Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика нотариата
1.1. Эволюция законодательства о нотариальной деятельности в России и за рубежом
1.2. Понятие и функции нотариата
Глава 2. Основные подходы к нотариальной деятельности
2.1. Нотариальные действия, совершаемые нотариусами и уполномоченными должностными лицами
2.2. Порядок совершения нотариальных действий
2.3. Ограничения в совершении нотариальных действий
Глава 3. Правовое регулирование нотариата: проблемы и перспективы
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации не пришел к выводe о несоответствии института исполнительной надписи нотариуса части 3 статьи 35 Конституции РФ.
В настоящее время вопрос о сущности исполнительной надписи нотариуса неоднозначно решается в судебной практике. По решениям некоторых судов исполнительная надпись нотариуса не признается в качестве исполнительного документа, в других случаях исполнительная надпись нотариуса относится к числу исполнительных документов, к которым применяются нормы Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Такая противоречивая ситуация, по мнению автора, связана с неопределенностью действующего законодательства. «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» в пункте 13 статьи 35 предусматривают право нотариуса совершать исполнительные надписи. В свою очередь, Советом Министров РСФСР 11 марта 1976 г. было принято Постановление № 171, действующее в редакции Постановлений Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. № 1225; от 30 декабря 2000 г. № 1039, где был утвержден Перечень документов, в соответствии с которым, взыскание задолженности осуществляется в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, выполняющих нотариальные действия.
Учитывая то факт, что данный Перечень первоначально был утвержден в 1976 г., некоторые авторы считают, что "указанный Перечень сейчас утратил свое правовое значение, поскольку был утвержден подзаконным актом". По мнению автора, в этом вопросе необходимо согласиться с мнением Г. Вайнштейна, что "утверждения о том, что данный Перечень применению не подлежит, являются полностью несостоятельными". Следовательно, нет оснований полагать, что упомянутый выше Перечень утратил юридическую силу.
Однако не способствуют устранению неопределенности в вопросе о правовой природе исполнительной надписи положения, статья 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", которые не предусматривают исполнительную надпись нотариуса в перечне исполнительных документов. В то же время приведенный в статье 7 данного закона, перечень исполнительных документов содержит пункт 8, согласно которому исполнительными документами являются постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Следует отметить, что статья 93 «Основ законодательства РФ о нотариате» признает, что взыскание по исполнительным надписям производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Поэтому, несмотря на отсутствие в статье 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" упоминания об исполнительной надписи нотариуса в качестве исполнительного документа, анализ законодательства позволяет утверждать, что исполнительная надпись нотариуса является исполнительным документом и способна защищать субъективные права граждан и юридических лиц.
Однако чтобы устранить неопределенность в толковании и применении действующего законодательства, представляется целесообразным в статье 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в которой перечень исполнительных документов, внести указание на исполнительную надпись нотариуса при соблюдении установленных законом порядка и условий ее выдачи.
Заключение
Итак, современный нотариат – это система государственных органов и должностных лиц, в обязанности которых входит удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Уникальность института нотариата, его полезность, а также экономичность для общества заключается в том, что нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них самих, без каких-либо затрат со стороны государства. Кроме того, современный нотариат России позволяет государству лучше выполнять не только правоохранительные, но и фискальные и судебно-юрисдикционные функции. На такие сущностные характеристики нотариата важно обратить внимание именно сейчас, когда государство испытывает большие сложности при финансировании правоохранительной и судебной систем России.
Нотариат в России призван обеспечивать, в соответствии с Конституцией России, Конституциями республик в составе России, данными Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
При этом нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.
Нотариальную деятельность в России могут осуществлять не только нотариусы. Однако при отсутствии нотариуса в поселении нотариальные действия осуществляются должностными лицами исполнительных органов, уполномоченными на осуществление этих действий. Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других стран осуществляются должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченными осуществлять эту деятельность.
Институт современного нотариата обладает следующими основными признаками, раскрывающими его правовую сущность:
- целью осуществления нотариальной деятельности заключается в установленном порядке и предусмотренными законом защите прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, общества и государства;
- Российский нотариат состоит из двух категорий нотариусов: нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, и нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариусы обладают публичными, властными полномочиями и осуществляют нотариальную деятельность от имени Российской Федерации;
- институт нотариата не является организационной частью системы органов государственной власти и является институтом гражданского общества;
- нотариальная деятельность осуществляется в области бесспорной юрисдикции.
Нотариат принято относить к правоохранительным, юрисдикционным органам, которые призваны осуществлять защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В системе таких органов нотариат наиболее тесно связан с судом, поскольку выполняет задачи, аналогичные функциям суда - охрану субъективных прав граждан и организаций. Основное различие между судом и нотариусом заключается в том, что суды в основном разрешают споры о праве, а предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела. Кроме того, органы нотариата не используют состязательную форму процесса, а удостоверяют права и юридические факты, как правило, на основании письменных доказательств. Нотариальные действия совершаются нотариусом индивидуально, в его деятельности нет рекламы.
