Файл: Основные направления бюджетной, налоговой и таможеннотарифной политики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 268

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
преференциальных налоговых режимов, либо, которые хоть раз за период анализа воспользовались воспользовавшиеся отдельными ИНЛ. В случае, если количество пользователей ИНЛ менее 3 налогоплательщиков, то результаты анализа эффективности ИНЛ не публикуются.
Исходные данные для определения финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщиков, а также величины выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с предоставлением ИНЛ в АС «Эффективность льгот» формируются на базе информации из подсистем АИС
«Налог-3» ФНС России в части бухгалтерской отчетности по российским стандартам бухгалтерского учета и налоговых деклараций по соответствующим налогам и сборам. В системе использовались актуальные данные по состоянию на 1 июля 2022 года. Расчет величины выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации осуществляется с учетом текущих правил заполнения налоговых деклараций.
В АС «Эффективность льгот» было проанализировано 35 ИНЛ, из которых 12 преференциальных налоговых режимов и 23 отдельных ИНЛ. В целом, большинство действующих ИНЛ могут быть признаны эффективными.
По результатам проведенного анализа 12 преференциальных налоговых режимов требуют «донастройки», в том числе по ряду режимов целесообразно рассмотреть вопрос «донастройки», например, в части налогового законодательства представляется целесообразным закрепить дополнительные обязательства в части отдельных отраслей, например, закрепление дополнительных обязательств по инвестициям, или численности, или по расходам на НИОКР.
Поскольку Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов определяют ориентиры таможенно-тарифной государственной политики, в том числе в части повышения эффективности налоговой системы, на предстоящие периоды, как следствие представлены результаты анализа только по тем ИНЛ, по которым целесообразно внесение корректировок в действующее законодательство.
Кроме того, целесообразно отметить следующие общие замечания:
- В нормативно-правовом поле присутствует значительное количество отдельных инвестиционных налоговых льгот и пересекающихся по своим целям преференциальных налоговых режимов, что в том числе может приводить к снижению результативности предоставляемых государством мер поддержки и усложнению их администрирования.
- Отсутствует методика определения приоритетных отраслей экономики (например, не представленных в конкретном регионе) для целей привлечения новых резидентов в преференциальные налоговые режимы и диверсификации структуры видов деятельности.
- У ряда налогоплательщиков заявленный основной ОКВЭД не соответствует изначальным целям введения отдельных инвестиционных налоговых льгот или преференциального налогового режима. Например, большинство режимов нацелено на рост обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, но в качестве резидентов присутствуют налогоплательщики, осуществляющие деятельность по аренде, складированию или по добыче полезных ископаемых.
- У большинства налогоплательщиков, применяющих отдельные ИНЛ, отсутствуют закрепленные обязательства (например, в части обеспечения дополнительных объемов добычи полезных ископаемых).
- По ряду ИНЛ до 10% налогоплательщиков исключается из периметра анализа по причине недобросовестного заполнения налоговых деклараций или непредставления бухгалтерской отчетности. При этом существующий размер ответственности налогоплательщика не приводит к повышению качества предоставляемой информации.
- В случае невыполнения закрепленных в соглашениях обязательств и показателей отсутствует система ответственности (в том числе финансовой) субъектов
Российской Федерации, институтов развития и управляющих компаний.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Территории опережающего социально-экономического развития, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа
(ТОСЭР в ДФО)
Таблица 1. Краткая информация по режиму
Показатель
Описание
Срок действия режима
Действуете 30.03.2015. ТОСЭР в ДФО создается на 70 лет.
Налоговые льготы режима
- пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ), - льготный коэффициент Ктд по НДПИ (общая сумма льготы не может превышать величину капитальных вложений), - пониженная ставка по налогу на имущество, - освобождение от уплаты земельного налога, - пониженные тарифы страховых взносов.
Количество отраслей в режиме
137
Наличие обязательств
Да (инвестиции, в том числе капитальные вложения (не менее 500 тыс. руб.) и количество новых рабочих мест).
За период анализа (2017-2021 годы) общее количество резидентов
4
ТОСЭР в ДФО составило 641, из которых в периметр анализа на базе АС «Эффективность льгот»
вошли 377 5
резидентов.
Выручка и количество резидентов

