Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Экономическая сущность, виды и функции налогов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 Важным принципом является положение о невозможности установления налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, которые могут нанести ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности. Налоги не должны нарушать единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивать свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создавать иные преграды для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами[10].

3 Ни одно юридическое или физическое лицо не должно уплачивать налоги, сборы (пошлины), которые не предусмoтрены Налоговым кодексом Республики Беларуси либо, или утверждены в другом порядке, чем это предусмотрено Конституцией Республики Беларусь либо Налоговым Кодексом,

4 Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства. Т.е. все должны платить налоги, как юридические, так и физические лица, и все предприятия, независимо от формы собственности, или физические лица, независимо от пола должны платить налоги, поддерживая тем свое государство,

5 Согласно международным договорам Республики Беларусь, определяющим договорно-правовую базу Таможенного союза, допускается установление особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных) либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с Налоговым Кодексом Республики Беларусь и таможенным законодательством Таможенного союза.

Таким образом, налогообложение — это постоянный процесс, предусматривающий порядок установления и взимания налогов, который включает установление их видов, налогооблагаемой базы, уровень ставок, круга плательщиков, порядка исчисления и уплаты, льготы и порядок предоставления. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения и плательщик должен самостоятельно исчислять сумму налога, сбора (пошлины), подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога, сбора (пошлины) может быть возложена на налоговый или таможенный орган либо налогового агента.


Налоговая система, построенная и функционирующая по вышеизложенным правилам, способствует повышению конкурентоспособности экономики страны, улучшению социального положения в обществе, а их нарушение приводит к обременительности налогов, серьезному расслоению общества, тормозит инвестиционные процессы. Налоги могут выполнять стимулирующие функции к выполнению подданными действий необходимых для государства в данный период времени. Так, например, для того, чтобы в петровской Руси не носили бороды, были введен налог на бороды: хочешь носить бороду – плати налог. В советское время, для стимулирования рождаемости был введен налог на бездетность.

Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка и стимулирует необходимые в интересах всего общества экономические процессы. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства[11].

Специалисты отмечают, что положительным фактором реформирования системы налогообложения в Республике стало уменьшение количества налогов и предоставления налоговых льгот, что позволило снизить налоговую нагрузку

Исследования, проведенные в первой главе курсовой работы, позволяют сделать следующие выводы. Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Налоги используются как фискальный инструмент и как инструмент экономической политики в целом. С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами. Значение налогов для развития государства определяется, прежде всего, в тех функциях, которые они выполняют: фискальную, регулирующую, социальную.

Исследуя преимущества и недостатки каждой формы налогообложения, финансовая наука приходит к выводу, что только посредством сочетания прямого и косвенного обложения, максимально использую принципы налогообложения можно выстроить налоговую систему, отвечающую фискальным интересам государства и экономическим интересам налогоплательщиков. Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствуют о преимуществах налоговой системы перед любой другой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет. Одно из этих преимуществ – правовой характер налогов.


Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами законами. Налоги должны быть важнейшим инструментом, способствующим антицикличности в экономике, и регулятором инвестиций. С помощью налогового регулирования государство может создать необходимые условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспективных с точки зрения научно-технического прогресса отраслях, а также в малорентабельных, но социально необходимых сферах производства.

Глава 2. Налогообложения физических лиц как фактор экономической и социальной стабильности

2.1 Налоги с физических лиц: их виды и роль в экономике

В данной попробуем провести исследование о влиянии налогов с физических лиц на экономическую ситуацию, как в стране, так и лично на гражданина. В рыночной экономике специалисты выделяют три основные экономические задачи, которые призвано выполнять налогообложение физических лиц:

1) регулирование рыночного механизма и установление «правил игры» на внутреннем рынке, обеспечение выполнения законов.

2 ) правительство должно обеспечить социальные потребности, которые не могут регулироваться рыночными отношениями. Это образование, здравоохранение, строительство дорог и т. д..

3) перераспределение доходов и обеспечение социальных гарантий граждан.

Все эти задачи можно решить с помощью налогов[12]. Управляя налогами и расходами можно добиться реального изменения занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. И здесь важным элементом налогообложения являются налоговые льготы. Налоговыми льготами представляют собой определенные преимущества, по сравнению с другими плательщиками, которые представляются отдельным категориям плательщиков Налоговым Кодексом и иными актами налогового законодательства, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.