Принятые 11 февраля 1993 года «Основы законодательства РФ о нотариате», сыграли важную роль в развитии нотариусов в рыночной экономике. По истечении стольких лет работы, удалось повысить профессиональный уровень нотариусов, обеспечить доступность нотариальных услуг для населения.
«Основы законодательства о нотариате» коренным образом изменили организационную структуру построения нотариата в России. Они предусматривают, что нотариальные действия от имени Российской Федерации совершают как нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, так и занимающиеся частной практикой; оформленные ими документы имеют одинаковую юридическую силу.
В то же время, ныне действующее законодательство, регулирующее организационные основы нотариата в Российской Федерации фактически устарело.
Необходимо обновить существующие инструкции и письма, придав им законодательную форму. Необходимо внести изменения в «Основы законодательства о нотариате», необходимо четко разграничить юрисдикцию дел с участием частных нотариусов.
В настоящее время существует ситуация, когда разнообразие существующих нормативных актов, иногда их несоответствие, вызывает много вопросов, когда нотариусы совершают определенные нотариальные действия. Для оказания помощи нотариусам представляется целесообразной на основе обобщения судебной и нотариальной практики разработка Федеральной нотариальной палатой рекомендаций нотариусам по совершению нотариальных действий.
И в заключение отмечу: сегодня мы можем с полной уверенностью сказать, что нотариат занял свое достойное место в системе учреждений юстиции, выполняющих правозащитные функции. Будучи публично-правовым институтом и выполняя нотариальные действия, предписанные законом, нотариусы полностью гарантируют доказательную силу и публичное признание документов, которые они выполняют.
Однако анализ ситуации в государственном нотариате показал, что по многим причинам нотариат не может качественно и полностью выполнять возложенные на него задачи, поэтому необходимо совершенствовать нотариальное законодательство.
Как поступит законодатель – разработает и примет новый Федеральный закон о нотариате или только внесет изменения в Основы законодательства о нотариате – неизвестно. Однако очевидно, что такие изменения, которые отражают все нюансы прошлых экономических реформ в России с 1993 по 2019 годы, крайне необходимы.
Нотариус - незаменимая фигура в процессе реализации субъектами семейных юридических отношений своих прав и выполнения своих обязанностей. Традиционно нотариус совершает нотариальные действия, такие как выдача свидетельств, о праве собственности на долю в общей собственности супругов, удостоверяет брачный договор и соглашение о выплате алиментов.
Законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей в семейном праве с фактом совершения нотариального действия. Перечень рассмотренных нами нотариальных действий, совершаемых нотариусом в области семейных правоотношений, нельзя считать исчерпывающим, поскольку, закон предусматривает в некоторых случаях обязательное удостоверение сделок нотариусом в сфере семейных правоотношений, стороны по достигнутому соглашению могут предать сделкам нотариальную форму.
Роль нотариуса при оформлении нотариальных прав граждан значительна. Нотариус в контексте исполнения нотариальных действий осуществляет реализацию гражданами прав в области наследования имущества. Такими нотариальными действиями являются: принятие мер по защите и управлению наследственным имуществом, выдача свидетельства о праве на наследство и завещания.
В процессе написания работы были выявлены некоторые проблемы правового регулирования нотариальных действий:
1. Расширение перечня нотариальных актов является одним из важнейших вопросов дальнейшего прогрессивного эффективного развития нотариата. Учитывая тот факт, что при подготовке и рассмотрении законопроектов Российская Федерация, не внедрила практику подготовки обязательного полного экономического обоснования для конкретной законодательной нормы, установленный нотариальный тариф может в конечном итоге стать экономически невыгодным для нотариуса и возможность выполнения нотариального действия по требованию одной из сторон (диспозитивные нормы) для граждан и организаций превратятся в чисто декларативные.
2. Другой проблемой, по мнению автора, является практическая реализация такого нотариального действий, как исполнительная надпись нотариуса.
Ряд норм Гражданского кодекса Российской Федерации прямо указывает на возможность защиты нарушенного права путем совершения нотариусом исполнительной надписи, которая представляет собой распоряжение нотариуса «о взыскании с должника в пользу кредитора денежных сумм или имущества...». Гражданский кодекс признает в некоторых случаях, что защита прав участников гражданского оборота может производиться нотариусом, в том числе путем исполнительной надписи. В связи с этим возникает вопрос о необходимости расширения рамок юрисдикционной формы защиты гражданских прав, и предусмотреть наряду с судебным и административным порядком защиты, защиту гражданских прав нотариусом. Нотариус действует от имени государства в соответствии со статьей 1 «Основ законодательства РФ о нотариате».
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Нормативные акты и судебная практика
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета. 25.12.1993. № 237.
2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 года № 145-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст.3823.
3. Гражданский кодекс РФ, часть первая, от 30.11.1994 года № 51-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст.3301.
4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 года № 138-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. № 46. Ст.4532.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ//Российская газета. 31.12.2001. № 256.
6. Налоговый кодекс РФ, часть первая, от 31.07.1998 года № 146-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 1998. №31. – Ст.3824.