Выпадающие доходы государства
Капитальные вложения
Численность сотрудников

В ТОП-3 отраслей по объему выручки вошли отрасли по производству автотранспортных средств (13,7%), добыче руд прочих цветных металлов (12,4%), а также добыче и обогащению угля и антрацита (10,8%). Объем капитальных вложений резидентов ТОСЭР в ДФО, вошедших в периметр анализа, с 2017 года по 2021 год вырос в 4,5 раза, численность сотрудников - в 1,7 раза.
С 2017 года по 2021 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по резидентам, вошедшим в периметр анализа) в связи с предоставлением ИНЛ, увеличилась с 2,5 млрд руб. до 23,7 млрд руб. (в 9,4 раза).
По результатам анализа доля выручки «красных» налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму оценивается в 22,5%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 25 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.
Таблица 2. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность
ОКВЭД Наименование отрасли
Выручка по
отрасли*, млрд
Операционная рентабельность
за последний год**
Доходность активов за
последний год
Операционная
рентабельность за
период***
Доходность активов
за период
03.11
Рыболовство морское
28,9 33,8%
21,6%
31,4%
26,6%
03.12
Рыболовство пресноводное
4,6 27,1%
43,4%
21,4%
31,5%
51.10
Деятельность пассажирского воздушного транспорта
1,3 2,1%
1,2%
20,8%
23,3%
22.22
Производство пластмассовых изделий для упаковывания товаров
1,2 11,2%
13,8%
11,7%
13,0%
43.21
Производство электромонтажных работ 0,8 12,0%
13,9%
22,1%
29,0%
------------------------------
* сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем резидентам за период анализа
** средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год
*** средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа
------------------------------
Таким образом, режим ТОСЭР в ДФО требует «донастройки», например, в части налогового законодательства представляется целесообразным закрепить дополнительные обязательства по инвестициям, или численности, или по расходам на НИОКР.
Дополнительно отмечаем, что:
- существует возможность переноса действующих производств в режим ТОСЭР в ДФО, что не соответствует цели режима по развитию новых производств,
- отсутствует порядок осуществления мониторинга за выполнением резидентами ТОСЭР в ДФО условий соглашения, проведения проверок резидентов ТОСЭР в ДФО,
контроля за устранением выявленных нарушений и расторжения соглашения,
- целесообразно рассмотреть возможность установления контроля со стороны налоговых органов за достоверностью предоставляемых резидентами ТОСЭР в ДФО
данных о выполнении контролируемых показателей,
- около 80% заявленных капитальных вложений в ТОСЭР в ДФО приходится на крупные инвестпроекты, с инвестициями свыше 100 млрд руб., применяющих также иные налоговые льготы помимо ТОСЭР (например, вычеты по акцизам для нефтехимии).
Территории опережающего социально-экономического развития, расположенные на территориях монопрофильных муниципальных
образований Российской Федерации и закрытых административно-территориальных образований (ТОСЭР в моногородах и ЗАТО)
Таблица 3. Краткая информация по режиму
Показатель
Описание
Срок действия режима
ТОСЭР в моногородах действует с 30.03.2015 (ЗАТО с 01.01.2016). ТОСЭР в моногородах создаются на 10 лет (ЗАТО - 70 лет). По решению Правительства
Российской Федерации срок существования ТОСЭР в моногородах может быть продлен на 5 лет.
Налоговые льготы режима
- пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ), - льготный коэффициент Ктд по НДПИ (общая сумма льготы не может превышать величину капитальных вложений), - освобождение от уплаты налога на имущество, - освобождение от уплаты земельного налога, - пониженные тарифы страховых взносов.
Количество отраслей в режиме
217
Наличие обязательств
Да (инвестиции, в том числе капитальные вложения (не менее 2,5 млн руб. в 1 год) и количество новых рабочих мест).


