы, которые получают физические лица от резидентов Парка высоких технологий, облагаются по ставке 9% вместо установленных в стране 13%. Также социальные отчисления производятся по ставке 34% с суммы фонда оплаты труда, превышающей однократный размер средней заработной платы работников в республике за месяц.
С целью поддержания и развития предпринимательства в малых городах приняты Декреты Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 № 1 "О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)" и от 20.12.2007 № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности». Данные законодательные акты призваны стимулировать развитие малых населенных пунктов и в них предусмотрены льготы в отношении плательщиков, соблюдающих следующие условия:
— должны быть зарегистрированы в городах с численностью населения не более 50 тыс. человек или сельских населенных пунктах;
— реализуют товары (работы, услуги) собственного производства, в том числе высокотехнологичные (наукоемкие).
Данные плательщики освобождаются от уплаты налога на прибыль, подоходного налога, налога на недвижимость, государственной пошлины, а так же от обложения ввозными таможенными пошлинами и НДС товаров (технологическое оборудование), ввозимых на территорию Республики Беларусь в качестве вклада в уставный фонд.
К местным налогам относится налог за владения собаками, уплачивают который физические лица, владельцы собак возрастом 3 месяца и старше. Следует отметить, что поступления в консолидированный бюджет по этому налогу составили 0,005% от общей суммы поступлений.
2.2 Подоходный налог как основная форма налогообложения физических лиц в Республике Беларусь
Одним из самых распространенных налогов является подоходный налог на доходы физических лиц. Объектами подоходного налога выступают доходы плательщиков физических лиц, в Республике Беларусь это чаще всего заработная плата. Подоходный налог с физических лиц является финансовым инструментом, с помощью которого государство может воздействовать на уровень реальных доходов населения, а также формирует доходную часть местных бюджетов и является важным источником консолидированного бюджета Республики Беларусь (см. рисунок 3).
Рисунок 3. Структура налоговых поступлений консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2017 год[18]
Анализ данных рисунка 4 показывает, что в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2017 году второе место принадлежит подоходному налогу с физических лиц. Удельный вес данного налога в налоговых доходах в 2017 году составил 22%. При этом около 50 % средств бюджета были направлены на финансирование социальной сферы, т.е. на здравоохранение, физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации, образование, социальную политику, включая расходы на ЖКХ и жилищное строительство, что свидетельствует о социальной направленности бюджета. Таким образом, налоги с физических лиц являются важным источником решения социальных программ. И в этом их главное значение[19].
Основные задачи подохoдного налога заключаются в следующем:
1) призван был служить важным дохoдным источником бюджетов местного уровня;
2) стимулировать с помощью налогoвых льгот накопление капитала;
3 ) защищать малоимущие слои населения.
Подоходный налог существует почти во всех странах мира. Можно назвать около 16 стран, в которых нет подоходного налога, это Андорра, Багамы, Монако, Кувейт, Катар, и еще несколько других стран.
Впервые в качестве временной меры подоходный налoг был введен в Великобритании в 1798 г., а в 1842 г. окончательно утвердился в ее налогoвой практике. В других государствах он функционирует с конца XIX-начала XX в. Главными причинами, побудившими перейти к подоходному налогообложению, стали недостаток поступающих финансовых ресурсов в бюджет государства и невозможность его погашения другими налогами. В первое время введение подоходного налога вызывало обострение социальных конфликтов, однако, несмотря на это подоходный налог обеспечивал, и сегодня во многих странах обеспечивает значительные регулярные поступления в бюджет.
Подоходный налог в Беларуси (как и в России) был введен в 1916 г. и распространялся на граждан, доходы которых превышали минимальный прожиточный минимум. В 1918 г. в подоходное налогообложение были внесены изменения, направленные на усиление налогового давления на богатых: были установлены максимальные доходы, сверх которых суммы полностью изымались в доход государства. При военном коммунизме, в период натурализации хозяйства и обесценения денег, произошло резкое снижение поступления подоходного налога, то есть практически произошла его отмена. При нэпе возобновилось взимание подоходного налога в сочетании с имущественным обложением под общим названием подоходно-поимущественный налог (ноябрь 1922 г.), который вскоре преобразовался в подоходный налог. В 30-е годы изменения коснулись налоговых льгот, которые были повышены для рабочих и служащих, и ставок налога[20].
Новые изменения произошли в послевоенный период, когда был введен новый подоходный налог, который уплачивали все граждане, имевшие самостоятельный источник дохoда, независимо от места жительства. Дохoды плательщиков дифференцировались в зависимости от источника получения и размеров. Самая большая группа плательщиков - рабочие и служащие - облагалась по месту основной работы. Для них устанавливался налогооблагаемый минимум и льгота на иждивенцев. Ставки налога для них колебались по сложной прогрессии от 0,35 до 13 % .
Новый порядок исчисления и взимания подоходного налога с физических лиц в Беларуси был введен в 1992 г. Действующий ныне подоходный налог значительно отличается от ранее действовавшего — с позиций плательщиков, объекта обложения, порядка взимания и ставок налога. Сегодня в Республике Беларусь это один из важных источников местного бюджета. Основная доля доходов консолидированного бюджета (84,9 %) сформировалась за счет налоговых поступлений. Неналоговые доходы — сюда относятся доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от имущества, которое находится в распоряжении государства — составили 15,1%.
Исторически сложились две формы построения подоходного налога: шедулярная, и глобальная. Первая появилась в Великобритании, она предполагает деление дохода на части — шедулы в зависимости от источника дохода: заработная плата, дивиденды, рента и т.п.; обложение каждой шедулы происходит отдельно. Вторая возникла в Пруссии. Глобальный налог образуется по совокупности дохода плательщика независимо от источника дохода.
По установлению ставок подоходного налога могут применяться прогрессивная или плоская шкала ставок. В Республике Беларусь до 2009 года применялась прогрессивная шкала ставок подоходного налога — от 9 % до 30 %. С 2009 года введено пропорциональное налогообложение доходов физических лиц, что упростило расчет и администрирование подоходного налога. При исчислении подоходного налога принята единая шкала ставок для всех граждан, независимо от источника дохода. Основная ставка подоходного налога — 13 %. Ставки подоходного налога в Республике Беларусь с физических лиц с 1 января 2016 года показаны в таблице 3.
Таблица 3
Ставки подоходного налога Республики Беларусь в 2017 году
Доходы, в отношении которых установлена налоговая ставка |
Налоговая ставка (%) |
Документ, установивший налоговые ставки |
Любые доходы, за исключением нижеперечисленных |
13 |
П.1 ст.173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 № 71-З «Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)» Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» |
полученные от предпринимательской деятельности (частной нотариальной) |
16 |
П.4 ст.173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 № 71-З «Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)» Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» |
полученные физическими лицами от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам |
9 |
П.3.1 ст.173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 № 71-З «Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)» |
Полученные индивидуальными предпринимателями – резидентами Парка высоких технологий |
9 |
П.3.2 ст.173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 № 71-З «Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)» |
Из данных таблицы 3 следует что для физических лиц применяется единая ставка 13%, а для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов — 16%. С целью привлечения квалифицированных специалистов в высокотехнологичные производства для резидентов Парка высоких технологий установлена ставка в размере 9%.
В 2018 году планируется ужесточить ответственность за нелегальную сдачу жилья внаем, так например, при сдаче внаем ими жилья без уплаты подоходного налога налоговые органы будут взимать с них пятикратную ставку этого налога. Это сделано для того, чтобы еще раз предупредить их о необходимости исполнения своих налоговых обязательств вовремя.