Налоговые льготы могут устанавливаться в следующем виде:

- полного освобождения от налога, сбора (пошлины);

— предоставление дополнительных по сравнению с другими плательщиками, налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

— применение пониженных налоговых ставок по сравнению с другими плательщиками;

— возмещение суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);

— в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.

Льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Президентом Республики Беларусь, Налоговым Кодексом, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законами по вопросам таможенного регулирования в Республике Беларусь[13].

Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты:

— отдельным плательщикам, тем физическим лицам, кто не является индивидуальным предпринимателем, исходя из их имущественного положения;

— отдельным категориям плательщиков в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь, настоящим Кодексом и (или) иными законами.

Для того чтобы провести анализ налоговых льгот необходимо изучить перечень льгот, предоставляемых законом Республики Беларусь и условия их получения.

Роль и значение налогов с физических лиц можно исследовать с трех направлений:

— служат источником средств для местного бюджета и являются основой повышения благосостояния и развития того региона, где живут конкретные граждане;

— являются фактором социальной стабильности, потому что, как правило налоги с физических лиц идут на решение социальных программ. Предоставляя налоговые льготы физическим лицам обеспечивается поддержка малообеспеченных и незащищенных слоев населения, т.е. здесь проявляется социальная функция налогов;

— позволяют гражданам принимать участие в управлении государством и косвенном регулировании экономическими процессами. Ведь выплачивая налоги, граждане поддерживают финансово свое государство, его обороноспособность и безопасность. При этом они и контролируют расход своих средств, заслушивая отчет исполнительной части о расходовании бюджетных средств.

Для того, чтобы определить экономическое значение налогов с физических лиц определим их основные виды. Известно что каждое государство устанавливает свои виды налогов. Мы выделим налоги и сборы, уплачиваемые физическими лицами, и определим их значение на примере Республики Беларусь. Физические лица Республики Беларусь выплачивают 10 видов налогов, они показаны в Приложении 2.


Рассмотрим, какое значение имеет каждый налог в экономической страны государства и отдельного гражданина. Как уже было отмечено в первой главе, важную роль в обеспечении оптимальной системы налогообложения играет предоставление льгот по налогам. Рассмотрим предоставление льгот по наиболее распространенным налогам для физических лиц. Естественно самым распространенным является подоходный налог, ему будет посвященный параграф, а сейчас рассмотрим другие налоги.

Доля земельного налога в налоговых доходах консолидированного бюджета страны за 2015 год составила 1,8 % (поступления по земельному налогу составили 1,8 трлн. рублей). Платежи за землю включают земельный налог и арендную плату за арендуемые земельные участки, находящиеся в государственной собственности. Земельный налог является республиканским налогом, закрепленным за местными бюджетами. Земельный налог платят те граждане, которые имеют земeльные участки на территории Республики Беларусь на праве постоянного или времeнного пользования, пожизнeнного наследуемого владения или частной собственности[14].

Экономическое значение земельного налога заключается в разработке и внедрении программ рационального использования земель, происходит формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране, а также социальному развитию территории. Таким образом, земельный налог позволяет сохранить и приумножить природные ресурсы. Через выплату земельного налога государство проводит и свою социальную политику поддержки малоимущих граждан, так как местные Советы депутатов или исполнительные или распорядительные органы вправе предоставлять льготы по земельному налогу отдельным плательщикам, исходя из их имущественного положения.

Льготы по земельному налогу предусматривают освобождение от налога отдельных категорий земельных участков. Освобождаются от земельного налога:

1) земельные участки, предоставленные военнослужащим срочной военной службы, участникам Великой Отечественной войны и иным лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь "О ветеранах";

2) земельные участки, предоставленные одному (нескольким) членам многодетной семьи (семьи, имеющей трех и более несовершеннолетних детей);

3) земельные участки, предоставленные следующим физическим лицам:

— пострадавшим от аварии на Чернобыльской атомной станции, в том числе: эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, переселившимся в сельские населенные пункты, в первые три года после принятия решения о предоставлении им земельных участков;