За период анализа (2017-2021 годы) общее количество резидентов
6
ТОСЭР в моногородах и ЗАТО составило 1212, из которых в периметр анализа на базе АС
«Эффективность льгот» вошли 797 7
резидентов.
Выручка и количество резидентов
Выпадающие доходы государства
Капитальные вложения

Численность сотрудников
В ТОП-3 отраслей по объему выручки вошли отрасли по производству масел и жиров (7,5%), производству чугуна, стали и ферросплавов (7,1%), а также производству железнодорожных локомотивов и подвижного состава (6,5%). Объем капитальных вложений резидентов ТОСЭР в моногородах и ЗАТО, вошедших в периметр анализа,
с 2017 года по 2021 год вырос в 5,6 раза, численность сотрудников - в 5,3 раза.
С 2017 года по 2021 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по резидентам, вошедшим в периметр анализа) в связи с предоставлением ИНЛ, увеличилась с 0,5 млрд руб. до 9,7 млрд руб. (в 20,2 раза).
По результатам анализа доля выручки «красных» налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму оценивается в 25,1%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 37 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.
Таблица 4. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность
ОКВЭД Наименование отрасли
Выручка по
отрасли*, млрд
Операционная рентабельность
за последний год**
Доходность активов за
последний год
Операционная
рентабельность за период***
Доходность активов
за период
24.10
Производство чугуна, стали и ферросплавов
11,5 22,2%
45,0%
5,2%
12,4%
23.13
Производство полых стеклянных изделий
2,3 23,9%
48,9%
27,6%
77,0%
20.15
Производство удобрений и азотных соединений
2,2 8,1%
17,5%
13,4%
19,7%
10.52
Производство мороженого
2,2 47,0%
28,6%
48,5%
29,2%
07.29
Добыча руд прочих цветных металлов
1,9 65,6%
32,1%
65,6%
32,1%
------------------------------
* сумма средних значений выручки в решках отрасли по всем резидентам за период анализа
** средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год


*** средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа
------------------------------
В отношении ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность, стоит отметить, что отрасль по производству чугуна, стали и ферросплавов в последние годы демонстрирует сверхдоходность, несмотря на невысокое значение операционной рентабельности в целом за период.
При этом у налогоплательщиков из данной отрасли уровень инвестиционной активности является невысоким.
Таким образом, режим ТОСЭР в моногородах и ЗАТО требует «донастройки», например, в части налогового законодательства представляется целесообразным закрепить дополнительные обязательства по инвестициям, или численности, или по расходам на НИОКР.
Помимо точечной донастройки режима ТОСЭР в моногородах и ЗАТО также целесообразна доработка действующего законодательства в части организации процесса создания, администрирования, мониторинга и контроля, а также применения налоговых льгот. Например, в настоящее время:
- существует возможность переноса действующих производств в режим ТОСЭР в моногородах и ЗАТО, что не соответствует цели режима по развитию новых производств,
- отсутствуют утвержденные плановые показатели функционирования ТОСЭР в моногородах и ЗАТО,
- отсутствуют единые формы и порядок заключения соглашений об осуществлении деятельности в ТОСЭР в моногородах и ЗАТО, включая единые критерии и методики оценки заявки организации на заключение соглашения, а также конкретизированные определения контролируемых показателей,
- целесообразно рассмотреть возможность установления контроля со стороны налоговых органов за достоверностью предоставляемых резидентами ТОСЭР в моногородах и ЗАТО данных о выполнении контролируемых показателей,
- отсутствуют контроль за устранением выявленных нарушений.
Региональный инвестиционный проект для участников в Дальневосточном Федеральном округе (РИП в ДФО)
Таблица 5. Краткая информация по режиму
Показатель
Описание
Срок действия режима
С 01.01.2014 до 01.01.2027 или 01.01.2029 или 01.01.2031 (в зависимости от типа РИП и размера капитальных вложений).
Налоговые льготы режима
- пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ), - льготный коэффициент Ктд по НДПИ, - общая сумма всех льгот не может превышать величину капитальных вложений.
Количество отраслей в режиме
11
Наличие обязательств
Да (капитальные вложения: в первые 3 года - от 50 млн руб., в первые 5 лет - не менее 500 млн руб.).
За период анализа (2017-2021 годы) общее количество участников
8
в РИП в ДФО составило 73, из которых в периметр анализа на базе АС «Эффективность льгот»
вошли 72 9
участника.
Выручка и количество резидентов
Выпадающие доходы государства


Капитальные вложения
Численность сотрудников

В ТОП-3 отраслей по объему выручки вошли отрасли по добыче руд прочих цветных металлов (74,1%), добыче и обогащению угля и антрацита (10,5%), а также по утилизации отсортированных материалов (7,6%). Объем капитальных вложений участников РИП в ДФО, вошедших в периметр анализа, с 2017 года по 2021 год снизился в 1,6 раза, численность сотрудников выросла в 1,3 раза.
С 2017 года по 2021 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по участникам, вошедшим в периметр анализа) в связи с предоставлением ИНЛ, увеличилась с 1,3 млрд руб. до 41,7 млрд руб. (в 33 раза).
По результатам анализа доля выручки «красных» налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму оценивается в 78%. Таким образом, режим РИП в ДФО требует «донастройки» в целом и, как следствие,
необходимо уточнение периметра применяемых налоговых льгот в режиме.
Таблица 6. Перечень отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность (справочно)
ОКВЭД Наименование отрасли
Выручка по
отрасли*, млрд
Операционная
рентабельность за последний
год**
Доходность активов за
последний год
Операционная
рентабельность за
период***
Доходность
активов за период
07.29
Добыча руд прочих цветных металлов
259,8 48,1%
29,8%
-38,8%
24,1%
05.10
Добыча и обогащение угля и антрацита
36,8 37,4%
25,1%
8,3%
15,2%
07.10
Добыча и обогащение железных руд
14,8 45,9%
41,7%
25,6%
15,5%
07.2
Добыча руд цветных металлов
5,9 56,1%
35,1%
54,4%
26,4%
08.11
Добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев
0,3 44,9%
64,7%
44,5%
55,2%
------------------------------
* сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем участникам за период анализа
** средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год
*** средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа
------------------------------
В отношении отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность, стоит отметить, что отрасли по добыче руд прочих цветных металлов, а также по добыче и обогащению угля и антрацита в последние годы демонстрируют сверхдоходность, несмотря на невысокие значения операционной рентабельности в целом за период. При этом у налогоплательщиков из данных отраслей уровень инвестиционной активности и прирост создаваемых рабочих мест является невысоким.
Дополнительно обращаем внимание, что одной из целей введения режима РИП является создание высокотехнологичных проектов. Однако более 90% от выручки всех участников РИП в ДФО, вошедших в периметр анализа, приходится на организации, добывающие твердые полезные ископаемые (в том числе железные руды, цветные металлы, уголь и антрацит и т.п.) и не относящиеся к категории высокотехнологичных.
Региональный инвестиционный проект для участников вне Дальневосточного федерального округа (РИП вне ДФО)
Таблица 7. Краткая информация по режиму
Показатель
Описание
Срок действия режима
С 01.01.2014 до 01.01.2027 или 01.01.2029 или 01.01.2031 (в зависимости от типа РИП и размера капитальных вложений).
Налоговые льготы режима
- пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ), - льготный коэффициент Ктд по НДПИ, - общая сумма всех льгот не может превышать величину капитальных вложений.
Количество отраслей в режиме
84
Наличие обязательств
Да (капитальные вложения: в первые 3 года - от 50 млн руб., в первые 5 лет - не менее 500 млн руб.).
За период анализа (2017-2021 годы) общее количество участников
10
в РИП вне ДФО составило 160, из которых в периметр анализа на базе АС «Эффективность льгот»
вошли 144 11
участника.
Выручка и количество резидентов